Конфликт, его виды и пути конструктивного разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 07:23, контрольная работа

Краткое описание

Там, где есть мнения, отличающиеся друг от друга, где встречаются люди, имеющие различные представления о целях и способах их достижения, о планах и принципах жизнедеятельности, там, где не подавляется проявление человеческой индивидуальности и творчества, там с неизбежностью возникают конфликтные ситуации. Но как только возникает конфликтная ситуация, мы испытываем дискомфорт и напряжение, которые часто приводят нас к стрессовой ситуации, выйти из которой бывает порой нелегко.
Если не для всех, то для большинства из нас, характерно неумение находить достойный выход из конфликтной ситуации. Причем это неумение легко объяснить тем, что, как правило, в школе вообще не обучают, а в вузах редко обучают умению разрешать конфликты.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……………………3

Конфликты, их типология. Конфликты конструктивные и деструктивные……………………………………………………………………………….4
Причины возникновения конфликтов, их структура и динамика.……………………….8
Стратегии поведения в конфликтных ситуациях………………………………………...14

Заключение……………………………………………………………………………………...17

Список использованной литературы………………………………………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

Деловое общение.doc.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  экономического развития и торговли РФ

Пермский  институт (филиал)

Российского государственного торгово-экономического университета

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине «Психология  и педагогика»

Тема: «Конфликт, его виды и пути конструктивного разрешения»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           

                                            Студентки: группы Кз-21

Яшининой О.А.                                                         

                                                         Преподаватель: 

                                          

 

 

 

 

 

Пермь 2004

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……………………3

 

  1. Конфликты, их типология. Конфликты конструктивные и деструктивные……………………………………………………………………………….4
  2. Причины возникновения конфликтов, их структура и динамика.……………………….8
  3. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях………………………………………...14

 

Заключение……………………………………………………………………………………...17

 

Список использованной литературы………………………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Размышляя  над проблемой конфликтов, равномерно  задать себе вопрос, а что бы  с нами было, если бы в нашей  жизни не было конфликтов вообще? Жизнь была бы, вероятно, скучна  и однообразна, рутина и застой сковали бы нас, а монотонность и однообразие жизни были бы просто невыносимы. Но жизнь подбрасывает нам самые разнообразные конфликтные ситуации, перерастающие иногда в конфликт.

     Там, где   есть мнения, отличающиеся друг  от друга, где встречаются люди, имеющие различные представления о целях и способах их достижения, о планах и принципах жизнедеятельности, там, где не подавляется проявление человеческой индивидуальности и творчества, там с неизбежностью возникают конфликтные ситуации. Но как только возникает конфликтная ситуация, мы испытываем дискомфорт и напряжение, которые часто приводят нас к стрессовой ситуации, выйти из которой бывает порой нелегко.

     Если не  для всех, то для большинства  из нас, характерно неумение  находить достойный выход из конфликтной ситуации. Причем это неумение легко объяснить тем, что, как правило, в школе вообще не обучают, а в вузах редко обучают умению разрешать конфликты.

     Сейчас, в  наше бурное, конфликтное время  без умения постоять за себя, выйти победителем из конфликтной ситуации человеку просто невозможно выстоять, выжить в этом мире. В последние годы стало очевидно, что каждый, кто стремится не только выжить, но и преуспеть в этом мире, должен и в теории, и на практике постичь такую нелегкую, но нужную науку – конфликтологию.

     С точки  зрения теоретического знания  конфликтология как наука находится  лишь в самом начале своего  развития. «Поэтому пока она выступает  как искусство спора, ведения  переговоров и разрешения конфликтов»,–   пишет В. И. Андреев.

     Конфликтология  как зарождающаяся наука, прежде  всего, опирается на синтез  социально-психолого-педагогического  знания о закономерностях, принципах,  правилах разрешения конфликтов, а также методах их предвосхищения, с тем, чтобы лица, в них участвующие, имели наименьшие потери и для себя и для окружающих.

     В своей  работе я рассмотрела понятие  конфликта, типы конфликтов, причины  возникновения и  стратегии  поведения в конфликтных ситуациях.

 

 

 

 

 

1. Конфликты,  их типология.

 

     Конфликт – это резкое обострение противоречий и столкновение двух или более участников в процессе решения проблемы, имеющей деловую или личную значимость для каждой из сторон.

Важно знать не только сущность и структурные элементы конфликта, но и различать типы конфликтов.

По степени остроты  противоречий, которые возникают, конфликты  могут быть подразделены на следующие  типы: недовольство, разногласие, противоречие, размолвка, раздор, перебранка, стычка, ссора, скандал, вражда, война.

По проблемно –  деятельному признаку можно выделить, например, следующие типы конфликтов: управленческие, педагогические, производственные, экономические, политические, творческие и другие.

По степени вовлеченности  людей в конфликт могут быть выделены следующие типы: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, межколлективные, межпартийные, межгосударственные конфликты.

Рассмотрим кратко основные типы конфликтов, в зависимости от степени вовлеченности в них  людей.

Внутриличностный  конфликт

Этот тип конфликта не соответствует определению, данному выше. Однако его потенциальные дисфункциональные последствия аналогичны последствиям других типов конфликта. Он может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Например, заведующий секцией или отделом в универсальном магазине может потребовать, чтобы продавец все время находился в отделе и предоставлял покупателям информацию и услуги. Позже заведующий может высказать недовольство тем, что продавец тратит слишком много времени на покупателей и уделяет мало внимания пополнению секции или отдела товарами. А продавец воспринимает указания относительно того, что делать и чего не делать, - как несовместимые. Возникает внутриличностный конфликт.

Аналогичная ситуация возникла бы, если бы руководителю производственного  подразделения его непосредственный начальник дал указания наращивать выпуск продукции, а руководитель по качеству настаивал бы на повышении качества продукции путем замедления производственного процесса. Оба примера говорят о том, что одному человеку давались противоречивые задания и от него требовали взаимоисключающих результатов. В первом случае конфликт возникал в результате противоречивых требований, предъявляемых к одному и тому же человеку. Во втором случае причиной конфликта было нарушение принципа единоначалия.

Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Например, жена собралась в воскресение поехать отдохнуть с мужем, так как ее чрезмерное внимание работе стало плохо сказываться на семейных отношениях. Но в пятницу к ней в кабинет заходит ее начальник с какой – то проблемой и настаивает, чтобы она занялась ее решением в выходные дни.

Или, например, многие организации  сталкиваются с тем, что некоторые  руководители возражают перевода в  другой город, хотя это сулит им солидное повышение в должности и жаловании. Это особенно часто происходит в семьях, где муж и жена занимают руководящие должности или являются квалифицированными специалистами. Внутриличностный конфликт может также являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом.

Межличностный конфликт

         Этот тип конфликта самый распространенный. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это конфликт между руководителями соседних отделов (подразделений). Например, борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал  или рабочую силу, время использования оборудования или одобрения проекта.  Каждый из них считает, что, поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю. Или  представим, что два художника  работают  над  одной и той же рекламой, но имеют разные точки зрения относительно способа ее подачи. Каждый старается убедить директора принять его точку зрения. Аналогичным, только более тонким и длительным,  может быть  конфликт между двумя кандидатами на повышение при наличии одной вакансии.

         Межличностный конфликт может также проявляться и как  столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом; как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.

 

Конфликт между  личностью и группой

Как правило, производственные группы устанавливают нормы поведения  и отношения к выработке. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым, удовлетворить свои социальные потребности. Однако если ожидание группы находится в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Например, кто – то захочет заработать побольше, то ли делая сверхурочную работу, то ли перевыполняя нормы выработки, а группа  рассматривает такое «чрезмерное» усердие как негативное поведение.

Между отдельной личностью  и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы. Например, обсуждая на собрании возможности увеличения объема продаж, большинство будет  считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто – то один, однако, будет твердо убежден, что такая тактика приведет к уменьшению прибыли и создаст мнение, что их продукция по качеству ниже, чем продукция конкурентов. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать к сердцу интересы компании, его все равно можно рассматривать, как источник конфликта, потому что он выступает против мнения группы.

Аналогичный конфликт может  возникнуть на почве должностных  обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать технологическую дисциплину. Руководитель может быть вынужден предпринимать административные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар – изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда.

 

 

Межгрупповой  конфликт

Организации состоят  из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых  лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты. Ярким примером межгруппового конфликта может служить непрекращающийся конфликт профсоюзов с администрацией.

К сожалению, частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между линейными  руководителями и административным персоналом. Это пример дисфункционального конфликта. Административный персонал обычно более молодой и образованный, чем линейный, и при общении любит пользоваться технической лексикой. Эти отличия приводят к столкновению между людьми и затруднению в общении. Линейные руководители могут отвергать рекомендации специалистов из администрации и выражать недовольство по поводу своей зависимости от них во всем, что связано с информацией. В экстремальных ситуациях линейные руководители могут намеренно выбрать такой способ выполнения предложения специалистов, что вся затея окончится провалом. И все это для того, чтобы поставить специалистов «на свое место». Административный персонал, в свою очередь, может возмущаться, что его представителям не дают возможности самим провести в жизнь свои решения, и стараться сохранить информационную зависимость от них линейного персонала.

 Возможны также  классификация конфликтов по  горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинении  друг у друга), по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг у друга) и смешанные, в которых представлены и те, и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70-80% от всех остальных. Они также наиболее нежелательны для руководителя, так как в них он как бы "связан по рукам и ногам". Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.

Допустима классификация  также по характеру вызвавших  конфликт причин. Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. Но в целом он вызывается, как указывает Р. Л. Кричевский в книге "Если вы - руководитель", следующими тремя группами причин, обусловленными:

  • трудовым процессом;
  • психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя плохой психологогической коммуникацией и т.д.;
  • личностным своеобразием членов группы, например, неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, но коммуникабельностью, бестактностью.

Конфликты различают  и по их значению для организации, а также способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные  конфликты. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности коллектива и его членов,  разрешение которых выводит коллектив на новый более высокий и эффективный уровень функционирования и развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, а часто и разрушительным действиям, которые иногда перерастают в клевету, склоку и другие негативные явления, что приводит к резкому снижению эффективности работы коллектива.

2. Причины возникновения  конфликтов, их структура и динамика.

Говоря о причинах конфликтов в деловом мире, следует  указать на два вида конфликтной  ситуации: остроконфликтная и провоцирующая. Для остроконфликтной ситуации, которая  возникает особенно часто, характерны скоротечное возникновение и проявление конфликта, высокий накал эмоций и чувств. Причины такой ситуации иногда могут быть спонтанными, ситуативными, неосознаваемыми. Провоцирующая ситуация в деловых взаимоотношениях – относительно редкое явление, проявляет себя в явной или скрытой форме, когда делаются попытки компрометации кого – либо из деловых партнеров или искусство создаются трудности для осуществления конкретных деловых функций. Причины такой ситуации, как правило, осознаны, коварны, глубоко проработаны, поэтому их сложно выявлять.

Информация о работе Конфликт, его виды и пути конструктивного разрешения