Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 16:28, курсовая работа
Актуальность: физическое развитие детей с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП) является одной из важных, сложных и вместе с тем, не в полной мере разрешенных проблем, так как с каждым годом увеличивается число детей с врожденными или приобретенными в первые дни и месяцы жизни формами нарушений опорно-двигательного аппарата (НОДА) и не только в России, но и во всем мире. Специфика названной проблемы связана в основном с ограничением возможностей реализации широкого спектра двигательной активности у детей с диагнозом ДЦП (Семёнова К.А., 1976).
Введение.
Глава 1. Состояние проблемы развития силы мышц у детей 7-8 лет с церебральным параличом и пути её исследования.
Понятие о ДЦП: эпидемиология, классификация, этиология.
Особенности физического и психологического развития детей с ДЦП.
Специфика двигательного развития и особенности состояния. мышечной системы детей с ДЦП.
Методы коррекции двигательных нарушений при ДЦП.
Гипотеза исследования.
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования.
2.1 Цель и задачи исследования.
2.2 Методы исследования.
2.2.1 Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы.
2.2.2 Педагогическое наблюдение.
2.2.3 Опрос.
2.2.4 Тестирование.
2.2.5 Педагогический эксперимент.
2.3 Организация исследования.
Глава 3. Программа коррекционных занятий с использованием комплекса структурно-избирательных упражнений на развитие силы мышц у детей 7-8 лет с церебральным параличом.
3.1 Показатели состояния здоровья детей с ДЦП экспериментальной группы.
3.2 Показатели уровня развития силы мышц детей с ДЦП экспериментальной группы.
3.2.1 Показатели статической силы мышц, сгибающих пальцы рук.
3.2.2 Показатели силы мышц сгибающих пальцы рук.
3.2.3 Показатели силовой выносливости мышц пресса, разгибателей спины, большой и средней ягодичной мышц, мышц шеи и мышц рук.
3.3 Показатели состояния здоровья детей с ДЦП контрольной группы.
3.4 Показатели развития силы мышц детей с ДЦП контрольной группы.
3.4.1 Показатели статической силы мышц, сгибающих пальцы рук.
3.4.2 Показатели силы мышц сгибающих пальцы рук.
3.4.3 Показатели силовой выносливости мышц пресса, разгибателей спины, большой и средней ягодичной мышц, мышц шеи и мышц ног.
3.5 Характеристика комплекса структурно-избирательных упражнений для развития силы мышц детей 7-8 лет с церебральным параличом.
Глава 4 Влияние комплекса структурно-избирательных упражнений на развитие силы мышц у детей 7-8 лет до и после эксперимента.
4.1 Динамика показателей развития силы мышц у детей в ходе педагогического эксперимента.
4.2 Обсуждение результатов педагогического эксперимента.
Выводы.
Список литературы.
Приложение 1.
Таблица 12
Показатели статической силы мышц сгибающих пальцы рук детей контрольной группы до и после эксперимента
Имя |
Вначале эксперимента |
В конце эксперимента |
Прирост показателя |
Сергей Л. |
42сек |
40сек |
-2сек |
Вера К. |
25сек |
27сек |
2сек |
Влад М. |
1мин 57сек |
1мин 55сек |
-2сек |
Дарина С. |
42сек |
45сек |
3сек |
Вероника Д. |
25сек |
27сек |
2сек |
Тима Г. |
42сек |
40сек |
-2сек |
Альбина Г.. |
25сек |
27сек |
2сек |
Коля П. |
52сек |
55сек |
3сек |
Ваня Д. |
42 сек |
45сек |
3сек |
Паша В. |
42 сек |
27сек |
2сек |
Средне-групповое значение |
47,1сек |
47,5сек |
0,4сек |
Показатели силы мышц сгибающих пальцы рук.
Тест 3. Сравнительный анализ полученных результатов до и после эксперимента представлен в таблицах 11, 12.
Дети экспериментальной группы оказались единственными, которые добились положительной динамики. Прирост показателя в среднем по группе составляет - 1,8 кг/с (пр.р.) и 1 кг/с (лев. р.)
У детей из контрольной группы прирост средне-группового показателя оказался незначительным. У некоторых детей зарегистрированы отрицательные показатели.
Данные изменения подчеркивают важность использования комплекса структурно-избирательных упражнений в занятиях по АФК детей дошкольного возраста с церебральным параличом.
Таблица 14
Показатели силы мышц сгибающих пальцы рук детей экспериментальной группы до и после эксперимента
Имя |
В начале эксперимента |
В конце эксперимента |
Прирост показателя (кг/с) | |||
Пр. рука |
Лев.рука |
Пр. рука |
Лев.рука |
Пр. рука |
Лев.рука | |
Маша С. |
12.0 |
11.7 |
15 |
12.8 |
3 |
1.1 |
Лена С. |
11.8 |
7.6 |
13.3 |
8.7 |
1.5 |
1.1 |
Миша К. |
5.0 |
4.4 |
7.0 |
5.2 |
2 |
0.8 |
Алексей А. |
2.5 |
5.8 |
3.7 |
7.0 |
1.2 |
1.2 |
Катя Н. |
10.6 |
10.0 |
12.0 |
10.7 |
1.4 |
0.7 |
Ярослав П. |
12.0 |
11.7 |
15.0 |
12.8 |
3 |
1.1 |
Коля О.. |
11.8 |
7.6 |
13.3 |
8.7 |
1.5 |
1.1 |
Вика Ш. |
5.0 |
4.4 |
7.0 |
5.2 |
2 |
0.8 |
Федор М. |
2.5 |
5.8 |
3.7 |
7.0 |
1.2 |
1.2 |
Лёня Т. |
10.6 |
10.0 |
12.0 |
10.7 |
1.4 |
0.7 |
Средне-групповое значение |
8.4 |
8.0 |
10.2 |
9.0 |
1.8 |
1 |
Таблица 15
Показатели силы сгибающих пальцы рук детей контрольной группы до и после эксперимента
имя |
В начале эксперимента |
В конце эксперимента |
Прирост показателя (кг/с) | |||
Пр. рука |
Лев. рука |
Пр. рука |
Лев. рука |
Пр. рука |
Лев. рука | |
Сергей Л. |
7.9 |
8.8 |
8.3 |
8.4 |
0.4 |
-0.4 |
Вера К. |
12.1 |
11.2 |
12.2 |
11.0 |
0.1 |
-0.2 |
Влад М. |
9.8 |
8.8 |
9.7 |
9.0 |
-0.1 |
0.2 |
Дарина С. |
6.0 |
5.2 |
6.1 |
5.4 |
0.1 |
0.2 |
Вероника Д. |
7.0 |
8.0 |
8.0 |
8.5 |
1 |
0 |
Тима Г. |
7.9 |
8.8 |
8.3 |
8.4 |
0.4 |
-0.4 |
Альбина Г.. |
12.1 |
11.2 |
12.2 |
11.0 |
0.1 |
-0.2 |
Коля П. |
9.8 |
8.8 |
9.7 |
9.0 |
-0.1 |
0.2 |
Ваня Д. |
6.0 |
5.2 |
6.1 |
5.4 |
0.1 |
0.2 |
Паша В. |
7.0 |
8.0 |
8.0 |
8.5 |
1 |
0 |
Средне-групповое значение |
9.0 |
8.5 |
9.1 |
8.5 |
0.1 |
0 |
Силовая выносливость мышц пресса, разгибателей спины, большой и средней ягодичной мышц, мышц шеи и мышц ног.
Тест 4.Контрольное тестирование на основные группы мышц различных звеньев тела детей экспериментальной группы показало: заметно улучшилась силовая выносливость мышц пресса: в среднем по группе на 3,7 с, мышц спины на 3 с, большой и средней ягодичной мышцы на 2,5 с на правую, и 2,0 с на левую ноги, мышц шеи на 1,7 с, количество приседаний увеличилось в среднем по группе на 1,5.
Таблица 16
Показатели детей экспериментальной группы после эксперимента
ФИ ребёнка
Название теста |
Маша С. |
Лена С. |
Миша К. |
Алексей А. |
Катя Н. |
Ярослав П. |
Коля О. |
Вика Ш. |
Федор М. |
Лёня Т. |
Ср. по гр. |
Силовая выносливость мышц пресса (с) |
8,5 |
10,0 |
8,0 |
12,5 |
13,5 |
9,0 |
10,0 |
8,0 |
13,0 |
15,5 |
11,3 |
силовая выносливость мышц спины (с) |
13,5 |
11,0 |
10,0 |
11,6 |
16,0 |
13,5 |
11,0 |
10,0 |
11,0 |
17,0 |
12,4 |
силовая выносливость большой и средней ягодичной мышцы - пр. нога (с) |
7,5 |
10,0 |
11,5 |
13,5 |
12,5 |
7,0 |
10,0 |
11,5 |
13,5 |
12,5 |
11,3 |
силовая выносливость большой и средней ягодичной мышцы - лев. нога (с) |
6,0 |
1,0 |
9,0 |
12,0 |
10,5 |
6,0 |
10,0 |
9,5 |
11,5 |
10,5 |
9,5 |
силовая выносливость мышц шеи (с) |
4,5 |
5,3 |
7,0 |
4,2 |
5,2 |
5,3 |
5,5 |
6,7 |
4,8 |
5,1 |
6,1 |
Силовая выносливость мышц ног (приседания) кол-во раз |
5 |
5 |
5 |
4 |
6 |
5 |
7 |
5 |
6 |
4 |
5,2 |
Дети контрольной группы, с которыми не использовался комплекс структурно-избирательных упражнений, показали следующие результаты: силовая выносливость мышц пресса возросла в среднем по группе на 1,2 с, сила мышц спины осталась на прежнем уровне, большой и средней ягодичных мышц на правую ногу на 1,1 с и на 0,8 с левую ноги мышц шеи на 1 с, количество приседаний не изменилось.
Таблица 17
Показатели детей контрольной группы после эксперимента
ФИ ребёнка Название Теста |
Сергей Л. |
Вера К. |
Влад М. |
Дарина С. |
Вероника Д. |
Тима Г. |
Альбина Г. |
Коля П. |
Ваня Д. |
Паша В. |
Сред. по гр. |
Силовая выносливость мышц пресса (с) |
6,0 |
5,6 |
7,0 |
5,6 |
4,0 |
6,5 |
6,6 |
7,0 |
5,0 |
3,0 |
6,7 |
силовая выносливость мышц спины (с) |
8,0 |
7,5 |
4,0 |
7,0 |
8,0 |
8,0 |
7,5 |
4,0 |
7,0 |
8,5 |
8,1 |
силовая выносливость большой и средней ягодичной мышцы - пр. нога (с) |
5,0 |
7,0 |
4,6 |
4,0 |
4,5 |
5,0 |
7,0 |
4,6 |
4,0 |
4,5 |
6,0 |
силовая выносливость большой и средней ягодичной мышцы - лев. нога (с) |
4,0 |
6,8 |
5,0 |
3,5 |
3,0 |
4,0 |
6,8 |
5,0 |
3,0 |
3,8 |
4,5 |
силовая выносливость мышц шеи (с) |
5,5 |
4,0 |
6,0 |
3,5 |
5,0 |
3,5 |
4,0 |
6,0 |
3,5 |
5,0 |
5,4 |
Силовая выносливость мышц ног (приседания) кол-во раз |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3,6 |
Полученные объективные результаты комплексных исследований доказывают эффективность разработанного комплекса, основанный на дифференцированном применении структурно-избирательных упражнений.
Использование комплекса структурно-избирательных упражнений является эффективным средством для развития общей моторики и силы различных групп мышц у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Предложенные комплексы структурно-избирательных упражнений для развития силы мышц решили оздоровительные, образовательные и коррекционные задачи, направленные в основном на развитие мышечной силы разных групп мышц, а также на уменьшение двигательных нарушений, увеличение общей двигательной активности, улучшение координации и ориентировки в пространстве у детей 7-8 лет с ДЦП.
4.2 Обсуждение результатов педагогического эксперимента.
Эффективность разработанного комплекса структурно-избирательных упражнений подтверждается следующими показателями, полученными в ходе педагогического эксперимента:
- средние показатели развития
силы мышц у детей с
В результате исследования эффективности коррекции и развития силы мышц у детей с ДЦП выявлено, что разработанные комплексы структурно-избирательных упражнений оказали позитивное воздействие на развитие общей моторики и на развитие силы различных групп мышц.
Результаты исследований в конце эксперимента демонстрируют, что все дети экспериментальной группы во всех тестах имеют положительную динамику, в то время как в контрольной группе - только 2 ребёнка.
Также установлено, что дети, занимающиеся по разработанным комплексам, достигли высокого уровня развития всех основных движений. В контрольной группе таких результатов выявлено не было. Уровень развития силы мышц, сгибающих пальцы рук, заметно увеличился по сравнению с первоначальными показателями детей экспериментальной группы. После эксперимента прирост показателя составил 3,5 сек. в данной группе детей. Тогда как у детей контрольной группы средне-групповой прирост - всего 0,1 сек. В развитии силовой выносливости средней ягодичной мышцы на левую ногу испытуемые контрольной группы показали отрицательный результат.
В результате использования специально подобранного комплекса структурно-избирательных упражнений дети значительно улучшили свои физические показатели. Испытуемые не только совершенствовали общефизические качества, но и развивали ловкость и координацию, коррегировали осанку, развивали мелкую и общую моторику, силу мышц рук и ног, спины и пресса, что и являлось конечной целью эксперимента.
Информация о работе Коррекция двигательных нарушений у детей младшего школьного возраста с ДЦП