Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 16:28, курсовая работа
Актуальность: физическое развитие детей с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП) является одной из важных, сложных и вместе с тем, не в полной мере разрешенных проблем, так как с каждым годом увеличивается число детей с врожденными или приобретенными в первые дни и месяцы жизни формами нарушений опорно-двигательного аппарата (НОДА) и не только в России, но и во всем мире. Специфика названной проблемы связана в основном с ограничением возможностей реализации широкого спектра двигательной активности у детей с диагнозом ДЦП (Семёнова К.А., 1976).
Введение.
Глава 1. Состояние проблемы развития силы мышц у детей 7-8 лет с церебральным параличом и пути её исследования.
Понятие о ДЦП: эпидемиология, классификация, этиология.
Особенности физического и психологического развития детей с ДЦП.
Специфика двигательного развития и особенности состояния. мышечной системы детей с ДЦП.
Методы коррекции двигательных нарушений при ДЦП.
Гипотеза исследования.
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования.
2.1 Цель и задачи исследования.
2.2 Методы исследования.
2.2.1 Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы.
2.2.2 Педагогическое наблюдение.
2.2.3 Опрос.
2.2.4 Тестирование.
2.2.5 Педагогический эксперимент.
2.3 Организация исследования.
Глава 3. Программа коррекционных занятий с использованием комплекса структурно-избирательных упражнений на развитие силы мышц у детей 7-8 лет с церебральным параличом.
3.1 Показатели состояния здоровья детей с ДЦП экспериментальной группы.
3.2 Показатели уровня развития силы мышц детей с ДЦП экспериментальной группы.
3.2.1 Показатели статической силы мышц, сгибающих пальцы рук.
3.2.2 Показатели силы мышц сгибающих пальцы рук.
3.2.3 Показатели силовой выносливости мышц пресса, разгибателей спины, большой и средней ягодичной мышц, мышц шеи и мышц рук.
3.3 Показатели состояния здоровья детей с ДЦП контрольной группы.
3.4 Показатели развития силы мышц детей с ДЦП контрольной группы.
3.4.1 Показатели статической силы мышц, сгибающих пальцы рук.
3.4.2 Показатели силы мышц сгибающих пальцы рук.
3.4.3 Показатели силовой выносливости мышц пресса, разгибателей спины, большой и средней ягодичной мышц, мышц шеи и мышц ног.
3.5 Характеристика комплекса структурно-избирательных упражнений для развития силы мышц детей 7-8 лет с церебральным параличом.
Глава 4 Влияние комплекса структурно-избирательных упражнений на развитие силы мышц у детей 7-8 лет до и после эксперимента.
4.1 Динамика показателей развития силы мышц у детей в ходе педагогического эксперимента.
4.2 Обсуждение результатов педагогического эксперимента.
Выводы.
Список литературы.
Приложение 1.
Цель: измерить силу мышц, сгибающих пальцы, с помощью кистевых динамометров. Динамометрические показатели могут быть выражены в абсолютных величинах (кгс).
С помощью кистевых динамометров измеряют силу мышц, сгибающих пальцы. Перед тестированием прямым измерением определяется максимально возможное для испытуемого усилие сжатия кисти руки. Тестовым заданием является удержание в течение заданного интервала времени мышечного усилия, равного 75% от максимального. Показатель мышечной выносливости рассчитывается как процент времени качественного выполнения тестового задания, в общем, времени тестирования.
Второй блок тестов использовался для оценки силовой выносливости мышц, так как для поддержания правильной осанки необходимо развитие мышц разгибателей спины и брюшного пресса, для стабилизации таза необходимо развитие большой и средней ягодичных мышц, для стабилизации головы - мышц шеи. Он включал в себя оценку:
1. Силовой выносливости мышц брюшного пресса на время (в с).
Силовая выносливость мышц брюшного пресса определялась по времени удержания на весу прямых ног поднятых под углом 45 градусов, лежа на спине (в секундах).
2. Силовой выносливости разгибателей спины на время (в с.).
Силовая выносливость мышц спины определялась по времени удержания разгибателей спины в исходном положении лежа на животе (в секундах).
Лежа на животе, руки вверх. Ребенок разгибает спину, одновременно отрывая от опоры, выпрямленные и слегка разведенные верхние и нижние конечности, и удерживает их в этом положении.
3. Силовой выносливости большой и средней ягодичной мышцы на время (в с.).
Исследование включает активное отведение бедра в положении стоя на одной ноге, причем не допускается ротация бедра кнаружи или внутрь. Оценивается время выполнения упражнения.
4. Силовой выносливости сгибателей шеи на время (в с.).
В положении лежа на спине испытуемому предлагается несколько приподнять голову без отрыва грудной клетки от кушетки. В норме удается удерживать голову в течение полминуты или больше, при вялости же исследуемых мышц это движение удается выдержать в течение нескольких секунд.
5. Сила мышц ног. Приседания на обеих ногах. Тест помогает определить силу мышц ног. Стоя у опоры, испытуемый приседает. Приседания должны выполняться на всей стопе. Учитывается количество раз за 30 с.
2.2.5 Педагогический эксперимент
Содержание педагогического эксперимента включало в себя три этапа:
- целью первого этапа было выявление силы различных групп мышц детей 7-8 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата. По продолжительности этот этап занял 1 неделю.
- на втором этапе осуществлялась проверка разработанного комплекса структурно-избирательных упражнений направленных на развитие различных мышечных групп, его продолжительность 1 месяц.
- на третьем этапе определялась
эффективность предложенного
В ходе эксперимента было создано 2 группы: экспериментальная и контрольная по 10 человек каждая. Экспериментальная группа занималась по разработанной нами методике занятий, а контрольная по существующей программе.
2.3 Организация исследования
Исследование проводилось в течение 1.5 месяцев 2012 г. на базе ГБСКОУ школы- интерната №9 (6 вида) Калининского р-на г. Санкт-Петербурга.
Этап 1. Изучались литературные источники по данной теме, подбирались методы исследования, формировалась гипотеза, формулировались задачи. Осуществлялось накопление первичного материала для последующего анализа и обобщения. (январь- февраль 2012 г.)
Этап 2. Данный этап заключался в подготовке и разработке комплексов структурно-избирательных упражнений, направленных на развитие силы различных групп мышц.( февраль- март 2012 г.)
Этап 3. Заключался непосредственно в проведении эксперимента по выявлению эффективности и степени влияния коррекционных занятий посредством дифференцирования структурно-избирательных упражнений на развитие силы мышц у детей 7-8 лет с ДЦП. ( март- апрель 2012 г.)
Этап 4. Осуществлялась обработка и анализ результатов экспериментального исследования, систематизировались материалы исследования. Полученные результаты представлены в работе в виде таблиц и рисунков, осуществлено оформление курсовой работы. (май 2012 г.)
Анализ выписок из медицинских карт детей 7-8 лет с ДЦП экспериментальной группы позволил выявить состояние здоровья детей.
Показатели состояния здоровья представлены в таблице 2. Видно, что из 10 испытуемых 5 имеют диагноз: плоско- вальгусная деформация стоп тяжелой степени, нарушение осанки. И 5 имеют нарушения ЦНС. Практически всем испытуемым показан лечебных комплекс упражнений.
Таблица 2.
Состояние здоровья детей экспериментальной группы (n= 10)
ФИО ребёнка |
Дата рожд. |
Диагноз |
Назначение ЛФК и АФК |
1. Маша С. |
09.01.04 |
Последствия перенесённой нейроинфекции. Астеноневротический синдром. Гидроцефальный синдром. Эписиндром в анамнезе. |
увеличение активности движений в суставах верхних и нижних конечностей. Развитие пространственных представлений. |
2. Лена С. |
15.04.04 |
ДЦП: спастическая диплегия, ЗПМР. Церебрально-стеническое состояние. |
развитие общей и мелкой моторики. Обучение навыкам самообслуживания. |
3. Миша К. |
06.05.05 |
Плоско-вальгусная деформация стоп тяжелой степени. Нарушение осанки в двух плоскостях. ВБН на фоне нестабильности шейного отдела позвоночника. |
лечебный комплекс упражнений, увеличение активности движений в суставах нижних и верхних конечностей. |
4. Алексей А. |
20.10.04 |
Врожденная двухсторонняя косолапость (состояние после консервативного лечения). Плоско-вальгусная деформация стоп, последствия перинатального поражения ЦНС. |
лечебный комплекс упражнений. увеличение активности движений в суставах верхних и нижних конечностей. Развитие пространственных представлений. |
5. Катя Н. |
14.06.04 |
Плоско-вальгусная деформация стоп тяжелой степени. Врожденная катаракта левого глаза. |
развитие общей и мелкой моторики. Обучение навыкам самообслуживания. |
6. Ярослав П. |
05.07.05 |
ДЦП: спастическая диплегия средней степени тяжести, дисплазия тазобедренных суставов |
увеличение активности движений в суставах верхних и нижних конечностей. Развитие пространственных представлений. |
7. Коля О. |
05.07.05 |
Плоско-вальгусная деформация стоп. Нарушение осанки в двух плоскостях. Вальгусная деформациянижних конечностей. Последствия перинатального поражения ЦНС. |
лечебный комплекс упражнений, увеличение активности движений в суставах нижних конечностей. Развитие общей и мелкой моторики. Обучение навыкам самообслуживания. |
8. Вика Ш. |
05.07.05 |
Плоско-вальгусные стопы. Нарушение осанки в сагитальной плоскости. |
лечебный комплекс упражнений, увеличение активности движений в суставах нижних конечностей. |
9. Федор М. |
16.12.04 |
Плоско-вальгусная деформация стоп тяжелой степени. Нарушение осанки во фронтальной плоскости. Последствия перинатального поражения ЦНС, СГДВ. |
лечебный комплекс упражнений. |
10. Лёня Т. |
09.12.05 |
ДЦП: гиперкинетическая форма |
лечебный комплекс упражнений. |
Для их оценки применялся тест «Вис на перекладине»
Испытуемый по команде виснет на турнике и пытается продержаться наибольшее количество времени.
Результаты (табл. 3) оказались следующими: из 10 детей только 3 ребёнка смогли продержаться в висе более 1 мин. Средне-групповое значение составило - 47,5 сек. Это свидетельствует о слабой статической силе мышц, сгибающих пальцы рук. Наибольший показатель из экспериментальной группы - 1 мин. 6 сек.
Таблица 3
Показатели детей экспериментальной группы
№ |
Испытуемые |
Время |
1 |
Маша С. |
1мин 6сек |
2 |
Лена С.. |
1мин 3сек |
3 |
Миша К. |
42сек |
4 |
Алексей А. |
25сек |
5 |
Катя Н. |
31сек |
6 |
Ярослав П. |
1мин 3сек |
7 |
Коля О. |
1мин |
8 |
Вика Ш. |
52сек |
9 |
Федор М. |
35сек |
10 |
Лёня Т. |
38сек |
Средне-групповое значение |
47,5 сек |
Для измерения использовался тест - кистевая динамометрия.
Результаты:
Тестирование показало, что дети из экспериментальной группы справились хуже испытуемых контрольной группы, т.е. у них оказались слабо развиты мышцы, сгибающие пальцы рук. Средний показатель по группе на правую руку - 8,4 кг/с, на левую - 8 кг/с.
Таблица 5
Показатели детей экспериментальной группы
Имя |
Правая рука (кг/с) |
Левая рука (кг/с) |
Маша С. |
12.0 |
11.7 |
Лена С. |
11.8 |
7.6 |
Миша К. |
5.0 |
4.4 |
Алексей А. |
2.5 |
5.8 |
Катя Н. |
10.6 |
10.0 |
Ярослав П. |
12.0 |
11.7 |
Коля О. |
11.8 |
7.6 |
Вика Ш. |
5.0 |
4.4 |
Федор М. |
2.5 |
5.8 |
Лёня Т. |
10.6 |
10.0 |
Средне-групповое значение |
8,4 |
8.0 |
3.2.3 Показатели силовой выносливости мышц пресса, разгибателей спины, большой и средней ягодичной мышц, мышц шеи и мышц ног.
Таблица 6
Показатели детей экспериментальной группы
ФИ ребёнка
Название теста |
Маша С. |
Леня С. |
Миша К. |
Алексей А. |
Катя Н. |
Ярослав П. |
Коля О.. |
Вика Ш. |
Федор М. |
Лёня Т. |
средний по группе |
Силовая выносливость мышц пресса (с) |
5,3 |
7,0 |
6,5 |
9,0 |
10,6 |
5,3 |
7,0 |
6,5 |
9,0 |
10,6 |
7,7 |
силовая выносливость мышц спины (с) |
10,5 |
8,0 |
7,0 |
8,6 |
13,0 |
10,5 |
8,0 |
7,0 |
8,6 |
13,0 |
9,4 |
силовая выносливость большой и средней ягодичной мышцы - пр. нога (с) |
5,0 |
8,5 |
9,0 |
10,0 |
10,0 |
5,0 |
8,5 |
9,0 |
10,0 |
9,5 |
8,7 |
силовая выносливость большой и средней ягодичной мышцы - лев. нога (с) |
4,0 |
8,0 |
7,0 |
10,0 |
8,5 |
4,0 |
8,0 |
7,0 |
10,0 |
8,5 |
7,5 |
силовая выносливость мышц шеи (с) |
3,5 |
4,5 |
5,0 |
3,0 |
3,5 |
3,5 |
4,5 |
5,0 |
3,0 |
3,5 |
3,9 |
Силовая выносливость мышц ног (приседания) кол-во раз |
3,0 |
4,0 |
3,0 |
3,0 |
4,0 |
4,0 |
5,0 |
4,0 |
3,0 |
4,0 |
3,7 |
Информация о работе Коррекция двигательных нарушений у детей младшего школьного возраста с ДЦП