Компетентностный подход к образованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 10:20, курсовая работа

Краткое описание

Компетенция не может быть определена через определенную сумму знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Компетенция одновременно тесно связывает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, настроенных на условия конкретной деятельности. Специфика педагогических целей по развитию общих компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий преподавателя, а с точки зрения результатов деятельности обучаемого, с точки зрения эффекта его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта. Что бы учитель ни делал, в итоге он формирует и развивает у школьника способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой как ее субъектом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Современные ГОСТ третьего поколения…………………………..
Переход к третьему поколению Государственных Образовательных Стандартов………………………………………………...
Назначение и функции государственных образовательных стандартов нового поколения……………………………………………………………..
Глава 2. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании………………………………………………………….
Глава 3. Компетентностный подход в обучении в начальной школе
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………….............................

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ КРИСТИНА.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

     Направленность на  воспитание и развитие школьника  – основа деятельности педагогического  коллектива образовательного учреждения. Но многое зависит от учителя. Учителям придется пересмотреть  всю работу, освоить новые методы, принять, практически осуществить системность требований, заложенных в стандартах второго поколения.

   Таким образом, современной  школе нужна новая модель –  «школа активного ученика». К  этому необходимо стремиться  коллективу школы.

Можно сделать вывод, что частично компетентностный подход в начальной школе существует и реализуется, а его полная реализация представляется возможной.

Дальнейшая «жизнь» подхода зависит только уже от самих учителей начальных классов, от их готовности его принять и реализовывать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Ориентация  российского образования на общекультурное  развитие обучающихся, как известно, исторически является одной из  его приоритетных позиций. Она  находит отражение и в тексте  современного Закона РФ «Об образовании» (ред. 2002 года), где отмечено, что «общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в отечестве…». В то же время и профессиональные образовательные программы также направлены на последовательное повышение ранее сформированного образовательного уровня. Другими словами, задача формирования общей культуры и ее упрочивания является общей для всей системы российского образования. Это его непреходящая ценность.

    Формирование компетенций  происходит средствами содержания  образования. В итоге у учащегося  развиваются способности и появляются  возможности решать в повседневной  жизни реальные проблемы - от бытовых, до производственных и социальных. Заметим, что профессиональные компетенции включают в себя компоненты функциональной грамотности учащегося, но не ограничиваются только ими.

Введение понятия профессиональных компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской образовательной системы, когда учащиеся могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.     Профессиональные компетенции предполагают усвоение учащимся не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.

     В комплексности  профессиональных компетенций заложена  дополнительная возможность представления  образовательных стандартов в  системном виде, допускающем построение  четких измерителей по проверке  успешности их освоения учащимися. С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников профессиональные компетенции представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов.

    Однако компетентность  не является прямым результатом  знаний (можно многое знать, но  не уметь применять знания). Компетентность  приобретается в деятельности (действии).

    Компетентность  всегда проявляется в деятельности. Нельзя «увидеть» непроявленную  компетентность. Профессиональная  компетентность учителя проявляется  при решении профессиональных  задач. При этом важно всегда  рассматривать контекст, в котором проявляется компетентность. Природа компетентности такова, что она может проявляться только в органическом единстве с ценностями человека, то есть при условии глубокой личностной заинтересованности в данном виде деятельности. На практике содержанием деятельности, имеющей личностную ценность, может быть достижение конкретного результата (продукта) или способа поведения.

    Осмысление компетентности  специалиста 21-го века, по мнению  многих ученых, должно основываться  на развитии интегративных и аналитических способностей человека Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и предусматривает необходимость непрерывного образования, процесса постоянного повышения своей профессиональной компетентности.

    В ходе исследования, на основе анализа литературы  по проблеме, были установлены  сущностные признаки компетентности  которые обусловлены постоянными  изменениями мира, и определяют  требования к «успешному взрослому»:

1) компетентность имеет  деятельностный характер обобщенных  умений в сочетании с предметными  умениями и знаниями в конкретных  областях;

2) проявляется в умении  осуществлять выбор исходя из  адекватной оценки Себя в конкретной  ситуации.

Исходя из понимания профессиональной подготовки как процесса профессионального развития, овладения опытом будущей профессиональной деятельности можно говорить, что компетентный специалист устремлен в будущее, предвидит изменения, ориентирован на самостоятельное образование. Важной особенностью профессиональной компетентности человека является то, что компетентность реализуются в настоящем, но ориентирована на будущее. Профессиональная компетентность есть совокупность ключевой, базовой и специальной компетентностей.

   Ключевые компетентности  приобретают сегодня особую значимость. Они проявляются прежде всего  в способности решать профессиональные  задачи на основе использования

- информации;

- коммуникации, в том числе  на иностранном языке;

- социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.

    Базовые компетентности  отражают специфику определенной  профессиональной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и т.д.).

    Для профессиональной  педагогической деятельности базовыми являются компетентности, необходимые для «построения» профессиональной деятельности в контексте требований к системе образования на определенном этапе развития общества

    Специальные компетентности  отражают специфику конкретной  предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Специальные компетентности можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в области учебного предмета, конкретной области профессиональной деятельности.

    Разумеется, все  три вида компетентностей взаимосвязаны и развиваются одновременно, что и формирует индивидуальный стиль педагогической деятельности и, в конечном итоге, обеспечивает становление профессиональной компетентности как определенной целостности, как интегративной личностной характеристики специалиста.

    Ключевые, базовые  и специальные компетентности, пронизывая  друг друга, проявляются в процессе  решения жизненно важных профессиональных  задач разного уровня сложности, в разных контекстах, с использованием  определенного образовательного пространства.

     Педагогическое  представление о логике становления  и развития профессиональной  компетентности учителя предполагает  опору на имеющиеся знания  о: психологических закономерностях  и этапах профессионального развития  человека в процессе профессионального образования; педагогических закономерностях проектирования образовательной системы, ориентированной на обеспечение становления профессиональной компетентности учителя.

       Анализ  имеющихся психологических концепций  профессионального развития специалиста в системе процесса профессионального образования позволил интерпретировать имеющиеся результаты научных исследований следующим образом.

      Первый этап  ориентирован на развитие ключевых  компетентностей в контексте  будущей профессиональной деятельности.

      На втором  этапе происходит «погружение»  обучающегося в профессиональные  задачи, освоение способов решения  которых содействует становлению  базовой компетентности на основе  ключевых. На этом этапе происходит  «проникновение» (интеграция) базовой и ключевой компетентностей.

     На следующем  этапе происходит проекция (проникновение, интеграция) базовой компетентности, уже неразрывно связанной с  ключевой и специальной.

Затем реализуется этап развития специальной компетентности.

     С педагогической точки зрения это означает, что весь процесс профессионального обучения строится на основе выделения такой единицы построения содержания профессионального образования как профессиональная педагогическая задача.

     При этом  правомерно предположить, что базовые компетентности должны отражать современное понимание основных задач профессиональной деятельности, а ключевые пронизывать алгоритм их решения.

     Специальные  же компетентности реализуют  базовые и ключевые применительно  к специфике профессиональной педагогической деятельности учителя конкретного предмета, преподавателя системы дополнительного образования, освобожденного классного руководителя и др.

     Основной отличительной  особенностью компетентностно-ориентированного  профессионального педагогического образования является ориентация процесса профессиональной подготовки на получение конкретных (овеществленных и субъективных) результатов решения профессиональных педагогических задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1 Исполатова Т.В., Кирсанова А.И. Профессиональные стандарты национальных квалификаций в проекте макета ГОС третьего поколения// Электронный периодический Журнал "Компьютерные учебные программы и инновации" N9` 2007г..

2 Гуревич П. С. Личностный  аспект образования // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». -- 2009. -- № 2 - Педагогика. Психология.

3 Булгакова М.Н. Введение  новых государственных образовательных  стандартов//Менеджер образования, www.menobr.ru.

4 Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008., стр.17

5  Розина Н. М. О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов / Н. М. Розина / / Высшее образование в России. - 2007. - N 3. стр. 5:

6: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008., стр. 19

7 Сенашенко В. С. О концептуальных основах федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования / В. С. Сенашенко / / Alma mater. - 2008. - N 9. , стр. 14

8 Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. - № 5. - 2003.- с. 22-27.

9портал Аудиториум.ru, 2006 год

10 Запесоцкий А.С. Образование, философия, культурология, политика. - М.: Наука, 2006. - с. 43.

11 Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Кривченко  Т.А., Морозова Н.А. Общая культура  человека в системе требований  государственного образовательного  стандарта.-М.: Исследовательский центр  проблем качества подготовки специалистов, 2006, - с. 67.

12.  Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393//Учительская газета 2002. - №31.

13. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) //Высшее образование в России.№ 11. 2004. - с. 17-22.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Компетентностный подход к образованию