Коррекция двигательных нарушений у детей младшего школьного возраста с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 16:28, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность: физическое развитие детей с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП) является одной из важных, сложных и вместе с тем, не в полной мере разрешенных проблем, так как с каждым годом увеличивается число детей с врожденными или приобретенными в первые дни и месяцы жизни формами нарушений опорно-двигательного аппарата (НОДА) и не только в России, но и во всем мире. Специфика названной проблемы связана в основном с ограничением возможностей реализации широкого спектра двигательной активности у детей с диагнозом ДЦП (Семёнова К.А., 1976).

Содержание

Введение.
Глава 1. Состояние проблемы развития силы мышц у детей 7-8 лет с церебральным параличом и пути её исследования.
Понятие о ДЦП: эпидемиология, классификация, этиология.
Особенности физического и психологического развития детей с ДЦП.
Специфика двигательного развития и особенности состояния. мышечной системы детей с ДЦП.
Методы коррекции двигательных нарушений при ДЦП.
Гипотеза исследования.
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования.
2.1 Цель и задачи исследования.
2.2 Методы исследования.
2.2.1 Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы.
2.2.2 Педагогическое наблюдение.
2.2.3 Опрос.
2.2.4 Тестирование.
2.2.5 Педагогический эксперимент.
2.3 Организация исследования.
Глава 3. Программа коррекционных занятий с использованием комплекса структурно-избирательных упражнений на развитие силы мышц у детей 7-8 лет с церебральным параличом.
3.1 Показатели состояния здоровья детей с ДЦП экспериментальной группы.
3.2 Показатели уровня развития силы мышц детей с ДЦП экспериментальной группы.
3.2.1 Показатели статической силы мышц, сгибающих пальцы рук.
3.2.2 Показатели силы мышц сгибающих пальцы рук.
3.2.3 Показатели силовой выносливости мышц пресса, разгибателей спины, большой и средней ягодичной мышц, мышц шеи и мышц рук.
3.3 Показатели состояния здоровья детей с ДЦП контрольной группы.
3.4 Показатели развития силы мышц детей с ДЦП контрольной группы.
3.4.1 Показатели статической силы мышц, сгибающих пальцы рук.
3.4.2 Показатели силы мышц сгибающих пальцы рук.
3.4.3 Показатели силовой выносливости мышц пресса, разгибателей спины, большой и средней ягодичной мышц, мышц шеи и мышц ног.
3.5 Характеристика комплекса структурно-избирательных упражнений для развития силы мышц детей 7-8 лет с церебральным параличом.
Глава 4 Влияние комплекса структурно-избирательных упражнений на развитие силы мышц у детей 7-8 лет до и после эксперимента.
4.1 Динамика показателей развития силы мышц у детей в ходе педагогического эксперимента.
4.2 Обсуждение результатов педагогического эксперимента.
Выводы.
Список литературы.
Приложение 1.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая долгожданный результат.doc

— 437.50 Кб (Скачать файл)

Навыки самообслуживания у них чаще всего недостаточно сформированы, практическая деятельность крайне ограничена, дети не готовы к овладению навыками рисования, письма сопутствующие симптомы нарушения в развитии ребенка. Иногда у детей отмечается повышенное слюноотделение. Поэтому привитие навыков личной гигиены также должно решаться и на уроках физической культуры. Как на один из признаков нарушения в развитии ребенка специалисты указывает на то, что эти дети быстро устают, особенно во время активных действий, и поэтому нуждаются в физкультурной паузе. В начале школьного обучения при нарушениях в развитии ребенка у детей при удержании карандаша наблюдается вялость пальцев или, наоборот, чрезмерное напряжение малая подвижность. (Грец И.А., 2003).

Кроме выше перечисленных нарушений в развитии ребенка эти дети испытывают трудности при овладении письмом. Прежде всего, это связано с несформированностью или нарушением хватательной функции кисти. Сам акт письма при нарушениях в развитии ребенка, требующий плавного движения кисти, нарушен за счет слабости мышц, расстройств мышечного тонуса в кисти, насильственных движений. Дефекты моторики рук обнаруживаются в процессе формирования трудовых и бытовых навыков. На уроках труда такие дети без специальной коррекции затрудняются работать с пластилином: не могут его раскатать, разделить на части. Несформированность функций дифференциация захвата и удержания предмета, насильственные движения и невозможность соразмерить мышечные усилия с двигательной задачей мешают выполнению трудовых операций. (Гончарова М.Н., 1974).

Особенности двигательных нарушений у детей с церебральным параличом проявляется на уроках физической культуры. Выполнение упражнений на уроках физической культуры затруднено за счет того, что учащиеся не могут воспроизвести правильно исходные положения, сохранить устойчивость в статической позе, выполнить упражнения с нужной амплитудой, осуществить движения слитно и в нужном темпе, согласовать движения рук, туловища и ног.

У детей с ДЦП отмечаются трудности при упражнении с различными предметами: затруднен захват и удержание предметов различной формы. Нередко с наличием нарушений в развитии ребенка при выполнении упражнений у детей появляется нарушение дыхания: оно становится поверхностным, аритмичным. (Гросс Н.А., 2000).

Для детей с церебральным параличом характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения. Проблеме психических нарушений у детей, страдающих церебральным параличом, посвящено значительное количество работ отечественных специалистов (Мастюкова Е.М., 1991; Левченко И.Ю., 2001; и др.).

Хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральным параличом резко задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушения психики и, прежде всего, познавательной деятельности. Не существует четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений - например, тяжелые двигательные расстройства могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП - с тяжелым недоразвитием отдельных психических функций или психики в целом.

При ДЦП нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы и личности.

Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей. К ним относятся:

1) неравномерный, дисгармоничный  характер нарушений отдельных  психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП;

2) выраженность астенических  проявлений - повышенная утомляемость, истощаемость всех психических  процессов, что также связано  с органическим поражением центральной нервной системы;

3) сниженный запас знаний  и представлений об окружающем  мире.

Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике. Это обусловлено следующими причинами:

- вынужденная изоляция, ограничение  контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения;

детский церебральный паралич мышца

- затруднения в познании  окружающего мира в процессе  предметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных  и сенсорных расстройств.

При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом.

Около 25% детей имеют аномалии зрения. У них отмечаются нарушения зрительного восприятия, связанные с недостаточной фиксацией взора, нарушением плавного прослеживания, сужением полей зрения, снижением остроты зрения. Часто встречается косоглазие, двоение в глазах, опущенное верхнее веко (птоз).

Двигательная недостаточность мешает формированию зрительно-моторной координации. Такие особенности зрительного анализатора приводят к неполноценному, а в отдельных случаях к искаженному восприятию предметов и явлений окружающей действительности. При ДЦП имеет место недостаточность пространственно-различительной деятельности слухового анализатора.

У 20-25% детей наблюдается снижение слуха, особенно при гиперкинетической форме. В таких случаях особенно характерно снижение слуха на высокочастотные тона с сохранностью на низкочастотные. При этом наблюдаются характерные нарушения звукопроизношения. Ребенок, который не слышит звуков высокой частоты (к, с, ф, ш, в, т, п), затрудняется в их произношении (в речи пропускает их или заменяет другими звуками). (Кулеш Н. С., 2004).

При всех формах церебрального паралича имеют место глубокая задержка и нарушение развития кинестетического анализатора (тактильное и мышечно-суставное чувство). Дети затрудняются определить положение и направление движений пальцев рук без зрительного контроля (с закрытыми глазами). Ощупывающие движения рук часто очень слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены. У многих детей выражен астереогноз - невозможность или нарушение узнавания предмета на ощупь, без зрительного контроля. Ощупывание, манипулирование с предметами, т.е. действенное познание, при ДЦП существенно нарушено.

Многие пространственные понятия (спереди, сзади, между, вверху, внизу) усваиваются с трудом. Дети с трудом определяют пространственную удаленность: понятия далеко, близко, дальше, чем заменяются у них определениями там и тут. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около). Дошкольники с церебральным параличом с трудом усваивают понятия величины, недостаточно четко воспринимают форму предметов, плохо дифференцируют сходные формы - круг и овал, квадрат и прямоугольник.

Для психического развития при ДЦП характерна выраженность психоорганических проявлений - замедленность, истощаемость психических процессов. Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти. (Макович З.Х., 1971).

По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный и близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у части детей имеет место умственная отсталость. Дети без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) развитии встречаются относительно редко. Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития, связанная как с ранним органическим поражением мозга, так и с условиями жизни.

По данным Э.С. Калижнюк (1987), отмечается некоторая корреляция между характером неврологических расстройств (формой ДЦП) и эмоциональными и характерологическими особенностями больных: дети со спастической диплегией склонны к страхам, робки, пассивны, с трудом устанавливают контакт с окружающими, глубоко переживают физический дефект; дети с гиперкинетической формой ДЦП более активны, эмоциональны, общительны, чаще недостаточно критичны к своему заболеванию, переоценивают свои возможности.

 

1.3 Специфика двигательного  развития и особенности состояния  мышечной системы детей старшего дошкольного возраста с ДЦП

 

У детей с церебральными параличами резко затормаживается общее развитие двигательных функций: нарушены движения конечностей и всех частей тела в результате спазмов мускулатуры (параличей), наблюдаются гиперкинезы (непроизвольные беспорядочные движения конечностей и оральной мускулатуры).

Тяжесть двигательных нарушений у детей с ДЦП различна. Большинство из них передвигается затрудненной, плохо координированной походкой, многие используют при этом костыли и трости, некоторые беспомощны без коляски. (Гросс Н.А., 2005)

При ДЦП двигательные расстройства проявляются в патологическом перераспределении мышечного тонуса, снижении силы мышц, нарушении взаимодействия между мышцами-агонистами и синергистами. (Грибовская В.А., 2007)

Существует условное деление мышц на тонические, обеспечивающие поддержание поз, и фазические, осуществляющие динамические движения. Разные функции мышц обеспечиваются составом входящих в мышцу разных двигательных единиц (ДЕ). Преобладание быстрых ДЕ обеспечивает динамические движения, например двуглавая и трехглавая мышцы плеча при баллистических движениях. Для этих движений характерны проявления значительной силы, высокая скорость расслабления и быстрая утомляемость.

Мышцы, включающие преимущественно медленные ДЕ, обеспечивают продолжительное напряжение, характерное для статических нагрузок. При этом усилие, развиваемое мышцей, невысокое, но поддерживается длительное время без утомления, скорость расслабления более низкая (например, мышцы - разгибатели спины, камбаловидная мышца). (Солодова Е.Л., 2006)

Повышение тонуса большой грудной мышцы вызывает сведение плеч; повышение тонуса верхней порции трапециевидной мышцы вызывает поднятие надплечий. Напряжение двуглавой мышцы плеча вызывает сгибание в плечевом и локтевом суставах, повышение тонуса круглого и квадратного пронаторов приводит к пронационной установке предплечья. Напряжение нодвздошно - поясничной мышцы дает сгибательную установку туловища и бедра, а икроножной и камбаловидной мышц - сгибательную установку голени (эквинус). Ослабление средней и задней порций дельтовидной мышцы ограничивает отведение и разгибание плеча, слабость разгибателей спины в грудном отделе позвоночника ведет к нарушению осанки, чаще в виде кифоза и кифосколиоза. Ослабление мышц брюшного пресса может вызывать выпячивание живота, грыжи белой линии живота, пупочные или паховые грыжи. Отрицательно для формирования движений в верхних конечностях сказывается ослабление нижних стабилизаторов лопатки. (Макович З.Х., 1969)

Так как нет опоры рук на лопатки, лопатки смещаются вверх и наружу, становятся «крыловидными». Стабилизаторами таза являются средняя и малая ягодичные мышцы. При их ослаблении нарушается нормальная походка, происходит раскачивание таза из стороны в сторону.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание, связанное с поражением головного мозга, развивающееся в результате травматического воздействия на нервные клетки (нейроны). Причины возникновения ДЦП разнообразны. Типичным для данного заболевания является изменение мышечного тонуса, приводящее к нарушениям координации в работе мышечной системы больного ребенка, нарушениям осанки и в дальнейшем формированию контрактур суставов, сколиоза. (Самсонова Л.Н., 1987).

Ослабление мышц продольного и поперечного сводов стоп вызывает продольное и поперечное плоскостопие, плоско - вальгусную деформацию стоп. При этом опора на переднюю часть стопы значительно нарушает устойчивость ходьбы - передний толчок отсутствует, задний ослаблен, растягивается связочный аппарат сводов стоп.

Вследствие длительного и выраженного дисбаланса мышц постепенно формируются различные деформации и контрактуры, появляются ортопедические нарушения. Наиболее частые - кифоз и кифосколиоз грудного отдела позвоночника, дисплазия тазобедренного сустава, подвывих и вывих бедер, эквиноварусная, эквиновальгусная и плосковальгусная установка стоп и др.

Регуляция мышечного тонуса осуществляется ретикулярной формацией, красным ядром, вестибулярными ядрами, корой мозга, мозжечком. При ДЦП эти структуры могут быть нарушены. (Самсонова Л.Н., 1986)

Нарушения регуляции мышечного тонуса возможны по типу:

- спастичности - повышение  мышечного тонуса; характерно для  спастической диплегии, двойной  гемиплегии, гемипаретической формы;

- ригидности - чрезмерное  повышение мышечного тонуса при  двойной гемиплегии;

- гипотонии - снижение мышечного  тонуса; характерно для атонически-астатической  формы;

- мышечной дистонии - переменный  тонус; характерно для гиперкинетической  формы.

Под повышением мышечного тонуса понимают такое состояние мышц, когда они плотные на ощупь в покое и оказывают сопротивление при выполнении пассивных движений. Повышение мышечного тонуса у больных ДЦП отмечается в группах мышц, осуществляющих как сгибание, так и разгибание конечностей. В результате возникает определенное ограничение подвижности в суставах. Кроме того, при попытке совершить конечностью какое-либо целенаправленное движение, одновременно сокращаются несколько мышц, и в конечности непроизвольно возникает другое движение. Все это затрудняет выполнение сложных движений, что приводит к нарушениям социализации больных ДЦП, ухудшению качества их жизни.

Информация о работе Коррекция двигательных нарушений у детей младшего школьного возраста с ДЦП