Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 01:38, курс лекций
История педагогики и педагогической мысли» - это раздел педагогики, который занимается изучением образования и педагогической мысли на разных этапах человеческой цивилизации – от древних времен и до настоящего времени.
История педагогики и педагогической мысли» - это раздел педагогики, который занимается изучением образования и педагогической мысли на разных этапах человеческой цивилизации – от древних времен и до настоящего времени.
Объектом науки истории педагогики и образования - является всемирный историко-педагогический процесс, рассматриваемый в единстве теории и практики воспитания, обучения и образования.
Предметом истории педагогики - выступает сложный процесс становления и развития педагогической теории и практики образования, исторические закономерности развития воспитания, школы и педагогической мысли в разные исторические периоды с древнейших времен до наших дней.
Специфика ИП как науки
- оценивать заслуги педагогов и школы не по тому, что они не дали сравнительно с нашим временем, а по тому, что они дали нового по сравнению со своими предшественниками; по тому, послужили ли они толчком для развития в последующем системы образования и воспитания, вопросов педагогической науки;
- отмечая роль деятелей прошлого
Задачи ИП: 1) изучение закономерностей воспитания как общечеловеческого и общественного явления, его зависимости от изменяющихся потребностей общества;
2) выявление рациональных и гуманистически образовательных концепций, которые разработали поколения педагогов;
3) анализ пути развития педагогической науки и обобщение того положительного, что было накоплено в предыдущие исторические эпохи;
4) констатация исторически верной картины состояния мировой и отечественной школы и педагогики на каждом этапе социально-исторического развития.
История педагогики и образования как часть педагогической науки выполняет следующие функции:
а). выявляет и исследует в истории образования факты, идеи, закономерности развития обучения и воспитания; б). воссоздает ретроспективу логики развития образования и накопления педагогических взглядов, теорий, идей; в). выступает критерием достоверности и эффективности в создании новых педагогических систем; г). раскрывает процесс возникновения и изменения образовательных традиций; д). прослеживает взаимосвязь и взаимовлияние педагогических идей, концепций, теорий, систем в различные исторические эпохи.
К специфическим методам историко-педагогического исследования стоит отнести реконструкцию, описание и объяснение.
Реконструкция решает задачи воссоздания и восстановления историко-педагогического процесса, соотносимого с конкретным местом, временем и социокультурными условиями.
С помощью объяснения выявляются сущность и значение историко-педагогических событий, выделяется в них главное и второстепенное, причинно-следственные связи, познаются закономерности функционирования и развития педагогических событий прошлого.
Описание помогает воссоздать целостную картину развития историко-педагогического процесса с древнейших и до наших времен, на территории различных государств, в соответствии с процессами эволюции человеческого общества, культуры, цивилизации и науки.
Воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества и существует на протяжении всей его истории. С самого начала В. выполняет общую функцию передачи от поколения к поколению социального опыта.
- Зарождение зачатков воспитания в племенах Homo habilis (Человек умеющий) некоторые ученые относят к периоду 2,5–1,5 млн. лет назад. Развитие охоты приводило к тому, что Homo habilis накапливали определенный опыт жизнедеятельности и передавали следующим поколениям информацию, связанную с этим видом деятельности: о рельефе местности, повадках животных, способах их выслеживания и охоты на них, о правилах внутригруппового взаимодействия, о создании и использовании орудий охоты.
Подобная деятельность в некоторых чертах схожа с воспитанием. Вместе с тем весьма трудно с определенностью назвать время появления собственно воспитания как специальной социальной функции.
- Собственно воспитание начинает формироваться 1,5 млн. тыс. лет назад и этот процесс проходил в три этапа.
I этап (от 1,5 млн. до 45 тыс. лет назад) -
1). появляется новая ветвь в эволюции человека – архантропы (архео (от греч. - древний) (устар.) – эректус (прямоходящие), ископаемый вид людей, который рассматривают как непосредственного предшественника современных людей; ему свойственно:
2). К этому же периоду относится появление палеоантропов (палео (от греч. - древний), или, правильнее, неандертальцев – известных самых близких предков Человека разумного:
3). В период приблизительно 100 тыс. лет назад в Евразии начался процесс оледенения, что значительно ускорило эволюцию социальных отношений и хозяйственной деятельности.
В результате появляется новая ступень в развитии человечества – человек разумный.
Таким образом,
к периоду 45–40 тыс. лет назад воспитание выделяется как специальная социальная функция, чему способствует:
II этап (от 45– до 10 тыс. лет назад)
III этап (от 10 до 8 тыс. лет назад)
Таким образом, к IV–V тысячелетиям до н. э. :
Античная культура зародилась приблизительно в Ш тысячелетии до н. э. и престала существовать в V в. В развитии воспитания и школы в античном мире выделяются несколько периодов.
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Архаичный (древнегреческий) период по VIII в. до н. э.
Как и в культуре цивилизаций Древнего Востока, первоначально обучение и воспитание подрастающего поколения в этот период проходило в домашних семейных условиях под руководством опытных наставников.
Одним из первых письменных источников нашего знания о провесе воспитания в этот период считаются произведения Гомера, который описал в своих произведениях воспитания некоторых своих героев (например, Ахилла в «Илиаде» - одного из храбрейших героев, предпринявших поход против Трои. В произведениях Гомера:
II. Воспитание в условиях античности
В античный период развития ведущее положение в развитии Греческих земель региона занимали два государства - Спарта и Афины. Системы воспитания, которые существовали в данных государствах, их специфика определялись особенностями их политического устройства, географическим положением, то есть тем, что сегодня именуют геополитическими условиями.
Общее в воспитательных системах Афин и Спарты:
Однако необходимо отметить, что степень участия государства в воспитании молодого поколения в этих странах была различна.
В Афинах социальное устройство имело черты демократизма. Поэтому цель воспитания личности заключалась в воспитании и образовании личностей, которые будут достойно управлять государством.
Поэтому перед государством и педагогами стояла задача всестороннего развития духовных качеств и физических сил ребенка. Афинянин должен был соединять в себе все возможные добродетели внешней и внутренней красоты человека.