Калиграфия: правильное становление почерка у учашихся младьшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

С первых дней поступления ученика в школу его начинают обучать тем первоначальным навыкам чтения и письма, без которых дальнейшее обучение и приобретение знаний было бы невозможно. Чтение и письмо тесно связаны между собой, но каждый из этих навыков имеет свою специфику. Специфика письма заключается в том, что оно имеет две стороны – графическую и орфографическую. Ребенок должен научиться писать не только четко и довольно быстро, но одновременно и грамотно.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Глава I. Лингвистические и психологические основы обучения грамоте …………………………………………………………………………………………5
1.1. История методов обучения грамоте …………………………………………...5
1.2. Психологические основы формирования каллиграфических навыков младших школьников ……………………………………………………………………..8
Глава II. Содержание работы по формированию каллиграфических навыков…12
2.1. Характеристика современных шрифтов прописей …………………….........12
2.2. Основные виды каллиграфических ошибок: причины их возникновения и способы устранения ………………………………………………………………..16
2.3. Традиционные и инновационные приемы обучения детей красивому письму ………………………………………………………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Инна.docx

— 256.91 Кб (Скачать файл)

В это время формирование почерка зависит от требований к  скорости и качеству письма, которые предъявляются к учащимся разными учителями, и от собственного желания учащихся писать лучше. Известна зависимость качества почерка от скорости письма, хотя эта зависимость относительная. Не у всех при увеличении скорости ухудшается качество.

Мы дали некоторое представление о психофизических особенностях развития каллиграфических навыков письма, что поможет будущему учителю понять, как формируется навык, какие требования можно предъявлять учащимся при обучении письму в том или другом возрасте.

Вывод: методика становления и развития каллиграфического письма прошла длительный период своего развития. Она претерпела существенные изменения. Но в настоящее время разработаны основные направления по формированию красивого и четкого почерка.

 Для современной методики  обучения элементарному письму  графический навык представляет  собой сложное речевое действие, которое реализуется через взаимосвязанную деятельность четырех компонентов: слухового, артикуляционного, зрительного и руководительного.

 Связанное письмо должно  быть естественным результатом  формирования навыка возрастного  совершенствования координации  движений, а не искусственно навязанным требованием, не соответствующим функциональным возможностям ребенка, затормаживающим развитие навыка.

 Обучение письму требует  специальной подготовительной работы. Среди учащихся шестилетнего  возраста много таких, которые  отличаются неудовлетворительным развитием моторики.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

 

2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ  ШРИФТОВ ПРОПИСЕЙ 

 

Вплоть до начала 70-х годов в  советской начальной школе были приняты шрифты, сохранившие основные атрибуты дореволюционного каллиграфического письма, сформировавшегося еще в XIX: волосные и нажимные линии, различного рода загибы с точками и другие сложные фигуры, которые отнимали у учащихся много времени и сил, а затем забывались, так как современные средства письма – авторучки, особенно шариковые, – непригодны для тонкостей старой каллиграфии.

Нужно было внедрить более простые, соответствующие массовые орудия письма: прописи, письменные шрифты. В результате были одобрены шрифты, которые используются в современных учебных книгах для первоклассников – «Азбуке» и «Прописях».

Современные шрифты характеризуются  следующими особенностями:

1.Они рассчитаны на безнажимное  письмо, не содержат волосных  линий, упрощено начертание многих букв и сближено написание строчных и прописных букв; усилены различия в начертании многих букв при чтении и письме. Новые шрифты рассчитаны на ритмические движения руки при письме.

2.Безнажимное письмо осуществляется  шариковой ручной, с использованием  пасты синего цвета.

З.В современной школе, в основном, дети пишут под счет, что способствует ритмичности письма. Под счет пишутся  элементы букв, затем буквы, затем  слоги, целые слова.

Теперь рассмотрим, что представляют собой современные прописи, и  особенности их использования в начальной школе. Итак, «Пропись» – это комплексный учебник, предназначенный для выполнения работы на уроке обучения грамоте, который следует за уроком по «Азбуке», таких основных видов работы:

1.слого-звуковой анализ слов  по предметным картинкам и  схемам, сопровождаемый работой с разрезными слогами и буквами, и чтением составленных слов;

2.сравнение начертаний печатных  и письменных букв;

3.упражнения в чтении слов  и предложений, данных в «Прописи»  письменным шрифтом;

4.поэлементный анализ письменных  букв по таблицам и сравнение  изучаемой буквы с ранее изученными с опорой на выделенные основные элементы этой буквы;

5.анализ готового образца написания  буквы (поэлементно и целиком);

6.упражнения в письме букв, их  соединений, слогов, слов;

7.упражнения в анализе предложений,  описывание их или записи под  диктовку;

8.упражнения на повторение в  написании букв;

9.упражнения в рисовании,  подготавливающие учащихся к  письму букв и их элементов.

«Прописи» составляются в соответствии с «Азбукой» и предназначены для письма детей в период обучения грамоте. Изучение букв следует тому порядку, в котором изучаются буквы в «Азбуке». «Прописи», с одной стороны, облегчают работу учителя, с другой стороны, и для учащихся это образец, в котором нет ошибок: правильный наклон, нет вариантов в форме букв, нет случайных отклонений или недописок, что всегда возможно в работе учителя. Однако учитель должен показать, как писать букву в большом размере на доске для всех учащихся, вслух подробно объясняя, где написать, какой формы, куда вести ручку при письме буквы и т.д. Следует также отметить, что в материалах «Прописи» учитывается специфика подготовительного и основного периода обучения грамоте: сначала преобладают упражнения в штриховке, рисовании бордюров, усваиваются начертания основных элементов букв, затем на первый план выступают упражнения в слого-звуковом анализе: слов и анализе начертаний письменных букв; потом все большее место начинают занимать упражнения в письме по образцам, в списывании не только с письменного, но и с печатного шрифта.

В «Прописях» также реализуется  очень важное свойство письма – безотрывность. Этому способствует, во-первых, почти полное отсутствие надстрочных знаков (кроме букв й и ё). Во-вторых, почти все буквы таковы, что при их начертании руку отрывать от бумаги не приходится (исключение составляют буквы х, э, заглавные Б, Г, П, Р, Т). В-третьих, новые шрифты специально разрабатывались в расчете на безотрывное соединение всех букв, т.е. на единое написание слогов и слов.

Безотрывное письмо ускоряет выработку  графического навыка. Соединениям букв в методике обучения письму уделяется огромное внимание. Учащийся должен знать способы соединения всех букв. Им должны быть сообщены некоторые, хотя бы основные, принципы соединений: общие признаки как первой, так и второй букв в соединяемой паре; так, однотипными могут считаться соединения ои, ши, иши т.д., где соединение имеет направленность снизу вверх.

Соединения бывают верхние, например ор; направленные снизу вверх, например ши; средние, например ае, и нижние, например ил. В «Прописях» даются образцы всех соединений как строчных, так и заглавных букв.

Для овладения навыком безотрывного соединения школьники должны научиться  некоторым приемам, а именно: во-первых, это способ повторного проведения линии  по уже проведенной. Так соединяются  буквы о и л (повторное проведение линии имеет противоположное направление) или ю с любой другой буквой (повторная линия имеет то же направление, что и первоначальная). Повторное, двойное проведение линии может иметь место не в первой букве соединения, а во второй, например, в слоге ша.

В 1879 году французским гигиеническим  обществом были опубликованы правила  по гигиене письма, одно из которых  гласит: пиши прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради. Сейчас введены вспомогательные линии с наклоном в 64 градуса и на расстоянии 3 см друг от друга. Тем не менее, почти на каждом уроке у детей возникают проблемы в постановке букв прямо, поэтому следует вывод, что этот наклон слишком велик.

Следует отметить, что в методике обучения письму существуют единые требования к ведению «Прописей» и тетрадей:

1. Писать в тетради аккуратным, разборчивым почерком.

2. Единообразно выполнять надпись  на обложке тетради: указать,  для чего предназначена тетрадь,  класс, номер и название школы,  фамилию и имя ученика.Тетради учащихся 1 и 2 классов (в 1-м полугодии) подписываются учителем.

3. Соблюдать поля с внешней  стороны страницы.

4. В I классе дата работ по  письму не пишется. Во II-IV классах  обозначается время выполнения: число арабской цифрой, а название месяца – прописью.

5. В тетради необходимо обозначить  номер упражнения, задачи, указывать,  где выполняется работа (классная  или домашняя).

6. Начиная писать текст упражнения  или абзац, дети должны соблюдать  красную строку.

7. Между датой и заголовком, наименованием  вида работы и заголовком, а  также между заголовком и текстом  в тетрадях по русскому языку  строку не пропускать.Между заключительной  строкой текста одной письменной  работы и датой или заголовком  следующей работы в тетрадях  по русскому языку пропускать две линии.

8. Ученик должен исправлять ошибки  следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией; часть слова, предложения – тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные записи в скобки.

9. Подчеркивания аккуратно выполнять  карандашом, и в случае необходимости – с применением линейки.

 

2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ  ОШИБОК: ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ

 

На всех этапах развития методики обучения грамоте было много споров о почерке. Одни считают, что это  хороший почерк – немаловажное условие, другие отрицают его значимость, а некоторые утверждают, что почерк – это характер, поэтому сформировать его невозможно.

Многие учителя, работая над  каллиграфией учащегося, работают и  над его поведением, то есть воспитывают  его. Поэтому обучение письму в последнее  время стало частью нравственного  и эстетического воспитания, а  это, в свою очередь, очень важно, так как период становления почерка  совпадает с периодом формирования личности.

 Каждому учителю хорошо  известно, насколько трудно протекает  становление у младших школьников (особенно шестилетних) умение писать разборчиво, ровно, с соблюдением пропорций, одинакового наклона и так далее. Для того чтобы научиться более умело управлять этим процессом, необходимо представить себе, во-первых, те трудности, которые испытывают дети, а во-вторых, порождающие их причины.

Во-первых, это недостатки санитарно-гигиенического аспекта:

а) учащиеся сидят скорчившись, поджав ноги, навалившись грудью на стол;

б) пишут буквально «носом»;

в) левое плечо выдвинуто вперед и торчит углом, кисть левой руки 
засунута под мышку правой руки и подпирает голову;

г) правая рука неправильно располагается  на столе (локоть или 
резко свисает вниз, или слишком уходит вправо, вверх от края стола, или 
вплотную прижат к корпусу);

д) голова при письме имеет различные  наклоны и к левому, и к 
правому плечу;

е) вся фигура ученика выражает напряжение и усилие. 
Во-вторых, мотивационно-потребностный блок письма, то есть формирование отношений ученика к деятельности письма, его заинтересованность. Так, наблюдения многих учителей показывают, что почти все ученики не любят писать. У них не возникает потребности в этой новой речевой функции. Они имеют смутные представления о ее необходимости. «Не хочу» и «не могу» – два почти непреодолимых препятствия на пути младшего школьника. Этот барьер нежелания в обучении письму сильно тормозит процесс успешности. И это понятно: однообразное и монотонное написание элементов букв, их соединений приводит детей к утомлению, а отсутствие интереса мешает возникновению желания учиться, не активизирует формирование мыслительной деятельности, развитие творческих способностей речи, не создает положительной мотивации учения.

В-третьих, анализируя положение дела с письмом, следует отметить небрежное, неаккуратное, неэстетическое ведение учениками тетрадей:

а) небрежно, с ошибками подписаны  тетради;

б) неряшливо ведется запись как  классных, так и домашних работ;

в) ошибки исправляются учеником или  после многократного 
перечеркивания буквы, или путем прописывания по ошибочно написанной 
букве;

г) углы тетради загнуты и затерты;

д) не соблюдается единый орфографический  режим.

В-четвертых, недостаток в результативности обучения детей письму – это несформированность почерка, иначе говоря, несформированность графического навыка, следствием которого являетсяотсутствие каллиграфического  письма.

В связи с этим в методике обучения учащихся каллиграфическому письму выделяются следующие графические  ошибки:

1. Нарушение наклона 65°. Это  нарушение, как правило, приводит  к непараллельности элементов букв и даже элементов одной буквы и часто сопровождается искривлением элементов.

2. Ошибки, связанные с нарушением пропорций: вертикальных - неодинаковая высота букв или их частей; горизонтальных - неодинаковая ширина букв и их элементов; пропорций между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементы букв).

3. Искажение овалов, полуовалов  и других элементов, содержащих  закругления, изогнутые линии. К числу этих ошибок относятся искажения, связанные с неумением вести правильную кривую линию (линия как бы состоит из бесчисленных мелких зигзагов – ломаная линия), а также ошибки, связанные с несоблюдением пропорций.

Информация о работе Калиграфия: правильное становление почерка у учашихся младьшего школьного возраста