История становления педагогики в россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Социальное воспитание, являясь отражением социально-экономической ситуации в конце XX — начале XXI в., испытывает с точки зрения своего развития и соответствующей эффективности либо прямое, либо опосредованное влияние различных факторов как социального, так и биосоциального свойства: невысокий уровень жизни населения, алкоголизация молодежи — людей в возрасте от 14 до 35 лет; высокая занятость родителей, с одной стороны, и столь же высокий уровень безработицы в отдельных регионах — с другой, и, следовательно, минимальное время, уделяемое на содержательное, педагогически насыщенное общение с детьми; невысокий культурный и образовательный уровень значительной части взрослых (родителей в первую очередь), асоциальный образ жизни многих семей; плохое развитие инфраструктуры на селе, крайне низкое качество дорог и сообщений, и, как следствие, — недоступность своевременной и систематической медицинской помощи в ситуации прогрессирующих ранних заболеваний (во многих случаях как следствие несбалансированности и недостаточности питания); тяжелые последствия алкогольного зачатия.

Содержание

Глава I. Теоретический аспект исторического развития социальной педагогики
1.1 Культурно–исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России
1.2 Этапы становления социальной педагогики в современный период
Глава II. Практическая часть
2.1 Анализ современного состояния социальной педагогики
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦ. ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ.docx

— 58.12 Кб (Скачать файл)

Огромная работа по спасению детей была проведена во время  голода 1921 г. Началась массовая перевозка  детей из бедственных районов  в другие регионы, где создавались  детские дома.

С 1930-х годов, названных  в нашей истории "великим переломом", опустился "железный занавес", надолго  отделивший советских ученых и практиков  от зарубежных коллег. В сложившемся  тоталитарном государстве произошла  подмена общечеловеческих ценностей  на классовые. Провозглашение утопической идеи построения самого совершенного и справедливого общества, ликвидации всех пережитков прошлого, в том числе и социальных бед, сделало закрытой тему социальных проблем и систему социальной помощи нуждающимся детям.[3;62] Новые социальные потрясения, связанные с Великой Отечественной войной (1941—1945 гг.), вновь обострили положение детей. "Теперь, когда тысячи советских детей лишились родных и остались без крова, — писала газета "Правда", — их нужды должны быть приравнены к нуждам фронта". Изменяется отношение общественности к социально обездоленным детям — к ним стали относиться как к жертвам войны. Государство пытается решить их проблемы путем создания школ-интернатов для эвакуированных детей, расширения сети детских домов для детей воинов и партизан. Война потребовала серьёзной перестройки воспитательной работы школ и внешкольных учреждений. В годы войны связи школы с жизнью укреплялись Школьники оказывали помощь колхозам, совхозам, промышленности и транспорту. Была разработана широкая программа привлечения учащихся к общественно полезному труду. В январе 1942 г. правительство приняло постановления "Об устройстве детей, оставшихся без родителей", которое предусматривало создание соответствующих областных, краевых и республиканских комиссий. Во всех населённых пунктах создавались детские приёмники. Туда направлялись дети до 15 лет включительно, а тех кому не исполнилось 14, направлялись через органы образования в детские учреждения.[17;17]

В 1940 – е гг. продолжалось развитие педагогической науки. В октябре 1943 г. правительство приняло решение  о создании Академии педагогических наук РСФСР. Учёные – педагоги в  этот период сосредоточили своё внимание на исследовании важных проблем воспитания подрастающих поколений. К середине 1940 – х. гг. советская педагогическая наука накопила значительный исследовательский  материал по основным проблемам воспитания и обучения. Он получил отражение  в крупном исследовании Н.К. Гончарова "Основы педагогики" (1947) и работе П.Н, Груздева "Вопросы воспитания и обучения" (1950). В этот же период были изданы новые учебные пособия  по педагогики для ВУЗов А.И. Каирова, И.Т. Огородникова и др.

В 60-70 гг. в педагогической науке и практике наметился явный  поворот в сторону социальной педагогики, создания и развития ее организационных форы и институтов, возобновления теоретических исследований в области педагогики среды, связанных  с разработкой системного подхода  в обучении и воспитании.[10;62] 

 

1.2 Этапы становления  социальной педагогики в современный  период

Более чем пятнадцатилетний опыт развития социальной педагогики свидетельствует о том, что она  имеет все объективные основания  для своего дальнейшего развития:

социально-политические основания (потребности различных групп населения и его социальный заказ);

социально-психологические  основания (ожидания людей различных видов поддержки и помощи от институтов социально-педагогической деятельности);

историко-педагогические основания (знания, накопленные на предыдущих этапах развития государства и общества);

научно-теоретические  основания (теоретическое знание о содержании и организации социально-педагогической деятельности, полученное в ряде научно-исследовательских работ, в т.ч. и на уровне докторских и кандидатских диссертаций);

научно-практические основания (разнообразный опыт социально-педагогической деятельности субъектов социума - людей и социальных институтов);

нормативные правовые основания (в ряде федеральных законов России содержится юридическое регулирование социально-педагогической деятельности) и т.д.[2;43]

Анализ состояния социальной педагогики позволил выделить четыре этапа её развития в современном  периоде.

Временные границы первого  периода - периода эмпирического развития - могут быть условно определены рубежом 80-90-х годов, то есть до появления социальной педагогики как специальности, как научной дисциплины, как вида профессиональной деятельности.

Советское общество в тот  период находилось в состоянии, которое  позже будет названо "периодом застоя". Это состояние заставляло исследователей и практиков искать пути решения накапливающихся проблем  в направлении совершенствования  социальной среды, советского макро - и  микросоциума. В связи с тем, что науке такая задача не могла быть поставлена по политико-идеологическим причинам, предпринимались попытки поиска путей решения этих проблем на смежных направлениях в частности, в направлении усиления и практической реализации социальной функции педагогики. Это, в свою очередь, привело, с одной стороны, к преобладанию воспитательной проблематики в педагогической науке, а с другой - к появлению в теории воспитания социально-педагогической тематики.

Знакомство с основными  выводами некоторых исследований позволило  сделать вывод о том, что в  них, в целом, верно были определены те теоретические положения, которые впоследствии стали играть роль методологических оснований последующих разработок на втором и третьем этапах развития научно-исследовательской и практической деятельности в социальной педагогике в новейшем периоде ее истории.[7;56]

Временные границы второго  периода - периода научно-эмпирического развития социальной педагогики - ориентировочно могут быть определены как 1989 - 1992 годы. Несмотря на его краткосрочность, для этого этапа свойственны следующие характеристики.

В содержательном плане:

- осуществляется поиск  наиболее общих, типичных, повторяющихся  черт (фактов, условий, тенденций,  закономерностей) в социально-педагогической  практике с целью их осмысления  и изучения, нашедших отражение  в виде статей, методических пособий,  монографий, диссертаций (в этот  период завершается исследовательская  работа и защищается первая  докторская диссертация, ориентированная  на осмысление и разработку  социальной педагогики во всех  ее качественных состояниях.

- происходит определение теоретических и концептуальных оснований для развития практики социально-педагогической деятельности, обеспечивающих в ней единство педагогического и социального компонентов с учетом внимания и к самому человеку, и к окружающему его социуму;

- начинается поиск взаимосвязей  социальной педагогики с другими  науками и научными дисциплинами, относящимися к социальной сфере  (социальной философии, социальному  праву, социальной психологии, социологии, социальной информатики и др.), выявление ее методологических  и теоретико-методологических;

- проводятся исследования  соотношения между социальной  педагогикой и общей педагогикой;  а также между социальной работой  и социальной педагогикой. Разворачиваются дискуссии о том, что шире – социальная педагогика или социальная работа (в зависимости от ответов на эти вопросы начинается формирования различных научных школ);

- обосновываются функциональные  обязанности социальных педагогов  в различных институтах социума;  развертывается практическая социально-педагогическая  деятельность в различных социумах  страны (О практике социально-педагогической  работы в России и перспективах  ее развития: Решение Коллегии Министерства образования Российской Федерации. - М., 1993).

В плане  развития организационных форм:

- в 1990 году формируется  и начинает функционировать временный  научно-исследовательский коллектив  (ВНИК) "Школа-микрорайон" под эгидой  Государственного комитета СССР  по народному образованию и  Академии педагогических наук  СССР (руководитель В.Г. Бочарова);

- в регионах Советского  Союза создается около 100 опытно-экспериментальных  площадок, имеющих целью отработку  опытных моделей социально-педагогической  деятельности специалистов и  учреждений разной ведомственной  подчиненности в различных условиях  социума;

- формируется неправительственная  (общественная) организация - Всероссийская  Ассоциация социальных педагогов  России (ВАСОП); в некоторых регионах  СССР создаются ее отделения  и первичные организации;

- возникают другие общественные  объединения аналогичного или  близкого направления работы - Ассоциации  работников социальных служб  (В.М. Панов) и т.п.;

- открывается специальность  "социальная педагогика" в высших  учебных заведениях России (Приказ  Государственного Комитета СССР  по народному образованию от 21 августа 1990 г.);

- начинается подготовка  социальных педагогов и социальных  работников в вузах России, создаются  кафедры и факультеты социальной  педагогики в педагогических  вузах и университетах (формируется  ее образовательный комплекс);

- создается первое Учебно-методическое  объединение по специальности  "социальная педагогика" на  базе Свердловского государственного  педагогического института;

- начинается издание журнала  "Социальная работа" (а также  появляются новые специализированные  журналы данной проблематики);

- Правительством Российской  Федерации утверждаются новая  профессия "социальный педагог"  и первая квалификационная характеристика  этого специалиста.

Основные итоги развития социальной педагогики представлены в  диссертациях, монографиях, материалах международных, российских и региональных конференций по социальной педагогике.

Серьезным событием для развития социальной педагогики и социальной работы стал международный семинар "Исторические корни, современные  проблемы и перспективы социальной работы в России" (1993 г.). В этот период выходит одна из первых книг по социальной педагогике. [14;65-67]

Третий период - период научно-теоретического обоснования социальной педагогики - 1994-2002 гг. - характеризовался экстенсивным развитием социально-педагогической науки и практики.

Такой характер их развития отразился в проведении большого числа научных исследований, которые  в основном обозначали проблемное поле социально-педагогической практики.

Этому периоду присущи  следующие особенности.

В содержательном плане:

- расширяется проблематика  научных исследований до описания  проблемного поля социальной  педагогики в целом. Проведены  исследования проблем социального  воспитания человека в различных  условиях; педагогики социальной  работы; истории, методологии и  теории социальной педагогики; педагогики  социальной среды; теории и  методики профессионального образования  социальных педагогов и др. Широкое  распространение получили исследования  конкретных проблем социально-педагогической  практики;

- разворачиваются прогностические  исследования и формируется проблематика перспективных научно-исследовательских работ в целях определения предметного и задачно-целевого поля социальной педагогики как научной дисциплины и др.;

- определяются парадигмы  развития социальной педагогики: педагогическая, социологическая, педагогико-социологическая, собственно социально-педагогическая;

- появляются учебные пособия  и курсы лекций, рекомендованные  Министерством образования России  в качестве учебных пособий  для студентов высших учебных.

В плане  развития организационных форм:

- в 1993 году в Российской  академии образования создается  Центр социальной педагогики; при  АСОПиР и РАО формируется Квалификационная комиссия подготовки и профессионального развития специалистов в области социальной педагогики и социальной работы;

- открываются Комплексные  программы научных исследований  Российской академии образования  "Социальная педагогика" (1993-1995 гг.), "Педагогика социальной работы" (1996-1998 гг.), "Педагогика социальной  работы: интеграция науки и практики" (1999 г.), "Развитие системы образования  в сельском социуме: интеграция  науки и практики" (2000-2002 гг.);

- разрабатывается Государственный  стандарт высшего профессионального  образования по социальной педагогике  и совершенствуется система подготовки  кадров для работы в различных  институтах социума, начинается  ее научно-методическое сопровождение;

- развиваются и укрепляются  научные сообщества с признанными  лидерами (научные школы), которые  сосредоточили усилия на исследовании  относительно самостоятельных направлений  и проблем социальной педагогики;

Информация о работе История становления педагогики в россии