Калиграфия: правильное становление почерка у учашихся младьшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

С первых дней поступления ученика в школу его начинают обучать тем первоначальным навыкам чтения и письма, без которых дальнейшее обучение и приобретение знаний было бы невозможно. Чтение и письмо тесно связаны между собой, но каждый из этих навыков имеет свою специфику. Специфика письма заключается в том, что оно имеет две стороны – графическую и орфографическую. Ребенок должен научиться писать не только четко и довольно быстро, но одновременно и грамотно.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Глава I. Лингвистические и психологические основы обучения грамоте …………………………………………………………………………………………5
1.1. История методов обучения грамоте …………………………………………...5
1.2. Психологические основы формирования каллиграфических навыков младших школьников ……………………………………………………………………..8
Глава II. Содержание работы по формированию каллиграфических навыков…12
2.1. Характеристика современных шрифтов прописей …………………….........12
2.2. Основные виды каллиграфических ошибок: причины их возникновения и способы устранения ………………………………………………………………..16
2.3. Традиционные и инновационные приемы обучения детей красивому письму ………………………………………………………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Инна.docx

— 256.91 Кб (Скачать файл)

4. Пропуск элементов отдельных  букв или замена элементов  букв: вместо м-л, вместо д-а. 

 Особую трудность для  исправления представляет так  называемый «корявый» почерк. Для него характерно очень мелкое или крупное письмо, растянутость букв, снижение качества написания от начала текста к его концу. Причиной служит напряжение мышц плечевого пояса. Ребенок быстро утомляется и концу урока его письмо просто ужасно. В результате установления этого «препятствия», учитель должен помочь ребенку расслабить мышцы при помощи различных упражнений, запомнить это ощущение и продолжить письмо дальше.

Каллиграфические ошибки встречаются  не только в написании отдельных  букв, элементов букв, но и целых  предложений. И здесь можно выделить следующие группы ошибок:

  1. Дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке.
  2. Пишут буквы слишком размашисто или слишком узко.
  3. Очень часто в работах учеников встречаются разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево.
  4. Не соблюдают расположение букв по линиям строки, т.е. не держат линейность при письме.
  5. Не выдерживают нужную высоту букв (слишком крупно, слишком мелко).
  6. Нередко обнаруживается ломаность, вычурность письма.
  7. Имеет место «заборность», угловатость письма.
  8. Не соблюдается связность букв при письме.
  9. Полная неразборчивость почерка, «каша».

Так, доцент Д.С. Фонин отмечает, что  ошибочное написание элементов  букв заключается не в шариковой  ручке и недостаточной разлиновке тетради, а в том, что у учащихся начальной школы недостаточно развиты  познавательные процессы, в частности  восприятие. И он добился высоких  результатов благодаря тому, что научил детей на глаз определять высоту, наклон и ширину букв, при этом учителю следует скрупулезно следить за недостаточным исправлением малейших недостатков, указывать на них и учить детей тут же исправлять их на следующей строке.

 

2.3. ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

ДЕТЕЙ КРАСИВОМУ ПИСЬМУ

 

Важным показателем готовности ребенка к школе является развитие мелкой моторики пальцев. Умение производить точные движения кистью и пальцами руки имеет большое значение для овладения письмом. Поэтому до момента поступления ребенка в школу и в процессе обучения его письму учитель должен создавать условия для развития мелких мышц руки.

В методике обучения детей письму существует много игр и упражнений по развитию моторики. Они приносят тройную пользу ребенку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, и, в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

На этот счет в методике существует достаточно много различных методических указаний, направленных на формирование у учащихся четкого и красивого почерка.

В базовом учебнике, на основе которого обучаются будущие учителя начальных классов и авторами которого являются Львов М.Р., Рамзаева Т.Г. и Н.Н. Светловская, указывается, что дети усваивают написание каждой буквы на отдельном уроке. Огромная роль в обучении письму принадлежит анализу буквы, ее составных элементов, сравнению буквы по составу и по начертанию. Необходимо развить у детей аналитическое видение формы букв, отмечают методисты.В русском письменном алфавите можно выделить часто повторяющиеся элементы [16, 20].

В подготовительный период дети обучаются  письму элементов букв; в дальнейшем элементы выделяются при письме каждой новой буквы, что обеспечивает аналитический подход.

При обучении письму также очень  важна работа над формой букв, над  расположением их деталей, которые  взрослый человек обычно не замечает. Недооценка работы над формой букв приводит к трудноисправимым графическим ошибкам, а в дальнейшем – к неправильному становлению почерка.

Такая методика обучения письму букв в целом может быть определена как аналитико-синтетическая. В практике она обычно используется в сочетании  с подражанием образцу: копирование  прописей многократным переписыванием буквы, слова. Другие известные методисты, в том числе и Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н., согласны с этапами обучения каллиграфии, выделенными выше, и предлагают свои приемы, которыми должен пользоваться учитель при обучении детей чистописанию [9, 17].

1. Первостепенное значение при  обучении каллиграфии имеют 
показ учителем процесса и объяснение способов написания букв, слогов, 
слов, предложений во время этого показа. Показ осуществляется на 
классной доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика.

Писать образец на доске учитель  должен так, чтобы все ученики  видели, как учитель пишет. Написанное можно еще раз обвести указкой, тем самым повторить показ движения для всех учащихся класса.

Необходимо показать учащимся способы  соединения букв, так как если учащийся усвоил, как писать букву, он не всегда догадывается, как она соединяется с соседними буквами.

Показ письма буквы, буквосочетания должен сопровождаться объяснением учителя: где начинать писать букву, куда вести  руку, где сделать поворот, какой формы или величины та или иная часть буквы. Через некоторое время все эти операции комментирования должен делать сам ученик.

2. Другим приемом при обучении  письму следует считать 
списывание учащимися с готового образца – прописей, образца учителя на 
доске или в тетради. Это очень старый прием, основанный на том, что 
учащиеся подражают, воспроизводят образец письма.

При списывании с образца производится зрительный анализ образца и сравнение  его с воспроизведенным. При обведении  образца учащийся закрепляет правильное движение в хорошем исполнении, но этот процесс механический. А при списывании, активном процессе, возможно проанализировать букву и сравнить образец с исполнением.

3. Копировальный способ. Его следует  применять ограниченно в 
связи с тем, что обведение образца это недостаточно осознаваемый процесс. Однако если копирование осуществлять правильно, ученик упражняется в выполнении правильного движения: порция, размах, размер, направление, форма. Обведение по образцу упражняет двигательные представления, так как оно осуществляется механически. При обведении образца двигательный образ буквы остается на некоторое время в памяти, обведенное движение запоминается.

Некоторые учителя дают учащимся копировать образцы через прозрачную бумагу, кальку. Обведение через кальку или  по точкам психологически имеет то же значение – закрепление правильного движения.

4. Воображаемое письмо или обведение  над образцом, письмо в воздухе.  Данный прием опирается на  двигательные ощущения, но и на  зрительно воспроизводимый образец. В воображаемом обведении он видит букву как бы через какой-то оптический прибор, пишет реально, но в воздухе. Это помогает ученику усваивать как движения, так и правильную форму буквы.Но этот прием имеет и свой недостаток, который заключается в том, что учитель не может учесть, каков результат обведения, повторения движения, насколько точно дети воспроизводят движение и форму образца.

5. Анализ формы буквы, который  может осуществляться по-разному.  Можно анализировать форму буквы,  раскладывая ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы.Но в русском языке некоторые буквы довольно сложны по форме и пишутся одним неделимым движением, такие как в и б.Здесь важно увидеть общее, понять, что при письме вниз у нас всегда один и тот же наклон, а при письме вверх большой наклон, но во всех соединительных движениях тоже одинаковый, что очень важно для сознательного овладения формой букв. Если ученик будет анализировать форму буквы так, то у него, скорее всего, выработается единый наклон в письме и правильная форма букв.

Поэтому анализ формы буквы проводится по-разному, в зависимости от того, впервые ли вводится буква и насколько  она сложна по способу написания.

6. Одним из приемов обучения  графическим навыкам письма можно  считать введение в обучение правил, которые учащийся должен хорошо знать. Это способствует сознательному овладению навыками письма. Знание правил при письме помогает учащимся улучшить свое письмо, но при этом они должны формироваться очень кратко и их должно быть немного.

В 1 классе вводятся сначала правила, касающиеся посадки, положения тетради, затем уже правила, непосредственно связанные с процессом письма:

- буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном;

- необходимо писать буквы в словах на одинаковых расстояниях 
друг от друга;

- писать надо красиво и быстро;

- буквы в словах следует писать одинаковой высоты;

- слог пишется безотрывно.

Учитель должен вводить эти правила  постепенно, но при этом это надо делать неназойливо, но на каждом уроке. Иначе этот прием, направленный на сознательное усвоение навыков, превращается в свою противоположность: слова не доходят до сознания учащихся.

7. Важным приемом обучения каллиграфии  является письмо под 
счет или в такт счету. Данный прием способствует выработке плавного 
ритмичного письма определенного темпа. Он оживляет работу, вызывает 
интерес к письму.

8. Одним из приемов обучения  можно считать прием показа  ошибочного написания для того, чтобы дети сами увидели, в  чем ошибка, почему буква, слог, слово написаны неправильно, и  нашли ответ, как не допустить  таких ошибок.

Данный прием способствует самоконтролю.

9. Используется также прием взаимной  проверки [9, 22].

Т.В.Манохина предлагает эффективные  приемы и упражнения по формированию каллиграфических навыков письма [17, 54].

1. Задания в дополнительном альбоме (2–3мин.). В альбоме нанесен трафарет, который выполнен шилом.

2. Оформляется постоянно действующий  стенд по каллиграфии (сменяемое  полотно).

3. Используется удобная для  учителя схема с названиями  элементов букв. (См. Приложение 1).

4. Использует специальные приемы работы для выдерживания одной высоты, расстояния, коррекции наклона, места соединения букв

5. Специальные приемы группировки  букв по общим элементам. Это  буквы«колеса», «ракеты», «жучки», «крючки», «заборы»(См. Приложение 1).

6. Упражнение на развитие моторики  с пропедевтикой курса русского

языка.

7. Приемы самопроверки. Наложение  правильного написания. Работа  с копиркой или прозрачной пленкой – сразу детям виден огрех письма при наложении. Таким образом, они получают уникальную возможность увидеть, сравнить и исправить любую букву.

Во 2-4м классах продолжается работа по закреплению навыков каллиграфического письма.

1. Учитель предлагает упражнения, в которых буквы сгруппированы по способу написания.

2. Буквы для чистописания предлагаются  по родству элементов. На каждом  уроке отрабатывается своя группа, через 21 урок повторяют сначала (См. Приложение 2).

3. Игры и ребусы, направленные  на отработку каллиграфических навыков.

Так же свои приемы и упражнения по формированию каллиграфических навыков  письма предлагаетМорозова Л.В. Изучая методическую литературу, статьи учителей-практиков она убедилась, что методы обучения в старые времена давали более положительные результаты. Ведь каждый элемент буквы прописывался отдельно, безо всяких повторов и буквы получались без лишних повторов линий. Уклонилась от новой методики и стала эти буквы отрабатывать отдельно. Не получалась линейность, то есть одинаковая высота элементов, расстояние между ними, буквами. Пришла мысль – развивать глазомер и, конечно, мелкую мускулатуру[20, 9].

Трудно детям объяснить  размер буквы 8 мм, 3 мм. Для развития глазомера стала пользоваться палочками, на которых обозначились размеры  заглавной и строчной буквы. Палочки  заточила, размер заглавной буквы  обозначила красной краской, размер строчной – синей. Дети на каждом уроке пользовались ими.

Сначала отрабатывали высоту строчной буквы, затем заглавной. При  отработке расстояния между элементами и буквами пользовались синей палочкой. Придумала, что буквы – это человечки, которые живут в “домике” (строчке), в котором есть и пол и потолок, они дружат между собой и всё как у людей. Если буква расположена не на строчке – “подпрыгнула”. Неправильный наклон – “упала”. Расстояние нарушено – “прижалась”, “им тесно” и так далее.

В начале первого класса выполняли за урок не все задания, которые были рекомендованы программой. Затем темп ускоряли, и стали укладываться в норму.

Для развития мелкой мускулатуры, глазомера учитель придумала рисунки в воздухе, на листах чистой бумаги. Составляем узоры на “полотенце”, “фартуке”, “матрешке”, вырезанных из бумаги.

Для эмоционального настроя  использует поэтические минутки, письмо под музыку (при механической работе, т.е. списывании, рисовании).

Информация о работе Калиграфия: правильное становление почерка у учашихся младьшего школьного возраста