Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 11:55, курсовая работа
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.
Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.
Введение
1. Значения участка детского сада для воспитательно-образовательной работы с детьми.
2. Краткие характеристики основных природных элементов участка и требований к подбору растений.
3. Методика ознакомления детей разных возрастных групп с растениями участка детского сада.
Заключение
Литература
У березы сережки тоже готовы к весне, но они сейчас устремлены вверх. Значит, семена не созрели.
У осины почки разной формы: одни заостренные, маленькие, другие округлые, крупные (цветочные). Покажите, как плотно и надежно они укрыты. Снимите с почки несколько рядов чешуек, и дети увидят небольшие, но уже пушистые сережки.
После таких наблюдений нетрудно будет сделать вывод, что раннецветущие деревья, такие, как осина, орешник, береза, ольха, уже подготовили свои почки к весне. Это еще раз подтверждает, что деревья осенью не погибают, а находятся в зимнем покое.
Листья рябины опали, и ярко-красные ягоды радуют глаз.
ДЕКАБРЬ
Наступила зима. Свежевыпавший снег придает всему окружающему праздничность: белые дорожки, обсыпанный первым снегом кустарник, припорошенные скамейки.
На прогулке расскажите детям, какие интересные игры и занятия ожидают их зимой. Скажите, что все люди любят русскую зиму и радостно ее встречают. Прочитайте отрывок из стихотворения И. Никитина «Встреча зимы»:
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас –
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Выпадет снега побольше – начинайте вместе с детьми собирать его в кучи, чтобы он уплотнился. Тогда в течение всей зимы у вас будет строительный материал, из которого можно будет резать лопатой кирпичи и строить снежные крепости. Вместе с детьми спланируйте места для будущих построек.
Особое внимание надо уделять воспитанию бережного отношения детей к кустарникам, цветнику и огороду. В этих местах нельзя играть и бегать, I чтобы не повредить отдыхающие растения. Порядок должен быть и у кормушки: аккуратно расчищайте дорожку, не оставляйте на кормушке старый корм.
Детей всегда интересует, не замерзнут ли деревья зимой. Предложите вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью, а затем поясните, что деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон.
У деревьев есть защита от промерзания. Все лето откладывают они под кожицей ствола и веток особую ткань – пробковую. Она не пропускает из дерева ни воды, ни воздуха. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят холод.
У деревьев есть еще защита – пушистое снежное одеяло. Вспомните, как садовники укутывали молодые деревья рогожами, а теперь забрасывают их снегом.
После такого рассказа детям становится понятна пословица: «Спасибо мороз, что снегу нанес». Предложите утеплить снегом деревья на участке.
ЯНВАРЬ
Продолжайте наблюдения за изменением пути солнца, за тенью от столба в полдень. Дети заметят, что дни стали длиннее, а погода – холоднее. Начались сильные морозы. Познакомьте детей с народной пословицей: «Солнце – на лето, зима – на мороз». Теперь на одном месте долго не поиграешь: хочется бегать, двигаться. Есть такая пословица: «Мороз невелик, да стоять не велит».
Красив зимний пейзаж. Обратите внимание детей на большие сугробы снега, блестящие на солнце днем и при свете фонаря вечером. Вот как об этом времени года писал А.С. Пушкин:
…Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
Срежьте веточку с какого-нибудь дерева и поставьте в теплую воду. Она не распустится очень долго. Проведите этот опыт позже, и результат будет тот же. И только в конце зимы срезанные ветки через несколько дней дадут молодые побеги. Следовательно, и во время покоя в растениях происходят какие-то жизненные процессы. Только зимой почки всех деревьев плотно закупорены, они пробковеют и не пропускают холодный воздух. Все промежутки в почечных чешуйках залиты клейким веществом.
Обращайте внимание детей на красоту деревьев в любую погоду. В солнечный день приятно посмотреть на ярко-голубое небо сквозь кружевные сплетения веток, освещенных косыми лучами солнца. От деревьев на снегу протянулись длинные синеватые тени.
А если после оттепели ударят морозы, все ветки покрываются ледяной корочкой и, покачиваясь от ветра, задевая друг друга, издают нежный, чуть слышный звон. На них будто бы вспыхивают разноцветные огни.
Красиво выглядят деревья, когда изморозь развесит на ветках пушистые гирлянды снега. Приучайте детей высказывать свои впечатления, сравнивать, подбирать образные эпитеты. Показывайте пример сами. Так, рассматривая сосну, прочитайте о ней:
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой,
Подвязалася сосна.
(С. Есенин)
ФЕВРАЛЬ
После вьюжной погоды на участке предстоит много работы. Февральский ветер все изменил: сугробы перенес на другое место; там, где не нужно, оголил землю. Надо опять укрыть почву на огороде. Скажите детям пословицу: «Вьюги да метели под февраль полетели». Напомните, что февраль – самый короткий месяц в году. Предложите детям представить, как сейчас в лесу. Прислушиваясь к завыванию ветра, прочитайте начало стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер»:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Выйдя на участок после вьюжной погоды, обратите внимание детей на то, как опустились ветки деревьев под тяжестью снега.
Полюбовавшись причудливо утонувшими в сугробах деревьями, осторожно стряхните с веток снег. Объясните, что в теплую зимнюю погоду снег, покрывающий деревья, становится тяжелым, липким. При возвращении морозов он примерзает к кроне, и от тяжести ветки могут сломаться.
На следующей прогулке спросите детей, смогут ли они узнать знакомые деревья по стволу, коре, расположению веток. Предложите им снять перчатки и потрогать стволы деревьев, сравнить их кору. У дуба кора толстая, с глубокими трещинами; у березы и осины гладкая, но разная по цвету; у сосны пластинчатая, с как бы отстающими чешуйками; у ели шершавая; у ясеня с трещинками.
На следующих прогулках обратите внимание на плоды деревьев, рассмотрите почки. Пусть дети сравнят их по форме, по расположению. Объясните, что в почках находится запас питательных веществ для будущих листьев. Рассмотрите боковые и верхушечные почки клена.
Для закрепления знаний детей проведите игру «Я загадаю – вы отгадайте». Один ребенок описывает дерево: его ствол, поверхность коры, расположение ветвей, форму почек, а остальные отгадывают.
Такие наблюдения развивают наблюдательность, логическое мышление и речь детей.
МАРТ
В парке садовники посыпают снег возле деревьев торфом. Скажите, что это поможет задержать влагу. Срежьте веточку вербы и принесите в группу. Понаблюдайте, когда с почек упадут колпачки и появятся серебристые пушистые шарики.
На проталинах зазеленела трава. Найдите место, где в прошлом году цвела мать-и-мачеха, выкопайте корневище с бутонами и посадите в песок, прикрыв влажным мхом. Поливайте и ждите, когда появится первый цветок.
Рассмотрите картины: «Мартовский снег» И. Грабаря, «Март» И, Левитана, «Конец зимы» К. Юона, «Грачи прилетели» А. Саврасова.
АПРЕЛЬ
Предложите детям посмотреть, какое место участка быстрее просыхает: там, где глинистая почва, или там, где песчаная. Объясните, что глинистая почва сильнее пропитывается водой и потому долго не сохнет, а песчаная пропускает воду и быстро просыхает. Предложите понаблюдать, на какой почве быстрее появятся всходы и как они будут развиваться. После наблюдений дети сообщат, что на глинистой почве растений совсем мало, а на песчаной они появились раньше, но потом почему-то завяли. Только листья мать-и-мачехи растут хорошо.
Выкопайте траву, растущую на глинистой почве, и покажите детям сжатые плотные корни. Вспомните, как разбивали сухую глину летом. Она была твердая как камень. В ней мало воздуха, а корням растений он необходим. На песчаной почве растения развиваются быстрее, так как хорошо прогреваются солнцем, но и быстрее засыхают: в ней мало воды. Мать-и-мачеха не требует много воды, поэтому хорошо растет на этой почве.
Покажите детям, что в почве есть вода и воздух. Если кусочек земли бросить в воду, на нем появятся пузырьки воздуха. Проверить наличие воды можно так: нагреть на плитке почву в жестяной баночке и подержать над ней холодный кусок стекла. На нем появятся капельки воды. Объясните, что вода, которая была в почве, от нагревания превратилась в пар, а на холодном стекле он превратился в жидкость – воду.
Теперь детям будет понятно, зачем мы поливаем и рыхлим, почву. Корням растений нужны вода, воздух. Растения необходимо пропалывать, чтобы сорняки не отнимали у них питательных веществ.
Дети знают, что в почву вносят удобрения – вещества, которые дают дополнительное питание растениям. Они видели, как это делал воспитатель. Теперь дети сами учатся поливать комнатные растения растворенным удобрением, добавляя его понемногу в воду для поливки (1 раз в 10 дней).
В огородные растения удобрения вносит воспитатель, а дети смотрят и запоминают. Особенно хорошо они знают золу. Огородные растения надо поливать так, чтобы вода пропитала весь почвенный слой. Особенно много влаги и тепла требуют семена при прорастании – поливать их надо обильно.
У деревьев начинается сокодвижение. Найдите дерево, у которого из трещины коры выделяется сок; возле этого места собираются насекомые, любители сладкого. Объясните детям, что стало тепло и вода с растворенными в ней питательными веществами почвы поднимается по стволу к почкам. Они оживут, и распустятся листья. И в самом деле, через неделю дети увидят, как заметно набухли почки у деревьев.
Во второй половине апреля цветут орешник и ольха. Если этих растений поблизости нет, принесите по веточке из леса и покажите детям. Спросите, что общего между ними. Скажите народную примету: «Если ольха зацветет раньше апреля, весна будет ранняя».
У вербы колпачки с почек сброшены. Пушистые почки-шарики прикрывают цветки вербы от дождя и холода своими волосками. Почки березы распускаются в конце апреля, и березу будто обволакивает зеленой дымкой: так нежны ее листья.
Продолжайте учить детей узнавать деревья по форме кроны, по листьям и цветкам. Кроме того, они должны знать, какую пользу приносят деревья, почему те или иные деревья и кустарники сажают на участке или в парке.
Познакомьте детей с лиственницей. Ранней весной всего за 2–3 солнечных теплых дня на длинных тонких ветках лиственницы появляются мягкие, густые, изумрудно-зеленые кисточки хвоинок. А между ними заметны розовые или зеленые шишечки и желтые колоски. Когда поднимается ветер, лиственницу окутывает желтоватая пыльца. Полюбуйтесь с детьми этим нарядным деревом.
Скажите, что лиственница дает ценную древесину, которая используется в судо- и самолетостроении, из нее делают телеграфные столбы и т.д. Ее древесина не подвергается гниению, и поделки сохраняются многие годы. Не гниет это дерево даже в сырых местах, поэтому его употребляют при строительстве мостов, плотин. Из лиственницы добывают много ценных веществ: скипидар, уксусную кислоту, сургуч. Из нее делают шелковые ткани, чулки, целлофан. Лиственница растет на больших пространствах Советского Союза.
Тополь в нашей стране называют «народным деревом». Он очень быстро растет. Если весной посадить черенок длиной 30 см, то к осени он достигнет 2–3 м высоты. Тополь быстро вырастает в большое тенистое дерево.
Клен знают все дети. Клен цветет очень рано необыкновенно нежными желтовато-зелеными цветками, собранными в букетики. У клена раньше всех деревьев начинается сокодвижение. В эти дни на коре клена можно увидеть первых насекомых.
Цветы. Появляются первые лесные цветы: голубая пролеска, тонкая высокая ветреница, изящные фиолетовые фиалки, желтый гусиный лук. Расскажите, как пробивались сквозь слои листьев и снега эти красивые крошечные вестники весны.
Наблюдая за цветением мать-и-мачехи на участке и на окне в горшочке, спросите, почему на окне растения расцвели быстрее.
В эти дни вся страна отмечает день рождения Владимира Ильича Ленина. Поставьте маленький букетик живых цветов к портрету В.И. Ленина в групповой комнате. Прочитайте рассказ А. Кононова «Большое дерево»: пусть дети узнают, как бережно относился Владимир Ильич к природе.
Скажите, что все весенние цветы – многолетники. Объясните, почему они зацвели первыми. Выкопайте по одному экземпляру луковичного и корневищного растений и покажите детям. В этих подземных органах накопились питательные вещества еще с лета.
МАЙ
В траве появились крупные продолговатые листья в виде розетки и красные цветки. Это примулы. А вот ковер разноцветных маргариток: есть и красные, и белые. На клумбах и рабатках расцвели сциллы, тюльпаны и нарциссы. Рассмотрите их, полюбуйтесь разнообразием расцветок тюльпанов – от белого до темного, почти черного. Скажите детям, что садоводы специально выводят разные сорта. Все посаженные растения называют культурными, а такие, как одуванчик, сурепка, первоцвет, растут сами, их никто не сажал. Эти растения называют дикорастущими.
Информация о работе Контрольная работа по "Методике экологического образования"