Исследование эмоционального состояния младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Левитов считает, что эмоциональное состояние – это самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, не являющимися психическими процессами или свойствами личности, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю эмоциональную деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом. Таким образом, в структуру эмоционального состояния входят определённая модальность переживания, конкретные изменения в протекании психических процессов (психической деятельности в целом), отражение особенностей личности и характера, а также предметной деятельности и соматического состояния.

Содержание

Введение
1. Теоретическая часть
1.1. Понятие “эмоциональная напряжённость”
1.2. Ситуации, вызывающие эмоциональную напряжённость
1.3. Психическая напряжённость и напряжение
1.4. Влияние напряжённости на учебную деятельность.
2. Практическая часть
2. 1. Организация и методика исследования.
2.2. Интерпретация результатов экспериментального исследования.
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

готовая.DOC

— 259.00 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим теперь такой  показатель познавательных процессов, как мышление. До формирующего эксперимента высокий показатель имели 8 детей, после  их стало 14. Некоторые дети, например, Антон Е., Вика Р., Марина К., Аня С., Катя К., Дима К. остались на прежнем уровне – среднем.

Констатирующий срез не выявил не одного ребенка, у которого все три показателя были бы высокими. После эксперимента число таких  детей оказалось равное 4. Число детей, не имеющих низкого уровня хотя бы одного из показателей при констатирующем срезе, было равно 3. Контрольный срез обнаружил 20 таких детей.

Таким образом, можно  говорить о том, что включенность младшего школьника в СДО стимулирует  развитие познавательной активности, является средством ее развития и средой оптимизирующей развитие такой активности.

Контрольная группа все  это время продолжала работать в  своем традиционном режиме. Это время  тоже работало на них, но результаты мы обнаружили иные: более высокий уровень внимания показало 9 человек (было 4 чел.), показатель уровня развития памяти изменился у 12 детей ( был низкий уровень стал средний уровень) и уровень развития мышления остался без изменений.

 

Заключение

 

  1. Состояние психической напряженности возникает при выполнении человеком продуктивной деятельности в трудных условиях и оказывает сильное влияние на её эффективность.
  2. Применительно к деятельности и особым условиям её протекания напряжённость выступает не как прямой результат этих условий или некий эпифеномен, а как непосредственное интегральное отражение значимой для субъекта ситуации, в которой выполняется деятельность. Возникающий стресс “можно определить только на основе данных личности, её интеллектуального уровня и ранее приобретённых навыков, на основе широко понимаемого личного опыта” человека.
  3. В психологической структуре напряженности особая роль принадлежит мотивационному и эмоциональному компонентам. Если первый регулирует деятельность со стороны значимости для субъекта задачи, ситуации в связи с его потребностями, установками, ценностными ориентациями и т. д., то эмоциональный компонент производит соотнесённость этой значимости с конкретными обстоятельствами и с этой целью “включает” все механизмы жизнедеятельности человека. Это способствует поддержанию высокого уровня функционирования психических и биологических процессов, что в свою очередь является предпосылкой выполнения деятельности в сложных условиях. В качестве высшего уровня психического регулирования выступает личность, которая как бы задаёт программу всем остальным видам этого регулирования.
  4. Показатели деятельности служат индикатором, результативным выражением тех психических изменений, которые происходят в сложных условиях. Опираясь на эти показатели при изучении феномена напряжённости, психология, однако, предметом рассмотрения полагает скрытые за ними процессы, их психологическое содержание.

 

Литература:

 

  1. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психические состояния. Владивосток, Изд-во ДВГУ, 1990.
  2. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., “Просвещение”, 1964.
  3. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М., Изд-во МГУ, 1981.
  4. Наенко Н.И. Психическая напряжённость. М., Изд-во МГУ, 1976.
  5. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. Л., Изд-во ЛГУ, 1983.
  6. Сб. Психические состояния. Л., Изд-во ЛГУ, 1981.
  7. Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. Горький,1975.
  8. Ануфриева А.Ф., Костромина С.Н. как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: изд. «Ось-89», 2000. - с. 36, 40
  9. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. Институтов. Под ред. проф. А.В. Петровского. - М., Просвещение, 1973, с. 86

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Таблица 1

Время выполнения задания детьми экспериментальной  группы.

ИМЯ

ПРЯМОЙ СЧЕТ

ОБРАТНЫЙ СЧЕТ

Вероника Е.

45 секунд

1 минута

Алиса Т.

1 минута

1 минута

Платон К.

1 минута 15 секунд

1 минута 45 секунд

Антон Е.

55 секунд

45 секунд

Френк К.

1 минута 15 секунд

1 минута

Вика Р.

1 минута 15 секунд

1 минута

Марина К.

1 минута 10 секунд

1 минута 25 секунд

Аня С.

55 секунд

35 секунд

Павел А.

1 минута 15 секунд

1 минута

Дарья П.

1 минута

1 минута 15 секунд

Катя К.

1 минута 10 секунд

1 минута

Саша П.

59 секунд

1 минута

Дима К.

55 секунд

54 секунды

Настя Ж.

1 минута

55 секунд


 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.

Уровень развития внимания у детей экспериментальной  группы.

ИМЯ

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ

Вероника Е.

Средний

Алиса Т.

Средний

Платон К.

Низкий

Антон Е.

Высокий

Френк К.

Средний

Вика Р.

Средний

Марина К.

Низкий

Аня С.

Высокий

Павел А.

Средний

Дарья П.

Средний

Катя К.

Средний

Саша П.

Средний

Дима К.

Высокий

Настя Ж.

Средний


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.

Время выполнения задания учащимися контрольной группы.

ИМЯ

ПРЯМОЙ СЧЕТ

ОБРАТНЫЙ СЧЕТ

Денис А.

1 минута 30 секунд

1 минута 10 секунд

Алена А.

55 секунд

55секунд

Мелис А.

1минута 9 секунд

1 минута 4 секунды

Сергей Б.

1 минута 20 секунд

1 минута 38 секунд

Ульяна Б.

1 минута 2 секунды

1 минута

Сергей Б.

49 секунд

1 минута 14 секунд

Денис В.

1 минута 33 секунды

1 минута 14 секунд

Юля В.

1 минута 50 секунд

1 минута 26 секунд

Ольга Г.

55 секунд

1 минута 8 секунд

Аня Д.

1 минута 15 секунд

1 минута 9 секунд

Мария Е.

1 минута 10 секунд

1 минута

Коля Е.

1 минута 13 секунд

1 минута 12 секунд

Алексей М.

1 минута 40 секунд

1 минута 15 секунд


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4.

Уровень развития внимания у детей контрольной  группы.

ИМЯ

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ

Денис А.

Низкий

Алена А.

Высокий

Мелис А.

Низкий

Сергей Б.

Низкий

Ульяна Б.

Средний

Сергей Б.

Средний

Денис В.

Низкий

Юля В.

Низкий

Ольга Г.

Средний

Аня Д.

Низкий

Мария Е.

Средний

Коля Е.

Низкий

Алексей М.

Низкий


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5.

Уровень развития кратковременной памяти детей экспериментальной  группы.

Имя

Число правильно      найденных сумм чисел в 10 рядах

Уровень развития

Вероника Е.

8

Средний

Алиса Т.

4

Низкий

Платон К.

3

Низкий

Антон Е.

9

Средний

Френк К.

3

Низкий

Вика Р.

8

Средний

Марина К.

7

Низкий

Аня С.

3

Низкий

Павел А.

10

Высокий

Дарья П.

5

Низкий

Катя К.

6

Низкий

Саша П.

3

Низкий

Дима К.

4

Низкий

Настя Ж.

2

Низкий


 

 

 

 

 

Таблица 6.

Уровень развития кратковременной памяти детей контрольной группы.

 

Имя

Число правильно      найденных сумм

Уровень развития

Денис А.

9

Средний

Алена А.

8

Средний

Мелис А.

3

Низкий

Сергей Б.

5

Низкий

Ульяна Б.

4

Низкий

Сергей Б.

6

Низкий

Денис В.

5

Низкий

Юля В.

8

Средний

Ольга Г.

9

Средний

Аня Д.

1 0

Высокий

Мария Е.

2

Низкий

Коля Е.

3

Низкий

Алексей М.

7

Низкий


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 7.

Уровень развития мышления у детей экспериментальной  группы.

Имя

Число решенных задач

Уровень развития

Вероника Е.

20

Высокий

Алиса Т.

20

Высокий

Платон К.

6

Низкий

Антон Е.

11

Средний

Френк К.

5

Низкий

Вика Р.

10

Средний

Марина К.

8

Средний

Аня С.

13

Средний

Павел А.

22

Высокий

Дарья П.

4

Низкий

Катя К.

8

Средний

Саша П.

21

Высокий

Дима К.

9

Средний

Настя Ж.

5

Низкий

Информация о работе Исследование эмоционального состояния младших школьников