Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:59, реферат
Цель предлагаемой коррекционно-логопедической работы – формирование лексико-грамматических навыков и навыков построения связных высказываний.
Задачи:
1 Обогащение и активизация словаря.
2. Коррекция звукопроизношения.
3. Практическое усвоение лексических и грамматических связей языка.
4. Развитие связной речи.
1. Введение.
2. Особенности речи умственно отсталых детей дошкольного возраста.
3. Особенности логопедической работы с умственно отсталыми детьми.
4. Система коррекционно-логопедической работы.
5. Заключение.
6. Список использованной литературы.
Примерные задания.
4. Разложить картинки на две группы (животные, растения).
5. Отгадывание загадок.
Предлагаю загадки с
6. Придумывание детьми загадок с использованием обобщающих слов. Домашнее животное, маленькое, пушистое (кошка).
В логопедической работе по
обогащению словарного запаса
особого внимания требует
«Кто как. передвигается»
Человек ходит, черепаха ползает, птица летает, лягушка прыгает, заяц скачет, рыба плавает.
«Кто как голос подает».
Корова мычит, воробей чирикает, кошка мяукает, петух кукарекает, собака лает, свинья хрюкает, мышка пищит, утка крякает, медведь рычит.
«Какие звуки издает»
Дверь скрипит, ветер свистит, машина гудит, листья шелестят, ручей журчит. «Кто как ест»
Кошка лакает молоко, заяц грызет морковку, корова жует сено, курица клюет зерно.
«Кто что делает»
Учитель учит, врач лечит, повар варит, художник рисует, маляр красит.
Овладение прилагательными начинается со слов, обозначающих основные цвета (белый, черный, синий, красный, зеленый, желтый) величину (большой, маленький), форму (круглый, квадратный, треугольный). В дальнейшем отрабатываются слова, обозначающие величину (высокий, низкий), толщину (широкий, узкий) вкусовые качества (сладкий, горький, соленый, кислый, качество поверхности (колючий, гладкий, пушистый), вес (тяжелый, легкий).
Провожу
работу над прилагательными,
Использую такие приемы работы:
1. Описание предметов (по цвету,
форме, величине). Детям предлагаю
картинки и задаю вопросы:
2. Отгадывание загадок: Про кого
можно сказать: рыжая,
3. Добавление прилагательных в предложение.
Использую пары картинок: Груша сладкая, а лимон ... Лента узкая, а река ... Дерево высокое, а куст ...
Уточнению значений слов способствует и работа над антонимами: существительными (день-ночь, радость - печаль), прилагательными (высокий - низкий, длинный - короткий), глаголами (радуется - грустит), наречиями (далеко - близко).
Логопедическая работа по обогащению словаря предполагает и уточнение значений слов-синонимов. Актуализации словаря способствует и работа по звуковому анализу слова, закреплению его слухового и кинестетического образа. Расширение и обогащение словаря у умственно отсталых детей должно быть тесно связано с развитием грамматического строя речи.
Осуществляется в следующих направлениях:
1. Формирование практических
2. Формирование умения
Работа
над усвоением форм слова
Пример дифференциации единственного и множественного числа существительных.
Вначале ребенку предлагается ряд картинок, на которых изображены один или несколько предметов (слон, столы, слоны, стол, вазы, тазы, ваза, таз, дом). Уточняется семантика этих слов: «Покажи, где слон, где столы, где вазы» и т.д. Далее предлагаю выбрать только те картинки, на которых изображено много предметов. Ребенок называет соответствующие картинки. Предлагаю послушать еще раз эти слова и сказать, какой звук слышится в конце этих слов (звук ы).
Для закрепления формы
1. Образование формы
2. Измени слово. Называю слово в единственном числе и бросаю мяч к ребенку, он должен назвать форму множественного числа.
3. Придумывание слов, обозначающих несколько предметов.
При уточнении формы винительного падежа использую следующие виды работы:
1. Игра «Кто самый наблюдательный
стол, стул, окно и т.д.»
2.Ответы на вопросы,
• Что ты любишь?
• Что ты нарисуешь красным карандашом? Желтым карандашом? И т.д.
При уточнении формы дательного падежа использую следующие виды работ:
1. Игра «Кому нужны эти вещи?»
Детям предлагаются картинки, на
которых маляр без кисти,
2. Ответы на вопросы к картинке (Кто кому что дает?) Бабушка дает внучке ленту. Мама дает дочке куклу.
При уточнении формы родительного падежа использую следующие виды заданий:
1.«Угадай; чьи это вещи?»
бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе и картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шуба). Называю один из предметов, дети говорят, кому он принадлежит (это плато бабушки, это халат мамы, это дуба девочки).
2.Игра «Чьи хвосты». На одной
картинке даны изображения
При уточнении формы творительн
1. Ответь на вопрос: Кто чем работает? По картинкам (маляр - кистью, парикмахер - ножницами).
2.Добавь слово к глаголу:
3.Назвать пары предметов по картинкам:
При уточнении форм предложного падежа предлагаю детям следующие виды работ:
1. Ответь на вопрос по картинкам:
2. Игра «Помоги животным найти свой домик». 2 группы картинок: на одних изображены животные, на других - их жилища. Предлагаю детям найти домик для животного.
С целью развития словоизменения глаголов использую следующие задания:
1. Дифференциация глаголов
2. Дифференциация пар с возвратными глаголами (мыть- мыться, причесывать -
причесываться, прятать -прятаться, катать - кататься).
3.Согласование
Мальчик спал, девочка ..., дети ...
Заяц бежал, лиса ..., звери ...
Примерные задания по закреплению согласования прилагательного с существительным :
1. Игра в лото «Какого цвета?»
Детям предлагаются карточки
с изображениями предметов
2. Игра в лото «Какой формы
предмет?» Детям предлагаю
При формировании умений словоо
1. Образовать уменьшительно-
2. Образовать уменьшительно-
3. Образовать прилагательное из существительного (дерево -деревянный, железо - железный).
4. Образовать глаголы с различными приставками (налил- вылил, входят - выходят)
Характерные речевые
1. Пересказ рассказа, составленного
по демонстрируемому действию. Здесь
наглядность представлена
2. Составление рассказа по
3. Пересказ рассказа с
4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на сюжетных картинках; их последовательность служит одновременно планом высказывания. Образец рассказа логопеда дает детям необходимые речевые средства.
5. Составление рассказа по серии сюжетных картин.
6. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картинки,
7. Составление рассказа по одной
сюжетной картине. На этом
Последовательно применяя перечисленные этапы обучения, удается формировать связную речь у тех детей, которые изначально не владели развернутыми высказываниями, подменяя их называнием предметов, действий или набором непоследовательных грамматически неоформленных фраз.
5.Заключение
В процессе проведенной коррекционно-
Основной формой работы являлись подгрупповые (2-3 ч.) и индивидуальные занятия . по завершению цикла отмечалось:
Таким образом, результаты
проведенной работы позволяют
говорить о том, что у
ПРОЦЕНТНОЕ СООТНОШЕНИЕ ДИНАМИКИ РАЗЛИЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
6. Список использованной литературы.
1. Большакова С.Е. Работа
2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О
детях с отклонениями в
3. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д.
Воспитание и обучение
Информация о работе Коррекционно – логопедическая работа с умственно отсталыми дошкольниками