Компетентностный подход к образованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 10:20, курсовая работа

Краткое описание

Компетенция не может быть определена через определенную сумму знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Компетенция одновременно тесно связывает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, настроенных на условия конкретной деятельности. Специфика педагогических целей по развитию общих компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий преподавателя, а с точки зрения результатов деятельности обучаемого, с точки зрения эффекта его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта. Что бы учитель ни делал, в итоге он формирует и развивает у школьника способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой как ее субъектом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Современные ГОСТ третьего поколения…………………………..
Переход к третьему поколению Государственных Образовательных Стандартов………………………………………………...
Назначение и функции государственных образовательных стандартов нового поколения……………………………………………………………..
Глава 2. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании………………………………………………………….
Глава 3. Компетентностный подход в обучении в начальной школе
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………….............................

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ КРИСТИНА.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО Ульяновский государственный педагогический университет имени

И.Н. Ульянова

Кафедра методик начального обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по педагогике на тему:

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ

 

 

 

 

 

 

 

 

   Выполнила: студентка педагогического

   факультета НОЯ-10-3

                                          Хватина Кристина Валерьевна

 

 

Научный руководитель:

д.пед.н, Карнаухова М. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск - 2012

                                                     

Содержание

Введение……………………………………………………………………………

Глава 1. Современные ГОСТ третьего поколения…………………………..

    1. Переход к третьему поколению Государственных Образовательных Стандартов………………………………………………...
    2. Назначение и функции государственных образовательных стандартов нового поколения……………………………………………………………..

Глава 2. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании………………………………………………………….

Глава 3. Компетентностный подход в обучении в начальной школе

Заключение………………………………………………………………………

Список использованной литературы……………………….............................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Социально-экономические  изменения в России привели  к необходимости модернизации  многих социальных институтов, и  в первую очередь системы образования, которая напрямую связана с экономическими процессами через подготовку производительных сил. Это положение объясняется комплексом социально-экономических причин, связанных с современным взглядом на задачи образования: обострение опасности потери уникальности каждого человека, его способности выбрать свою судьбу, наличие диалектической связи независимости со свободой и развитием других; невозможность человека усвоить большие потоки информации в информационном обществе; соперничество в достижении успехов наряду со стремлением к равенству возможностей; проведение рыночных реформ без учета социальной ориентации.

      Та система образования, которая существует сегодня, сложилась  в эпоху нового времени и  основана на передаче знания  о чем-то, то есть это знание всегда содержательно. Новая европейская культура – культура отраслевая, рациональная (каждое знание или каждая деятельность разделяются на последовательность операций), монологичная (есть только голос разума, который глаголет истину, а истина одна на всех), утилитаристская (все требует оправдания, а польза сама и есть оправдание, поэтому все для чего-то существует).

    Все эти характеристики  культуры переносятся в систему  образования. Отрасли знания и  отрасли дела порождают урок, специализацию. Последовательность движения знания, развития действия порождает классы - деление учеников по уровню знаний. Монологичность порождает то, что в школе звучит только один голос – голос учителя. Он представитель знания. Если это утилитаристская культура, то школа всегда готовит для чего-то.

      Все параметры  культуры изменились, поэтому система  образования не может в этой  культуре эффективно передать  ее содержание. Контуры информационной  цивилизации формируют принципиально  иную систему ценностей. В центре  ее – свободно самореализующийся индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности.

Основу новой структуры ценностей составляет позиция, которую можно назвать компетенцией. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности – знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетенция – это владение, обладание человека соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

    Компетентность – это, прежде всего, общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на ее успешную интеграцию в социум.

Компетенция не может быть определена через определенную сумму знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Компетенция одновременно тесно связывает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, настроенных на условия конкретной деятельности. Специфика педагогических целей по развитию общих компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий преподавателя, а с точки зрения результатов деятельности обучаемого, с точки зрения эффекта его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта. Что бы учитель ни делал, в итоге он формирует и развивает у школьника способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой как ее субъектом. Совершенно ясно, что такое самоуправление может состояться только в том случае, если у школьника будет сформирована соответствующая регуляторная основа его деятельности, а именно понятийная основа – формирование знаний и понимания окружающей действительности, эмоционально-ценностная основа – формирование отношений личности к окружающему миру и другим людям, операциональная основа – формирование умения действовать с объектами окружающей действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Современные ГОСТ третьего поколения.

1.1 Переход к третьему  поколению Государственных Образовательных Стандартов

     Современное образование  в мире - самый массовый вид  деятельности людей. В нём одновременно  занято более миллиарда учащихся, в том числе более 85 млн. студентов, и почти 50 млн. педагогов. Образование  становится главным делом жизни для подавляющего большинства людей молодого и среднего возраста, которые учатся на протяжении всей своей активной профессиональной деятельности.

Происходящие изменения в современном российском обществе, требуют адекватной модернизации системы образования для удовлетворения потребности общества и государства в подготовке профессионалов нового поколения. Новая система образования характеризуется разнообразием научных школ, развитием инновационных педагогических проектов, многообразием новых технологий воплощения педагогических идей [1].

     Стандарты в  образовании - это гарантии того, что содержание образования будет  соответствовать перспективным  потребностям общественной жизни, экономики и вообще перспективам  развития содержания образования. Очень важно, кто, в каких условиях и как будет реализовывать это содержание. Во всех 60 тысячах школ России учат примерно одному и тому же. А вот результаты - везде разные.

     Это зависит  от многих факторов. Во-первых, от  того, кто является учителем. Во-вторых, важны современные высокотехнологичные условия обучения. В-третьих, уважительные культурно-бытовые условия в учебном заведении: начиная с гардеробов и туалетов и заканчивая спортзалами и библиотеками. И, наконец, очень важное условие - это нормальная, полноценная среда общения со сверстниками. Только на такой полноценной соревновательной основе и может происходить развитие [2].

Все это учитывается при разработке образовательных стандартов нового поколения. Впервые появляется в структуре стандарта требование к условиям обучения. И впервые система образования получит стандарт, который описывает не только обязательства ученика или учителя, но и обязательства учредителя образовательного учреждения. Уходим мы от трех составных школьной программы – федерального, регионального и школьного компонентов. В новом стандарте будет две части: инвариантная и вариативная Понятно, что в начальной школе большая часть основной образовательной программы - это инвариант, а какая-то незначительная часть - это вариатив. В основной школе вариативная часть увеличивается для того, чтобы дать учителю и ученику возможность выбора. В старшей школе, по оценкам экспертов, вариативная часть может достигать трети основной образовательной программы, которая наполняется самим образовательным учреждением в соответствии, как сказано в законопроекте, с запросами и потребностями учащихся данной школы

     В высшем  же образовании вариативная часть  еще более значима. На уровне  магистра вариатив может превышать 50% и доходить, возможно, до 70% всей  программы подготовки. В бакалавриате эти цифры, естественно, меньше. И инвариантная, и вариативная части финансируются из бюджета. Но вариативная часть содержательно наполняется самим образовательным учреждением, исходя из потребностей и запросов учеников или студентов. Школы не потеряют возможности формировать учебную программу с учетом потребностей родителей и учеников конкретного региона.

 

Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:

1. единство образовательного  пространства Российской Федерации;

2. преемственность образовательных  программ начального общего, основного  общего, среднего (полного) общего, начального  профессионального, среднего профессионального  и высшего профессионального  образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты включают требования к:

1. структуре основных образовательных  программ;

2. условиям реализации  основных образовательных программ;

3. результатам освоения  основных образовательных программ.

Федеральные государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Основная общеобразовательная программа начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должна обеспечивать реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных (национальных) особенностей, типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся (воспитанников), и включает в себя:

1. требования к результатам  их подготовки,

2. учебный план,

3. рабочие программы учебных  предметов,

4. курсов,

5. дисциплин (модулей)

6. и другие материалы, обеспечивающие  качество подготовки обучающихся (воспитанников),

7. перечень используемых  учебников и средств обучения и воспитания.

Основная профессиональная образовательная программа начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных (национальных) особенностей, типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, и включает в себя:

1. требования к результатам  подготовки выпускников,

2. учебный план,

3. рабочие программы учебных курсов,

4. предметов,

5. дисциплин (модулей)

6. и другие материалы, обеспечивающие  качество подготовки обучающихся,

7. а также программы  практик, календарный учебный график  и методические материалы, обеспечивающие  реализацию соответствующей образовательной технологии.

Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа разрабатывается образовательным учреждением на основе примерной основной образовательной программы. Органы, осуществляющие государственное управление в сфере образования, обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности.

Примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности могут включать базисный (примерный) учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) [3].

 

1.2 Назначение и функции государственных образовательных стандартов нового поколения

Сегодня все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

В настоящее время стандарты должны выступать [4]:

1. инструментом организации  и координации системы образования, служить ориентиром ее развития и совершенствования, критерием оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям образования;

2. средством обеспечения  единства и преемственности отдельных  ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования;

3. фактором регулирования  взаимоотношений субъектов системы  образования (учащихся, их семей, преподавателей  и руководителей образовательного  учреждения), с одной стороны, и  государства и общества - с другой;

4. одним из ориентиров  создания современной инфраструктуры  образования.

Вместе с тем новая версия стандарта должна создать условия для более эффективной реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно-правового регулирования деятельности системы образования.

Информация о работе Компетентностный подход к образованию