Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 11:19, контрольная работа
Что касается государственно-общественного характера управления системой образования, я считаю, что будущему учителю, вступающему в самостоятельную профессиональную деятельность, важно иметь полное, чуткое представление о сущности, принципах, содержании управления педагогическими системами. Это поможет с самого начала войти в ритм учебного заведения, понять сложный механизм ее функционирования, установить профессиональные, деловые отношения с администрацией, коллегами-учителями, учениками и родителями.
Введение
1. Становление низших форм поведения и психики
Список используемой литературы
2. Государственно-общественный характер управления системой образования
Список используемой литературы
Заключение
Федеральная программа является организационно-управленческим проектом, содержание которого определяется как общими принципами государственной политики в сфере образования, так и объективными данными проведенного анализа состояния, тенденций и перспектив развития образования. Поэтому программа содержит три основных раздела:
- аналитический, освещающий состояние и тенденции развития образования;
- концептуальный, излагающий основные цели, задачи, этапы программной деятельности;
- организационный, определяющий
основные мероприятия и критерии их эффективности.
Государственный характер управления
системой образования закреплен следующей
совокупностью принципов государственной
политики в области образования, сформулированных
в законе РФ "Об образовании":
- гуманистический характер образования,
приоритет общечеловеческих ценностей,
жизни и здоровья человека, свободного
развития личности. Воспитание гражданственности
и любви к Родине;
- единство федерального, культурного
и образовательного пространства. Защита
системой образования национальных культур
и региональных культурных традиций в
условиях многонационального государства;
- общедоступность образования, адаптивность
системы образования к уровням и особенностям
развития и подготовки обучающихся воспитанников;
- светский характер образования в государственных,
муниципальных образовательных учреждениях;
- свобода и плюрализм в образовании;
- демократический, государственно-общественный
характер управления образованием. Автономность
образовательных учреждений.
Государственный характер управления
образованием проявляется также в соблюдении
органами управления государственных
гарантий прав граждан РФ на образование
независимо от расы, национальности, языка,
пола, возраста, состояния здоровья, социального,
имущественного и должностного положения,
социального происхождения, места жительства,
отношения к религии, убеждений.
Органы управления образованием
на местах проводят государственную
политику путем соблюдения государственных образовательных
стандартов, включающих федеральный и национально-региональный
компоненты с установлением обязательного
минимума содержания образовательных
программ, максимального объема учебной
нагрузки обучающихся, требований к уровню
подготовки выпускников. Задача органов
управления образованием состоит не только
в формальном обеспечении гарантий на
образование, но и в создании условий для
самоопределения и самореализации личности.
Для последовательного проведения государственной
политики в сфере образования в стране
создаются соответствующие государственные органы управления
образованием: федеральные (центральные),
ведомственные, республиканские (республики
в составе Российской Федерации), краевые,
областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга,
автономных областей, автономных округов.
Государственные органы управления —
министерства образования, управления
образованием в краях, областях, автономных
округах в границах своей компетенции
решают такие вопросы, как разработка
и реализация целевых федеральных и международных
программ; разработка государственных
стандартов и установление эквивалентности
(нострификация) документов об образовании;
государственная аккредитация образовательных
учреждений, расширение границ общественной
аккредитации; аттестация педагогических
кадров; формирование системы образования
в стране и конкретном регионе, определение
перечня профессий и специальностей, по
которым ведется профессиональная подготовка;
финансирование образовательных учреждений,
создание государственных фондов стабилизации
и развития системы образования; разработка
государственных нормативов финансирования
образовательных учреждений; прогнозирование
сети образовательных учреждений; контроль
за исполнением законодательства РФ в
бюджетной и финансовой дисциплине в системе
образования.
Для современного состояния системы управления
образованием наиболее характерен процесс
децентрализации, т.е. передача ряда функций
и полномочий от высших органов управления
низшим, при которой федеральные органы
разрабатывают наиболее общие стратегические
направления, а региональные и местные
органы сосредоточивают усилия на решении
конкретных финансовых, кадровых, материальных,
организационных проблем.
Основные признаки общественного управления. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Их участие в управлении создает реальные предпосылки для создания творческой атмосферы и положительного психологического климата в коллективе школы. Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельность коллективного органа управления – совета школы. Высшим руководящим органом школы является конференция, которая проводится не реже одного раза в год. Каждое учебное заведение принимает на конференции Устав учебного заведения, учитывающий реальное состояние, цели, задачи, перспективы своего развития.
Одним из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является разгосударствление системы образования и диверсификация образовательных учреждений.
Диверсификация (лат. – разностороннее развитие) образовательных учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений – гимназий, лицеев, колледжей, школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов – как государственных, так и негосударственных.
Общие принципы управления образовательными системами. В теории и практике внутришкольного управления выделяются основные принципы управления, к числу которых относятся:
Демократизация и гуманизация управления образовательными системами. Ориентация внутришкольного управления предполагает прежде всего развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений. Выборность руководителей школы, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров – одно из проявлений демократических начал в школьной жизни. Гласность в управлении школой основывается на открытости, доступности информации. Когда каждый учитель знает о делах и проблемах всей школы, он не остается к ним безразличным. Регулярные отчеты администрации, совета школы перед общественным коллективом и общественностью, предоставление возможности для учителей и учащихся принимать участие в их обсуждении и высказывать свою точку зрения по вопросам школьной жизни направлены на утверждение демократизации школы.
Утверждение гуманистических ценностей в современном обществе выдвигает на приоритетные позиции ценность самой личности, богатство ее духовного мира.
Гуманизация управления
в образовании – это
Системность и целостность в управлении. Понимание системной природы педагогического процесса создает реальные предпосылки для эффективного управления ими. Методология системного подхода в управлении школой побуждает руководителя иметь ясное представление о школе как системе, ее основных признаках.
Системность и целостность в управлении школой предполагают также взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности ее руководителя и педагогического коллектива. Реализация этого принципа исключает односторонность в управлении, когда главной и решающей функцией признается какая-либо одна из них. Данный принцип подчеркивает, что управленческая деятельность последовательна, логична, взаимовыгодна, все ее функции в равной степени важны.
Сочетание централизации и децентрализации во внутришкольном управлении обеспечивает деятельность руководителей административных и общественных органов в интересах всего коллектива школы, создает условия для убеждения и принятия управленческих решений на профессиональном уровне, исключает дублирование и повышает координацию действий всех структурных подразделений системы.
Единство единоначалия
и коллегиальности в
Единоначалие в управлении обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса. Если коллегиальность приоритетна на этапе обсуждения и принятия решений, то единоначалие необходимо прежде всего на этапе реализации принятых решений.
Реализация принципа единства единоначалия и коллегиальности в управлении учебно-воспитательным процессом находит свое воплощение в деятельности различного рода комиссий и советов, действующих на общественных началах; в работе съездов, слетов, конференций, где необходим коллективный поиск и персональная ответственность за принятые решения. Государственно-общественный характер управления образованием создает реальные возможности в центре и на местах для утверждения в практике принципа единства единоначалия и коллегиальности.
Объективность и полнота информации в управлении образовательными системами. Эффективность управления образовательными системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации.
В управлении образовательной системой важна любая информация, но прежде всего – управленческая информация, которая необходима для оптимального функционирования управляемой подсистемы. Управленческая информация может быть распределена по различным признакам: по времени – ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная; по функциям управления – аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная; по источникам поступления – внутришкольная, ведомственная, вневедомственная; по целевому назначению – директивная, ознакомительная, рекомендательная и др.
Формирование информационных банков данных, технологий их оперативного использования повышает научную организацию управленческого труда.
Список используемой литературы
1.Трайнев, Владимир Алексеевич. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании (методология и практика)/ В. А. Трайнев, И. В. Трайнев; Ун-т информатики и управления. - М.: Дашков и К, 2009.-280,[2]с. - Библиогр.: с.275-281
2. Аванесов B.C. Педагогическое тестирование. - М., 1990
3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995
4. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого - М.: РПА, 1996. - 604с.
5. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого - М.: РПА, 1996. - 604с.
6. Фридман Л.Н. Педагогический опыт глазами психолога. М., Просвещение, 1987г.
7. Основы педагогики и психологии высшей школы/Под ред. А.В. Петровского. - М., 1986
3. Тест
Вариант 17
1) Невербальная коммуникация - это процесс общения с помощью ...
а) жестов
б) дипломатии
в) информации
г) языка
2) Периодические, непроизвольные, кратковременные изменения интенсивности внимания – это _________ внимания.
а) флуктуация
б) переключение
в) распределение
г) отвлечение
3) Из перечисленного:
1)индивидуальность личности
2)представленность личности
в системе межличностных отноше
3)анатомо-физиологические особенности
4)запечатление личности в других людях
в структуру личности входят...
а) 3,4
б) 2,4
в) 1,2,4
г) 1,3
4) Воля-это...
а) совокупность свойств, характеризующих динамические особенности психических процессов
б) совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, работе
в) способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия
г) индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность в деятельности
5) Единица интеллектуальной активности человека, наделённая знанием, есть...
а) образ
б) цель
в) слово
г) сигнал
6) Выявление причинно-
а) беседу
б) шкалирование
в) анкетирование
г) эксперимент
7) Начальным этапом
цикла управленческой
а) планирование
б) педагогический анализ
в) целеполагание
г) контроль
8) Создание условий
для саморазвития и
а) гуманистического воспитания
б) самовоспитания
в) обучения
г) авторитарного воспитания
9) Оценка администрацией
образовательного учреждения
а) новых задач
б) обратной связи
в) делегирования полномочий
г) децентрализации
10) Образование стало
особой сферой социальной
возникновением...
а) педагогической деятельности
б) школ как образовательных учреждений
в) педагогики как науки
г) письменности и математической символики
Заключение
Психика общее понятие, объединяющие субъективные явления, изучаемые психологией. В настоящее время существует два философских понятия природы и проявления психики: идеалистическое и материалистическое. Они независимы друг от друга, развиваются по своим законам. Простейшие существа являются обладателями элементарных форм психического отражения.
Информация о работе Контрольная работа по «Психология и педагогика»