Компоненты методической системы начального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 21:15, реферат

Краткое описание

Реализация задач модернизации начального профессионального образования должна создать условия для подготовки подрастающего поколения к деятельности в информационно-технологическом обществе XXI века, где определяющим фактором становится уровень образованности личности, её интеллектуальный потенциал, способности использовать и развивать новые технологии. Всё это факторы, определяющие конкурентоспособность выпускников учреждений начального профессионального образования (УНПО). На это должны быть нацелены современные педагогические системы, проектируемые для данной сферы образования в соответствии с новыми требованиями, которые, которые в лаконичной форме выражаются так: доступность, качество, эффективность. Реализация этих направлений непосредственно связана с внедрением в профессиональное образование новых обучающих систем, интегрирующих современные достижения педагогических наук и передового педагогического опыта.

Содержание

1. Введение
2. Компоненты методической системы
3. Методы обучения
4. Цели обучения
5. Заключение
6. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

компоненты методической системы.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

Деятельность  коллективов начальных школ и  конкретных учителей в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования предполагает прежде всего осознание всеми участниками этого процесса своевременности, целесообразности и необходимости появления этого государственного документа. Цель Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования –создание реальных условий для получения каждым ребенком в возрасте 6 - 10 лет полноценного образования, определенного Конституцией РФ и учитывающего его возрастные и индивидуальные особенности. Стандарт утверждает современные приоритеты в целях, содержании образования на данной ступени развития и воспитания ребенка, определяет характер условий, которые должно создать каждое образовательное учреждение для реализации непрерывности образования с учетом изменившихся социальных условий и требований общества.

Следует обратить особое внимание на то, что впервые  создан государственный документ, отражающий новые цели начального образования  и предлагающий их реализацию посредством  содержания образования. Эти цели (развитие личности младшего школьника, формирование умений и навыков учебной деятельности, готовности к самостоятельному учебному труду и др.) позволяют не только обеспечить качественно новый, высокий уровень подготовки младшего школьника к обучению в среднем звене школы, но и сформировать у учителя новый взгляд на начальное образование с учетом его специфики и самоценности.

Личностная  ориентация предметного содержания достигается следующим:

отобраны наиболее актуальные для этого этапа обучения знания, формирующие не только предметные, но и над (меж) предметные знания, умения и навыки, что обеспечивает развитие учебной мотивации, интереса к учению и школе;

содержание  образования младшего школьника  направлено на достижение цели формирования его ведущей деятельности, возрастных потребностей и способностей;

разноуровневое  представление знаний позволяет  учитывать индивидуальность ребенка  и строить обучение в «зоне  ближайшего развития».

Необходимо  обратить особое внимание на то, что  стандарт дает каждому ребенку "шанс" освоить все содержание образования на уровне Обязательного минимума. Вместе с тем, документ определяет требования, которые фиксируют удовлетворительный уровень обученности – для тех детей, которые по каким либо причинам не могут усвоить все представленное содержание образования.

Коллективы  школ, приступая к работе по стандартам, должны глубоко изучить этот документ, поймут целесообразность предложенной структуры, обратить внимание на функции  Обязательного минимума содержания начального общего образования и Требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Подчеркнем, что  Обязательный минимум содержания начального общего образования (далее Обязательный минимум) отражает уровень предъявления школой, учителем знаний младшему школьнику. В данном контексте слово "обязательный" означает, что это содержание обучения должно предоставить каждому ученику образовательное учреждение любого типа, независимо от места ее нахождения, организационной формы, режима работы, наполняемости класса и т.п. Слово "минимум" в данном случае показывает уровень предъявляемого содержания: все знания, зафиксированные в документе, должны быть предоставлены школьнику для усвоения. Конкретная школа с учетом своих особенностей может расширить содержание образования, но не правомочно уменьшить его, исказить или заменить другим. Это обеспечивает вариативность образования и реализует статью 14 (пункт 5) "Закона РФ об образовании". Следовательно, обязательный минимум отражает государственный уровень образования, который общеобразовательное учреждение обязано предоставить каждому ученику.

Требования  к уровню подготовки оканчивающих начальную  школу (далее Требования) являются критериальным  основанием перевода ученика в основную школу и определяют нижнюю допустимую границу достижения им функциональной грамотности по изучаемым предметам. Невыполнение требований не позволяет школьнику продолжать обучение в основной школе, и он остается на повторное обучение.

Отмечая новизну  подходов к структурированию содержания начального образования, следует особо отметить, что стандарт начального общего образования дает реальную возможность дифференцировать процесс обучения. Определение четких границ между Обязательным минимумом и Требованиями позволяет обеспечить дифференциацию процесса обучения, поддержку, как детей, испытывающих трудности, так и наиболее успешных. При этом общий уровень образования не снижается: в Требованиях выделены наиболее важные достижения всего периода обучения в начальной школе, без которых успешное образование в следующем звене школы будет затруднено (навыки чтения и письма, речевая компетентность, готовность к изучению математики, предметов естественнонаучного и гуманитарного направления);

Начальное образование  имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка. Эта характеристика данного периода развития ребенка послужила предпосылкой отбора содержания образования в начальной школе, которое независимо от конкретного содержания учебного предмета.

В первую очередь  это касается сформированности общеучебных умений, навыков и способов деятельности, на которых лежит существенная доля ответственности за успешность обучения в основной школе. Это новое содержание образования не только станет фундаментом последующего успешного обучения школьника, но и базой для интеграции в первом звене школы. Такой подход позволяет предупредить узкопредметность в отборе содержания образования, обеспечивает вклад изучения каждого предмета в решение общих целей обучения, развития и воспитания младших школьников.

Изучая текст стандарта, необходимо проанализировать содержание раздела "Общие учебные умения, навыки и способы деятельности" ( с.18), обратить внимание на то, что в нем представлено три раздела, объединяющие основные умения и навыки, которые необходимы младшему школьнику для овладения учебной деятельностью: методы познания окружающего мира объединены в раздел "Познавательная деятельность", умения думать, говорить, общаться, рассказывать и пр. представлены в разделе "Речевая деятельность и работа с информацией", умения-навыки планирования, контроля, оценки деятельности включены в раздел "Организация деятельности".

Современное начальное  образование должно быть направлено на решение важнейшей задачи социально-личностного  развития ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Данная позиция нашла реализацию в следующих положениях стандарта:

1. Более четко  определен воспитательный потенциал  содержания образования каждого  учебного предмета, введено новое  содержание обучения (в том числе  иностранный язык, информационная  грамотность), обеспечивающее развитие коммуникативной и информационной компетенции как компонента общей культуры человека.

2. Усилена деятельностная  составляющая процесса обучения, выделено содержание практической  деятельности, которое включает  конкретные умения школьников  по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний, элементарные умения самообразования. Именно этот аспект стандарта дает основание для утверждения его гуманистического характера и личностно-ориентированной направленности.

Эта позиция  хорошо просматривается при сравнительном анализе традиционного подхода к изучению русского (иностранного) языка и литературного чтения с подходом, представленном в Обязательном минимуме. Подчеркивается, что система языка изучается на практическом уровне (см.с 21, 25, 37). Серьезным элементом модернизации начального обучения стало выделение в содержании этих предметов специального раздела "Виды речевой деятельности"

3. Существенно  изменено содержание учебного  предмета "Окружающий мир". В  центр изучения поставлен сам младший школьник и система его взаимоотношений с окружающим миром, что обеспечивает успешную социализацию ребенка этого возраста.

Воспитательный  потенциал предлагаемого содержания достигался также введением в  содержание обучения исторических, этических, экономических, экологических знаний, обеспечивающих социализацию младшего школьника, формирование у него правил взаимодействия с окружающей средой. Специально введено содержание, которое способствует развитию интереса к базовой науке конкретного учебного предмета. Особое внимание уделено содержанию, изучение которого помогает формировать социальные представления (о родной стране, других странах, государственном устройстве, правах и обязанностях, этике взаимоотношений и пр.), воспитывать патриотические чувства, отношение к явлениям общественной жизни

Одной из функций  государственного стандарта было обеспечение  преемственных связей со средним  звеном школы: снятие неоправданного дублирования содержания конкретных учебных предметов, как в начальной, так и основной школе; обеспечение пропедевтической функции изучения предметов в начальной школе; создание определенного эрудиционного фона как элемента опережающего обучения; согласование понятий, предпонятий и терминов, которые необходимо сформировать на первой ступени школьного обучения. Реализация этой функции дала возможность говорить о создании условий для непрерывного образования и поступательности в развитии школьников.

Таким образом, при разработке содержания начального общего образования было уделено  приоритетное внимание следующим положениям:

приобретению  учащимися опыта разнообразной  деятельности (учебной познавательной, коммуникативной, практической и др.) как основы для развития личностных качеств и способностей;

формированию  общеучебных умений, навыков и  способов познавательной деятельности как важнейшего приоритета начального общего образования;

учету особенностей психологической и социальной готовности детей к обучению, а также различий в индивидуальном психофизическом  развитии психики ребенка;

предотвращению межпредметной разобщенности и разгрузка содержания начального образования.

Анализ содержания Обязательного минимума позволит увидеть, в каких направлениях осуществлялась разгрузка содержания образования. Из содержания обучения были исключены  те знания, которые дублируют содержание учебных предметов в средней школе (в частности, биологии, географии, русского языка, математики); сокращено содержание учебных предметов, которые имеют малое число недельных часов (искусство, труд, окружающий мир). Сокращение содержания шло также за счет интеграции предлагаемых для изучения знаний, снятие дублирование содержания (искусство и труд, окружающий мир и труд и др.). Изменено содержание требований, которые соответствуют удовлетворительному уровню подготовки школьников.

Организация работы школы (учителя) в связи с введением  стандарта начального общего образования  требует ознакомления со всеми документами, которые сопровождают основной документ "Федеральный компонент государственного стандарта общего образования". Речь идет о следующих документах: "Федеральный Базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (М.,2004), "Примерные программы начального общего образования" (М.,2004), "Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования"

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учитывая влияние  внешней среды на методическую систему  обучения предмету, цели можно конкретизировать и представить в более технологичном виде. Например, в математике они могут быть следующими: овладение системой знаний, умений и навыков, дающей представление о предмете математики, ее языке и символике, математическом моделировании, специальных приемах, об

алгоритме, периодах развития данной науки; овладение основными  общенаучными методами познания и специальными эвристиками, используемыми в математике; формирование мировоззрения учащихся; логической и эвристической составляющих мышления, алгоритмического мышления; воспитание нравственности, культуры общения, самостоятельности, активности; эстетическое воспитание школьников; воспитание трудолюбия, ответственности за принятие решений, стремления к самореализации; формирование умений строить и исследовать заданные математические модели, конструировать приложения к ним; ознакомление с ролью математики в научно-техническом прогрессе, современном производстве.

Некоторые исследователи  предлагают расширить номенклатуру компонентов методической системы обучения предмету: одни рекомендуют ввести результаты обучения, другие - структуру личности, третьи - индивидуальность учащихся и т.д. Проведенные педагогами работы позволили уточнить цели обучения, чтобы они могли служить, прежде всего, основой отбора содержания образования. Стало ясно и то, что необходимо исследовать методическую систему обучения на различных уровнях. Дело в том, что формулировка целей как диагностируемых результатов обучения возможна в рамках учебника. Например, логическая составляющая мышления включает понимание структуры определения понятия, умение оперировать им (выяснять принадлежность объекта понятию, выводить следствия из факта принадлежности к понятию, используя определение, конструировать объекты, относящиеся к объему понятия), умение конструировать понятия и классифицировать их, понимание логической структуры теоремы, сущности доказательства, владение приемами опровержения предложенных обоснований и т.д.

Информация о работе Компоненты методической системы начального образования