Коррекция двигательных нарушений у детей младшего школьного возраста с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 16:28, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность: физическое развитие детей с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП) является одной из важных, сложных и вместе с тем, не в полной мере разрешенных проблем, так как с каждым годом увеличивается число детей с врожденными или приобретенными в первые дни и месяцы жизни формами нарушений опорно-двигательного аппарата (НОДА) и не только в России, но и во всем мире. Специфика названной проблемы связана в основном с ограничением возможностей реализации широкого спектра двигательной активности у детей с диагнозом ДЦП (Семёнова К.А., 1976).

Содержание

Введение.
Глава 1. Состояние проблемы развития силы мышц у детей 7-8 лет с церебральным параличом и пути её исследования.
Понятие о ДЦП: эпидемиология, классификация, этиология.
Особенности физического и психологического развития детей с ДЦП.
Специфика двигательного развития и особенности состояния. мышечной системы детей с ДЦП.
Методы коррекции двигательных нарушений при ДЦП.
Гипотеза исследования.
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования.
2.1 Цель и задачи исследования.
2.2 Методы исследования.
2.2.1 Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы.
2.2.2 Педагогическое наблюдение.
2.2.3 Опрос.
2.2.4 Тестирование.
2.2.5 Педагогический эксперимент.
2.3 Организация исследования.
Глава 3. Программа коррекционных занятий с использованием комплекса структурно-избирательных упражнений на развитие силы мышц у детей 7-8 лет с церебральным параличом.
3.1 Показатели состояния здоровья детей с ДЦП экспериментальной группы.
3.2 Показатели уровня развития силы мышц детей с ДЦП экспериментальной группы.
3.2.1 Показатели статической силы мышц, сгибающих пальцы рук.
3.2.2 Показатели силы мышц сгибающих пальцы рук.
3.2.3 Показатели силовой выносливости мышц пресса, разгибателей спины, большой и средней ягодичной мышц, мышц шеи и мышц рук.
3.3 Показатели состояния здоровья детей с ДЦП контрольной группы.
3.4 Показатели развития силы мышц детей с ДЦП контрольной группы.
3.4.1 Показатели статической силы мышц, сгибающих пальцы рук.
3.4.2 Показатели силы мышц сгибающих пальцы рук.
3.4.3 Показатели силовой выносливости мышц пресса, разгибателей спины, большой и средней ягодичной мышц, мышц шеи и мышц ног.
3.5 Характеристика комплекса структурно-избирательных упражнений для развития силы мышц детей 7-8 лет с церебральным параличом.
Глава 4 Влияние комплекса структурно-избирательных упражнений на развитие силы мышц у детей 7-8 лет до и после эксперимента.
4.1 Динамика показателей развития силы мышц у детей в ходе педагогического эксперимента.
4.2 Обсуждение результатов педагогического эксперимента.
Выводы.
Список литературы.
Приложение 1.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая долгожданный результат.doc

— 437.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 12

Показатели статической силы мышц сгибающих пальцы рук детей контрольной группы до и после эксперимента

Имя

Вначале эксперимента

В конце эксперимента

Прирост показателя

Сергей Л.

42сек

40сек

-2сек

Вера К.

25сек

27сек

2сек

Влад М.

1мин 57сек

1мин 55сек

-2сек

Дарина С.

42сек

45сек

3сек

Вероника Д.

25сек

27сек

2сек

Тима Г.

42сек

40сек

-2сек

Альбина Г..

25сек

27сек

2сек

Коля П.

52сек

55сек

3сек

Ваня Д.

42 сек

45сек

3сек

Паша В.

42 сек

27сек

2сек

Средне-групповое значение

47,1сек

47,5сек

0,4сек


 

 

 

 

 

Показатели силы мышц сгибающих пальцы рук.

Тест 3. Сравнительный анализ полученных результатов до и после эксперимента представлен в таблицах 11, 12.

Дети экспериментальной группы оказались единственными, которые добились положительной динамики. Прирост показателя в среднем по группе составляет - 1,8 кг/с (пр.р.) и 1 кг/с (лев. р.)

У детей из контрольной группы прирост средне-группового показателя оказался незначительным. У некоторых детей зарегистрированы отрицательные показатели.

Данные изменения подчеркивают важность использования комплекса структурно-избирательных упражнений в занятиях по АФК детей дошкольного возраста с церебральным параличом.

 

Таблица 14

Показатели силы мышц сгибающих пальцы рук детей экспериментальной группы до и после эксперимента

Имя

В начале эксперимента

В конце эксперимента

Прирост показателя (кг/с)

Пр. рука

Лев.рука

Пр. рука

Лев.рука

Пр. рука

Лев.рука

Маша С.

12.0

11.7

15

12.8

3

1.1

Лена С.

11.8

7.6

13.3

8.7

1.5

1.1

Миша К.

5.0

4.4

7.0

5.2

2

0.8

Алексей А.

2.5

5.8

3.7

7.0

1.2

1.2

Катя Н.

10.6

10.0

12.0

10.7

1.4

0.7

Ярослав П.

12.0

11.7

15.0

12.8

3

1.1

Коля О..

11.8

7.6

13.3

8.7

1.5

1.1

Вика Ш.

5.0

4.4

7.0

5.2

2

0.8

Федор М.

2.5

5.8

3.7

7.0

1.2

1.2

Лёня Т.

10.6

10.0

12.0

10.7

1.4

0.7

Средне-групповое значение

8.4

8.0

10.2

9.0

1.8

1


 

 

Таблица 15

Показатели силы сгибающих пальцы рук детей контрольной группы до и после эксперимента

имя

В начале эксперимента

В конце эксперимента

Прирост показателя (кг/с)

Пр. рука

Лев. рука

Пр. рука

Лев. рука

Пр. рука

Лев. рука

Сергей Л.

7.9

8.8

8.3

8.4

0.4

-0.4

Вера К.

12.1

11.2

12.2

11.0

0.1

-0.2

Влад М.

9.8

8.8

9.7

9.0

-0.1

0.2

Дарина С.

6.0

5.2

6.1

5.4

0.1

0.2

Вероника Д.

7.0

8.0

8.0

8.5

1

0

Тима Г.

7.9

8.8

8.3

8.4

0.4

-0.4

Альбина Г..

12.1

11.2

12.2

11.0

0.1

-0.2

Коля П.

9.8

8.8

9.7

9.0

-0.1

0.2

Ваня Д.

6.0

5.2

6.1

5.4

0.1

0.2

Паша В.

7.0

8.0

8.0

8.5

1

0

Средне-групповое значение

9.0

8.5

9.1

8.5

0.1

0


 

Силовая выносливость мышц пресса, разгибателей спины, большой и средней ягодичной мышц, мышц шеи и мышц ног.

Тест 4.Контрольное тестирование на основные группы мышц различных звеньев тела детей экспериментальной группы показало: заметно улучшилась силовая выносливость мышц пресса: в среднем по группе на 3,7 с, мышц спины на 3 с, большой и средней ягодичной мышцы на 2,5 с на правую, и 2,0 с на левую ноги, мышц шеи на 1,7 с, количество приседаний увеличилось в среднем по группе на 1,5.

 

 

 

Таблица 16

Показатели детей экспериментальной группы после эксперимента

ФИ ребёнка

 

Название теста

Маша С.

Лена С.

Миша К.

Алексей А.

Катя Н.

Ярослав П.

Коля О.

Вика Ш.

Федор М.

Лёня Т.

Ср. по гр.

Силовая выносливость мышц пресса (с)

8,5

10,0

8,0

12,5

13,5

9,0

10,0

8,0

13,0

15,5

11,3

силовая выносливость мышц спины (с)

13,5

11,0

10,0

11,6

16,0

13,5

11,0

10,0

11,0

17,0

12,4

силовая выносливость большой и средней ягодичной мышцы - пр. нога (с)

7,5

10,0

11,5

13,5

12,5

7,0

10,0

11,5

13,5

12,5

11,3

силовая выносливость большой и средней ягодичной мышцы - лев. нога (с)

6,0

1,0

9,0

12,0

10,5

6,0

10,0

9,5

11,5

10,5

9,5

силовая выносливость мышц шеи (с)

4,5

5,3

7,0

4,2

5,2

5,3

5,5

6,7

4,8

5,1

6,1

Силовая выносливость мышц ног (приседания) кол-во раз

5

5

5

4

6

5

7

5

6

4

5,2


 

 

 

Дети контрольной группы, с которыми не использовался комплекс структурно-избирательных упражнений, показали следующие результаты: силовая выносливость мышц пресса возросла в среднем по группе на 1,2 с, сила мышц спины осталась на прежнем уровне, большой и средней ягодичных мышц на правую ногу на 1,1 с и на 0,8 с левую ноги мышц шеи на 1 с, количество приседаний не изменилось.

 

 

 

Таблица 17

Показатели детей контрольной группы после эксперимента

 

 

ФИ ребёнка

Название

Теста

Сергей Л.

Вера К.

Влад М.

Дарина С.

Вероника Д.

Тима Г.

Альбина Г.

Коля П.

Ваня Д.

Паша В.

Сред. по гр.

Силовая выносливость мышц пресса (с)

6,0

5,6

7,0

5,6

4,0

6,5

6,6

7,0

5,0

3,0

6,7

силовая выносливость мышц спины (с)

8,0

7,5

4,0

7,0

8,0

8,0

7,5

4,0

7,0

8,5

8,1

силовая выносливость большой и средней ягодичной мышцы - пр. нога (с)

5,0

7,0

4,6

4,0

4,5

5,0

7,0

4,6

4,0

4,5

6,0

силовая выносливость большой и средней ягодичной мышцы - лев. нога (с)

4,0

6,8

5,0

3,5

3,0

4,0

6,8

5,0

3,0

3,8

4,5

силовая выносливость мышц шеи (с)

5,5

4,0

6,0

3,5

5,0

3,5

4,0

6,0

3,5

5,0

5,4

Силовая выносливость мышц ног (приседания) кол-во раз

4

3

3

4

4

4

3

3

4

4

3,6


 

 

Полученные объективные результаты комплексных исследований доказывают эффективность разработанного комплекса, основанный на дифференцированном применении структурно-избирательных упражнений.

Использование комплекса структурно-избирательных упражнений является эффективным средством для развития общей моторики и силы различных групп мышц у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Предложенные комплексы структурно-избирательных упражнений для развития силы мышц решили оздоровительные, образовательные и коррекционные задачи, направленные в основном на развитие мышечной силы разных групп мышц, а также на уменьшение двигательных нарушений, увеличение общей двигательной активности, улучшение координации и ориентировки в пространстве у детей 7-8 лет с ДЦП.

 

4.2 Обсуждение результатов педагогического эксперимента.

 

Эффективность разработанного комплекса структурно-избирательных упражнений подтверждается следующими показателями, полученными в ходе педагогического эксперимента:

- средние показатели развития  силы мышц у детей с церебральным  параличом улучшились внутри  каждой группы за исследуемый  период. Наиболее значительны изменения в показателях развития силы мышц у детей экспериментальной группы. В контрольной группе показатели улучшились незначительно.

В результате исследования эффективности коррекции и развития силы мышц у детей с ДЦП выявлено, что разработанные комплексы структурно-избирательных упражнений оказали позитивное воздействие на развитие общей моторики и на развитие силы различных групп мышц.

Результаты исследований в конце эксперимента демонстрируют, что все дети экспериментальной группы во всех тестах имеют положительную динамику, в то время как в контрольной группе - только 2 ребёнка.

Также установлено, что дети, занимающиеся по разработанным комплексам, достигли высокого уровня развития всех основных движений. В контрольной группе таких результатов выявлено не было. Уровень развития силы мышц, сгибающих пальцы рук, заметно увеличился по сравнению с первоначальными показателями детей экспериментальной группы. После эксперимента прирост показателя составил 3,5 сек. в данной группе детей. Тогда как у детей контрольной группы средне-групповой прирост - всего 0,1 сек. В развитии силовой выносливости средней ягодичной мышцы на левую ногу испытуемые контрольной группы показали отрицательный результат.

В результате использования специально подобранного комплекса структурно-избирательных упражнений дети значительно улучшили свои физические показатели. Испытуемые не только совершенствовали общефизические качества, но и развивали ловкость и координацию, коррегировали осанку, развивали мелкую и общую моторику, силу мышц рук и ног, спины и пресса, что и являлось конечной целью эксперимента.

Информация о работе Коррекция двигательных нарушений у детей младшего школьного возраста с ДЦП