Контрольная работа по «Педагогика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 11:22, контрольная работа

Краткое описание

Законы в гуманитарных науках носят вероятностно-статистический характер, что значит: следствия, последующие состояния системы, могут наступать неоднозначно. Это происходит потому, что в обществе, в социальных процессах (а процесс воспитания именно такой) законы реализуются при наличии неопределенного числа и характера факторов, среди которых на первом месте субъективный фактор — человек, человеческая деятельность.

Содержание

Является ли воспитание точным алгоритмическим или вероятностным процессом………………………………………………………………….3
Основные задачи и направления воспитания человека и назначение каждого из них в современной социокультурной ситуации…………..7
«Педагогическая ситуация» и «педагогическая задача». Анализ педагогической ситуации………………………………………………..11
Список используемых источников………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

контрол. по педагогике_Юзеева.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Эстетическое воспитание имеет поставленной задачей развитие творческих способностей, умения понимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, обогащение духовного мира ребенка. Кроме того, нужно научить его замечать красивое в природе, общественной жизни, искусстве, помочь воспитаннику выработать правильные эстетические суждения и оценки, а также развить способности, приобщить ребенка к художественному  творчеству. Воспитательную важность имеют эстетическая организация труда, привлекательное оформление комнат, классов и аудиторий в учебных заведениях, художественный вкус, проявляющийся в стилистике одежды и пр. В эстетическом воспитании большое значение имеет развитие чувства любви к природе. Эстетически развитый человек способен не только наслаждаться красотой и творить по законам красоты, но и активно бороться со всякими проявлениями безобразного, низменного, фальшивого.

В связи с усилением  природоохранительной деятельности, с  необходимостью рационального использования природных богатств становится актуальной такая грань личностного развития ребенка, как экологическая воспитанность. Экологическое воспитание призвано формировать отношение к природе как к общественной ценности, а также бережное отношение к ресурсам, флоре и фауне. В целом оно основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле, и того, что каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологических катастроф.

Кроме вышеперечисленных  направлений, в современном обществе формируются новые направления  воспитательной работы, такие как экономическое и правовое. Экономическое воспитание направлено на формирование экономического мышления современного человека в масштабах семьи, производства, всей страны. Оно ставит поставленной задачей развитие деловых качеств человека, таких как бережливость, предприимчивость, расчетливость, и накопление знаний в сфере экономики, хозяйства, налогообложения.

Правовое воспитание основано на воспитание уважительного  отношения к Конституции и  правам человека, а также критического отношения к тем, кто их нарушает. Оно предполагает знание человеком своих прав и обязанностей и ответственность за их нарушение.5

 

3.Дайте определение понятиям «педагогическая ситуация», «педагогическая задача». Ознакомьтесь с типологией педагогических ситуаций. Смоделируйте и запишите педагогическую ситуацию, соответствующую одному из типов.

 

Педагогическая  ситуация – это факт, с которым педагог столкнулся в повседневной работе и которая породила педагогические задачи, требующие решения. Одни педагогические ситуации (штатные) встречаются часто, они позволяют в процессе анализа действий учащихся быстро сформулировать педагогические задачи, решить их и ликвидировать эти ситуации. Другие (нештатные) – редко встречающиеся сложные, неповторимые, требующие длительного времени для своего разрешения, а иногда и вовсе неразрешимые.6

В психолого-педагогической науке существуют различные подходы  к типологизации педагогических ситуаций. Например, К.Л. Лебедева различает  педагогические ситуации:

- по времени: постоянные  и временные (дискретные, одноразовые );

- по содержанию совместной  деятельности: учебные, организационные,  трудовые, межличностные и др.;

- по сфере психологического  протекания: деловые и неформальные:

- по факторам возникновения:  объективные и субъективные;

- по типу структуры  разрешения, влиянию на коллектив и его отдельных членов (конструктивные и деструктивные);

- по форме выражения  (скрытые; открытые).

Такая типология позволяет  выбрать общую стратегию для  разрешения конкретной педагогической ситуации; вопрос о тактике ее разрешения остается за пределами рассмотрения.

М.М. Рыбакова подразделяет педагогические ситуации на простые  и сложные. Простые ситуации решаются без сопротивления учеников через  организацию их поведения в школе; сложные ситуации характеризуются  противодействием школьников. Рыбакова называет следующие виды сложных ситуаций: ситуации деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика; выполнения им учебных заданий, внеучебной работы; ситуации поведения (поступков); возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне школы; ситуации отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей. Данная типология подразумевает, что смысл разрешения педагогических ситуаций заключается в специальной организации поведения учащихся в школе; а сложность их разрешения определяется степенью сопротивления учащихся учебным или дисциплинарным требованиям учителя. Описанные типологии позволяют определить стиль деятельности педагога, направление поисков по разрешению педагогических ситуаций.7

Проблемная  ситуация.

На занятии  по ФЭМП (формированию элементарных математических представлений) Саша сидит с Миленой. Саша уронила несколько счетных палочек, поняв, что ей недостает, взяла у Милены. Милена стала отнимать свои палочки обратно, Саша, а за ней и Милена заплакали, все дети смотрели на них, занятие невозможно было продолжать.

А. Проанализируйте данную ситуацию по заданному алгоритму

1. Характеристика  педагогической системы

Общество, формируя социальный заказ, строит и соответствующую ему систему воспитания. Она, в свою очередь, своими подсистемами имеет все социальные институты, выполняющие образовательно-воспитательные функции и объединяющиеся в систему образования. Виды педагогических систем различаются исключительно их назначением и, как следствие, особенностями организации и функционирования.

Педагогические системы  бывают малыми, средними, большими. Большие педагогические системы образования страны (система высшего и среднего специального образования) подчиняют себе средние педагогические системы, например, государственные и частные школы, внешкольные учреждения. Малые педагогические системы: классы, учебные группы, ученические производственные звенья и бригады, кружки, секции, группы по интересам находятся у них в подчинении.8

В рассматриваемой ситуации большая педагогическая система  – это система дошкольного  образования. Средней педагогической системой является учреждение дошкольного  образования – МДОУ №23 «Солнышко» г. Карпинска. Проблемная ситуация происходит на уровне малой педагогической системы – взаимодействия воспитанников и воспитателя.

Организация жизнедеятельности в  ДОУ предполагает наличие эмоционально-развивающей среды в группе, что побуждает у ребенка разнообразные эмоции, способствует снятию эмоциональных напряжений, даёт ребенку ощущение стабильности, безопасности.

2. Выявление объектов и субъектов воспитания

Современные исследователи отмечают, что собственно воспитательно-образовательный процесс в детском саду предполагает построение модели личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка-дошкольника на основе следующих позиций его участников:

субъект-объектная модель — взрослый находится по отношению к детям в позиции учителя, ставя перед ними определенные задачи и предлагая конкретные способы и действия их разрешения;

объект-субъектная модель — взрослый создает окружающую развивающую среду, своеобразный предметный мир, в котором дети действуют свободно и самостоятельно;

субъект-субъектная модель — позиция равных партнеров, включенных в общую совместную деятельность.

В рассматриваемой педагогической ситуации имеет место субъект-объектная модель отношений участников – взрослый знакомит детей со средствами и способами познания окружающей действительности. Обучение детей строится как проблемно–игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постепенный рост его самостоятельности и творчества.

Также в рассматриваемой  ситуации имеет место субъект-субъектная модель — конфликт между равными партнерами, включенными в общую совместную деятельность, причина которой - детская неспособность к эмпатии, неумение делиться и ждать, возбужденное состояние.

В формировании личности ребенка существенное значение имеют  мотивы, побуждающие его к определенному  поведению, к деятельности. Мотивы могут быть нравственные, общественные: желание помочь старшему, заступиться за младшего, навести порядок в групповой библиотечке — или эгоистические: захватить лучшую игрушку (для себя), оказать помощь в ожидании награды, стать на сторону неправого, но более сильного сверстника.

Воспитывая начала гуманизма, педагоги и родители должны обратить особое внимание на развитие у детей желания и умения слушаться, с готовностью выполнять советы старших, указания и поручения; формировать дружеские взаимоотношения со сверстниками, заботливое отношение к ним и младшим, ко взрослым. Приучать детей помнить о своих обязанностях и старательно их выполнять; охотно делиться с другими своими знаниями, замыслами, игрушками и пособиями.

В педагогической системе  дошкольного воспитания важно обеспечить реальную гуманизацию взаимоотношений детей и педагогов в детском саду, заменить привычную ориентацию персонала на выполнение программ желанием и стремлением идти от ребенка, его нужд и интересов. С младшего возраста важно формировать у ребенка способность к сопереживанию, умение отзываться на горе и радость других людей.

Методы, используемые воспитателем, могут быть не только прямые, но и  косвенные, когда его руководящее  воздействие опосредовано, а иногда и скрыто от детей. В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей.9

Неправильным выходом  из рассматриваемой ситуации было бы использование воспитателем авторитарных методов воспитания – окрика, грубого  вмешательства в конфликт Саши и  Милены несмотря на то, что занятие  практически сорвано.

3. Характеристика взаимоотношений субъектов

Новая педагогическая парадигма, определяя важность проблемы понимания как для развития жизни общества, так и для развития личности ребенка, рассматривает педагогическую деятельность как процесс взаимодействия взрослого и ребенка, основанный на взаимопонимании, предполагающий помимо прочего, освоение участниками общения эмоционального контекста сообщения. Для успешной педагогической деятельности учитель должен уметь занимать коммуникативные позиции в зависимости от того, с кем и когда он вступает в коммуникативный контакт.

В зависимости от ситуации, учитель занимает определенные коммуникативные позиции: доминирует в общении (позиция «над»), обращается на равных с партнером по коммуникации (позиция «наравне»), учитель занимает подчиненное положение (позиция «под»).

В системе дошкольного  образования взаимоотношения между  субъектами образовательного процесса – воспитателем и детьми -  выделяют два основных стиля общения: организационный и развивающий.

Как показывает анализ особенностей педагогического общения воспитателей с первым стилем, на занятиях для них характерны: быстрая реакция на поведение и действия детей, четкая регламентация их деятельности путем частой подачи конкретных указаний, строгий контроль за их выполнением. Эти воспитатели меньше внимания уделяют активизации ребят, а если и активизируют, то чаще пользуются отрицательной оценкой. Анализ реализации целей педагогического общения показывает, что эти воспитатели чаще ставят и решают дидактические и организационные задачи, т.е. больше внимания уделяют организационно-деловой стороне педагогического процесса, игнорируя при этом постановку воспитательных целей

Воспитатели со вторым стилем используют в общении с детьми в основном косвенные воздействия, и направлены они, прежде всего, на создание положительной эмоциональной атмосферы за счет использования побуждений к активности положительной оценкой и частых эмоционально-оценочных суждений по поводу поведения и деятельности детей. Положительный эмоциональный настрой последних на занятиях создает хороший психологический климат, что дает возможность воспитателю значительно меньше внимания уделять вопросам их дисциплины и организации. Этот стиль по преобладанию действий можно назвать стимулирующим, оценивающе-контролирующим, а по преобладанию целей педагогического общения — воспитательно-дидактическим. Если обратиться к анализу воспитательных целей, которые решают педагоги в процессе общения с детьми, то это, прежде всего, задачи, направленные на развитие и формирование личности ребенка.

Диагностика стиля педагогического общения позволила выявить две группы воспитателей отличающихся по этому параметру. Для общения воспитателей первой группы характерно: позиция «над ребенком», стремление дать ребенку определенные знания, сформировать различные навыки. Во взаимодействии с детьми воспитателей второй группы выделены следующие особенности: позиция «рядом и вместе с ребенком», учитывающая его интересы и права, тактика общения – сотрудничество, основанное на принятии и понимании личности ребенка. В то же время реализация учебно-дисциплинарной модели во взаимоотношениях воспитателя с дошкольниками, проявляющаяся в его детерминировании над ребенком, нетерпении, «сверхправильности», способствуют возникновению у него дискомфорта, тревоги в контактах.

На мой взгляд, в  условиях ДОУ наиболее верный стиль общения педагога и  воспитанников, субъектов и объектов воспитательной деятельности - личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, которое порождает в них личную значимость, делает их более уверенными и способными справляться с трудностями жизни. Ребенок приобретает способность более верно оценивать мир и вести себя соответственно. Это облегчает взаимодействие с окружающими, создает благоприятного психологического климата в группе, а также устанавливает правильные взаимоотношения с детьми в целом и с каждым ребенком в отдельности.

Информация о работе Контрольная работа по «Педагогика»