Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 11:22, контрольная работа
Законы в гуманитарных науках носят вероятностно-статистический характер, что значит: следствия, последующие состояния системы, могут наступать неоднозначно. Это происходит потому, что в обществе, в социальных процессах (а процесс воспитания именно такой) законы реализуются при наличии неопределенного числа и характера факторов, среди которых на первом месте субъективный фактор — человек, человеческая деятельность.
Является ли воспитание точным алгоритмическим или вероятностным процессом………………………………………………………………….3
Основные задачи и направления воспитания человека и назначение каждого из них в современной социокультурной ситуации…………..7
«Педагогическая ситуация» и «педагогическая задача». Анализ педагогической ситуации………………………………………………..11
Список используемых источников………………………………………...27
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
высшего профессионального
Кафедра педагогики
Контрольная работа №5
По дисциплине «Педагогика»
Вариант 6
Исполнитель:
студентка группы Кп – 411 ГП
Юзеева Е.В.
Преподаватель:
Екатеринбург 2012
Содержание
Список используемых источников………………………………………...27
Законы в гуманитарных науках носят вероятностно-статистический характер, что значит: следствия, последующие состояния системы, могут наступать неоднозначно. Это происходит потому, что в обществе, в социальных процессах (а процесс воспитания именно такой) законы реализуются при наличии неопределенного числа и характера факторов, среди которых на первом месте субъективный фактор — человек, человеческая деятельность. В этих условиях действие закона обнаруживается только на большом количестве случаев, а во многих отдельных случаях следствия могут отличаться от ожидаемых результатов, прогнозов. Иначе говоря, действие законов воспитания можно увидеть на работе большой массы учителей, как говорят ученые, на большой выборке испытуемых, но не в каждом отдельном случае.
Важно понимать, что процесс воспитания, несмотря на множество, как говорят физики, возмущающих факторов, в особенности компетентность учителя, состояние, уровень развития учеников и многое другое, процесс воспитания все-таки процесс объективный, протекающий в известной степени независимо от воли его участников, хотя они действуют, участвуют в нем вполне сознательно и целенаправленно. Вот почему методики воспитания представляют собой алгоритмический процесс осуществления, воспитательной деятельности, характеризующийся следующими признаками: наличие общей стратегии воспитательной деятельности; адекватность тактики педагогического взаимодействия; соответствие объективной логике организации воспитательного процесса; точность техники педагогических действий (по сути, обозначенные параметры можно считать условиями эффективности методики).
В большинстве случаев
в педагогической практике обнаруживалась
прямая зависимость между исследуемыми
параметрами: чем выше оказывался уровень
методической грамотности педагогов,
тем более качественно и
Но были зафиксированы
и такие случаи, когда педагог
на вербальном уровне демонстрировал
довольно высокую методическую грамотность
(знание и понимание методических
основ организации
Тот или иной уровень
эффективности педагога, как правило,
соотносят с выбираемыми
Под результативностью воспитательной деятельности следует понимать достижение педагогом (педагогами) такого качества организации деятельности воспитанников, при котором обеспечивается реальная возможность: разностороннего их личностного проявления (положительная динамика проявлений ценностно-значимых качеств личности), обогащения их личного опыта социально и личностно значимым содержанием; продуктивность их деятельности, выражаемая в соответствующих предметно-практических достижениях (личных, групповых, коллективных). Свойство результативности, как и другие свойства методики воспитания, проявляются непосредственно в формах организации воспитательного процесса и формах воспитательной деятельности.
Сущность деятельностного (праксического) аспекта методики воспитания состоит в том, что она представляет собой алгоритмический процесс осуществления, организации результативной воспитательной деятельности, характеризующийся следующими признаками: наличие общей стратегии воспитательной деятельности; адекватность тактики педагогического взаимодействия; соответствие объективной логике организации воспитательного процесса; точность техники педагогических действий (по сути, обозначенные параметры можно считать условиями эффективности методики).
В большинстве случаев в педагогической практике обнаруживалась прямая зависимость между исследуемыми параметрами: чем выше оказывался уровень методической грамотности педагогов, тем более качественно и результативно был организован воспитательный процесс.
Но были зафиксированы и такие случаи, когда педагог на вербальном уровне демонстрировал довольно высокую методическую грамотность (знание и понимание методических основ организации воспитательного процесса), но характер его реальной деятельности и качество организации воспитательного процесса не соответствовали уровню его методической грамотности и оказывались не вполне и даже весьма неудовлетворительными.
Это может означать механистическое (утилитарное, репродуктивное) применение «базовых» технологий - воспроизведение конкретных алгоритмов деятельности безотносительно к общей педагогической стратегии и какой-либо логике их реализации; лишь “внешний антураж”, придаваемый совместной деятельности воспитанников и выражаемый в неоправданном эксплуатировании терминологии для обозначения совсем других по своей сути явлений. Вот почему в этих случаях результаты, как правило, не соответствуют ожиданиям.
Воспитание в современной школе - это мастерство и искусство глубинного общения, в нём нет и не может быть ничего заранее предугаданного, а действуют интуитивные, вероятностные процессы. каждый ребёнок требует иной педагогической поддержки, тут нужен особый педагогический талант, творческая работа, соблюдение особой этики поддержки, сущность которой - единство нравственных и педагогических норм. Согласно И.Кону, в условиях индустриального общества усиливается вероятностный характер социализации. Это связано с повышением автономности личности, которая объективно необходима для формирования гибкой творческой личности. Однако, с другой стороны, автономность ведет к увеличению возможностей социальных аномалий, отклоняющегося поведения.1
Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод: в общественных явлениях, к которым относится и воспитание, жестких зависимостей, выражаемых математическими формулами, не бывает. Здесь зависимости носят вероятностный, стохастический характер. Суть такой зависимости, называемой закономерностью, можно выразить приблизительно так: если создавать определенные условия, то обязательно при этом будет достигаться соответствующий результат.
Например, прослеживается такая закономерность - результаты воспитательной работы зависят от вовлечения воспитанников в разнообразную деятельность: чем разнообразнее деятельность, тем лучше результаты воспитания. Но в этом случае невозможно определить, насколько лучшими будут результаты при вовлечении воспитанников в десять видов деятельности по сравнению с теми, когда они участвуют в семи видах. Это относится и к другим закономерностям, таким, как зависимость целей и характера воспитания от уровня развития общественных отношений; зависимость содержания и методов воспитательной работы от цели воспитания; взаимосвязь воспитания и развития и т.п.
Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Главной задачей воспитания является формирование и развитие ребенка как личности с теми качествами, которые необходимы ей для жизни в обществе.2
Также следует отметить, что в качестве идейной базы воспитательного процесса следует придерживаться принципов гуманизма, т.е. взращивать в человеке «общечеловеческие ценности», не имеющие исторических и государственных границ. Именно они и определяют собой цели воспитания на различных этапах развития человечества. Эти цели, главным образом связаны с понятием морали и нравственности, а также с тем, что происходит с личностью и вокруг нее. Но наряду с «общечеловеческими ценностями» существуют цели, которые ставят перед воспитанием текущие процессы в обществе, данная государственная формация. Специальными целями сегодняшнего этапа развития общества и государства являются воспитание инициативного, предприимчивого, стремящегося к успеху человека.
Важнейшей задачей воспитания является социализация, то есть подготовка человека к жизни и деятельности в существующем социуме, привитие ему норм поведения, принятых в обществе, понимание и усвоение общественных ценностей. Процесс социализации, будучи неразрывно связан с воспитанием, длится всю жизнь. Однако он состоит из нескольких уровней или этапах, соответствующих возрастным периодам человека. На каждом этапе решаются задачи разного характера и уровня сложности. Например, в раннем детстве ребенок только знакомится с окружающим миром, наблюдает и понемногу осваивает некоторые простейшие правила поведения сначала в семье, затем в различных общественных местах и специальных детских учреждениях. Ребенок учится разделять окружающих на знакомых и незнакомых, взрослых и своих сверстников, и в соответствии с этим выбирает линию поведения. В более старшем возрасте человек нацелен на формирование собственной индивидуальности, развитие и определение склонностей, желаний, потребностей. В юности происходит осознанное отождествление себя с той или иной социальной группой, формируется жизненная позиция, взгляды, мировоззрение. Социализация, ее глубина, полнота и эффективность зависят от качества воспитания. Воспитание управляет процессом социализации и контролирует его протекание.3
Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое и другие направления воспитания.
Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей, интереса к познанию себя и окружающего мира. Наиболее правильный путь интеллектуального развития ребенка – общение со взрослыми и детьми старшего возраста. Для умственного развития дошкольника чрезвычайно важным являются игры-занятия. Решение задач умственного воспитания осуществляется посредством обучения и образования, различных олимпиад и викторин, бесед со старшими о науке и ее деятелях, приобщения к творческим занятиям, исследованиям и экспериментам.
Второе направление воспитательного процесса – идейно-политическое воспитание, предполагающее формирование у ребенка основ гражданственности, ответственного отношения к семье, своему народу и Отечеству. Также в задачи этого направления входит осмысление причастности к прошлому, настоящему и будущему Родины.
Нравственное становление человека также является одним из направлений воспитательной деятельности. Сущность нравственного воспитания заключается в формировании у ребенка системы отношений к обществу, другим людям, самому себе. В содержание нравственного воспитания входит развитие у детей чуткости и отзывчивости, доброты и честности, способности к сопереживанию, уважения к людям в сочетании с требовательностью к ним. Особое значение имеет формирование дисциплинированности и культуры поведения. Главный путь нравственного формирования ребенка – общение со взрослыми, и чем богаче общение, тем активнее эмоциональное восприятие ребенком окружающего мира, тем шире возможности нравственного воспитания. Таким образом, нравственное воспитание включает в себя вооружение ребенка знанием норм нравственности и морали, а также формирование у него поведения в соответствии с этими нормами.4
Важнейшей предпосылкой всестороннего гармонического развития личности ребенка является его трудовое воспитание. Целями его являются: развитие добросовестного, ответственного и творческого отношения к любому труду, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека. В раннем возрасте трудовая дело ребенка тесно связана с игрой. Ребенку нравятся поручения, содержащие элементы игры и доставляющие эстетическое наслаждение. Одновременно в этом месте заложена вероятность воспитать у ребенка понимание необходимости труда, его пользы.
Фундамент здоровья закладывается в детстве. От того, насколько правильно будет организовано физическое воспитание, во многом будет зависеть самочувствие ребенка, его настроение, успехи в учебе. Оно способствует росту трудовых возможностей воспитуемого, совершенствует нравственно-волевые качества, является средством гармонического развития. Основными целями физического воспитания являются правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания, воспитание силы воли и характера, повышающих работоспособность человека. Комплекс средств физического воспитания включает в себя правильный режим дня, рациональное питание, привитие культурно-гигиенических навыков, занятия физкультурой и спортом.