История социальной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 19:24, реферат

Краткое описание

Социальное воспитание, являясь отражением социально-экономической ситуации в конце XX - начале XXI в., испытывает с точки зрения своего развития и соответствующей эффективности либо прямое, либо опосредованное влияние различных факторов как социального, так и биосоциального свойства: невысокий уровень жизни населения, алкоголизация молодежи - людей в возрасте от 14 до 35 лет; высокая занятость родителей, с одной стороны, и столь же высокий уровень безработицы в отдельных регионах - с другой, и, следовательно, минимальное время, уделяемое на содержательное, педагогически насыщенное общение с детьми; невысокий культурный и образовательный уровень значительной части взрослых (родителей в первую очередь), асоциальный образ жизни многих семей; плохое развитие инфраструктуры на селе, крайне низкое качество дорог и сообщений, и, как следствие, - недоступность своевременной и систематической медицинской помощи в ситуации прогрессирующих ранних заболеваний (во многих случаях как следствие несбалансированности и недостаточности питания); тяжелые последствия алкогольного зачатия.

Содержание

Введение



Глава I. Теоретический аспект исторического развития социальной педагогики.

1. Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России.

2. Этапы становления социальной педагогики в современный период



Глава II. Практическая часть.

1. Анализ современного состояния социальной педагогики.



Заключение.

Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат история соц педаг.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

   В журнале "Свободное воспитание" С.Т. Шацкий опубликовал статью "Дети и общество", в которой говорил о необходимости соотнести цель воспитания с целью социального окружения, в котором происходит воспитательный процесс: в качестве строительного материала важно использовать в обучении и воспитании всё лучшее в детской субкультуре.

   Однако  система социального воспитания и педология развивались недолго, фактически они прекратили свое существование после печально известного постановления 1936 г. "О педологических извращениях в системе Наркомпроса". Педологии была инкриминирована роль "антиленинской теории отмирания школы", будто бы растворяющей последнюю в среде. Многие представители этой теории были репрессированы, а социальное воспитание и понятие среды дискредитированы и изъяты из профессионального сознания педагогов на долгие годы.

   В годы гражданской войны наиболее острой становится проблема массовой детской беспризорности: к 1920 г. в России насчитывалось свыше 4 млн. таких детей. Ещё в январе 1918 г. Совнарком издал Декрет О комиссиях для несовершеннолетних, которым поручалась организация работы с беспризорными.

   Огромная работа по спасению детей была проведена во время голода 1921 г. Началась массовая перевозка детей из бедственных районов в другие регионы, где создавались детские дома.

   С 1930-х  годов, названных в нашей истории "великим переломом", опустился "железный занавес", надолго отделивший советских ученых и практиков от зарубежных коллег. В сложившемся тоталитарном государстве произошла подмена общечеловеческих ценностей на классовые. Провозглашение утопической идеи построения самого совершенного и справедливого общества, ликвидации всех пережитков прошлого, в том числе и социальных бед, сделало закрытой тему социальных проблем и систему социальной помощи нуждающимся детям.Новые социальные потрясения, связанные с Великой Отечественной войной (1941-1945 гг.), вновь обострили положение детей. "Теперь, когда тысячи советских детей лишились родных и остались без крова, - писала газета "Правда", - их нужды должны быть приравнены к нуждам фронта". Изменяется отношение общественности к социально обездоленным детям - к ним стали относиться как к жертвам войны. Государство пытается решить их проблемы путем создания школ-интернатов для эвакуированных детей, расширения сети детских домов для детей воинов и партизан. Война потребовала серьёзной перестройки воспитательной работы школ и внешкольных учреждений. В годы войны связи школы с жизнью укреплялись Школьники оказывали помощь колхозам, совхозам, промышленности и транспорту. Была разработана широкая программа привлечения учащихся к общественно полезному труду. В январе 1942 г. правительство приняло постановления "Об устройстве детей, оставшихся без родителей", которое предусматривало создание соответствующих областных, краевых и республиканских комиссий. Во всех населённых пунктах создавались детские приёмники. Туда направлялись дети до 15 лет включительно, а тех кому не исполнилось 14, направлялись через органы образования в детские учреждения.

   В 1940 - е гг. продолжалось развитие педагогической науки. В октябре 1943 г. правительство  приняло решение о создании Академии педагогических наук РСФСР. Учёные - педагоги в этот период сосредоточили своё внимание на исследовании важных проблем воспитания подрастающих поколений. К середине 1940 - х. гг. советская педагогическая наука накопила значительный исследовательский материал по основным проблемам воспитания и обучения. Он получил отражение в крупном исследовании Н.К. Гончарова "Основы педагогики" (1947) и работе П.Н, Груздева "Вопросы воспитания и обучения" (1950). В этот же период были изданы новые учебные пособия по педагогики для ВУЗов А.И. Каирова, И.Т. Огородникова и др.

   В 60-70 гг. в педагогической науке и практике наметился явный поворот в  сторону социальной педагогики, создания и развития ее организационных форы и институтов, возобновления теоретических  исследований в области педагогики среды, связанных с разработкой системного подхода в обучении и воспитании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Этапы становления социальной педагогики в современный период. 

   Более чем пятнадцатилетний опыт развития социальной педагогики свидетельствует  о том, что она имеет все  объективные основания для своего дальнейшего развития:

   социально-политические основания (потребности различных групп населения и его социальный заказ);

   социально-психологические  основания (ожидания людей различных видов поддержки и помощи от институтов социально-педагогической деятельности);

   историко-педагогические основания (знания, накопленные на предыдущих этапах развития государства и общества);

   научно-теоретические основания (теоретическое знание о содержании и организации социально-педагогической деятельности, полученное в ряде научно-исследовательских работ, в т.ч. и на уровне докторских и кандидатских диссертаций);

   научно-практические основания (разнообразный опыт социально-педагогической деятельности субъектов социума - людей и социальных институтов);

   нормативные правовые основания (в ряде федеральных законов России содержится юридическое регулирование социально-педагогической деятельности) и т.д.

   Анализ  состояния социальной педагогики позволил выделить четыре этапа её развития в современном периоде.

   Временные границы первого периода - периода эмпирического развития - могут быть условно определены рубежом 80-90-х годов, то есть до появления социальной педагогики как специальности, как научной дисциплины, как вида профессиональной деятельности.

   Советское общество в тот период находилось в состоянии, которое позже будет  названо "периодом застоя". Это  состояние заставляло исследователей и практиков искать пути решения накапливающихся проблем в направлении совершенствования социальной среды, советского макро - и микросоциума. В связи с тем, что науке такая задача не могла быть поставлена по политико-идеологическим причинам, предпринимались попытки поиска путей решения этих проблем на смежных направлениях в частности, в направлении усиления и практической реализации социальной функции педагогики. Это, в свою очередь, привело, с одной стороны, к преобладанию воспитательной проблематики в педагогической науке, а с другой - к появлению в теории воспитания социально-педагогической тематики.

   Знакомство  с основными выводами некоторых  исследований позволило сделать  вывод о том, что в них, в  целом, верно были определены те теоретические  положения, которые впоследствии стали играть роль методологических оснований последующих разработок на втором и третьем этапах развития научно-исследовательской и практической деятельности в социальной педагогике в новейшем периоде ее истории.

   Временные границы второго периода - периода научно-эмпирического развития социальной педагогики - ориентировочно могут быть определены как 1989 - 1992 годы. Несмотря на его краткосрочность, для этого этапа свойственны следующие характеристики.

    В содержательном плане:

- осуществляется  поиск наиболее общих, типичных, повторяющихся черт (фактов, условий,  тенденций, закономерностей) в  социально-педагогической практике  с целью их осмысления и  изучения, нашедших отражение в  виде статей, методических пособий,  монографий, диссертаций (в этот период завершается исследовательская работа и защищается первая докторская диссертация, ориентированная на осмысление и разработку социальной педагогики во всех ее качественных состояниях.

   происходит  определение теоретических и  концептуальных оснований для развития практики социально-педагогической деятельности, обеспечивающих в ней единство педагогического и социального компонентов с учетом внимания и к самому человеку, и к окружающему его социуму;

   - начинается  поиск взаимосвязей социальной педагогики с другими науками и научными дисциплинами, относящимися к социальной сфере (социальной философии, социальному праву, социальной психологии, социологии, социальной информатики и др.), выявление ее методологических и теоретико-методологических;

   проводятся исследования соотношения между социальной педагогикой и общей педагогикой; а также между социальной работой и социальной педагогикой. Разворачиваются дискуссии о том, что шире - социальная педагогика или социальная работа (в зависимости от ответов на эти вопросы начинается формирования различных научных школ);

   - обосновываются  функциональные обязанности социальных  педагогов в различных институтах  социума; развертывается практическая  социально-педагогическая деятельность  в различных социумах страны (О практике социально-педагогической работы в России и перспективах ее развития: Решение Коллегии Министерства образования Российской Федерации. - М., 1993).

     В плане развития организационных  форм:

   - в 1990 году формируется и начинает функционировать временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) "Школа-микрорайон" под эгидой Государственного комитета СССР по народному образованию и Академии педагогических наук СССР (руководитель В.Г. Бочарова);

   - в  регионах Советского Союза создается  около 100 опытно-экспериментальных площадок, имеющих целью отработку опытных моделей социально-педагогической деятельности специалистов и учреждений разной ведомственной подчиненности в различных условиях социума;

   - формируется  неправительственная (общественная) организация - Всероссийская Ассоциация социальных педагогов России (ВАСОП); в некоторых регионах СССР создаются ее отделения и первичные организации;

   - возникают  другие общественные объединения  аналогичного или близкого направления  работы - Ассоциации работников социальных служб (В.М. Панов) и т.п.;

   - открывается  специальность "социальная педагогика" в высших учебных заведениях  России (Приказ Государственного  Комитета СССР по народному  образованию от 21 августа 1990 г.);

   начинается  подготовка социальных педагогов и  социальных работников в вузах России, создаются кафедры и факультеты социальной педагогики в педагогических вузах и университетах (формируется ее образовательный комплекс);

   - создается  первое Учебно-методическое объединение  по специальности "социальная  педагогика" на базе Свердловского государственного педагогического института;

   начинается  издание журнала "Социальная работа" (а также появляются новые специализированные журналы данной проблематики);

   - Правительством  Российской Федерации утверждаются  новая профессия "социальный педагог" и первая квалификационная характеристика этого специалиста.

   Основные  итоги развития социальной педагогики представлены в диссертациях, монографиях, материалах международных, российских и региональных конференций по социальной педагогике.

   Серьезным событием для развития социальной педагогики и социальной работы стал международный  семинар "Исторические корни, современные  проблемы и перспективы социальной работы в России" (1993 г.). В этот период выходит одна из первых книг по социальной педагогике.

   Третий  период - период научно-теоретического обоснования социальной педагогики - 1994-2002 гг. - характеризовался экстенсивным развитием социально-педагогической науки и практики.

   Такой характер их развития отразился в  проведении большого числа научных исследований, которые в основном обозначали проблемное поле социально-педагогической практики.

   Этому периоду присущи следующие особенности.

   В содержательном плане:

   - расширяется  проблематика научных исследований  до описания проблемного поля  социальной педагогики в целом. Проведены исследования проблем социального воспитания человека в различных условиях; педагогики социальной работы; истории, методологии и теории социальной педагогики; педагогики социальной среды; теории и методики профессионального образования социальных педагогов и др. Широкое распространение получили исследования конкретных проблем социально-педагогической практики;

   - разворачиваются  прогностические исследования и  формируется проблематика перспективных  научно-исследовательских работ в целях определения предметного и задачно-целевого поля социальной педагогики как научной дисциплины и др.;

   определяются  парадигмы развития социальной педагогики: педагогическая, социологическая, педагогико-социологическая, собственно социально-педагогическая;

Информация о работе История социальной педагогики