История возникновения и развития систем сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 12:15, реферат

Краткое описание

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е., от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских психологов и педагогов.

Содержание

1. Введение.
2. Значение сенсорной культуры для развития ребенка.
3. Особенности систем сенсорного воспитания в зарубежной педагогике (Ф. Фребель, М. Монтессори).
4. Сенсорное воспитание в отечественной дидактической системе детского сада (Е.И. Тихеева, М. Манасеина).
5. Содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике.
6. Использование дидактической игры в сенсорном развитии детей четвертого года жизни в изодеятельности и конструировании.
7. Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

История дошкольной педагогики.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

На втором-третьем  году жизни дети должны научиться  выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать  представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении  между двумя предметами по величине.

Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют  сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием  эталонов необходимо учить детей  способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость  развивать у детей аналитическое  восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

 

Особо важным является вопрос о связи сенсорного воспитания, осуществляемого  при помощи предлагаемой системы, с  сенсорным воспитанием, проводимым при обучении продуктивным видам деятельности (рисование, лепка и др.). Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни ребенка, но обучение в этом возрасте еще не занимает значительного места. Поэтому для детей раннего возраста еще нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.

 

6. Использование дидактической игры в сенсорном развитии детей четвертого года жизни в изодеятельности и конструировании

 

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком и формирование представлений о внешних свойствах и качествах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

С восприятия предметов  и явлений окружающего мира начинается познание ребенка. Поэтому нормальное эстетическое развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Развитие восприятия и ощущения происходит успешнее в условиях целенаправленной, содержательной деятельности: – рисование – лепка – аппликация – конструирование. Это не только создает благоприятные условия для развития ощущения и восприятия, но вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками на листе бумаги. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем возрасте. Период первых трех лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываются черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения. Ребенка обучают различать величину, форму и цвет предмета через дидактические игры. Рассматривая объект, ребенок, как правило, выделяет в этом возрасте, один – наиболее яркий признак, и, ориентируясь на него, передает изображение предмета в изобразительной деятельности через цветовую гамму, в конструировании, лепке – через форму, цвет. Это основа важнейших способностей, обеспечивающих успехи музыкантов, художников, архитекторов, конструкторов – сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и четкостью передавать тончайшие ньюансы формы, цвета, величины и других внешних свойств предметов и явлений. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В результате постоянного интереса возникает внимание к внешним свойствам предметов. В системе дидактических игр дети младшей группы овладевают основными умениями и навыками различных видов продуктивной деятельности в игре и учении: рисование, лепка, конструирование. Дидактические игры, проводимые вне занятия систематически обучают, закрепляют знания в игровой форме.

Дидактические игры позволяют  развивать его восприятие, чувственность  и тактильные ощущения.

Этой проблемой занимались следующие авторы: Фридрих Фребель, Рудольф Штейнер (Вольдорфская педагогика), Мария Монтессори, Е.И. Тихеева, Т.С. Комарова, Л.А. Венгер. Так же многие методисты из других областей, так как сенсорное воспитание многогранно и охватывает все области развития детей. Такие авторы, как: В.И. Логинова, И.П. Линькова и Е.А. Шумилина, С.А. Козлова, Л.Р. Болотина, И.Я. Лернер, З.В. Богатеева, Э.Г. Пилюгина, В.В. Гербова, А.Н. Фролова, А.К. Бондаренко, З.В. Лиштван.

Основная особенность  дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх  обучающей задачи, наличие готового содержания и правил, дает возможность  воспитателю более планомерно использовать эти игры для эстетического воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Знакомство с формами, величинами, пространственными представлениями, звуками. Однако, как обнаружилось в исследованиях, на занятиях нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, общественно установленными сенсорными эталонами: геометрическими фигурами, цветами солнечного спектра. Много общего с рассматриваемыми упражнениями имеется в играх с дидактическими игрушками, сборно-разборными игрушками и вкладышами: матрешки, башенки, шары, кубики.

В содержании дидактических игрушек выражены особенности природы, быта, того ли иного народа, национального характера.

Виды дидактических  игр:

1. Игры – забавы.

2. Настольно – печатные.

3. Словесные. Музыкальные.

 

Обязательным элементом  дидактических игр является отражение учебного материала.

 

- Выделение игровых задач.

 

- Наличие правил.

 

- Действия играющих.

 

- Подведение итогов игр.

 

Классификация игр:

 

1. Игры, возникающие по  инициативе детей – самостоятельные,  режиссерские.

 

2. Игры, возникающие по  инициативе взрослого или старших детей – организованные игры.

 

3. Игры, идущие от исторически  сложившихся традиций народа  – народные.

 

Методика организации  дидактических игр:

 

Организация детских  игр осуществляется педагогом в  трех направлениях: – подготовка к проведению дидактической игры;

 

– применение дидактической  игры;

 

– анализ дидактической  игры.

 

Особенности детей младшего возраста:

 

– стремление самоутвердится «я – сам»;

 

– неустойчивое внимание.

 

При проведение дидактической  игры с детьми младшего возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры. Подводя итог с детьми младшего возраста, воспитатель, как правило, отмечает только положительное поведение детей во время проведения дидактической игры.

Одним из важных условий  сенсорного развития детей 2-ой младшей группы является осуществление его в процессе содержательной деятельности детей. Именно в условиях содержательной, результативной деятельности складывается возможность сделать особенности, отношения, свойства предметом внимания детей, предметом освоения.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют  разнообразные виды художественно  – творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок  и наклеивание их, создание различных  конструкций из природных материалов.

Для изобразительной деятельности этого возраста характерны быстрые переходы процесса изображения в игру, что объясняется подвижностью воображения, их общей активности.

Игра – это особый вид деятельности дошкольника, она  всегда носит творческий характер.

Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Дидактические игры, проводимые вне занятия и являющиеся составной частью занятия, обучают и закрепляют знания в игровой форме. Дидактические игры и упражнения для детей 3 – 4 лет проводятся последовательно, систематично. Важно только перемежать задания, предусматривающие работу с различными свойствами предметов. В противном случае существует опасность фиксировать внимание детей на выделение одного из свойств в ущерб другим.

 

7. Заключение

 

Таким образом, в истории  педагогики сложились разные системы сенсорного воспитания (М. Монтессори, Ф. Фребель, Е.И. Тихеева, современная отечественная система). Они отличаются друг от друга психологическими подходами к пониманию природы восприятия, его взаимосвязи с мышлением. В зависимости от этого по-разному строится содержание сенсорного воспитания, его методика.

Современная отечественная  теория сенсорного воспитания включает в себя все многообразие сенсорных  характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т.е. перцептивные действия, систему обследовательских действий, систему эталонов, которыми овладевают дети. Поэтому задача сенсорного воспитания – своевременно обучить ребенка этим действиям является актуальной и действенной. А обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.   Щелованов Н.М.  Ясли и дома ребенка – задачи  воспитания. – В кн.: Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1960.

 

2.   Венгер Л.А.  др. Воспитание сенсорной культуры  ребенка от рождения до 6 лет.  – М.: Просвещение, 1988.-144 с.

 

3.   Крулехт М., Онищенко  Э. Она стояла у истоков отечественного  дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. -1993. – №5. - С. 52–54

 

4.   Морозова О.Е.И.  Тихеева. Дошкольный возраст:  сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. – №5. - С. 54–55

 

5.   Плеханов А. Педагогическая  теория и практика Марии Монтессори // Дошкольное воспитание. -1989. – №10. - С. 66–70

 

6.   Плеханов А., Морозова О.М.М.  Манасеина: сенсорное развитие  и воспитание детей дошкольного  возраста // Дошкольное воспитание. -1995. – №7. - С. 31–35

 

7.   Плеханов А., Морозова О.  Создатель детского сада и основоположник дошкольной педагогики // Дошкольное воспитание. -1995. – №7. - С. 64–67

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе История возникновения и развития систем сенсорного воспитания детей дошкольного возраста