Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 08:27, контрольная работа
1. Общая характеристика концепции
2. Четыре периода жизни ребенка
3. Религиозное воспитание
4. Руссо о воспитании девочек
Предоставление детям свободы в их развлечениях полезно в том отношении, что в условиях такой свободы высказываются природные характеры детей, выявляются их наклонности и способности19, и разумные родители могут в этом почерпнуть указания относительно выбора для них карьеры и профессии и в то же время относительно способов исправления любого недостатка, который, по их наблюдениям, грозит направить ребенка на дурной путь.
Жалобы
§ 109. Дети, живущие вместе, часто спорят из-за господства, из-за того, кому из них командовать над остальными. Кто бы ни начал этот спор, спор обязательно следует пресекать. Мало того, надо учить их относиться друг к другу с величайшей уступчивостью, снисхождением и корректностью. Если они будут видеть, что это доставляет им уважение, любовь и признание и что они не теряют при этом ни одного из своих преимуществ, они будут находить в этом больше удовольствия, чем в нахальном командовании, т.е., очевидно, в противоположном складе отношений. (...)
Щедрость
§ 110. Что касается обладания и владения вещами, то учите детей легко и свободно делиться со своими Друзьями тем, что у них есть, и заставьте их убедиться на опыте, что самый щедрый человек всегда оказывается и самым богатым да вдобавок еще пользуется признанием и одобрением; и тогда они быстро научатся быть щедрыми на деле. Я полагаю, что таким путем вы сделаете братьев и сестер более ласковыми и вежливыми по отношению друг к другу, а следовательно, и к другим, чем десятками правил о хороших манерах, которыми обычно мучают и стесняют детей. Жадность и желание иметь в своем обладании и распоряжении больше, чем нам нужно, являются корнем всех зол, и эти качества следует поэтому искоренять с ранних лет и со всей тщательностью, а противоположную черту - готовность делиться с другими - всячески поощрять выражениями похвалы и одобрения, всегда при этом заботясь о том, чтобы ребенок ничего не терял из-за своей щедрости. Пусть всегда, во всех случаях проявления подобной щедрости, ребенок получает награду, и притом с процентами: и пусть он осязательно чувствует, что доброта, которую он проявляет по отношению к другим, небезвыгодна и для него самого, что она вызывает доброе отношение к нему со стороны как тех, которые воспользовались его добротой, так и тех, кто ее наблюдает со стороны. Делайте это предметом соревнования между детьми, чтобы они старались превзойти друг друга в этом отношении20. Когда же таким образом, благодаря постоянной практике, детям станет легко делиться тем, что они имеют, с другими, то добросердечие укоренится в них как привычка и они будут находить удовольствие и гордиться тем, что они добры, щедры и вежливы с другими.
Коменский Я.,Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.
Педагогическое наследие.- М., 1987.- С. 143-164.
Примечания
1 - Полемическое начало, отражающее
материалистический монизм
2 - Идеалистической концепции
неоплатоников о врожденности
знаний и нравственных качеств
личности. Локк противопоставляет
эмпирико-материалистическую
3 - Локк отрицает правомерность
сословных привилегий, но как
идеолог буржуазии считает, что
имущественное неравенство
4 - Эти требования отражают
разработанные Д. Локком положения
о соответствии естественного
закона морали требованиям
5 - Солон (ок. 640-559 до н.э.) - афинский архонт (высшее должностное лицо), реформаторская деятельность которого способствовала преодолению пережитков родового строя и становлению государственности в Афинах; согласно преданию, ~ один из семи мудрецов античной Греции.
6 - Согласно античной мифологии, Сцилла и Харибда - два чудовища, находившиеся по обе стороны узкого пролива; оказаться между ними - значит подвергнуть себя опасности и с той и с другой стороны.
7 - Здесь и далее раскрывается значение опыта работы ребенка в нравственном воспитании, в связи с чем повторные действия (упражнения) в положительном поступке рекомендуются как метод формирования целесообразных привычек и навыков поведения.
8 - Здесь впервые высказана
мысль о целесообразности
9 - Локк обосновывает
необходимость учета
10 - Здесь сформулировано
положение о развивающих целях
и задачах обучения.
11 - Здесь и далее
12 - Автор опять подчеркивает
значение опыта ребенка как
источника формирования его
13 - Локк настаивает на
необходимости формирования
14 - Локк показывает, что
учет возрастных и
15-Философско-педагогические
сочинения Локка содержат
18 - Идея наглядности обучения,
выдвинутая Коменским, применяется
Локком к нравственному
17 - Наблюдение, которое в
дидактике Коменского
18 - Данное требование
противостоит царившей в школе
XVII в. механической зубрежке, отражает
ориентацию Локка на интересы
и положительные эмоции детей
как условие их успешной
19 - Требование стимулировать
самодеятельность детей как
20 - Локк рекомендует использовать соревнование в положительном поступке как активную форму организации повторных действий (упражнений) с целью выработки у детей нравственного опыта поведения.