Классические системы дошкольного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 13:47, контрольная работа

Краткое описание

1.Система дидактических игр Фридриха Фребеля (1782—1852).
2.Первые детские сады в России XIX в
3.Система дошкольного воспитания Марии Монтессори (1870—1952)
4.Вальдорфский детский сад Рудольфа Штайнера (1861—1925).
5.Советская система дошкольного воспитания (традиционный детский сад)

Вложенные файлы: 1 файл

seminar_2_psikh.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

Специфическое для вальдорфской педагогики занятие  — эвритмия (или ритмика). Эвритмия — это искусство движения, созданное  Штайнером. Это слово означает «правильный  ритм»: ребенок посредством движений и жестов пытается выразить настроение и гармонию музыки. Исполняя какое-либо стихотворение или мелодию, ребенок пытается жестами передать значение и настроение произведения. Поэтому эвритмию называют зримой речью или зримым пением. Занятия эвритмией проводятся на основе подражания воспитателю. Материалом для его работы служат стихи, сказочные сюжеты, детские песенки. Один и тот же сюжет повторяется на протяжении пяти – восьми занятий.

К занятиям искусством относятся также различные театрализованные представления. Это спектакли по сказкам или кукольные спектакли. Регулярное рассказывание сказки время от времени заменяется кукольным представлением, которое показывают детям взрослые. Сами дети тоже любят готовить и показывать друг другу кукольные спектакли.

Помимо занятий  искусствами в вальдорфском детском саду в воспитательных целях широко используются различные формы ручного труда. Это прежде всего приучение детей к ведению домашнего хозяйства. Дети принимают участие в приготовлении пищи (выпечка печенья, хлеба, приготовление салатов, сервировка стола), в уборке помещения группы и т. д. Дети занимаются также рукоделием и овладевают различными ремеслами: изготовление кукол и других игрушек, работа с шерстью, плетение ковриков, изготовление свечей, корзиночек, фонариков и др. Готовясь к праздникам и спектаклям, дети мастерят различные детские поделки.

Однако самая  важная и главная деятельность детей  — это игра. Свободная сюжетно-ролевая  игра детей рассматривается как  специфическая для дошкольников форма подражания, в которой ребенок  постигает мир и выражает себя. Все поведение воспитательницы и оборудование детского сада должны способствовать свободной игровой деятельности детей. Взрослый не руководит игрой детей и не оказывает на нее никакого давления, однако он должен создать все необходимые условия для содержательной игры. Среди этих условий можно выделить следующие.

Во-первых, это  организация максимально насыщенной эмоциями повседневной жизни. Известно, что чем богаче впечатлениями  жизнь ребенка, тем интереснее его  игра: ведь в игре дети воспроизводят и проигрывают то, что они видели и пережили.

Во-вторых, это  обеспечение богатым игровым  материалом и создание специально организованной предметной среды. Детям предлагаются предельно простые игрушки, в  основном из природных материалов. Так, куклой может быть шарик, обтянутый материей; лошадкой — палочка с условной головой; кубиками — брусочки и палочки разных размеров. Широко используются кусочки материи, камешки, желуди, шишки, каштаны и др. Значительную часть игрового материала составляют самодельные игрушки. Такого рода игровой материал активизирует фантазию ребенка и позволяет ему вложить в каждый предмет свой образ. Для оборудования игровой комнаты используются специальные ширмы, с помощью которых можно делить пространство комнаты на отдельные уголки, например устроить магазин, или кабинет врача, или столовую. Все это должно быть доступно для спонтанной инициативы детей.

В-третьих, это  создание атмосферы, позволяющей углубиться в соответствующую игру и полностью  сосредоточиться на ней так, чтобы не мешать другим и чтобы другие тебе не мешали. Воспитатель не вмешивается в игру детей, не оценивает и не комментирует игровые действия. В то же время он держит ситуацию в поле зрения и, если необходимо, помогает детям удержать или развить сюжет.

Все эти условия  помогают раскрывать творческое воображение  и развивать игровую деятельность каждого ребенка.

Помимо свободной  сюжетно-ролевой или режиссерской игры в детском саду используются особые игры, характерные только для  вальдорфской педагогики. Так, следует отметить музыкально-ритмические игры-хороводы, которые называются немецким словом «райгены». Райген — это ежедневная общая ритмическая игра-действие, когда дети вместе с воспитательницей проигрывают какой-либо игровой сюжет. Дети вслед за воспитательницей выполняют характерные движения-жесты, иллюстрирующие содержание сюжета и демонстрирующие в движениях соответствующие образы. Например, встав на цыпочки и высоко поднимая руки, они изображают восход солнца. Присев на корточки, дети показывают, как гномики собирают сокровища в мешочки. Громко топая ногами, они демонстрируют шаги великанов. Дети перевоплощаются во всевозможные существа и своими движениями показывают, как растет и распускается цветок, как качаются деревья на ветру, как двигаются разные животные, как работают люди разных профессий и т. д. В таких действиях сочетаются образное воображение, эмоциональное переживание и физическое движение, благодаря чему, как считают вальдорфские педагоги, достигается гармоничное взаимодействие, взаимопроникновение духа, души и тела.

Широко используются также пальчиковые игры, в которых  каждое тонкое движение руки несет  в себе определенный образ. Кроме  этого культивируются традиционные подвижные игры, игры с правилами, игры-ожидания и др.

Все перечисленные игры и занятия имеют свое определенное место в ритме дня группы.

 

 

Организация жизни в вальдорфском детском саду

 

Ритм и повторение составляют организационную основу жизни вальдорфского детского сада. Согласно Штайнеру, ритм является носителем  здоровья, как и вообще всех жизненных процессов. Маленькие дети не могут организовать свою жизнь в соответствии со здоровыми ритмами, поэтому так важно, чтобы взрослые целенаправленно помогали им войти в здоровый жизненный ритм. Предоставить ребенку свободу — значит включить его в определенные повторяющиеся жизненные циклы. Опыт постоянства и последовательности дает чувство стабильности и защищенности, будущее становится предсказуемым и ожидаемым. Вот почему в детском саду, по Штайнеру, большое внимание следует уделять тому, чтобы дневной, недельный и годовой ритмы сохранялись неизменными.

Ритм дня  представляет собой чередование  «выдоха и вдоха», т. е. самостоятельных  форм детской активности, когда ребенок  выражает и проявляет себя («выдох»), и занятий с воспитательницей, когда ребенок впитывает, вбирает в себя что-то новое («вдох»).

Первая фаза дня — «выдох» — свободные  занятия или игра. Когда дети приходят в группу, воспитательница уже  занимается какой-либо работой: что-то мастерит, рисует или готовит завтрак. Дети могут присоединиться к ней и начать делать что-то вместе. Те, кто предпочитает свободную игру, могут играть. На игру отводится не менее 1,5—2 ч, чтобы ребенок мог «переработать» свой опыт и раскрыть свои творческие возможности.

Вторая фаза дня — «вдох» — утренний «Круг» (райген). Дети образуют хоровод и воспроизводят движения, позы, слова и песни воспитательницы. Никакого давления, оценивания или коррекции не происходит: каждый делает, как получается. Раз в неделю может быть небольшой урок эвритмии. Затем дети идут в туалет, моют руки и готовятся к завтраку. Все переходные моменты сопровождаются определенными ритуалами, которые придумывает каждая воспитательница. Это может быть песенка, звонок колокольчика, зажигание свечки и пр. Важно, что это не инструкции или указания взрослого, а знакомые и понятные каждому ребенку символы, обозначающие следующий шаг их дня.

Прием пищи —  важная часть в жизни группы. Дети видят, как готовится еда, и многие сами участвуют в этом процессе, поэтому проблем с приемом  пищи, столь характерных для обычных детских садов, здесь как правило, не возникает. Отношение к пище связано с нравственно-религиозным аспектом воспитания. Атмосфера благодарности за все, что дается человеку, есть, по мнению вальдорфских педагогов, основа нравственной жизни личности. Перед завтраком дети поют песенку или читают несложную молитву, в которой выражается благодарность за «хлеб насущный». Выражение благодарности может принимать самые разные формы. Важно только, чтобы предлагаемые варианты имели одновременно наглядно-чувственный и духовный характер.

Третья фаза дня — «выдох» — игры и прогулка на свежем воздухе. Основное занятие  на свежем воздухе — свободная  подвижная игра. Воспитательница  ненавязчиво обращает внимание детей  на природные явления, на деятельность людей и пр.

Четвертая фаза дня — «вдох» — сказка. Сказки подбираются в соответствии с  временем года или в связи с  праздником. Ритмичное чередование  занятий в разных группах может  варьироваться в зависимости  от внешних условий и характера  воспитательницы, но после установления определенного режима его необходимо поддерживать.

Помимо ритма  дня соблюдаются ритм недели и  ритм года. На протяжении недели специальные  дни отводятся для таких занятий, как живопись, кукольный театр, лепка, эвритмия. Пятница, как правило, — день генеральной уборки.

Годичный ритм — это прежде всего праздники, которым в вальдорфском детском  саду уделяется большое внимание. В проведении праздников педагоги ориентируются  на обычаи и национальные традиции своего народа. Каждый праздник годичного круга имеет соответствующую дату и в зависимости от времени года несет свое настроение. Так, праздник Михаила Архангела, который отмечается осенью, окрашен настроением мужества, внутренней силы и самодисциплины; Рождество — время радости и дарения подарков и т. д. К праздникам года относятся и дни рождения детей, и весенний выпуск из детского сада будущих первоклассников. Подготовка к праздникам составляет важную часть работы воспитателей. Оформление комнаты, приготовление подарков, репетиции спектаклей — все это направлено не на успешное проведение мероприятия, а на развитие ценных психических и нравственных качеств ребенка. Через подготовку к праздникам происходит осмысление многих форм детской деятельности (украшение помещения, изготовление подарков, придумывание спектаклей и т. д.).

Особое внимание на каждом этапе жизни в детском  саду уделяется организации детских  взаимоотношений. Воспитатель стремится  постоянно подчеркивать самоценность и уникальность каждого ребенка, проявляет бережное и уважительное отношение к нему. Детские группы в вальдорфских детских садах разновозрастные (от трех до шести лет). Дети в таких смешанных группах живут, как в большой семье: маленькие стремятся участвовать во всем, что делают старшие, а старшие чувствуют свою «взрослость», помогают маленьким и всячески опекают их. В таких садах отсутствуют соревновательные игры или занятия, детей не сравнивают друг с другом и не оценивают. Здесь нет лучших или худших — все уникальны и бесценны! Дети не конкурируют друг с другом и не демонстрируют друг перед другом свою силу. Все это, безусловно, формирует здоровое нравственное начало и способствует гуманным отношениям между детьми.

 

Значение  и своеобразие вальдорфской дошкольной педагогики

 

Из всего  сказанного следует, что теория и практика вальдорфского детского сада имеют большое значение для развития дошкольной педагогики. Среди наиболее ценных положений вальдорфской дошкольной педагогики необходимо отметить ее ярко выраженную гуманистическую ориентацию, направленность на развитие творческого воображения и фантазии ребенка, на формирование продуктивной деятельности, приобщение к основным общечеловеческим ценностям и народной культуре. Причем все это предлагается в адекватных для дошкольного возраста формах деятельности. Огромный интерес представляют и методы нравственного воспитания. Отсутствие конкуренции, направленности на оценку взрослого и на свое самоутверждение позволяет детям видеть достижения и переживания других, помогать своим сверстникам и поддерживать их. Взаимоотношения детей в вальдорфских детских садах выгодно отличаются духом доброжелательности и солидарности, отсутствием конфликтности и агрессивности, умением слышать и понимать другого. При этом каждый ребенок сохраняет свою индивидуальность и умеет проявлять самостоятельность. Независимость от чужих оценок и нонконформизм также отличают этих детей.

Естественно, что  вальдорфская педагогика может быть востребованной только в демократических  обществах с выраженными гуманистическими ценностями. Характерно, что в Германии, которая является родиной вальдорфской педагогики, в 1933 г. с приходом к власти фашистов все детские сады этого типа были запрещены. Свою работу они возобновили только в 1945 г. В нашей стране первый вальдорфский детский сад был создан в Москве в 1987 г. по инициативе одной многодетной мамы. В 1991 г. открылся московский семинар вальдорфской дошкольной педагогики, где проходят подготовку воспитатели детских садов. В настоящее время в России работает около 50 вальдорфских детских садов.

Вместе с  тем вальдорфские детские сады остаются достаточно узким, элитарным направлением педагогики и вряд ли смогут приобрести массовый характер. Дело в том, что они предъявляют чрезвычайно высокие требования к педагогическому составу — не только личностные, но и профессиональные. Воспитатель такого детского сада должен пройти длительную специальную подготовку и стажировку под руководством опытных специалистов, что, естественно, не дает возможности расширять это направление. Вальдорфская педагогика — достаточно закрытая система, куда не допускаются посторонние наблюдатели или контролеры. Каждый взрослый, присутствующий в группе, должен принимать реальное и продолжительное участие в жизни детей. Это относится и к родителям.

Безусловно, данное направление может быть реализовано только при активном участии и поддержке родителей. Родители вовлекаются в педагогический и воспитательный процесс самыми разными способами: они обязательно участвуют в праздниках, в выставках, в кукольных спектаклях, разучивают песни, мастерят игрушки, оформляют помещение группы и др. Активное участие родителей — отличительная черта деятельности вальдорфского детского сада, но для этого необходимы большие временные и энергетические затраты со стороны родителей, к чему, естественно, готовы далеко не все.

Кроме того, взрослые должны принимать и разделять  основные педагогические принципы и  ценности вальдорфской педагогики, которые  во многом не соответствуют установкам современных родителей. В настоящее  время большинство родителей ориентированы на умственное развитие детей и на их подготовку к школе. Отсутствие познавательной направленности и специального обучения счету, письму, иностранному языку снижает привлекательность данного направления. Требования быть ближе к природе и ограничить влияние СМИ также расходятся с представлениями и возможностями родителей и трудно реализуемы в современных городских условиях. Настораживают и замкнутость данного направления, его оторванность от современных условий жизни, искусственный романтизм, пронизывающий жизнь детей (игры в гномов, принцесс, небесные светила и др.). Все это препятствует широкому распространению вальдорфской педагогики.

Информация о работе Классические системы дошкольного воспитания