Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 09:08, контрольная работа

Краткое описание

Педагогика (rp.pais - дитя и ago - веду, руковожу) - наука об обучения и воспитания детей. Правда, ныне понятие "педагогика" расширился и охватывает сферу обучения и воспитания не только детей, но и человека вообще. Стоит отметить, что с середины XIX в. ученые выделили как отдельную науку об образовании и воспитания взрослых - андрагогіку. Андрагогіка (гр. andros - взрослый, зрелый мужчина и ago - веду, руковожу) - педагогика взрослых, одна из педагогических наук, занимающийся исследованием проблем образования, самообразования и воспитания взрослых людей.

Содержание

1. Доказать, что педагогика – это наука. Ее место в системе других наук. 3-7
2. Доказать, что дидактика – это отрасль научного знания, изучающая проблемы образования и обучения. 7-10
3. Объяснить сущность процесса обучения, его структуры, цели и содержание. 10-11
4. Доказать, что искусство воспитания – самое сложное изобретение человека. 11-12
5.Доказать, что человек – семьянин, а семья – основная среда, где воспитывается человек. Структура и функции семьи 12-15
6.Объяснить роль высшего образования в современную эпоху. 15-19
7. Доказать, что природные и социальные предпосылки влияют на развитие
личности. 19-25

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по Педагогики.docx

— 122.20 Кб (Скачать файл)

6.Объяснить роль  высшего образования в современную  эпоху.

В современном обществе образование  стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В  ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн. педагогов. Заметно  повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности  сегодня во многом зависят перспективы  развития человечества. В последнее  десятилетие мир изменяет свое отношение  ко всем видам и элементам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается  как главный, ведущий фактор социального, политического  и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

В середине 60-х гг. передовые  страны пришли к заключению, что  научно-технический прогресс не способен разрешить наиболее острые проблемы общества и личности, обнаруживается глубокое противоречие между ними. Так, например, колоссальное, непрерывное  развитие производительных сил не обеспечивает минимально необходимый уровень благосостояния сотен миллионов людей; глобальный характер приобрел экологический кризис, создающий реальную угрозу полного разрушения среды обитания всех землян; безжалостность в отношении растительного и животного мира превращает человека в жестокое бездуховное существо.

Все реальнее в последние  годы стали осознаваться ограниченность и опасность дальнейшего развития человечества посредством чисто  экономического роста и увеличение технического могущества, а также  то обстоятельство, что будущее развитие больше определяется уровнем культуры и мудрости человека. По мнению Эриха  Фромма, развитие будет определяться не столько тем, что человек имеет, сколько тем, кто он есть, что он может сделать с тем, что имеет.

Все это делает совершенно очевидным тот факт, что в преодолении  кризиса цивилизации, в решении  острейших глобальных проблем человечества огромная роль должна принадлежать образованию.

Следует подчеркнуть, что  практически все развитые страны проводили различные по глубине  и масштабам реформы национальных систем образования, вкладывая в  них огромные финансовые средства. Реформы высшего образования  обрели статус государственной политики, ибо государства стали осознавать, что уровень высшего образования  в стране определяет ее будущее развитие. В русле этой политики решались вопросы, связанные с ростом контингента  студентов и числа вузов, качеством  знаний, новыми функциями высшей школы, количественным ростом информации и  распространением новых информационных технологий и т.д.

Но вместе с тем в  последние 10-15 лет в мире все настойчивее  дают о себе знать проблемы, которые  не удается разрешить в рамках реформ, т.е. в рамках традиционных методических подходов, и все чаще говорят о  всемирном кризисе образования. Сложившиеся образовательные системы  не выполняют своей функции - формировать  созидающую силу, созидательные силы общества. 

В отечественной науке  вплоть до недавнего времени отвергалось  само понятие «мировой кризис образования».

В нашей стране кризис образования  имеет двойную природу. Во-первых, он является проявлением глобального  кризиса образования. Во-вторых, он происходит в обстановке и под  мощным воздействием кризиса государства, всей социально-экономической и  общественно-политической системы. Многие задумываются, правильно ли начинать реформы образования, в частности  высшей школы, именно сейчас, в условиях столь сложной исторической ситуации в России? Встает вопрос, нужны ли они вообще, ведь высшая школа России, бесспорно, обладает рядом достоинств по сравнению с высшими школами США и Европы? Прежде чем ответить на этот вопрос, перечислим положительные «наработки» российской высшей школы:

  • она способна осуществлять подготовку кадров практически по всем направлениям науки, техники и производства;
  • по масштабам подготовки специалистов и обеспеченности кадрами занимает одно из ведущих мест в мире;
  • отличается высоким уровнем фундаментальной подготовки, в частности по естественнонаучным дисциплинам;
  • традиционно ориентирована на профессиональную деятельность и имеет тесную связь с практикой.

Таковы преимущества российской образовательной системы (высшей школы).

Однако четко осознается и тот факт, что реформирование высшей школы в нашей стране - необходимость. Происходящие в обществе изменения все более объективизируют  недостатки отечественного высшего  образования, в свое время рассматривавшиеся  нами как его достоинства:

  • в современных условиях стране требуются такие специалисты, которые не только не «выпускаются» на сегодняшний день, но для обучения которых наша образовательная система еще не создала научно-методическую базу;
  • бесплатная подготовка специалистов и невероятно низкая оплата их труда девальвировали ценность высшего образования, его элитарность в плане развития интеллектуального уровня личности; его статус, долженствующий обеспечить личности определенную социальную роль и материальное обеспечение;
  • чрезмерное увлечение профессиональной подготовкой шло в ущерб общему духовному и культурному развитию личности;
  • усредненный подход к личности, валовой выпуск «инженерной продукции», невостребованность десятилетиями интеллекта, таланта, нравственности, профессионализма привели к деградации нравственных ценностей, к деинтеллектуализации общества, падению престижа высокообразованного человека. Это падение материализовалось в плеяде московских и прочих дворников с университетским образованием, как правило, личностей неординарных;
  • тоталитарное управление образованием, сверхцентрализация, унификация требований подавляли инициативу и ответственность преподавательского корпуса;
  • вследствие милитаризации общества, экономики и образования сформировались технократическое представление о социальной роли специалистов, неуважение к природе и человеку;
  • изолированность от мирового сообщества, с одной стороны, и работа многих отраслей промышленности по зарубежным образцам, импортные закупки целых заводов и технологий - с другой, исказили главную функцию инженера - творческую разработку принципиально новой техники и технологии;
  • экономический застой, кризис переходного периода повлекли за собой резкое снижение и финансового, и материального обеспечения образования, высшего в частности.

Необходимо подчеркнуть, что Правительством России предпринимаются  немалые усилия, направленные на достаточно успешное реформирование высшей школы. В частности, главное внимание уделяется  перестройке системы управления высшим образованием, а именно:

  • широкое развитие форм самоуправления;
  • прямое участие вузов в выработке и реализации государственной образовательной политики;
  • предоставление вузам более широких прав во всех сферах их деятельности;
  • расширение академических свобод преподавателей и студентов.

В интеллектуальных кругах России все явственнее осознаются возможные  последствия происходящего исподволь  свертывания образования и снижения социальной защищенности студентов  и педагогов. Приходит понимание  того, что неправомерное распространение  на сферу образования рыночных форм деятельности, игнорирование специфической  природы образовательного процесса могут привести к утрате наиболее уязвимых слагаемых общественного  богатства - научно-методического опыта  и традиций творческой деятельности.

Итак, основные задачи реформирования системы вузовского образования  сводятся к решению проблемы как  содержательного, так и организационно-управленческого  характера, выработке взвешенной государственной политики, ее ориентации на идеалы и интересы обновляемой России.

Главными направлениями  реформы российского образования  должны стать поворот к человеку, обращение к его духовности, борьба со сциентизмом, технократическим снобизмом, интеграция частных наук .

При этом российская программа  развития образования должна содержать  механизмы, гарантирующие:

  • единство федерального образовательного пространства;
  • открытое восприятие и понимание всей палитры мирового культурно-исторического и образовательного опыта.

7. Доказать, что природные  и социальные предпосылки влияют  на развитие личности.

Природное в формировании личности

Природные особенности являются важными факторами, но не движущими  силами формирования личности. Мозг как  биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание - продукт общественного  бытия человека. Чем сложнее по своему психическому строению образование, тем меньше оно зависит от природных  особенностей.

Природные особенности обусловливают  разные пути и способы формирования психических свойств. Они могут  влиять на уровень, высоту достижений человека в какой-либо области. При  этом их воздействие на личность не прямое, а косвенное. Ни одна врожденная особенность не является нейтральной, так как она социализируется, пронизывается личностным отношением (например, карликовость, хромота и  т.п.). Роль природных факторов неодинакова  на разных возрастных этапах: чем меньше возраст, тем в большей мере природные  особенности сказываются на формировании личности.

Биологическая наследственность создает бесконечное многообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание. Физическое окружение: особенности климата, географических факторов и природных ресурсов формируют  схожие групповые признаки личностей. Однако главным фактором формирования личности всё же является социализация. Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Окружающая человека социальная среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации  обучения и воспитания), так и  непреднамеренно.

Социальные факторы  формирования личности

В многообразии литературы, посвященной вопросам формирования личности человека и ее развития, можно  встретить различные подходы. Однако в имеющихся работах не дается конкретного анализа всех процессов  формирования целостной личности, который  в совокупности и единстве составляет соответствующий механизм формирования индивидуума. Необходимость анализа  данного механизма обусловливается  не просто теоретическими изысканиями, хотя и они нужны, а является практической задачей реальности нашего времени. Категория «механизм» довольно широко используется в философии и социально-политической литературе применительно к характеристике социальных процессов, происходящих в  обществе, в том числе при анализе  процессов формирования целостного человека. Так, Г.Л. Смирнов пишет: «...изучение проблемы личности не должно сопровождаться ослаблением внимания к развитию массового сознания, его структуры, к механизму возникновения и  развития тех или иных явлений, к  силе этих явлений, их социальному содержанию, ко всем факторам объективного и субъективного  порядка, которые определяют развитие сознания у различных слоев и  групп населения»9.

Л.П. Буева в предисловии  к книге Л. Николова «Структуры человеческой деятельности» подчеркивает необходимость  изучения механизма «обмена деятельности индивидов, как сложного общественно  организованного и направляемого  процесса»10. Третьи исследователи применяют  понятие «механизм» к характеристике общения личности с другими индивидами, с обществом в процессе и по поводу ее деятельности, при этом они  исходят из двойственной социально-индивидуальной природы человека и противоречий этой природы.

Так, Я. Рейковски считает  сущность социального механизма  формирования и развития личности самоидентичность людей. В свою очередь, в основе формирования самоидентичности находятся два  главных механизма: индивидуализации и идентификации. Развитие «Я — концепта»  включает когнитивное различие между  «Я» и «не Я» (как факта отделения от других социальных и физических существ), а также идентификацию с различными объектами внешнего, или социального мира, т.е. признание тождественности собственной сущности или близкого сходства с ними.

«При индивидуализации, —  пишет Я. Рейковски, — формируется  образ социального мира, состоящий  из ряда дифференцированных объектов (индивидуумов); этот процесс способствует развитию у субъекта дифференциации системы «Я — ОНИ». Идентификация  же, напротив, стирает границы между  объектами и способствует формированию концепции индивидуального «Я»  как схожего или идентичного  с другими. Если понятие группы формируется  как категория, организующая когнитивное  пространство, то социальный мир делится  на групповой, т.е. те, кто похож на меня или идентичен мне, и внегрупповой, создающий дифференциацию «МЫ —  ОНИ»12.

В таком подходе предполагается, что личность формируется на основе процессов индивидуализации и идентификации, причем не имеет значения как понимается сама личность — как нечто самодостаточное  или как части некоего целого. Следует считаться с тем, что  одни культурные традиции, например, семейные способствуют индивидуализации, другие — идентификации. Именно с этими  процессами социального формирования личности связаны индивидуалистическая и коллективистическая ориентации, которые могут сосуществовать в  сознании одного человека. Здесь обнаруживается одна любопытная закономерность —  чем менее развита индивидуализация, тем более преобладает социальная идентификация и наоборот.

Особое внимание исследователями  уделяется взаимодействию, взаимоотношению  элементов, составляющих любой социальный механизм. Механизм формирования целостной  личности также основывается на взаимодействии, взаимопревращении процессов развития общества и личности. Сущностной основой  понимания этого взаимодействия и социального механизма формирования индивида как личности в целом  является закономерность взаимозависимости  отношений и общества и личности следующего вида: «человек — «микрокосм истории общества». Понятно, что  в самом общем случае человек  является «микрокосмом» Вселенной, частью которой выступает общество в его динамике. Данная закономерность четко выявляется в так называемом фрактальном осмыслении явлений  окружающего нас мира. Для понимания  личности необходимо знать всю историю  человеческой культуры. Ведь именно социокультурный  контекст формирует ценности, вкусы, идеалы и установки личности. Именно социальный механизм в ходе своего действия формирует личность путем  актуализации одного «Я» из множества потенциальных личностей-комплексов, содержащихся в индивиде-монаде как «микрокосме истории общества». Исходя из положения, что общество есть расширенный мир личности-монады, а последняя представляет собой сжатый мир социума в его историческом измерении, что личность и общество взаимосвязаны, рассмотрим процесс образования целостно развитой личности. Индивид, будучи существом общественным, формируется как личность на основе имеющихся социальных условий, созданных технологическим и нравственным прогрессом, которые в свою очередь определяют степень разносторонности развития личности. Личность — это ансамбль общественных отношений, который вычленен в индивиде-монаде существующим социумом. Личность находится в неразрывной связи с существующими социальными условиями, детерминирующими индивидуальное бытие и сознание человека (хотя данная детерминанта отнюдь не единственная), его степень универсализации. При рассмотрении человеческой природы следует исходить из того, что индивид является по своему генезису космобиопсихосоциокультурным образованием, что личность по своему происхождению обусловлена социумом. Именно в обществе человек осуществляется как человек, внося вклад в историю общества, изменяя систему общественных отношений. На основании названной закономерности в социальном механизме формирования целостной личности можно выделить два взаимосвязанных процесса: с одной стороны, процесс образования обществом ансамбля личностных отношений, с другой — процесс создания личностью отношений этого общества. Понимая сущность личности гуманистического типа как всестороннюю и гармоническую совокупность отношений, можно попытаться дать более развернутое определение социального механизма формирования новой личности. Он представляет собой взаимопревращение процессов обществом целостного ансамбля отношений становящегося гуманистического общества. Под личностными отношениями следует понимать экономические, социально-политические, духовные и прочие отношения, которые личность осваивает в процессе своей жизнедеятельности во всех сферах общества и культуры, это отношения, которые образованы зрелым гуманистическим слоем социума в личности и проявляющиеся в соответствующих им свойствах и потребностях целого развитого индивида. Социальный механизм, являясь сложным образованием, требует при анализе учета субъективного фактора. Данный фактор представляет собой целую систему явлений: освоение, осознание ансамбля отношений, образованного обществом во внутренней структуре личности. Затем, в соответствии с принятием определенного решения личностью, осуществляется обратное воздействие этой личности на общество, в силу чего происходит уже создание отношений этого общества. Механизм формирования новой, гуманистической личности представляет собой в определенной степени управляемое взаимопревращение процессов образования личностных отношений и создания отношений общества этой личностью, при этом учитывается освоение переработки отношений, образующихся в ее внутренней структуре формирующихся отношений гуманистического общества. Рассматривая процесс образования обществом всесторонне и гармонично развитой личности как существенной стороны социального механизма формирования человеческого субъекта, необходимо выяснить, что представляют собой общественные отношения. Основные моменты этих отношений, чей ансамбль и составляет личность, содержат: во-первых, то, что образование общественных отношений всегда связано с предметной деятельностью. Закономерная связь между ними позволяет общественным отношениям, с одной стороны, выступить естественным результатом деятельности, а с другой — внутренней формой, способом ее существования. Такое понимание сущности общественных отношений дает возможность рассматривать соотношение предметной деятельности и общественных отношений как взаимосвязь содержания и формы. Следовательно, ансамбль общественных отношений (личность) является формой ее предметной деятельности, т. е. последняя представляет собой внутреннюю организацию, способ существования, способ проявления предметной деятельности личности. Поэтому общественные отношения всесторонне развитой личности нужно понимать как форму, внутреннюю организацию творческой предметной деятельности. Следующим моментом формирования отношений личности обществом является набор потребностей личности. Сама сущность человека проявляется не иначе, как через совокупность его материальных и духовных потребностей.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"