Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 16:28, курсовая работа
Актуальность: физическое развитие детей с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП) является одной из важных, сложных и вместе с тем, не в полной мере разрешенных проблем, так как с каждым годом увеличивается число детей с врожденными или приобретенными в первые дни и месяцы жизни формами нарушений опорно-двигательного аппарата (НОДА) и не только в России, но и во всем мире. Специфика названной проблемы связана в основном с ограничением возможностей реализации широкого спектра двигательной активности у детей с диагнозом ДЦП (Семёнова К.А., 1976).
Введение.
Глава 1. Состояние проблемы развития силы мышц у детей 7-8 лет с церебральным параличом и пути её исследования.
Понятие о ДЦП: эпидемиология, классификация, этиология.
Особенности физического и психологического развития детей с ДЦП.
Специфика двигательного развития и особенности состояния. мышечной системы детей с ДЦП.
Методы коррекции двигательных нарушений при ДЦП.
Гипотеза исследования.
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования.
2.1 Цель и задачи исследования.
2.2 Методы исследования.
2.2.1 Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы.
2.2.2 Педагогическое наблюдение.
2.2.3 Опрос.
2.2.4 Тестирование.
2.2.5 Педагогический эксперимент.
2.3 Организация исследования.
Глава 3. Программа коррекционных занятий с использованием комплекса структурно-избирательных упражнений на развитие силы мышц у детей 7-8 лет с церебральным параличом.
3.1 Показатели состояния здоровья детей с ДЦП экспериментальной группы.
3.2 Показатели уровня развития силы мышц детей с ДЦП экспериментальной группы.
3.2.1 Показатели статической силы мышц, сгибающих пальцы рук.
3.2.2 Показатели силы мышц сгибающих пальцы рук.
3.2.3 Показатели силовой выносливости мышц пресса, разгибателей спины, большой и средней ягодичной мышц, мышц шеи и мышц рук.
3.3 Показатели состояния здоровья детей с ДЦП контрольной группы.
3.4 Показатели развития силы мышц детей с ДЦП контрольной группы.
3.4.1 Показатели статической силы мышц, сгибающих пальцы рук.
3.4.2 Показатели силы мышц сгибающих пальцы рук.
3.4.3 Показатели силовой выносливости мышц пресса, разгибателей спины, большой и средней ягодичной мышц, мышц шеи и мышц ног.
3.5 Характеристика комплекса структурно-избирательных упражнений для развития силы мышц детей 7-8 лет с церебральным параличом.
Глава 4 Влияние комплекса структурно-избирательных упражнений на развитие силы мышц у детей 7-8 лет до и после эксперимента.
4.1 Динамика показателей развития силы мышц у детей в ходе педагогического эксперимента.
4.2 Обсуждение результатов педагогического эксперимента.
Выводы.
Список литературы.
Приложение 1.
Оглавление
Введение.
Глава 1. Состояние проблемы развития силы мышц у детей 7-8 лет с церебральным параличом и пути её исследования.
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования.
2.1 Цель и задачи исследования.
2.2 Методы исследования.
2.2.1 Теоретический анализ
и обобщение научно-
2.2.2 Педагогическое наблюдение.
2.2.3 Опрос.
2.2.4 Тестирование.
2.2.5 Педагогический эксперимент.
2.3 Организация исследования.
Глава 3. Программа коррекционных занятий с использованием комплекса структурно-избирательных упражнений на развитие силы мышц у детей 7-8 лет с церебральным параличом.
3.1 Показатели состояния
здоровья детей с ДЦП
3.2 Показатели уровня развития
силы мышц детей с ДЦП эксперим
3.2.1 Показатели статической силы мышц, сгибающих пальцы рук.
3.2.2 Показатели силы мышц сгибающих пальцы рук.
3.2.3 Показатели силовой выносливости мышц пресса, разгибателей спины, большой и средней ягодичной мышц, мышц шеи и мышц рук.
3.3 Показатели состояния
здоровья детей с ДЦП
3.4 Показатели развития
силы мышц детей с ДЦП
3.4.1 Показатели статической силы мышц, сгибающих пальцы рук.
3.4.2 Показатели силы мышц сгибающих пальцы рук.
3.4.3 Показатели силовой выносливости мышц пресса, разгибателей спины, большой и средней ягодичной мышц, мышц шеи и мышц ног.
3.5 Характеристика комплекса
структурно-избирательных
Глава 4 Влияние комплекса структурно-избирательных упражнений на развитие силы мышц у детей 7-8 лет до и после эксперимента.
4.1 Динамика показателей
развития силы мышц у детей
в ходе педагогического
4.2 Обсуждение результатов педагогического эксперимента.
Выводы.
Список литературы.
Приложение 1.
Актуальность: физическое развитие детей с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП) является одной из важных, сложных и вместе с тем, не в полной мере разрешенных проблем, так как с каждым годом увеличивается число детей с врожденными или приобретенными в первые дни и месяцы жизни формами нарушений опорно-двигательного аппарата (НОДА) и не только в России, но и во всем мире. Специфика названной проблемы связана в основном с ограничением возможностей реализации широкого спектра двигательной активности у детей с диагнозом ДЦП (Семёнова К.А., 1976).
При ДЦП двигательные расстройства проявляются в снижении силы мышц, нарушении взаимодействия между мышцами - агонистами и синергистами.
Регуляция мышечного тонуса осуществляется ретикулярной формацией, красным ядром, вестибулярными ядрами, корой мозга, мозжечком. При ДЦП эти структуры могут быть нарушены. (Самсонова Л.Н., 1986)
ДЦП является тяжелым заболеванием, затрагивающим многие системы организма, в том числе нервную и мышечную системы, ведущим не только к двигательным нарушениям, но и вызывающим задержку или патологию умственного развития, речевую недостаточность, нарушение слуха и зрения (Семенова К.А., 1999; Ткаченко С.К., 1999). Степень тяжести ДЦП зависит от выраженности двигательных нарушений, обусловленных преимущественно аномальным распределением мышечного тонуса и нарушением координации движений и ориентировки в пространстве (Бадалян Л.О., 1988; Семенова К.А., 1999).
Проблемам изучения, обучения, воспитания, лечения и комплексной реабилитации больных ДЦП разного возраста посвящены многочисленные работы клиницистов, педагогов, психологов (Бадалян Л.О., 1999; Виноградова Л.И., 2001; Ипполитова М.В., 1985; Калижнюк Э.С., 1989; Кириченко И.И., 1971; Семенова К.А., 1994; Серганова Т.И., 1995; Степанченко О.В.,1999; Шипицына Л.М., 1996).
Исследование научных работ показало, что при ДЦП двигательные расстройства проявляются в патологическом перераспределении мышечного тонуса и снижении силы мышц (Бортфельд С.А., 1971; Мастюкова Е.М., 1991; Смуглин М.Н., 1991).
Изучению вопроса развития силы мышц у больных с ДЦП посвящено целый ряд работ (Козленко Н.А.,1991; Дмитриев А.А., 1987) при этом литературы, специально посвящённой вопросам методов развития мышечной силы старшего дошкольного возраста с ДЦП крайне мал. Слабая разработанность данной проблемы и определила выбор темы исследования.
Объект исследования: процесс адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с церебральным параличом в условиях коррекционного образовательного упражнения для развития силы мышц.
Предмет исследования: методика развития мышечной силы, основанная на применении дифференцирования силовых структурно-избирательных упражнений.
Глава 1 Состояние проблемы развития силы мышц у детей 5-6 лет с церебральным параличом и пути её исследования.
ДЦП - органическое поражение мозга, возникающее в периоде внутриутробного развития, в родах или в периоде новорожденности и сопровождающееся двигательными, речевыми и психическими нарушениями.
Двигательные расстройства наблюдаются у 100% детей, речевые у 75 и психические у 50% детей. Двигательные нарушения проявляются в виде парезов, параличей, насильственных движений. Особенно значимы и сложны нарушения регуляции тонуса, которые могут происходить по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии. Нарушения регуляции тонуса тесно связаны с задержкой патологических тонических рефлексов и несформированностью цепных установочных выпрямительных рефлексов. На основе этих нарушений формируются вторичные изменения в мышцах, костях и суставах (контрактуры и деформации). Речевые расстройства характеризуются лексическими, грамматическими и фонетико-фонематическими нарушениями. (Бизюк А.П., 2005).
Психические расстройства проявляются в виде задержки психического развития или умственной отсталости всех степеней тяжести. Кроме того, нередко имеются изменения зрения, слуха, вегетативно-сосудистые расстройства, судорожные проявления и пр. Двигательные, речевые и психические нарушения могут быть различной степени выраженности - от минимальных до максимальных.
Наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга - большие полушария, которые регулируют произвольные движения и речь. Лобная доля коры имеет переднюю центральную извилину, в которой находится двигательная зона со строго определенной проекцией участков тела. Она является центром произвольных движений. В передней центральной извилине начинается пирамидный путь, который идет к стволу мозга, частично перекрещиваясь и спускаясь в спинной мозг. По пирамидному пути передаются импульсы произвольного движения. В задних отделах лобной доли располагается экстрапирамидный центр коры. Экстрапирамидная система обеспечивает автоматическую регуляцию двигательных актов, поддерживает общий мышечный тонус, перераспределяет его при движениях, участвует в поддержании оптимальной позы. В средней лобной извилине находится глазо- двигательный центр, осуществляющий контроль за содружественным поворотом головы и глаз, что особенно важно в формировании ориентировочных рефлексов. (Бадалян Л.О., 1988).
В теменной доле расположены центры праксиса. Праксис - автоматизированные целенаправленные движения, которые вырабатываются в процессе обучения и постоянной практики в течение жизни, например ходьба, еда, одевание, письмо, труд. Праксис - высшее проявление свойственных человеку двигательных функций.
Мозжечок связан с другими отделами центральной нервной системы тремя парами ножек, в которых проходят проводящие пути. Мозжечок обеспечивает точность целенаправленных движений, координирует деятельность мышц, регулирует мышечный тонус, поддерживает равновесие. Мозжечок тесно связан с вестибулярным аппаратом, ретикулярной формацией и корой. При этом кора выполняет главную регулирующую функцию, так как в кору головного мозга поступает и обрабатывается вся информация от проводников и органов чувств. По данным Семеновой К.А., 1999; ДЦП составлял в России в 1962 г. - 0,4 на 1000 детского населения, в 1972 г. - 1,72, в 1982 г. - 5,6, а в 1992 г. - 9 на 1000 детского населения. ДЦП описан еще в трудах Гиппократа и К. Галена.
Однако основоположником изучения проблемы церебральных параличей является английский хирург-ортопед Литтль (1862). В дальнейшем подробно описанную им спастическую диплегию стали называть болезнью Литтля. В нашей стране пользуются классификацией К.А. Семеновой (1978); выделяются следующие формы:
- спастическая диплегия;
- двойная гемиплегия;
- гиперкинетическая форма;
- гемипаретическая форма;
- атонически-астатическая форма.
Спастическая диплегия - самая распространенная форма ДЦП. Обычно это тетрапарез, но ноги поражаются больше, чем руки. Прогностически благоприятная форма в плане преодоления речевых и психических нарушений и менее благоприятная в двигательном отношении. 20 % детей передвигаются самостоятельно, 50% - с помощью, но могут себя обслуживать, писать, манипулировать руками.
Двойная гемиплегия - самая тяжелая форма ДЦП с тотальным поражением больших полушарий. Это также тетрапарез с тяжелыми поражениями как верхних, так и нижних конечностей, но руки «страдают» больше, чем ноги. Цепные установочные выпрямительные рефлексы могут не развиться вообще. Произвольная моторика резко нарушена, дети не сидят, не стоят, не ходят, функция рук не развита. Речевые нарушения грубые, по принципу анартрии, в 90%умственная отсталость, в 60% судороги, дети необучаемые. Прогноз двигательного, речевого и психического развития неблагоприятный.
Гиперкинетическая форма - связана с поражением подкорковых отделов мозга. Причиной является билирубиновая энцефалопатия (несовместимость крови матери и плода по резус-фактору). Двигательные нарушения проявляются в виде гиперкинезов (насильственных движений), которые возникают непроизвольно, усиливаясь от волнения и утомления. Произвольные движения размашистые, дискоординированные, нарушен навык письма, речь. В 20-25% поражен слух, в 10% возможны судороги. Прогноз зависит от характера и интенсивности гиперкинезов. (Гамезо М.В., 2003).
Гемипаретическая форма - поражаются руки и ноги с одной стороны. Связано это с поражением полушария мозга (при правостороннем гемипарезе нарушается функция левого полушария, при левостороннем - правого). Прогноз двигательного развития при адекватном лечении благоприятный. Дети ходят сами, обучаемость зависит от психических и речевых нарушений.
Атонически-астатическая форма возникает при нарушении функции мозжечка. При этом отмечается низкий мышечный тонус, нарушение равновесия в покое и ходьбе, нарушение координации движений. Движения несоразмерны, неритмичны, нарушено самообслуживание, письмо. В 50% отмечаются речевые и психические нарушения различной степени тяжести.
Более 400 факторов способны вызвать повреждающее воздействие на центральную нервную систему, но особенно опасно это влияние до 3-4 месяца беременности. Все неблагоприятные факторы нарушают маточно-плацентарное кровообращение, вызывая кислородное голодание плода - хроническую гипоксию. Развитие центральной нервной системы в условиях хронической гипоксии нарушено. (Агаджанян Н.А., 2007). Таково влияние внутриутробных факторов.
В родах причиной повреждения ЦНС является асфиксия и нарушение мозгового кровообращения. После родов причиной повреждения ЦНС является чаще всего нейроинфекция (менингит, энцефалит) и травмы головы.
Таким образом, ДЦП является полиэтиологическим заболеванием инфекционного, интоксикационного, воспалительного, токсического, радиационного, экологического, травматического и другого происхождения.
1.2 Особенности
физического и психического
Отмечается, что целесообразно выделить два типа нарушения в развитии ребенка при этом заболевании. Первый тип нарушения в развитии ребенка связан с задержкой формирования тех или иных функций, например, отставание функций сидения, стояния, ходьбы, произвольного захватывания. Второй тип нарушения в развитии ребенка отражает наличие примитивных форм двигательной активности, не характерных для данного возраста ребенка и поэтому патологических, например, сохранность хватательного рефлекса после 6 - 7 месяцев жизни, шагательный рефлекс после 4 - 6 недель жизни. В школьном возрасте дети предпочитают сидеть с полусогнутыми ногами, согнув спину, несколько наклонившись вперед, с опущенными разогнутыми руками. (Астрахан Д.Х., 2003).
При гиперкинетической форме нарушения в развитии ребенка влияние распространяется на разгибание мышц голеней, разгибанием мышц шеи и спины. Дети передвигаются вперед на прямых ногах, опираясь на передние отделы несколько повернутых вовнутрь стоп. Равновесие при ходьбе при нарушениях в развитии ребенка поддерживается боковыми качаниями туловища и некоординированными взмахами рук.
Данный вопрос нарушения в развитии ребенка освещен в методическом пособии под редакцией Шматко ( Шматко Н.Д., 1997). Она указывает на то, что основным проявлением двигательных нарушений в развитии ребенка бывает неустойчивая ходьба, неумение самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого дети затрудняются одеться, раздеться, зашнуровать ботинки, завязать бантик, застегнуть пуговицу и молнию. (Бизюк А.П., 2005).
У данной категории детей может быть поражена правая или левая рука, они не могут совершать действия больной рукой. Симптомы нарушения в развитии ребенка. Отмечается нарушение координации движения: ходят на широко расставленных ногах, походка ребенка крайне неустойчива, а при испуге или волнении могут упасть.
Информация о работе Коррекция двигательных нарушений у детей младшего школьного возраста с ДЦП