Коррекционно – логопедическая работа с умственно отсталыми дошкольниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:59, реферат

Краткое описание

Цель предлагаемой коррекционно-логопедической работы – формирование лексико-грамматических навыков и навыков построения связных высказываний.
Задачи:
1 Обогащение и активизация словаря.
2. Коррекция звукопроизношения.
3. Практическое усвоение лексических и грамматических связей языка.
4. Развитие связной речи.

Содержание

1. Введение.
2. Особенности речи умственно отсталых детей дошкольного возраста.
3. Особенности логопедической работы с умственно отсталыми детьми.
4. Система коррекционно-логопедической работы.
5. Заключение.
6. Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Korrekcionno-logopedicheskaya_rabota__s_umstvenno_otstalymi_doshkolnikami.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

        Примерные задания. 

  1. Назвать одним словом все предметы.
  2. Назвать овощи и фрукты и т.д.
  3. Найти лишнюю картинку (морковью лук, самолет, капуста)

     4.    Разложить  картинки на две группы (животные, растения).

     5. Отгадывание загадок.  Предлагаю загадки с использованием  обобщающих слов. Например: Что за  птица? Красные лапки щиплют  за пятки (гусь). Что за цветок? Золотой глазок, белые реснички (ромашка).

6. Придумывание детьми загадок  с использованием обобщающих  слов. Домашнее животное, маленькое,  пушистое (кошка).

            В логопедической работе по  обогащению словарного запаса  особого внимания требует предикативный  словарь (глаголы и прилагательные). Для этого использую различные игры.

 «Кто как. передвигается» 

Человек ходит, черепаха ползает, птица  летает, лягушка прыгает, заяц скачет, рыба плавает.

«Кто как голос подает».

Корова мычит, воробей чирикает, кошка мяукает, петух кукарекает, собака лает, свинья хрюкает, мышка пищит, утка крякает, медведь рычит.

«Какие звуки издает» 

Дверь скрипит, ветер свистит, машина гудит, листья шелестят, ручей журчит. «Кто как ест»

Кошка лакает молоко, заяц грызет морковку, корова жует сено, курица клюет зерно.

«Кто что делает» 

Учитель учит, врач лечит, повар варит, художник рисует, маляр красит.

          Овладение  прилагательными начинается со  слов, обозначающих основные цвета  (белый, черный, синий, красный,  зеленый, желтый) величину (большой,  маленький), форму (круглый, квадратный, треугольный). В дальнейшем отрабатываются слова, обозначающие величину (высокий, низкий), толщину (широкий, узкий) вкусовые качества (сладкий, горький, соленый, кислый, качество поверхности (колючий, гладкий, пушистый), вес (тяжелый, легкий).

         Провожу  работу над прилагательными, которые  образуются от существительных  с помощью суффиксов (дерево -деревянный, береза -березовый, стекло - стеклянный, бумага - бумажный, мех - меховой и  т.д.) Эта работа тесно связана с развитием словообразования.

Использую такие приемы работы:

1. Описание предметов (по цвету,  форме, величине). Детям предлагаю  картинки и задаю вопросы: Какой  огурец? Какой мяч? 

2. Отгадывание загадок: Про кого  можно сказать: рыжая, пушистая, хитрая? Желтый, овальный, кислый. Что это?

3. Добавление прилагательных в  предложение. 

           Использую  пары картинок: Груша сладкая,  а лимон ... Лента узкая, а  река ... Дерево высокое, а куст ...

           Уточнению  значений слов способствует и  работа над антонимами: существительными (день-ночь, радость - печаль), прилагательными (высокий - низкий, длинный - короткий), глаголами (радуется - грустит), наречиями (далеко - близко).

           Логопедическая  работа по обогащению словаря  предполагает и уточнение значений слов-синонимов. Актуализации словаря способствует и работа по звуковому анализу слова, закреплению его слухового и кинестетического образа. Расширение и обогащение словаря у умственно отсталых детей должно быть тесно связано с развитием грамматического строя речи.

                       Формирование грамматического строя  речи

        Осуществляется  в следующих направлениях:

1. Формирование практических навыков  словоизменения и словообразования,

2. Формирование умения употреблять  простые распространенные предложения и некоторые виды сложных,

               Развитие навыков словоизменения  и словообразования 

          Работа  над усвоением форм слова проводится  с использованием игровых приемов,  картинок, вопросов. В процессе этой  работы обращается внимание на изменение существительных по числам, падежам, на употребление ~ глаголов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного, изменение глагола в прошедшем времени по лицам, числам и родам.

           Пример  дифференциации единственного и множественного числа существительных.

Вначале ребенку предлагается ряд  картинок, на которых изображены один или несколько предметов (слон, столы, слоны, стол, вазы, тазы, ваза, таз, дом). Уточняется семантика этих слов: «Покажи, где слон, где столы, где вазы» и т.д. Далее предлагаю выбрать только те картинки, на которых изображено много предметов. Ребенок называет соответствующие картинки. Предлагаю послушать еще раз эти слова и сказать, какой звук слышится в конце этих слов (звук ы).

              Для закрепления формы множественного  числа использую следующие задания: 

1. Образование формы множественного  числа с использованием картинок, на которых изображен один  предмет (машина, сосна, гора, береза).

2. Измени слово. Называю слово в единственном числе и бросаю мяч к ребенку, он должен назвать форму множественного числа.

3. Придумывание слов, обозначающих  несколько предметов. 

При уточнении формы винительного падежа использую следующие виды работы:

1. Игра «Кто самый наблюдательный». Дети должны назвать что они видят: «Я вижу

стол, стул, окно и т.д.» 

2.Ответы на вопросы, требующие  постановки существительного в  винительном падеже:

• Что ты любишь?

• Что ты нарисуешь красным карандашом? Желтым карандашом? И т.д.

При уточнении формы дательного падежа использую следующие виды работ:

1. Игра «Кому нужны эти вещи?»  Детям предлагаются картинки, на  которых маляр без кисти, рыбак  без удочки, парикмахер без ножниц  продавец без весов, а также  изображения предметов. Дети рассматривают  картинки и называют кому что нужно (удочка - рыбаку, весы - продавцу и т.д.)

2. Ответы на вопросы к картинке (Кто кому что дает?) Бабушка  дает внучке ленту. Мама дает  дочке куклу. 

      При уточнении  формы родительного падежа использую следующие виды заданий:

1.«Угадай; чьи это вещи?» Детям  предлагаю картинки, на которых  изображено:

бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе и картинки с  изображением отдельных предметов (платок, халат, шуба). Называю один из предметов, дети говорят, кому он принадлежит (это плато бабушки, это халат мамы, это дуба девочки).

2.Игра «Чьи хвосты». На одной  картинке даны изображения животных  без хвостов, на другой изображения  хвостов. Показываю хвост и спрашиваю: «Кому принадлежит хвост?» (это хвост лисы, это хвост зайца)

     При уточнении формы творительного падежа предлагаю детям следующие задания:

1. Ответь на вопрос: Кто чем  работает?    По картинкам  (маляр - кистью, парикмахер - ножницами).

2.Добавь слово к глаголу:

  • • рисовать – карандашом
  • • писать - ручкой
  • • копать – лопатой
  • • пилить - пилой

3.Назвать пары предметов по  картинкам:

  • книжка с картинками
  • кошка с котятами
  • корзина с грибами
  • ваза с цветами.

При уточнении форм предложного падежа предлагаю детям следующие виды работ:

1. Ответь на вопрос по картинкам:  Где что лежит? Где что хранится? (посуда, одежда, книги). Где что покупают? (лекарства, хлеб, игрушки) Где что растет' (грибы, овощи, фрукты).

2. Игра «Помоги животным найти  свой домик». 2 группы картинок: на  одних изображены животные, на  других - их жилища. Предлагаю детям найти домик для животного.

        С целью  развития словоизменения глаголов использую следующие задания:

1. Дифференциация глаголов совершенного  и несовершенного видов (Мальчик  рисует дом Мальчик нарисовал  дом).

2. Дифференциация пар с возвратными глаголами (мыть- мыться, причесывать -

причесываться, прятать -прятаться, катать - кататься).

3.Согласование существительного  и глагола настоящего и прошедшего  времени: 

Мальчик спал, девочка ..., дети ...

 Заяц бежал, лиса ..., звери  ...

         Примерные  задания по закреплению согласования прилагательного с существительным :

1. Игра в лото «Какого цвета?»  Детям предлагаются карточки  с изображениями предметов различного  цвета. Достаю маленькие карточки  с названиями предметов и читаю  их. Дети должны найти предмет, назвать его цвет. «У меня красный шар». «У меня синее платье».

2. Игра в лото «Какой формы  предмет?» Детям предлагаю карты,  на которых слева изображены  фигуры различной формы (круг, квадрат, овал). Ребенок должен  взять картинку с изображением предмета и назвать форму предмета (репа - круглая, яйцо - овальное), затем положить картинку около сходной фигуры.

              При формировании умений словообразования рекомендуются следующие задания:

1. Образовать уменьшительно-ласкательные формы существительного (дом- домик, лиса- лисичка).

2. Образовать уменьшительно-ласкательные  формы прилагательного (рыжая  рыженькая).

3. Образовать прилагательное из  существительного (дерево -деревянный, железо - железный).

4. Образовать  глаголы с различными приставками (налил- вылил, входят - выходят)

                      Развитие связной речи

            Характерные речевые недостатки  умственно отсталых дошкольников  следующие: ограниченный словарный  запас, грамматически неправильное  построение фразы фонетико-фонематическое несовершенство. Наряду с несформированностью всех компонентов языковой системы, эти дети имеют нарушения внимания и словесно-логического мышления, и это, в свою очередь, ведет к трудностям овладения связной речью, что выражается в разной степени: от полного отсутствия развернутого смыслового высказывания, до речи с рядом недочетов и ошибок. Поэтому такие традиционно принятые в логопедической работе виды упражнений, как пересказ текста без наглядной опоры, описание предметов, составление рассказов по опорным словам, оказываются недоступными большинству воспитанников. Поэтому на занятиях должны использоваться вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания. Одним из таких средств является наглядность. В качестве второго вспомогательного средства используется моделирование плана высказывания. Упражнения по развитию связной речи необходимо расположить в порядке возрастающей сложности. Работа ведется в следующем порядке:

1. Пересказ рассказа, составленного  по демонстрируемому действию. Здесь  наглядность представлена максимально:  в виде предметов, объектов  и действий с ними, непосредственно  наблюдаемых детьми. Планом высказывания  служит порядок действий, производимых на глазах детей. Необходимые речевые средства детям дает образец рассказа логопеда.

2. Составление рассказа по следам  демонстрируемого действия.

3. Пересказ рассказа с использованием  фланелеграфа. В этом виде рассказывания  непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками; план рассказа обеспечивается порядком картин.

4. Пересказ рассказа с наглядной  опорой в виде серии сюжетных  картин. Наглядность представлена  предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на сюжетных картинках; их последовательность служит одновременно планом высказывания. Образец рассказа логопеда дает детям необходимые речевые средства.

5. Составление рассказа по серии  сюжетных картин.

6. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картинки,

7. Составление рассказа по одной  сюжетной картине. На этом этапе  создаются предпосылки над творческим  рассказыванием.

Последовательно применяя перечисленные  этапы обучения, удается формировать  связную речь у тех детей, которые изначально не владели развернутыми высказываниями, подменяя их называнием предметов, действий или набором непоследовательных грамматически неоформленных фраз.

      5.Заключение

В процессе проведенной коррекционно-логопедической работы по предлагаемой системе, проходившей в течение трех годов обучения, наблюдалась положительная динамика  у 87% (13 чел.) детей с умственной отсталостью в степени дебильности.

Основной формой работы являлись подгрупповые (2-3 ч.) и индивидуальные занятия . по завершению цикла отмечалось:

  • значительное улучшение звукопроизношения у 61,5% ( 8 ч.) детей;
  • развитие лексико-грамматических навыков улучшилось у 70%(9 ч. ) детей , из числа этих детей 78% (7 ч.)правильно употребляют существительные родительного падежа множественного числа, согласуют прилагательные и существительные  в роде, числе и падеже. У 90% ( 8 ч. ) детей сформирована функция  словоизменения, 66,6% (6 ч.) детей овладели навыками словообразования.
  • связная речь улучшилась  у 60% детей, они научились составлять рассказы по серии сюжетных картин, пересказывать.

 Таким образом, результаты  проведенной работы   позволяют   говорить о том, что у умственно  отсталых детей в степени дебильности  старшего дошкольного возраста  можно добиться положительной  динамики при условии системного, комплексного подхода  в формировании вышеназванных компонентов речи.

 

ПРОЦЕНТНОЕ  СООТНОШЕНИЕ ДИНАМИКИ РАЗЛИЧНЫХ  ПОКАЗАТЕЛЕЙ

КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

 

6. Список использованной  литературы.

1. Большакова С.Е. Работа логопеда  с дошкольником М., 1996

2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О  детях с отклонениями в развитии  М., Просвещение, 1973

3. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д.  Воспитание и обучение умственно  отсталых дошкольников М., 1985

Информация о работе Коррекционно – логопедическая работа с умственно отсталыми дошкольниками