Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 14:17, курсовая работа
Цель исследования: Изучить теоретическое обоснование необходимости проведения коллективного труда с детьми дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную педагогическую и методическую литературу, посвященную проблеме организации коллективного труда в детском саду.
2. Определить наиболее эффективные формы и методы работы с детьми.
3. Провести сравнительный анализ уровня развития трудовых навыков и взаимоотношений в процессе коллективного труда.
4. Сформулировать выводы исследования.
Введение…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования организации коллективного труда в детском саду…………………………………………………………….7
1.1 Коллективный труд детей ………………………….. ……………………….7
1.2 Методика руководства коллективным трудом детей………………………9
Выводы по первой главе……………………………………………………….15
ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию знаний
детей дошкольного возраста о природе в процессе моделирования ………17
2.1 Описание организации опытно – экспериментального исследования…17
2.2 Констатирующий эксперимент……………………………………………19
2.3 Описание формирующего эксперимента ……………………………...…..21
2.4 Анализ результатов контрольного эксперимента …………………..……23
Выводы по второй главе……………………………………………………..…26
Заключение……………………………………………………………………..27
Список используемой литературы…………………………………………..….29
Приложение
Содержание
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования организации коллективного труда в детском саду…………………………………………………………….7
1.1 Коллективный труд детей ………………………….. ……………………….7
1.2 Методика руководства
Выводы по первой главе……………………………………………………….15
ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию знаний
детей дошкольного возраста о природе в процессе моделирования ………17
2.1 Описание организации опытно – экспериментального исследования…17
2.2 Констатирующий эксперимент……………………………………………
2.3 Описание формирующего
2.4 Анализ результатов
Выводы по второй главе……………………………………………………..…26
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………..….
Приложение
Введение
Актуальность исследования.
Трудовое воспитание является одной
из важнейших сторон воспитания подрастающего
поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении
детей с трудом взрослых, в приобщении
детей к доступной им трудовой деятельности.
В процессе ознакомления с трудом взрослых
воспитатель формирует у детей положительное
отношение к их труду, бережное отношение
к его результатам, стремление оказывать
взрослым посильную помощь. Включая детей
в трудовую деятельность, воспитатель
формирует трудовые навыки, воспитывает
привычку к трудовому усилию, ответственность,
заботливость, бережливость, трудолюбие,
готовность участвовать в труде, не избегая
неприятной работы, формирует положительные
взаимоотношения между детьми.
При организации труда воспитатель руководствуется
«Программой воспитания в детском саду»,
которая определяет содержание трудовой
деятельности детей в каждой возрастной
группе.
Основные виды труда в детском саду —
это хозяйственно-бытовой труд, труд в
природе, ручной труд, а формы его организации
— поручения, дежурства и коллективный
труд детей.
Наиболее сложной
формой организации труда
Актуальность темы и выявление противоречия определила следующую тему исследования: «Коллективный труд детей: содержание, способы организации, педагогические руководство».
Цель исследования: Изучить теоретическое обоснование необходимости проведения коллективного труда с детьми дошкольного возраста.
Объект исследования: Процесс коллективного труда детей.
Предмет исследования: Коллективный труд детей: содержание, способы организации, педагогические руководство.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать
научную педагогическую и
2. Определить наиболее эффективные формы и методы работы с детьми.
3. Провести сравнительный
анализ уровня развития
4. Сформулировать выводы исследования.
Гипотеза исследования: Предполагаем, что трудовое воспитание в процессе организации коллективного труда в детском саду является перспективным методом в дошкольной педагогике. Использование этого метода является средством воспитания у детей таких качеств, как самостоятельность, умение работать в коллективе, помощь товарищам, а также формировании у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание полезности труда и будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- планомерная и систематическая
работа по трудовому
- использование различных форм и методов коллективного труда;
- целенаправленная работа
по воспитанию коллективных
Методологическая база исследования: Данное исследование опиралось на научные исследования В.Г.Нечаевой, Р.С.Буре, на теорию трудового воспитания, изложенную в трудах Н.Н.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и т.д.
Теоретическая новизна исследования: заключается в том, что были определены теоретические основы использования коллективного труда в воспитании дошкольников. Новизна исследования проводимого в работе вызвана современным этапом социально-экономического развития общества, который выдвигает на первый план задачу создания условий, благоприятствующих всестороннему развитию способностей и творческой активности личности.
Практическая значимость исследования: состоит в том, что практическое исследование заявленной проблемы может служить дополнительным информационным материалом для воспитателей групп. Так как наши исследования дали положительный результат, данную работу предлагаем как методическую новизну.
Этапы исследования:
1 этап – изучение
материалов и литературных
2 этап – опытно
– экспериментальная работа, направленная
на решение задач
3 этап - сравнительный анализ полученных знаний.
База исследования: Исследование
проводилось на базе МДОУ № 13 «Рябинка»
г. Азнакаево Азнакаевского
Структура курсовой работы: Данная работа состоит из: введения, 2-х глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования организации коллективного труда в детском саду
1.1 Коллективный труд детей
Если поручения и
дежурства стали
На протяжении года от
возраста к возрасту поручения и
дежурства усложняются. Так, уже
во второй младшей группе, опираясь
на сформированные умения детей, воспитатель
переходит от индивидуальных поручений к поручениям,
в которых одновременно принимают участие
несколько детей (т. е. к труду «рядом»),
а в старшей группе те же поручения усложняются
тем, что их содержание становится гораздо
большим по объему и одновременно требования
к самоорганизации возрастают: детям предоставляется
большая самостоятельность в процессе
работы, при ее организации. Такого рода
усложнения имеют целью не столько увеличение
объема работы, сколько выдвижение более
сложных воспитательных задач. Дети работают
«рядом». Но когда процесс труда подходит
к концу, воспитатель объединяет результаты
всех в один общий итог. Это дает возможность
ему обратить внимание на преимущество
коллективного труда: каждый потрудился
немножко, а вместе выполнили много работы.
Это наиболее простое объединение, здесь
объединяются только результаты. Но, ставя
эту задачу, воспитатель в процессе труда
разъясняет детям: «Надо стараться не
отставать от других. Не следует заставлять
товарищей ждать». А учитывая возможности
и уровень навыков того или иного ребенка,
он предусмотрит такой объем труда для
каждого, чтобы все выполнили работу примерно
в одно время. Такая форма объединения
является переходной от труда «рядом»
к коллективному труду.
По мере накопления опыта участия в труде и овладения детьми навыками, а также усвоения правил организации собственной трудовой деятельности, роста в формировании некоторых начал трудолюбия (т. е. по мере решения выдвигаемых ранее задач воспитания) педагог начинает переходить к более сложным задачам. Важное значение имеет формирование у детей начал коллективизма, умения трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свои услуги, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, общим результатам труда и т. п.
Эти задачи наиболее успешно решаются в совместном труде детей. В детском саду чаще используют два вида коллективного труда: труд общий и труд совместный. Не каждый общий и даже не каждый совместный труд – коллективный. Но каждый коллективный труд – общий и совместный. Коллективная форма потому и называется коллективным, что она способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений.
Особенности организации
общего труда дают возможность включить
детей в одно общее дело, формировать
у них представление о
В подготовительной к
школе группе имеет место еще
более сложная организация
Таким образом, коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы. Коллективный труд создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т.д. Различия же с общим и совместным трудом заключаются в условиях для закрепления и воспитания коллективных взаимоотношений.
1.2 Методика руководства коллективным трудом детей
В организации коллективного труда детей (общего или совместного) выделяются три последовательных этапа: распределение работы между участниками, процесс выполнения задания, обсуждение результатов трудовой деятельности. Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение которых требует своеобразных методов руководства.
Воспитатель, руководя коллективным
трудом детей., одновременно решает две
основные задачи: направляет усилия каждого
ребенка на достижение поставленной цели, уделяет особое внимание
тем детям, которые затрудняются выполнить
задание, следит за тем, чтобы все добивались
хороших результатов, т. е. руководит самим
процессом трудовой (продуктивной) деятельности.
В то же время осуществляет большую работу
по формированию начал коллективизма
у детей: чтобы дети проявляли в процессе
труда внимание друг к другу, помогали
нуждающимся в помощи, устанавливали положительные
взаимоотношения и т.д.
Каким же образом в коллективном труде
создаются возможности для решения разных
воспитательных задач и при помощи каких
методических приемов они осуществляются?
Под коллективным трудом детей следует
понимать такую организацию , при которой
всех участников объединяет общее задание,
цель, распределение работы и т.д. Так могут
быть организованы и общие поручения,
и труд дежурных в старших группах (о чем
говорилось выше), и труд детей всей группы.
Методы педагогического руководства
разными видами коллективной трудовой
деятельности дошкольников едины. Поэтому
целесообразно рассмотреть их в общем
плане, выделяя некоторое своеобразие
руководства каждым видом труда детей
разных возрастных групп.
Распределение работы между участниками. При организации коллективного труда воспитатель осуществляет руководство детьми во время распределения ими работы между собой. Следует подчеркнуть, что воспитатель и сам мог бы назначить каждого ребенка на определенный участок работы, но тогда вся деятельность по распределению, которая побуждает детей вступать в общение, уступать друг другу, договариваться между собой, не будет использована в полной мере. Более того, такое руководство не обеспечит формирование, умений у детей самостоятельно осуществлять эту деятельность. Следует отметить, что с точки зрения получения результата Совершенно безразлично, кто какие задания будет выполнять. Но воспитатель в первую очередь заботится о решении задачи формирования начал коллективизма, и потому его методы направлены на решение именно воспитательных задач. Ему становится небезразлично, кто какую часть работы будет выполнять и с кем вместе. В процессе распределения общего дела он решает несколько задач: