Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 21:26, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть комплексный подход к системе контроля в обучении и выделить основные средства его реализации в курсе математики 5-6 класса.
Предметом исследования является процесс изучения математики в 5-6 классах.
Объект исследования – система контроля знаний по математике учеников 5-6 классов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
РАЗДЕЛ I.ОЦЕНКА КАК МЕТОД ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ………………….…5
1.1 Общее сведения о средствах контроля успеваемости учащихся……....…..5
1.2 Функции и требования к системе оценивания знаний. Виды оценок ..…...8
1.3 Виды средств контроля успеваемости учащихся в различных странах….12
Выводы по первому разделу ………………………………………...……….…15
РАЗДЕЛ ІІ. УЧЕТ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ ………......17
2.1 Знание, умение и навыки учащихся …………………………...…………..17
2.2 Типы контроля в учебном процессе. Оцениванию знаний, умений учащихся………………………………………………………………………….19
Выводы по второму разделу…………………………………………….……....27
ВЫВОДЫ……………………..……………………………………………….....29
СПИСОК ИСПОЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…...……..…………...……..31
В качестве других форм контроля знаний учащихся по математике можно использовать домашнюю контрольную работу (ДКР). Обычно она даётся в начале изучения большой темы, а сдаётся – после окончания изучения. Задания включаются из раздела дополнительных заданий в учебнике по указанной теме. ДКР выполняется в специальных тетрадях (но можно использовать и обычные рабочие тетради, которых у учащихся две). Работы собираются у всех учеников одновременно в строго установленный день, что позволяет избегать списывания.
Выводы по второму разделу
Контроль учащихся является одной из составных частей процесса обучения.
Некоторые учителя традиционно подходят к организации контроля, используют его в основном ради показателей достигнутого. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на уроках математики.
Хорошо поставленный контроль позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.
ВЫВОДЫ
В основном индивидуальный контроль в общеобразовательной школе осуществляется устно и сопровождается оценкой в виде балла с обязательным комментарием учителя, касающимся в первую очередь содержательной стороны речи. В процессе индивидуального контроля происходит общение «преподаватель – ученик» и оно имеет место только в учебных условиях. При этом роли партнёров фиксированы и неравноправны . Преподаватель управляет общением и деятельностью обучаемого . Подобное зависимое положение ученика и статусное неравенство не способствуют свободе общения , приводят к скованности , ошибки боязни , снижает мотивацию . При контроле это усугубляется ожиданием оценки и отрицательно сказывается на его результатах . Кроме того , контролироваться должно не учебное общение , а естественное неофициальное , где роли преподавателя вообще не существует . Ещё одним существенным недостатком индивидуального контроля является вынужденная пассивность класса в течение значительной части урока , не говоря уже о той совершенно порочной практике прошлых лет , когда одного ученика спрашивали у стола учителя в течение 15-20 минут , устраивая ему некое подобие экзамена . Даже в настоящее время , когда ученики по 4-5 минут пересказывают текст , делают сообщения по теме , участвуют в диалогах и т. п., и даже в тех случаях , когда учителю удаётся спросить таким образом 10 и более учащихся , часть класса остаётся не охваченной работой . Те же школьники , которые уже успели высказаться , также в течение ближайших 20 минут оказываются не вовлечёнными в активную работу . Таким образом , получается, что даже небольшой по времени индивидуальный контроль приводит , с одной стороны , к относительной пассивности всего коллектива , с другой стороны , выступающий имеет возможность практиковаться на уроке в связной устной речи не более 3-4 минут . В настоящее время на уроках широко используется парная работа – режим, увеличивающий время активной деятельности учащихся ; он применяется для взаимной тренировки учащихся в усвоении языкового материала; особо эффективно его применение для развития диалогической речи. Отдельного понятия « контроль рабочей пары » в методике преподавания не существует но его можно рассматривать как одну из организационных форм контроля. Эта форма контроля может носить как скрытый, так и открытый характер. В первом случае учащимся даётся « откровенно» контрольная установка, например ответить на вопросы партнёра, используя определённый языковой материал. Если работа проводится на материале достаточного объёма, оценка выставляется в баллах, в других случаях начисляются очки, как при фронтальном опросе. При парной работе могут решаться и коммуникативные задачи (диалогическая речь). В этом случае контроль приобретает скрытый характер. Учащиеся, получившие роли, репетируют их, затем выступают перед классом. Учитель прислушивается к работе каждой пары (в технически оборудованных классах попеременно подключается к ним ). Он наблюдает за ходом работы большинства пар, присоединяясь к ним как собеседник, одна – две пары выступают затем перед классом . В результате оценки в баллах выставляются почти всем ученикам. Общение «ученик – ученик» происходит намного более комфортно и естественно . Общающиеся , находясь в равном положении , чувствуют себя раскованно , каждый стремится реализовать своё коммуникативное намерение наилучшим образом.
По мнению многих авторов (и в первую очередь П.С Якиманской), период, наиболее оптимальный для активного развития пространственного мышления, приходится на 9-13 лет. На этапе подготовки к систематическому изучению курса математики, при наличии в учебного материала, способствующею формированию у учащихся 5-6 классов пространственных представлений, практически отсутствуют управление и контроль за процессом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Комплексный подход к системе контроля в обучении