Конфликты в педагогическом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 09:06, доклад

Краткое описание

В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.
Среди этих ситуаций особо выделяются те, которые требуют от человека поиска новых решений и энергетических затрат. Типичными жизненными ситуациями такого рода и являются конфликты.

Вложенные файлы: 1 файл

Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)
  • картографирование ( составление карты конфликта);
  • выработка альтернатив конфликтному поведению;
  • переговоры;
  • посредничество.

Цель тренинга:

предоставление возможности  педагогам, участникам занятий получить теоретические знания и практический опыт конструктивного разрешения педагогических конфликтов.

  На тренинге моделируются реальные ситуации из педагогического опыта, в ходе обсуждения которых педагоги приобретают навык анализа ситуации, ищут компромиссное решение в конфликте с учениками. Специфика программы данного тренинга в том, что участники обучаются не только умению анализировать конфликт, но навыкам посреднической деятельности при разрешении конфликта, что актуально в школьной жизни. В основе содержания программы лежит проблема взаимоотношений таких субъектов образовательного процесса, как учитель и ученик.

Задачи:

  • предоставить теоретическую информацию о конфликтах и их причинах, об особенностях педагогических конфликтов;
  • обучать способам анализа и методам нахождения решения в конфликтной ситуации;
  • помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности;
  • способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению;
  • развивать умения и навыки командного взаимодействия.

  Программа тренинга состоит из 7 занятий. Первое занятие – “ На старте” – вводное, своеобразный фундамент, на котором строится дальнейшая работа группы. Цель этого занятия – создание благоприятных условий для работы в группе: сплочение группы, выработка правил работы, создание атмосферы открытости, доброжелательности, взаимодействия, положительной мотивации и настроя на работу. В ходе занятия могут быть использованы различные игровые методы и упражнения, приемы саморегуляции (релаксационные техники), направленные на достижение заявленной цели.

  Последнее занятие – “ Финал” – посвящается обсуждению результатов тренинга, итогов работы группы и рефлексии своего участия. Упражнения, подобранные ведущим, должны быть направлены на завершение групповой работы.

  Сценарии остальных занятий представлены в программе. На каждом занятии желательно применять упражнения на релаксацию, обучать педагогов навыкам саморегуляции. Подбирает эти упражнения ведущий.

 Программа тренинга может быть скорректирована в зависимости от специфики группы и ее запросов.

Условия для реализации программы

Требования к ведущему тренинга:

Занятия проводит психолог, имеющий:

  • психологическое образование;
  • опыт проведения тренинговых групп;
  • опыт участия в тренинге.

 Требования к помещению: это может быть просторная комната , в которой предусмотрено место для работы над письменными заданиями, место для проведения упражнений.

  Количественные и качественные характеристики группы: программа рекомендуется в форме групповых встреч в рамках педагогического коллектива детского сада на добровольной основе. Таким образом, участники тренинга – педагоги одного детского сада. Оптимальная численность группы – 10–15 человек.

Временные характеристики: тренинг рассчитан на 7 занятий  по 2–2,5 часа (14 часов). Это могут быть встречи 2 раза в неделю в течение месяца.

Если требуется дополнительная проработка какой-либо темы, программа  может быть расширена с помощью  дополнительных занятий.

Формы работы и принципы:

  Для реализации цели используются следующие приемы: игра, упражнение, дискуссия, диалог, диагностика, моделирование ситуаций, мини-лекция, беседа, рефлексия, групповое обсуждение.

  Работа организуется в таких формах, как индивидуальная, работа в парах, в малых группах, работа всей группы.

Все это позволяет  реализовать принципы тренинга:

  • принцип максимальной активности, предполагающий максимальный уровень включенности каждого участника группы. Принцип активности опирается на идею о том, что человек усваивает 10 % того, что слышит; 50 % того, что видит; 70 % того, что проговаривает; 90 % того, что делает сам. Упражнения и задания сконструированы таким образом, что позволяют активно участвовать в их выполнении всем членам группы.
  • Принцип максимальной достоверности информации, который обеспечивается тем, что средством извлечения знаний является собственная деятельность участников, предметом обсуждения являются наглядные факты – примеры из реальной жизни.
  • Принцип активной исследовательской позиции каждого предполагает, что каждое упражнение и задание – повод для анализа действий и переживаний участников.

Таким образом, в основе принципов тренинга лежит активный исследовательский характер поведения участников.

  Основной упор в занятиях делается на работу в малых группах. Основной прием работы – ролевая игра, в игре участники проигрывают роли и ситуации из педагогической практики.

   Так как большая часть заданий выполняется в подгруппах, ведущий использует игровые способы деления участников: по дням рождения, по стажу работы и т.д. На каждом занятии используется упражнение – энергизатор, цели у которого могут быть самые разные: снять напряжение, расслабиться, установить дружескую атмосферу, отдохнуть, разогреть группу, настроить на последующую работу, активизировать групповую динамику и др.

Занятия строятся по единой структуре:

  1. Ритуал приветствия.
  2. Разминка.
  3. Основное содержание занятия.
  4. Рефлексия прошедшего занятия.
  5. Ритуал прощания.

Оборудование и материалы: стулья (по количеству участников), бумага для записей, ручки, бланки для проведения тестирования, магнитофон с записью релаксационных композиций.

Ожидаемые результаты: умение вырабатывать педагогами адекватные способы поведения в конфликтной ситуации и эффективные способы разрешения конфликтов.

Эффективность программы: оценку эффективности отражают отзывы педагогов о тренинге, результаты анкетирования участников. Участниками тренинг оценивается как дающий реально полезные знания, навыки не только в профессиональной сфере, но и в повседневной жизни. По мнению участников, они получили навыки анализа собственного профессионального поведения и поступков, возможность посмотреть на отношения другими глазами, улучшить отношения с коллегами, администрацией, родителями.

 

 

Тема занятия

                                                         содержание

Занятие 1. На старте.

Сплочение группы, выработка правил работы,

создание атмосферы  открытости, доброжелательности,

 взаимодействия, положительной  мотивации и настроя на работу.

Занятие 2. Психологическая  природа конфликта.

Определение конфликта. Структура, сфера, динамика конфликта.

 Причины. Модальность  долженствования в речи педагога  как 

одна из причин конфликта .

Занятие 3. Основные виды поведения в конфликте и его  разрешение.

Ведущие стратегии поведения  в конфликте.

 Самодиагностика на  основе теста Томаса для 

определения поведения в конфликтной ситуации.

 

 

Занятие 4. Стратегия сотрудничества в педагогическом конфликте.

Стратегия сотрудничества как основа конструктивного 

общения в конфликте. Искаженное понимание интересов  другой

 стороны в конфликте

 

 

Занятие 5. Посредничество педагога в конфликте.

Роль и функции посредника в конфликте.

 Особенности общения  посредника в конфликте. 

Правила построения коммуникации посредником.

Организация процедуры  разрешения конфликта через посредника.

Занятие 6. Педагогическое манипулирование.

Общие характеристики манипулятивного  стиля общения

. Причины манипулирования.  Педагогическое манипулирование 

как деструктивный фактор общения .

 Способы преодоления  педагогического манипулирования.

Занятие 7. Финал.

Завершение групповой  работы.

Подведение итогов работы группы.

Обсуждение результатов  тренинга. Рефлексия.




 

 

 

Занятие 2.  Психологическая природа конфликта.                

Цели: дать определение  конфликта, его структура, сфера, динамика; выявить причины конфликтов; рассмотреть модальность долженствования в общении как возможную причину педагогического конфликта; отработать навыки замены в речи педагога модальности долженствования.

 

  1. Ритуал приветсвия.

Цель: формирование доверительных  отношений в группе, создание позитивных эмоциональных установок.

Инструкция: любым способом по очереди поприветствовать друг друга.

  1. Упражнение « Ассоциации».
  • Сегодня мы занимаемся конфликтами. Сейчас я предлагаю встать тем, кто  ни разу в жизни не был в конфликте, кто не знает и не представляет себе, что такое конфликт…

 Никто из нас  не встал. 

  • Пусть каждый скажет, с чем у него ассоциируется слово « конфликт»?  Какой образ подскажет ваше воображение? Какие мысли, чувства, ощущения возникают при этом? На что « похож» конфликт?

Обсуждение: Для чего мы делаем это упражнение?

  1. Работа  с доской.

Ведущий записывает: «  Конфликт – это…»

Ответы записываются на доске: положительные и отрицательные формулировки – с разных сторон доски.

Анализ записанного. Вывод делает группа.

  1. Представление и обсуждение теоретического материала.

Теория: Конфликт имеет  структуру, сферу, динамику.

Структура  конфликта  складывается из внешней и внутренней позиции участников, их взаимодействий и объекта конфликта.

Внутренняя позиция  участника конфликта –  цели, интересы, мотивы;

Внешняя позиция участника конфликта – речевое поведение, мнение, точка зрения, пожелание.

Сфера конфликта –  деловая и личностная.

Динамика конфликта  складывается из 3 стадий:

  1. нарастание
  2. реализация
  3. затухание

 

                   Решение конфликта можно начать  с объединения объектов:

 При этом есть  одно важное правило:

Нельзя допускать, чтобы  конфликт  из деловой сферы переходил в личностную.

         Успешно блокировать конфликт  можно на стадии его возникновения.  Один из самых эффективных  способов блокировки конфликта – переведение его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную. « Отрицательная энергия» израсходуется в деятельности и не выплеснется во взаимоотношениях.

 Конфликт разгорелся – стадия реализации. Когда силы и энергия исчерпаны, наступает стадия затухания. Разрядка напряжения произошла и участники конфликта « выплеснули» свои эмоции. Тогда на этой стадии эффективна воспитательная коррекция: беседы, выяснение причин конфликта.

  1. Работа в группах: участники делятся на 3 группы.

Каждая группа получает задание: приготовить и разыграть  конфликтную ситуацию из жизни детского сада.

Представление сценок. Анализ. Рефлексия и обсуждение:

  • Что общего во всех сценках?
  • Какие чувства вы отметили у себя во время выполнения задания?
  • Каково вам было в роли конфликтующих?
  • Какими могут быть последствия данных конфликтов?
  • Каким может быть положительное воздействие конфликта на его участников?
  1. Причины конфликтных ситуаций.
  • Диагностируйте версию конфликтной ситуации своей группы с точки зрения причины.

Обсуждение.

 

  1. Работа в группах.

Задание: даны типичные фразы, которые мы, как правило, произносим. Как можно или необходимо сказать?

Обсуждение.

 

  1. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
  2. Ритуал прощания.

 

      Занятие  3. Основные виды поведения в  конфликте и его разрешение.

Цели: определить виды поведения  в конфликте, отметить определяющие его факторы; отработать выбор определенного  стиля поведения в конфликте; определить собственный стиль поведения в ситуации конфликта на основе диагностики ( тест Томаса).

 

  1. Ритуал приветствия: молчаливое приветствие друг друга – все  молча ходят по кабинету, прикасаются друг к другу, смотрят в глаза, при этом не произнося ни слова.
  2. « Диалог»

Цель: помочь участникам научиться понимать позицию другого.

Инструкция: работаем в  парах: один – говорящий, а другой – его эхо. Говорящий  излагает свою позицию по теме « Почему возникают конфликты в детском саду» , эхо перефразирует высказывание говорящего, то есть повторяет его утверждение своими словами. Если говорящий доволен эхом, то говорит дальше, если нет – поправляет его.

Обсуждение.  Поделитесь своими впечатлениями.

  1. Упражнение « Гляделки».

Инструкция: встаньте в  круг, посмотрите внимательно друг на друга и опустите глаза вниз. После сигнала (хлопок) все должны поднять голову и указать пальцем на одного из присутствующих. Если выбор совпадает, пара отходит в сторону. Вся группа таким образом разбивается на пары.

Информация о работе Конфликты в педагогическом коллективе