История педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 01:38, курс лекций

Краткое описание

История педагогики и педагогической мысли» - это раздел педагогики, который занимается изучением образования и педагогической мысли на разных этапах человеческой цивилизации – от древних времен и до настоящего времени.

Вложенные файлы: 1 файл

УМК История образования .doc

— 523.50 Кб (Скачать файл)

1. История  педагогики и педагогической  мысли как отрасль научного  знания

История педагогики и  педагогической мысли» - это раздел педагогики, который занимается изучением образования и педагогической мысли на разных этапах человеческой цивилизации – от древних времен и до настоящего времени.

Объектом науки истории педагогики и образования  - является всемирный историко-педагогический процесс, рассматриваемый в единстве теории и практики воспитания, обучения и образования.

Предметом истории педагогики - выступает сложный процесс становления и развития педагогической теории и практики образования, исторические закономерности развития воспитания, школы и педагогической мысли в разные исторические периоды с древнейших времен до наших дней.

Специфика ИП как науки

    1. В ИП, как и в любой исторической науке, решающее значение имеет источник, то есть все то, что содержит факты педагогического содержания в конкретный период истории развития общества, системы образования и воспитания. Именно факты истории воспитания и образования составляют содержательную основу ИП.
    2. Изучая педагогическое наследие отдельных педагогов прошлого, опыт деятельности образовательных учреждений надо руководствоваться положениями:

 

 - оценивать заслуги  педагогов и школы не по  тому, что они не дали сравнительно с нашим временем, а по тому, что они дали нового по сравнению со своими предшественниками; по тому, послужили ли они толчком для развития в последующем системы образования и воспитания, вопросов педагогической науки;

- отмечая роль деятелей прошлого, учреждений образования в развитии педагогики и практики воспитания, не следует идеализировать их вклад в науку или практику; наряду с положительными сторонами теорий и явлений надо видеть и отмечать, возможно, и заблуждения, проанализировать причины, их породившие – чтобы не повторить их.

Задачи  ИП: 1) изучение закономерностей воспитания как общечеловеческого и общественного явления, его зависимости от изменяющихся потребностей общества;

2) выявление рациональных и гуманистически образовательных концепций, которые разработали поколения педагогов;

3) анализ пути развития педагогической науки и обобщение того положительного, что было накоплено в предыдущие исторические эпохи;

4) констатация исторически верной картины состояния мировой и отечественной школы и педагогики на каждом этапе социально-исторического развития.

История педагогики и образования  как часть педагогической науки  выполняет следующие функции:

 а). выявляет и исследует в истории образования факты, идеи, закономерности развития обучения и воспитания; б). воссоздает ретроспективу логики развития образования и накопления педагогических взглядов, теорий, идей; в). выступает критерием достоверности и эффективности в создании новых педагогических систем; г). раскрывает процесс возникновения и изменения образовательных традиций; д). прослеживает взаимосвязь и взаимовлияние педагогических идей, концепций, теорий, систем в различные исторические эпохи.

К специфическим методам историко-педагогического исследования стоит отнести реконструкцию, описание и объяснение.

Реконструкция решает задачи воссоздания и восстановления историко-педагогического процесса, соотносимого с конкретным местом, временем и социокультурными условиями.

С помощью объяснения выявляются сущность и значение историко-педагогических событий, выделяется в них главное и второстепенное, причинно-следственные связи, познаются закономерности функционирования и развития педагогических событий прошлого.

Описание помогает воссоздать целостную картину развития историко-педагогического процесса с древнейших и до наших времен, на территории различных государств, в соответствии с процессами эволюции человеческого общества, культуры, цивилизации и науки.

1. Возникновение и развитие воспитания в первобытном обществе

1). Возникновение воспитания как особого вида общественной деятельности

Воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества и существует на протяжении всей его истории. С  самого начала В. выполняет общую  функцию передачи от поколения к  поколению социального опыта.

- Зарождение зачатков воспитания в племенах Homo habilis (Человек умеющий) некоторые ученые относят к периоду 2,5–1,5 млн. лет назад. Развитие охоты приводило к тому, что Homo habilis накапливали определенный опыт жизнедеятельности и передавали следующим поколениям информацию, связанную с этим видом деятельности: о рельефе местности, повадках животных, способах их выслеживания и охоты на них, о правилах внутригруппового взаимодействия, о создании и использовании орудий охоты.

Подобная деятельность в некоторых чертах схожа с воспитанием. Вместе с тем весьма трудно с определенностью назвать время появления собственно воспитания как специальной социальной функции.

-  Собственно воспитание  начинает формироваться 1,5 млн. тыс. лет назад и этот процесс проходил в три этапа.

I этап (от 1,5 млн. до 45 тыс. лет назад)  -

1). появляется новая ветвь в эволюции человека – архантропы (архео (от греч. - древний) (устар.) – эректус (прямоходящие), ископаемый вид людей, который рассматривают как непосредственного предшественника современных людей; ему свойственно:

  • прямохождение
  • они обладают зачатками речи, мышления
  • их мозг по размеру и структуре близок к человеческому
  • овладевают огнем
  • живут в коллективных сообществах
  • эректусы использовали более сложные по технике обработки и назначению орудия труда – обучение их производству требовало уже специальных способов передачи опыта, отличающихся от инстинктивного подражания взрослым
  • усложняется охота – теперь уже на крупных животных - отсюда необходимость специального обучения охотничьим умениям

2). К этому же периоду относится появление палеоантропов (палео (от греч. - древний), или, правильнее, неандертальцев – известных самых близких предков Человека разумного:

  • они переходят к разделению труда по половому признаку, вследствие чего появляется дифференциация в содержании подготовки мальчиков и девочек к взрослой жизни
  • воспитание у неандертальцев осуществлялось – уже более организованно - в процессе бытового общения, трудовой и охотничьей деятельности.

3). В период приблизительно 100 тыс. лет назад в Евразии начался процесс оледенения, что значительно ускорило эволюцию социальных отношений и хозяйственной деятельности.

В результате появляется новая ступень в развитии человечества – человек разумный.

Таким образом,

к периоду 45–40 тыс. лет назад воспитание выделяется как специальная социальная функция, чему способствует:

  • постоянное усложнение и накопление социального и хозяйственного опыта,
  • передача этого опыта уже требуют специальных форм и методов.

II этап (от 45– до 10 тыс. лет назад)

  • Этот период характеризуется переходом от присваивающих форм хозяйства к производящему труду
  • В первобытных общинах зарождаются специальные приемы и формы воспитания, реализующиеся в ритуалах и обрядах.
  • В этот период появляются первые средства воспитания  -  игрушки-тотемы (образы священных животных), орудия труда и охоты, изготовленные специально для детей.
  • В качестве мощного регулятора поведения использовались запреты – табу и словесные приемы – одобрение или неодобрение.

III этап (от 10 до 8 тыс. лет назад)

  • В результате дальнейшего усложнения хозяйственной и социальной жизни общины появилась семья. Контроль за воспитанием подрастающего поколения теперь осуществляла семья.
  • В семье воспитание дифференцировалось по половому признаку: девочек воспитывали матери и другие женщины рода, мальчиков – мужчины.
  • Важным этапом в развитии воспитания стало появление обряда инициации, символизирующего переход юношей и девушек в разряд социально зрелых, полноправных членов общины.

Таким образом, к IV–V тысячелетиям до н. э. :

  • возникают предпосылки к образованию школьных форм обучения,  появляются школы как социальный институт
  • умственный труд отделяется от физического, - а это приводит к появлению новой профессии – наставник, учитель
  • но все это уже относится  к следующему периоду: к эпохе Древних цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока

 

  1. Воспитание и образование в античном мире

Античная культура зародилась приблизительно в Ш тысячелетии до н. э. и престала существовать в V в. В развитии воспитания и школы в античном мире выделяются несколько периодов.

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Архаичный (древнегреческий) период по VIII в. до н. э.

Как и в культуре цивилизаций  Древнего Востока, первоначально обучение и воспитание подрастающего поколения  в этот период проходило в домашних семейных условиях под руководством опытных наставников.

Одним из первых письменных источников нашего знания о  провесе воспитания в этот период считаются произведения Гомера, который  описал в своих произведениях воспитания некоторых своих героев (например, Ахилла в «Илиаде» -  одного из храбрейших героев, предпринявших поход против Трои. В произведениях Гомера:

  • определялись нравственные устои и традиции античного общества;
  • определялось отношение гражданина к обществу, к семье, к почитанию богов,
  • главной из этнических ценностей воспитания была любовь к свободе, родине.

II. Воспитание  в условиях античности

В античный период развития ведущее положение в развитии Греческих земель региона занимали два государства - Спарта и Афины. Системы воспитания, которые существовали в данных государствах, их специфика определялись особенностями их политического устройства, географическим положением, то есть тем, что сегодня именуют геополитическими условиями.

Общее в воспитательных системах Афин и Спарты:

  1. Древние Спартанцы и Древние Афиняне очень ответственно подходили к вопросам создания семьи и воспитания молодого поколения.
  2. В обоих государственных образованиях считали, что супружество преследует две цели: государственную и семейную.
  3. Государство активно вмешивалось в личную жизнь граждан и требовало от них ответственного отношения к обязанностям гражданина: создать семью и воспитывать детей.

Однако необходимо отметить, что  степень участия государства  в воспитании молодого поколения  в этих странах была различна.

В Афинах социальное устройство имело черты демократизма. Поэтому цель воспитания личности заключалась в воспитании и образовании личностей, которые будут достойно управлять государством.

Поэтому перед государством и педагогами стояла задача всестороннего развития духовных качеств и физических сил ребенка. Афинянин должен был соединять в себе все возможные добродетели внешней и внутренней красоты человека.

  • Государственный аппарат через законы и пропаганду нравственных устоев жизни создавал атмосферу нетерпимости к людям, безответственно относящимся к своим гражданским и семейным обязанностям. Холостяки, не создавшие семью к 35 годам, были, по сути, изгоями общества.
  • Детей должны были воспитывать родители и нести ответственность перед обществом за их воспитание. Человек, безответственно относящийся к воспитанию детей, чувствовал себя неуютно. Наоборот, слава ждала родителей, воспитавших достойных граждан.
  • В Афинах судьбу ребенка определял отец: если отец не признавал ребенка, то его просто выкидывали из дома, что было равносильно смертному приговору.
  • Воспитывались Древние Афиняне в соответствии со своими культурными традициями: основной упор делали греки на воспитание достойного гражданина своего государства.
  • Афиняне были воспитаны на произведениях Гомера.
  • До 7 лет мальчики воспитывались в семье, ориентируясь на идеал гармоничного развития. В раннем возрасте дети воспитывались матерью и кормилицами, с 4–5 лет они находились под присмотром раба – педагога. (В переводе с греческого «пайс» означает «ребенок», «аго» – «веду за руку». Позднее слово «педагог» приобрело значение «вести человека по жизни» и стало обозначать профессию наставника, учителя).
  • 7 – 16 лет дети поступали в школу 1 ступени: школа грамматиста, в которой обучение письмо, счет, чтение; и школу кефариста: литература, искусства (рисование), музыкальное образование. С 14 лет мальчик одновременно посещал гимнастическую школу - палестра, где упражнялся в пятиборье: бег, борьба, прыжки, метание диска и копья.
  • Средняя ступень образования в Афинах была представлена несколькими типами школ. Это, прежде всего гимнасий - для юношей 16–18 лет, проявивших старание и достигших высоких результатов в обучении. Содержание обучения преследовало цели дальнейшего совершенствования в гимнастических упражнениях и гимнастике ума.
  • Далее все юноши с 18 до 20 лет должны были пройти двухгодичный курс в эфебии, целью которого была военная подготовка.
  • Характерной тенденцией афинского образования, сложившейся к VI в. до н. э., стал процесс становления и развития философских школ, которые давали возможность практиковаться в общественно-политических и философских дискуссиях будущим политикам.
  • Женское образование в Афинах не было развито так, как в Спарте, и ограничивалось рамками семейного воспитания на женской половине дома – гинекее.

Информация о работе История педагогики