История социальной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 19:24, реферат

Краткое описание

Социальное воспитание, являясь отражением социально-экономической ситуации в конце XX - начале XXI в., испытывает с точки зрения своего развития и соответствующей эффективности либо прямое, либо опосредованное влияние различных факторов как социального, так и биосоциального свойства: невысокий уровень жизни населения, алкоголизация молодежи - людей в возрасте от 14 до 35 лет; высокая занятость родителей, с одной стороны, и столь же высокий уровень безработицы в отдельных регионах - с другой, и, следовательно, минимальное время, уделяемое на содержательное, педагогически насыщенное общение с детьми; невысокий культурный и образовательный уровень значительной части взрослых (родителей в первую очередь), асоциальный образ жизни многих семей; плохое развитие инфраструктуры на селе, крайне низкое качество дорог и сообщений, и, как следствие, - недоступность своевременной и систематической медицинской помощи в ситуации прогрессирующих ранних заболеваний (во многих случаях как следствие несбалансированности и недостаточности питания); тяжелые последствия алкогольного зачатия.

Содержание

Введение



Глава I. Теоретический аспект исторического развития социальной педагогики.

1. Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России.

2. Этапы становления социальной педагогики в современный период



Глава II. Практическая часть.

1. Анализ современного состояния социальной педагогики.



Заключение.

Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат история соц педаг.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

   появляются  учебные пособия и курсы лекций, рекомендованные Министерством  образования России в качестве учебных  пособий для студентов высших учебных.

   В плане развития организационных  форм: 

   - в  1993 году в Российской академии  образования создается Центр социальной педагогики; при АСОПиР и РАО формируется Квалификационная комиссия подготовки и профессионального развития специалистов в области социальной педагогики и социальной работы;

   - открываются  Комплексные программы научных  исследований Российской академии образования "Социальная педагогика" (1993-1995 гг.), "Педагогика социальной работы" (1996-1998 гг.), "Педагогика социальной работы: интеграция науки и практики" (1999 г.), "Развитие системы образования в сельском социуме: интеграция науки и практики" (2000-2002 гг.);

   - разрабатывается  Государственный стандарт высшего  профессионального образования  по социальной педагогике и  совершенствуется система подготовки  кадров для работы в различных  институтах социума, начинается  ее научно-методическое сопровождение;

   развиваются и укрепляются научные сообщества с признанными лидерами (научные  школы), которые сосредоточили усилия на исследовании относительно самостоятельных  направлений и проблем социальной педагогики;

   - получают  дальнейшее развитие общественные объединения социальных педагогов и социальных работников России - создается Ассоциация преподавателей школ социальной работы (В.А. Фокин) и др.

   В этот же период Центр социальной педагогики Российской академии образования был  переименован в Институт педагогики социальной работы (1997 г.), что более точно (но не окончательно) определило объектно-предметное поле его научных исследований. Отметим, что такой шаг явился шагом назад по отношению к научной отрасли "социальная педагогика", некоторым сужением функций Института как разработчика теории социальной педагогики, что послужило началом процесса утраты методологических разработок в этой отрасли знания.

   Завершая  анализ трех предыдущих этапов развития социальной педагогики, необходимо охарактеризовать ее современное состояние.

   В настоящее  время (по нашему мнению, с 2003 года) социальная педагогика вступила в четвертый  период развития социальной педагогики - период ее профессионализации. Несмотря на то, что вопросам профессионализации социально-педагогической деятельности, подготовки кадров социальной сферы уделялось внимание и на предыдущих этапах, в то время социально-педагогические кадры еще не располагали достаточным количеством учебно-методического, опытно-экспериментального материала. Такой результат был получен, в основном, в третьем периоде развития социальной педагогики.

   В связи  с тем, что социальная педагогика во всех трех ее качественных состояниях находится только в начале этого  периода, предсказать его основные характеристики можно только в прогностическом плане. Первая такая попытка была предпринята в конце предыдущего этапа развития социальной педагогики.

   Значительный  прогностический материал дали научно-практические конференции, проведенные в 2005 - 2007 годах  во Владивостоке, Казани, Москве, Муроме, Самаре, Тамбове, Ульяновске, Ярославле. Апробация многих из них осуществлялась на II Всероссийском съезде социальных работников (Москва, 2006 г.) и I Международном форуме социальных работников Сибири и Дальнего Востока (Ханты-Мансийск, 2007 г.). В результате специальной исследовательской работы, проведенной в лабораториях Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания Российской академии образования (лаборатории И.А. Липского и Л.Е. Никитиной), были сформулированы следующие прогностические выводы в связи с новым периодом развития социальной педагогики (при этом учитывалось, что "период" является более широким понятием, означающим некоторые временные рамки, внутри которых могут быть разные этапы).

   Сегодня мало разрозненных усилий и эпизодических мероприятий, чтобы удовлетворить все обостряющуюся социальную потребность. Ей отвечают идеи социальной педагогики, в частности, компетентность одного из ее конкретных субъектов - социального педагога. Он может успешно действовать при условии, если включен в целостную систему общественного по своей сущности воспитания. Вне такой системы он бессилен, как впрочем, и она резко ослаблена без него.

   Социальное  воспитание как система включает все то, что формирует человека, образует целостность разного. Очевидно, без школы не научиться жить среди людей, но ущербно и общественное воспитание вне органической связи со школьным.

   Социальная  педагогика имеет свои цели, содержание, структуру. Ее место действия - не только школа, семья, двор, но в целом социум или микросоциум. Объектами педагогического влияния становятся не только школьник, его семья, но большие группы людей, часто разновозрастные объединения, т.е. клубы, секции, отряды. В таких объединениях все держится на добровольности, свободе, самодеятельности.

   В центре общественных интересов стоит личность. Значит и социальная педагогика может  выполнить свое назначение при условии, если создает ситуацию, в которой  возможны будут в окружающей среде  деятельность, отношения и общение  этой личности, иначе окажется искаженной педагогическая формула: возможности среды, влияющей на формирование личности тем больше, чем сильнее деятельность этой личности способствует преобразованию данной среды. В противном случае - невежество и практицизм, иждивенчество и потребительство, распространившиеся в условиях робких попыток перейти на рыночную экономику.

   Социальный  педагог не похож на школьного  учителя или другого работника  школьного образования. Ему приходится действовать непосредственно в  среде, окружающей личность общаться с семьей, "трудиться" в микрорайоне, где нет привычной ситуации с распределенным школьным режимом, наличием авторитетов и т. д., а есть семья, тусовка, разновозрастные объединения, индивидуальный подход к взрослым и т. п.

   Традиционно сложны взаимоотношения социального педагога со школой, учителями. Их, к сожалению, часто разъединяют борьба за власть над ребенком, амбиции приоритетов. Все это не совпадает со свободным выбором содержания и форм жизнедеятельности ребенка во внешней среде, где ценятся добровольность выбора и самостоятельность действий, иной стиль отношений и общения со взрослыми, между взрослыми и т. Д

   Как ни важны социум и микросоциум, без  школы развитие личности осталось бы неполноценным, никем не компенсируемым. Вывод банален: необходимо сотрудничество - взаимодействие во имя интересов ребенка, когда каждая сторона, уважая усилия другой, творит свое дело, более никому не доступное.

   Судьба  социального педагога во многом зависит  от школы и успех последней  прямо связан с умелыми действиями социального педагога. 

 

         ГлаваII. Практическая часть

   2.1 Анализ современного состояния социальной педагогики

   Социальная  педагогика в своём развитии прошла огромный путь. И её современное  состояние на прямую зависит от исторических корней. И мы считаем, что необходимо провести анализ современного состояния социальной педагогики.

   Мы  выдели следующие критерии анализа  современного состояния социальной педагогики:

   .практическая  деятельность;

   .научно - исследовательская деятельность;

   .научно - образовательная деятельность;

   В своем  качественном состоянии практической деятельности социальная педагогика обладает следующими свойствами.

   Социальная  педагогика заняла свое место в системе  различных видов деятельности, направленной на решение социально-педагогических проблем (социальных и педагогических) различных групп населения. Разнообразие социально-педагогических потребностей населения привело к распространению социально-педагогической деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, в различные сектора социальной сферы. К настоящему времени социальные педагоги успешно работают в системах образования и социальной защиты населения, культуры и досуга, физической культуры, спорта и туризма, силовых структурах, здравоохранения, молодежных и общественных организациях и др. Этот факт предоставляет довольно однозначный ответ на вопросы соотношения социальной работы и социально-педагогической деятельности: они близки, но не тождественны.

   В последнее  время выделены категории граждан, которым оказывается социально-педагогическая помощь:

   · дети-инвалиды,

   · дети-сироты,

   · дети-правонарушители,

   · дети группы риска,

   · та категория подростков, которая требует помощи в процессе социализации.

   Это несовершеннолетние с психологическими, интеллектуальными, педагогическими и социальными отклонениями от нормы, а также те, что имеют физические, психические и умственные нарушения развития.

   Подросток рассматривается как активный участник решения собственных проблем  и обязательно выступает в  роли субъекта. Социальный педагог  и воспитанник в процессе деятельности вступают в объектно-субъектные отношения, которые характеризуются подвижностью.

   Специализация социального педагога определяется

   · по месту работы или учреждению (школьный социальный педагог, социальный педагог в детском доме, социальный педагог учреждения дополнительного образовании и т.д.);

   · по категории клиентов (по работе с инвалидами, сиротами, беженцами, переселенцами и т.д.);

   · или по профилю деятельности (с семьей, детским объединением, валеологический, дефектологический, экологический, этнологический, физкультурно-оздоровительные и т.д.).

   За  последние 10 лет определилась система  учреждений и видов социально-педагогической деятельности по оказанию квалифицированной  помощи детям, нуждающимся в поддержке. Созданы методологические основы развития системы социальной службы для молодежи. Вместе с тем происходит дальнейшее ее развитие.

   Сеть  учреждений и служб, оказывающих  социально-педагогическую помощь детям  включает:

   .учреждения  и службы образования (дошкольные, внешкольные, общеобразовательные школы, колледжи, лицеи, школы-интернаты, детские дома, ПТУ, средние профессиональные учебные заведения, вузы и др.);

   .учреждения  и службы специализированных  учреждений (дома престарелых, семейные  детские дома, центры реабилитации, социальные приюты, спецшколы для детей с отклонениями в развитии, биржи труда и др.);

   .социальные  службы муниципальных органов  и их учреждений (социально-педагогические, культурно-спортивные комплексы,  центры социальной педагогики  и социальной работы, отделы по социальной защите населения, отделения социальной помощи на дому и другие органы опеки);

   .службы  культурного досуга (подростковые  клубы, дома культуры, сельские  клубы, школы народных ремесел,  семейные клубы, парки, игровые  площадки и др.);

   .валеологические и физкультурно-оздоровительные службы, службы здравоохранения (профилактории, реабилитационные комплексы, центры народных средств оздоровления и лечения при больницах, медпунктах, на дому);

   .социальные  службы предприятий, организаций,  учреждений и их общежитий, коммерческих структур, творческих общественных организаций, различных фондов, банков, благотворительных организаций, юстиции, правоохранительных и административно-территориальных органов; а также частная практика;

   Социально-педагогическая деятельность не имеет собственной вертикальной структуры, например, своего министерства или ведомства. С высочайшей долей уверенности можно утверждать, что не будет создано какое либо "министерство социальной педагогики". Следовательно, специфика социально-педагогической деятельности заключается и в том, что эта деятельность строится "по горизонтали", обеспечивая межведомственное, межинституциональное взаимодействие социальных институтов.

   При таком  взаимодействии социальная педагогика направлена на гармонизацию отношений человека и социума: не только сам человек является ее объектом, а, прежде всего, его отношения с социальной средой; сама социальная среда как среда жизнедеятельности человека. Социальный педагог работает со всеми людьми, в том числе и с людьми, не имеющими никаких отклонений в социальной жизнедеятельности (например, с молодыми семьями). При этом, естественно, основное внимание направленно на раннюю диагностику социально-педагогической ситуации различных групп населения, на профилактику ее осложнений в целях предупреждения процесса перехода человека в юридический статус клиента социального работника. Именно в связи с этим преимущественным объектом внимания социального педагога становится не только сам человек как индивидуум, но его семья.

   В своем  качественном состоянии научно-исследовательской деятельности социальная педагогика (как научная дисциплина) обладает следующими свойствами.

Информация о работе История социальной педагогики