Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 07:24, курсовая работа
Актуальность исследования. На своём жизненном пути каждый человек встречается с конфликтами. И не дело в том, что человек плохой или окружающие плохие. Мир не прост, и порою оказываешься в таких ситуациях, где конфликт просто неизбежен. Люди негативно относятся к конфликту, не глядя и не желая даже иногда видеть в нём конструктивные стороны. В задачи их входит как можно более скорое разрешение конфликта с наибольшей выгодой для себя. И если взрослые отлично осознают это, то дети зачастую вступают в конфликт только лишь из-за эмоциональной реакции на сложившуюся ситуацию.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ ПОДРАСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие о конфликте и конфликтном поведении
1.2 Конфликтность детей подросткового возраста
1.3 Социально-психологический климат трудового коллектива
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С КОНФЛИКТАМИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация исследования
2.2 Выбор методик
2.3 Анализ и интерпретация результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Общая
схема действий при социометрическом
исследовании заключается в следующем:
после постановки задач исследования
и выбора объектов измерений, формируется
основная гипотеза и положения, касающиеся
возможных критериев опроса членов
группы. Здесь не может быть полной
анонимности, иначе социометрия
окажется малоэффективной. Когда вопросы
или критерии социометрии выбраны,
они заносятся на специальную
карточку или предлагаются в устном
виде по типу интервью. Каждый член группы
обязан отвечать на них, выбирая тех
или иных членов группы в зависимости
от большей или меньшей
Когда
социометрические карточки заполнены
и собраны, начинается этап математической
обработки. Простейшими способами
количественной обработки являются
табличный, графический и
Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе. Авторами методики являются О. С. Михалюк и А. Ю. Шалыто. Методика разработана на кафедре социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского университета. Проводимые исследования психологического климата, как правило, преследуют 2 цели:
1)
подтверждение гипотезы о
2)
выработку конкретных
Если для решения второй группы задач необходимо создание в каждом случае специальной методики, то в первом случае, как показывает практика, возникает потребность делать периодические срезы с целью диагностики состояния психологического климата в коллективе, прослеживать действенность тех или иных мероприятий и их влияние на психологический климат и т. д.
Такие измерения могут быть полезны, например, при изучении адаптации новых работников, отношения к труду, динамики текучести кадров, эффективности руководства, продуктивности деятельности.
Психологический климат первичного трудового коллектива понимается авторами как социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов коллектива к коллективу как целому. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности — на уровне понятий «нравится — не нравится», «приятный — неприятный». При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий «желание — нежелание работать в данном коллективе», «желание — нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основным критерием когнического компонента избрана переменная «знание — незнание особенностей членов коллектива».
2.3.
Анализ и интерпретация результатов.
Социально-
Одной из актуальных проблем среди учеников и учителей является конфликты во взаимодействии в учебном процессе. Подростковый возраст – это один из кризисов, с которым сталкивается ребенок на протяжении периода своего взросления. Кризис связан с половым созреванием. Дети начинают интенсивно расти, все системы в организме соответственно функционируют как у взрослых. Такая резкая перестройка вызывает дискомфорт у детей, и соответственно это сказывается на всех психических функциях. Для того, чтобы компенсировать внутреннюю дисгармоничность, ребенок старается выплеснуть это наружу. Именно поэтому в этом сложном возрасте у детей проявляется протестующий характер по отношению к окружающим, дисгармоничность в строении личности, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности и конфликтности.
Педагог в коллективе подростков выполняет роль второй мамы, является наставником и активно влияет на формирование личности ребёнка. Именно поэтому ему необходимо уметь хорошо владеть собой и назревающим конфликтом между ним и подростком.
Качество работы педагога напрямую связано с тем социально-педагогическим климатом, в котором он трудится. Социально-психологический климат - это психологический настрой в группе или коллективе. Основные факторы психологического климата: взаимоотношения по вертикали (подчиненных с начальниками и наоборот) и по горизонтали (в группе коллег), их стиль и нормы, а затем различные составляющие производственной обстановки (организация и условия труда, система стимуляции). Характер социально-психологического климата зависит в целом от степени развитости коллектива.
В ходе проведенного исследования были определено, что наличие конфликтов при взаимодействии педагога с детьми подросткового возраста связано с социально-психологическим климатом педагогического коллектива. Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась.
Приложение
Таблица 1
Социограмма
№ | Кто выбирает | Кого выбирают | Сделанные выборы | Всего | ||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 1 | 2 | |||
1 | Александра К. | 1 | 1 | 0 | 1 | |||||||||||||||||||||
2 | Алексей К. | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | |||||||||||||||||||
3 | Алексей Л. | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||
4 | Алина М. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | 0 | 7 | |||||||||||||||
5 | Алина Н. | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||
6 | Алина С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 0 | 4 | ||||||||||||||||||
7 | Анастасия К. | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||
8 | Анастасия С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 22 | 0 | 0 |
9 | Андрей П. | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||
10 | Аня В. | 1 | 1 | 0 | 1 | |||||||||||||||||||||
11 | В.В. | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||
12 | Владислав З. | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||
13 | Дарья К. | 1 | 1 | 1 | 3 | 0 | 3 | |||||||||||||||||||
14 | Даша Т. | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||
15 | Дима А. | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||
16 | Дима П. | 1 | 1 | 2 | 0 | 2 | ||||||||||||||||||||
17 | Евгения Б. | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||
18 | Евгения Л. | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 | |||||||||||||||||||
19 | Екатерина Д. | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 4 | ||||||||||||||||||
20 | Елисей Р. | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||
21 | Иван Е. | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||
22 | Илья К. | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 |
Таблица 1
Социограмма
№ | Кто выбирает | Кого выбирают | Сделанные выборы | Всего | ||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 1 | 2 | |||
23 | Килрилл О. | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||
24 | Кирилл А. | 1 | 1 | 2 | 0 | 2 | ||||||||||||||||||||
25 | Константин Т. | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||
26 | Костя Л. | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||
27 | Кристина Б. | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||
28 | Л.Е. | 1 | 1 | 0 | 1 | |||||||||||||||||||||
29 | Лиза Д. | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||
30 | Максим Ш. | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | |||||||||||||||||||
31 | Мария К. | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||
32 | Маша У. | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||
33 | Миша Г. | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 | |||||||||||||||||||
34 | Настя А. | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||
35 | Настя Б. | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||
36 | Наталья З. | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 6 | 2 | 8 | ||||||||||||||
37 | Никита К. | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 4 | ||||||||||||||||||
38 | Николай Б. | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||
39 | Ольга В. | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||
40 | Полина З. | 1 | 1 | 0 | 1 | |||||||||||||||||||||
41 | Рита Ч. | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||
42 | С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | 0 | 5 | |||||||||||||||||
43 | Сергей Р. | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 | |||||||||||||||||||
44 | Татьяна Л. | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 |
Информация о работе Конфликты во взаимодействии педагога с детьми подросткового возраста