Регулирующая функция речи
имеет многочисленные формы проявлений:
в деятельности речь сначала
выполняет сопровождающую роль;
затем отражает содержание и последовательность
того, что сделано, - выступает в форме
отчета о завершенных действиях, как фиксация
готового результата; в более совершенном
виде речевая регуляция приобретает характер
предварительного планирования (Лубовский
В.И., Лурия А.Р., Левина Р.Е.).
В.И.Лубовский экспериментально
выявил грубые нарушения всех
проявлений словесной регуляции
у детей- олигофренов дошкольного
возраста. Автор пришел к выводу,
что у этой категории детей
к 4-5 годам сформирована лишь
побудительная или пусковая функция
слова, т.е. оно выступает только как сигнал
к действию, У нормально развивающегося
ребенка эта функция слова формируется
к концу 2-го года жизни. У дошкольников
с нарушением интеллекта речь долго не
опосредует естественного подражания.
Таким образом, у умственно отсталого
дошкольника недоразвиты все компоненты
устной речи, касающиеся фонетико-фонематической
и лексико-грамматической сторон. Кроме
того, у умственно отсталых детей могут
быть все виды речевых нарушений как сопутствующие
проявления интеллектуального дефекта.
Может быть механическая дислалия, ринолалия,
дизартрия, алалия, заикание.
У умственно отсталого
дошкольника в силу недоразвития
коры головного мозга медленно
развивается словарь, замедленно
формируются обобщающие понятия,
дети с трудом абстрагируются от конкретной
ситуации, их речь сводится к использованию
заученных речевых шаблонов. Медленно
и неточно осуществляется перенос речевого
опыта в сходные ситуации, речь недостаточно
регулирует деятельность таких детей.
Ребенок долгое время общается только
вопросно-ответной формой, контекстная
речь формируется с трудом. Самостоятельный
рассказ сводится к простому перечислению
отдельных предметов и действий, изображенных
на картинке. Внимание к речи окружающих
и контроль за своей речью снижены.
Речевые нарушения у
умственно отсталых детей подразделяются
на 2 группы:
1. Недоразвитие речи как симптом
синдрома олигофрении. У ребенка
недостаточное внимание, восприятие,
слабая память, нет достаточного
контроля за своими действиями
и за речью. Как одно из проявлений олигофрении
отмечается несформированность фонетико-фонематической
и лексико-грамматической стороны речи.
2. На фоне олигофрении могут
быть любые речевые нарушения
не как проявления умственной
отсталости, а дополнительно к ней
без причинно-следственной соотносительности
речевой и интеллектуальной неполноценности.
Все речевые нарушения
у умственно отсталых детей
встречаются чаще, чем у детей
с нормальным интеллектом.
3. Особенности
логопедической работы с умственно
отсталыми детыми .
В дошкольных учреждениях
для умственно отсталых детей
проводится разнообразная работа
по развитию речи. Серьезное внимание
уделяется коррекции произношения,
расширению словаря, построению
фразы, составлению несложных
рассказов по картинке. Подобная практика
безусловно, приводит к положительным
сдвигам в речи умственно отсталых воспитанников.
У них увеличивается словарь, появляются
умения составлять предложения и отвечать
на вопросы по содержанию простой сюжетной
картинки.
Для продвижения умственно
отсталого ребенка в общем
развитии, в усвоении им знаний,
умений и навыков необходимо
специально организованное, коррекционно-
направленное воспитание и обучение,
строящееся с учетом имеющихся
у него положительных возможностей.
Для таких детей у нас в стране созданы
специальные учебно-воспитательные учреждения.
В специальных детских учреждениях, которые
посещают дети с легкой степенью умственной
отсталости, процесс обучения ведется
по специально разработанным программам,
методикам, при небольшой наполняемости
групп.
В детских садах содержание и
методы коррекционно-воспитательной работы
заключаются в проведении комплекса
мер, направленных на развитие ребенка,
на сглаживание недостатков психики
умственно отсталого ребенка, усугубляющих
его интеллектуальную, эмоционально-волевую,
физическую т социальную несостоятельность.
Все умственно отсталые дети дошкольного
возраста имеют ярко выраженные речевые
недоразвития.
В специальном детском саду проводятся
систематические занятия с логопедом
как фронтальные, так и индивидуальные.
Приобретаемые речевые навыки закрепляются
на занятиях с воспитателями.
Специфика логопедической
работы в специальном дошкольном
учреждении обусловлена, с одной
стороны, характером нарушения
высшей нервной деятельности, психопатологическими
особенностями умственно отсталого ребенка,
прежде всего снижением уровня аналитико-синтетической
деятельности, с другой - особенностями
речевого развития и структурой речевого
дефекта.
Можно выделить следующие
особенности логопедической работы
с умственно отсталыми дошкольниками.
1. В связи с тем, что у
умственно отсталых детей ведущим
нарушением является недоразвитие
познавательной деятельности, весь
процесс логопедической работы
должен быть направлен на формирование
мыслительных операций анализа, синтеза,
сравнения, абстрагирования, обобщения.
Так, при устранении нарушений звукопроизношения
большое место отводится дифференциации
фонетически близких звуков. Произношение
каждого звука тщательно анализируется
с точки зрения его слухового, зрительного,
кинестетического образа. Сравнивается
звучание, артикуляция двух звуков, устанавливается
их сходство и различие.
2. С учетом характера нарушений
речи, логопедическая работа проводится
над речевой системой в целом.
На каждом логопедическом занятии
идет коррекция нарушений не только фонетико-фонематической,
но и лексико-грамматической стороны речи.
3. Особенностями логопедической
работы с умственно отсталыми
детьми является максимальное
включение анализаторов, использование
максимальной и разнообразной наглядности.
4. Важнейшее значение имеет дифференцированный
подход, который предполагает учет
особенностей ребенка, его работоспособность,
особенность моторного развития,
уровень несформированности речи,
симптоматику речевых расстройств,
их механизмы.
5. Коррекцию нарушений речи необходимо
увязывать с общим моторным
развитием и преимущественно
тонкой ручной моторики умственно
отсталого ребенка. Учитывая тесную
связь в развитии ручной и
артикуляционной моторики в логопедические
занятия необходимо включать упражнения
тонких движений рук, задания по оречевлению
действий, элементы логопедической ритмики.
6. В связи с тем, что старые
условно-рефлекторные связи у
умственно отсталых детей очень
консервативны, изменяются с трудом,
необходимо особенно тщательно отработать
этапы закрепления правильных речевых
навыков.
7. Характерной для логопедической
работы с умственно отсталыми
детьми является частая повторяемость
логопедических упражнений, но с
включением элементов новизны
по содержанию и по форме. Это обусловлено
слабостью замыкательной функции коры,
трудностью формирования новых условно-
рефлекторных связей, их хрупкостью, быстрым
угасанием без достаточного укрепления.
8. Усвоенные в логопедическом
кабинете правильные речевые
навыки у умственно отсталых детей исчезают
в других ситуациях, на другом речевом
материале. В связи с этим очень важно
закрепить правильные речевые навыки
в различных ситуациях (диалог с детьми,
разговор по телефону, пересказ прочитанного
и т.д.)
9. Учитывая быструю утомляемость,
склонность к охранительному торможению
умственно отсталых детей, необходимо
проводить частую смену видов деятельности,
переключения ребенка с одной формы работы
на другую.
10. Особенностью логопедической
работы с умственно отсталыми
детьми является тщательная дозировка
заданий и речевого материала. Специфика
познавательной деятельности умственно
отсталых детей обусловливает необходимость
постоянного усложнения заданий и речевого
материала.
11. Для эффективного усвоения
правильных речевых навыков умственно
отсталыми детьми необходим не очень быстрый
темп работы.
12. Следует поддерживать у умственно
отсталого ребенка интерес к
исправлению речи, воздействовать
на его эмоциональную сферу.
13. В связи с тем, что нарушения
речи у умственно отсталых детей
носят стойкий характер, логопедическая
работа осуществляется в более длительные
сроки.
14. Несформированность контроля, слабость
волевых процессов у умственно
отсталых детей обусловливает
необходимость тесной связи работы
логопеда, воспитателя и родителей.
Нужно так организовать педагогический
процесс, чтобы не только на логопедических
занятиях, но и в группе осуществлялись
закрепления правильных речевых навыков,
контроль и помощь педагогов и родителей
в коррекции расстройств.
15. Логопед проводит работу в тесной
связи с медицинским персоналом, чтобы
реализовать комплексный медико-педагогический
подход к устранению речевых нарушений
и проводить коррекцию речевой патологии
на благоприятном фоне.
4. Система коррекционно-логопедической
работы .
Содержание логопедической
работы должно находиться в
соответствии с программой обучения
грамоте, изучения родного языка.
В процессе логопедической работы
осуществляется коррекция нарушений
речи, закрепляются правильные речевые
навыки, формируется практический
уровень усвоения языка. Сформированность
практического уровня владения языком
является необходимым условием для изучения
языковых явлений и закономерностей овладения
знания о языке. Таким образом, логопедическая
работа должна подготавливать детей к
усвоению программы по русскому языку
при обучении их в школе.
Основными задачами
коррекционно-логопедической работы
являются:
- практическое усвоение лексических и грамматических связей языка;
- формирование правильного произношения;
- развитие связной речи.
Логопедические занятия являются
одной из основных форм коррекционного
обучения, на которых систематически
осуществляется развитие всех компонентов
речи и подготовка к школе.
Логопедические занятия в зависимости
от конкретных задач и этапов
коррекции речи подразделяются на следующие
типы.
- Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка:
- занятия по формированию словарного запаса;
- занятия по формированию грамматического строя.
Основными задачами этих занятий являются:
- развитие понимания речи;
- уточнение и расширение словарного запаса;
- формирование обогащающих понятий;
- формирование практических навыков словообразования и словоизменения;
- умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных.
- Занятия по формированию звуковой
стороны речи.
Основными задачами
этих занятий являются:
- формирование правильного произношения звуков;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- навыков произношения слов различной звуко-слоговой структуры;
- контроль за внятностью и выразительностью
речи;
- подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
3. Занятия по развитию связной
речи.
Основной задачей этих занятий
является обучение самостоятельному высказыванию.
Методика коррекции нарушений звукопроизношения.
Коррекция
нарушений произношения у умственно
отсталых дошкольников является
длительным и сложным процессом.
Работа по воспитанию правильного
звукопроизношения значительно
осложняется характерной для
умственно отсталых детей слабостью замыкательной
функции коры, трудностью закрепления
новых условных связей. У умственно отсталых
детей наиболее длительным является введение
звука в речь, т.е. этап автоматизации звука.
В связи с этим в процессе логопедической
работы особое внимание необходимо уделять
отработке поставленных звуков в речи
в различных ситуациях речевого общения.
Большое внимание уделяем
развитию общей мелкой и речевой
моторики, воспитанию слухового
внимания, восприятия, памяти.
Коррекция нарушений звукопроизношения
связывается с формирование речевой функции
в целом, т.е. с развитием фонематической
стороны речи, лексики, грамматического
строя речи, так как дефекты звукопроизношения
у умственно отсталых детей проявляются
на фоне системного недоразвития речи.
При коррекции нарушений звукопроизношения
у умственно отсталых детей учитываются
особенность протекания у них психических
процессов (замедление темпа и сужение
поля восприятия, неустойчивость внимания,
качественное своеобразие памяти, мышления,
слабость мотивации и интересов).
Предварительный этап.
Предварительный
этап является продолжительным.
На этом этапе проводится развитие
общей, ручной, речевой моторики,
слухового восприятия, внимания.
Учитывая особенности просодических
компонентов речи у умственно отсталых
детей, на этом этапе проводится работа
и над правильным речевым дыханием, над
формированием длительного плавного выдоха.
Развитие ручной моторики.
Необходимость развития
моторики рук у умственно отсталых детей
обусловлена тесным взаимодействием ручной
и речевой моторики. Совершенствование
ручной моторики способствует активизации
моторных речевых зон головного мозга
и вследствие этого - развитию речевой
функции.