Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 13:47, контрольная работа
1.Система дидактических игр Фридриха Фребеля (1782—1852).
2.Первые детские сады в России XIX в
3.Система дошкольного воспитания Марии Монтессори (1870—1952)
4.Вальдорфский детский сад Рудольфа Штайнера (1861—1925).
5.Советская система дошкольного воспитания (традиционный детский сад)
Специфическое для вальдорфской педагогики занятие — эвритмия (или ритмика). Эвритмия — это искусство движения, созданное Штайнером. Это слово означает «правильный ритм»: ребенок посредством движений и жестов пытается выразить настроение и гармонию музыки. Исполняя какое-либо стихотворение или мелодию, ребенок пытается жестами передать значение и настроение произведения. Поэтому эвритмию называют зримой речью или зримым пением. Занятия эвритмией проводятся на основе подражания воспитателю. Материалом для его работы служат стихи, сказочные сюжеты, детские песенки. Один и тот же сюжет повторяется на протяжении пяти – восьми занятий.
К занятиям искусством
относятся также различные
Помимо занятий искусствами в вальдорфском детском саду в воспитательных целях широко используются различные формы ручного труда. Это прежде всего приучение детей к ведению домашнего хозяйства. Дети принимают участие в приготовлении пищи (выпечка печенья, хлеба, приготовление салатов, сервировка стола), в уборке помещения группы и т. д. Дети занимаются также рукоделием и овладевают различными ремеслами: изготовление кукол и других игрушек, работа с шерстью, плетение ковриков, изготовление свечей, корзиночек, фонариков и др. Готовясь к праздникам и спектаклям, дети мастерят различные детские поделки.
Однако самая важная и главная деятельность детей — это игра. Свободная сюжетно-ролевая игра детей рассматривается как специфическая для дошкольников форма подражания, в которой ребенок постигает мир и выражает себя. Все поведение воспитательницы и оборудование детского сада должны способствовать свободной игровой деятельности детей. Взрослый не руководит игрой детей и не оказывает на нее никакого давления, однако он должен создать все необходимые условия для содержательной игры. Среди этих условий можно выделить следующие.
Во-первых, это
организация максимально
Во-вторых, это обеспечение богатым игровым материалом и создание специально организованной предметной среды. Детям предлагаются предельно простые игрушки, в основном из природных материалов. Так, куклой может быть шарик, обтянутый материей; лошадкой — палочка с условной головой; кубиками — брусочки и палочки разных размеров. Широко используются кусочки материи, камешки, желуди, шишки, каштаны и др. Значительную часть игрового материала составляют самодельные игрушки. Такого рода игровой материал активизирует фантазию ребенка и позволяет ему вложить в каждый предмет свой образ. Для оборудования игровой комнаты используются специальные ширмы, с помощью которых можно делить пространство комнаты на отдельные уголки, например устроить магазин, или кабинет врача, или столовую. Все это должно быть доступно для спонтанной инициативы детей.
В-третьих, это создание атмосферы, позволяющей углубиться в соответствующую игру и полностью сосредоточиться на ней так, чтобы не мешать другим и чтобы другие тебе не мешали. Воспитатель не вмешивается в игру детей, не оценивает и не комментирует игровые действия. В то же время он держит ситуацию в поле зрения и, если необходимо, помогает детям удержать или развить сюжет.
Все эти условия
помогают раскрывать творческое воображение
и развивать игровую
Помимо свободной
сюжетно-ролевой или
Широко используются также пальчиковые игры, в которых каждое тонкое движение руки несет в себе определенный образ. Кроме этого культивируются традиционные подвижные игры, игры с правилами, игры-ожидания и др.
Все перечисленные игры и занятия имеют свое определенное место в ритме дня группы.
Организация жизни в вальдорфском детском саду
Ритм и повторение составляют организационную основу жизни вальдорфского детского сада. Согласно Штайнеру, ритм является носителем здоровья, как и вообще всех жизненных процессов. Маленькие дети не могут организовать свою жизнь в соответствии со здоровыми ритмами, поэтому так важно, чтобы взрослые целенаправленно помогали им войти в здоровый жизненный ритм. Предоставить ребенку свободу — значит включить его в определенные повторяющиеся жизненные циклы. Опыт постоянства и последовательности дает чувство стабильности и защищенности, будущее становится предсказуемым и ожидаемым. Вот почему в детском саду, по Штайнеру, большое внимание следует уделять тому, чтобы дневной, недельный и годовой ритмы сохранялись неизменными.
Ритм дня представляет собой чередование «выдоха и вдоха», т. е. самостоятельных форм детской активности, когда ребенок выражает и проявляет себя («выдох»), и занятий с воспитательницей, когда ребенок впитывает, вбирает в себя что-то новое («вдох»).
Первая фаза дня — «выдох» — свободные занятия или игра. Когда дети приходят в группу, воспитательница уже занимается какой-либо работой: что-то мастерит, рисует или готовит завтрак. Дети могут присоединиться к ней и начать делать что-то вместе. Те, кто предпочитает свободную игру, могут играть. На игру отводится не менее 1,5—2 ч, чтобы ребенок мог «переработать» свой опыт и раскрыть свои творческие возможности.
Вторая фаза дня — «вдох» — утренний «Круг» (райген). Дети образуют хоровод и воспроизводят движения, позы, слова и песни воспитательницы. Никакого давления, оценивания или коррекции не происходит: каждый делает, как получается. Раз в неделю может быть небольшой урок эвритмии. Затем дети идут в туалет, моют руки и готовятся к завтраку. Все переходные моменты сопровождаются определенными ритуалами, которые придумывает каждая воспитательница. Это может быть песенка, звонок колокольчика, зажигание свечки и пр. Важно, что это не инструкции или указания взрослого, а знакомые и понятные каждому ребенку символы, обозначающие следующий шаг их дня.
Прием пищи — важная часть в жизни группы. Дети видят, как готовится еда, и многие сами участвуют в этом процессе, поэтому проблем с приемом пищи, столь характерных для обычных детских садов, здесь как правило, не возникает. Отношение к пище связано с нравственно-религиозным аспектом воспитания. Атмосфера благодарности за все, что дается человеку, есть, по мнению вальдорфских педагогов, основа нравственной жизни личности. Перед завтраком дети поют песенку или читают несложную молитву, в которой выражается благодарность за «хлеб насущный». Выражение благодарности может принимать самые разные формы. Важно только, чтобы предлагаемые варианты имели одновременно наглядно-чувственный и духовный характер.
Третья фаза дня — «выдох» — игры и прогулка на свежем воздухе. Основное занятие на свежем воздухе — свободная подвижная игра. Воспитательница ненавязчиво обращает внимание детей на природные явления, на деятельность людей и пр.
Четвертая фаза дня — «вдох» — сказка. Сказки подбираются в соответствии с временем года или в связи с праздником. Ритмичное чередование занятий в разных группах может варьироваться в зависимости от внешних условий и характера воспитательницы, но после установления определенного режима его необходимо поддерживать.
Помимо ритма
дня соблюдаются ритм недели и
ритм года. На протяжении недели специальные
дни отводятся для таких
Годичный ритм — это прежде всего праздники, которым в вальдорфском детском саду уделяется большое внимание. В проведении праздников педагоги ориентируются на обычаи и национальные традиции своего народа. Каждый праздник годичного круга имеет соответствующую дату и в зависимости от времени года несет свое настроение. Так, праздник Михаила Архангела, который отмечается осенью, окрашен настроением мужества, внутренней силы и самодисциплины; Рождество — время радости и дарения подарков и т. д. К праздникам года относятся и дни рождения детей, и весенний выпуск из детского сада будущих первоклассников. Подготовка к праздникам составляет важную часть работы воспитателей. Оформление комнаты, приготовление подарков, репетиции спектаклей — все это направлено не на успешное проведение мероприятия, а на развитие ценных психических и нравственных качеств ребенка. Через подготовку к праздникам происходит осмысление многих форм детской деятельности (украшение помещения, изготовление подарков, придумывание спектаклей и т. д.).
Особое внимание на каждом этапе жизни в детском саду уделяется организации детских взаимоотношений. Воспитатель стремится постоянно подчеркивать самоценность и уникальность каждого ребенка, проявляет бережное и уважительное отношение к нему. Детские группы в вальдорфских детских садах разновозрастные (от трех до шести лет). Дети в таких смешанных группах живут, как в большой семье: маленькие стремятся участвовать во всем, что делают старшие, а старшие чувствуют свою «взрослость», помогают маленьким и всячески опекают их. В таких садах отсутствуют соревновательные игры или занятия, детей не сравнивают друг с другом и не оценивают. Здесь нет лучших или худших — все уникальны и бесценны! Дети не конкурируют друг с другом и не демонстрируют друг перед другом свою силу. Все это, безусловно, формирует здоровое нравственное начало и способствует гуманным отношениям между детьми.
Значение и своеобразие вальдорфской дошкольной педагогики
Из всего сказанного следует, что теория и практика вальдорфского детского сада имеют большое значение для развития дошкольной педагогики. Среди наиболее ценных положений вальдорфской дошкольной педагогики необходимо отметить ее ярко выраженную гуманистическую ориентацию, направленность на развитие творческого воображения и фантазии ребенка, на формирование продуктивной деятельности, приобщение к основным общечеловеческим ценностям и народной культуре. Причем все это предлагается в адекватных для дошкольного возраста формах деятельности. Огромный интерес представляют и методы нравственного воспитания. Отсутствие конкуренции, направленности на оценку взрослого и на свое самоутверждение позволяет детям видеть достижения и переживания других, помогать своим сверстникам и поддерживать их. Взаимоотношения детей в вальдорфских детских садах выгодно отличаются духом доброжелательности и солидарности, отсутствием конфликтности и агрессивности, умением слышать и понимать другого. При этом каждый ребенок сохраняет свою индивидуальность и умеет проявлять самостоятельность. Независимость от чужих оценок и нонконформизм также отличают этих детей.
Естественно, что
вальдорфская педагогика может быть
востребованной только в демократических
обществах с выраженными
Вместе с тем вальдорфские детские сады остаются достаточно узким, элитарным направлением педагогики и вряд ли смогут приобрести массовый характер. Дело в том, что они предъявляют чрезвычайно высокие требования к педагогическому составу — не только личностные, но и профессиональные. Воспитатель такого детского сада должен пройти длительную специальную подготовку и стажировку под руководством опытных специалистов, что, естественно, не дает возможности расширять это направление. Вальдорфская педагогика — достаточно закрытая система, куда не допускаются посторонние наблюдатели или контролеры. Каждый взрослый, присутствующий в группе, должен принимать реальное и продолжительное участие в жизни детей. Это относится и к родителям.
Безусловно, данное направление может быть реализовано только при активном участии и поддержке родителей. Родители вовлекаются в педагогический и воспитательный процесс самыми разными способами: они обязательно участвуют в праздниках, в выставках, в кукольных спектаклях, разучивают песни, мастерят игрушки, оформляют помещение группы и др. Активное участие родителей — отличительная черта деятельности вальдорфского детского сада, но для этого необходимы большие временные и энергетические затраты со стороны родителей, к чему, естественно, готовы далеко не все.
Кроме того, взрослые должны принимать и разделять основные педагогические принципы и ценности вальдорфской педагогики, которые во многом не соответствуют установкам современных родителей. В настоящее время большинство родителей ориентированы на умственное развитие детей и на их подготовку к школе. Отсутствие познавательной направленности и специального обучения счету, письму, иностранному языку снижает привлекательность данного направления. Требования быть ближе к природе и ограничить влияние СМИ также расходятся с представлениями и возможностями родителей и трудно реализуемы в современных городских условиях. Настораживают и замкнутость данного направления, его оторванность от современных условий жизни, искусственный романтизм, пронизывающий жизнь детей (игры в гномов, принцесс, небесные светила и др.). Все это препятствует широкому распространению вальдорфской педагогики.
Информация о работе Классические системы дошкольного воспитания