Коррекция двигательных нарушений у детей младшего школьного возраста с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 16:28, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность: физическое развитие детей с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП) является одной из важных, сложных и вместе с тем, не в полной мере разрешенных проблем, так как с каждым годом увеличивается число детей с врожденными или приобретенными в первые дни и месяцы жизни формами нарушений опорно-двигательного аппарата (НОДА) и не только в России, но и во всем мире. Специфика названной проблемы связана в основном с ограничением возможностей реализации широкого спектра двигательной активности у детей с диагнозом ДЦП (Семёнова К.А., 1976).

Содержание

Введение.
Глава 1. Состояние проблемы развития силы мышц у детей 7-8 лет с церебральным параличом и пути её исследования.
Понятие о ДЦП: эпидемиология, классификация, этиология.
Особенности физического и психологического развития детей с ДЦП.
Специфика двигательного развития и особенности состояния. мышечной системы детей с ДЦП.
Методы коррекции двигательных нарушений при ДЦП.
Гипотеза исследования.
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования.
2.1 Цель и задачи исследования.
2.2 Методы исследования.
2.2.1 Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы.
2.2.2 Педагогическое наблюдение.
2.2.3 Опрос.
2.2.4 Тестирование.
2.2.5 Педагогический эксперимент.
2.3 Организация исследования.
Глава 3. Программа коррекционных занятий с использованием комплекса структурно-избирательных упражнений на развитие силы мышц у детей 7-8 лет с церебральным параличом.
3.1 Показатели состояния здоровья детей с ДЦП экспериментальной группы.
3.2 Показатели уровня развития силы мышц детей с ДЦП экспериментальной группы.
3.2.1 Показатели статической силы мышц, сгибающих пальцы рук.
3.2.2 Показатели силы мышц сгибающих пальцы рук.
3.2.3 Показатели силовой выносливости мышц пресса, разгибателей спины, большой и средней ягодичной мышц, мышц шеи и мышц рук.
3.3 Показатели состояния здоровья детей с ДЦП контрольной группы.
3.4 Показатели развития силы мышц детей с ДЦП контрольной группы.
3.4.1 Показатели статической силы мышц, сгибающих пальцы рук.
3.4.2 Показатели силы мышц сгибающих пальцы рук.
3.4.3 Показатели силовой выносливости мышц пресса, разгибателей спины, большой и средней ягодичной мышц, мышц шеи и мышц ног.
3.5 Характеристика комплекса структурно-избирательных упражнений для развития силы мышц детей 7-8 лет с церебральным параличом.
Глава 4 Влияние комплекса структурно-избирательных упражнений на развитие силы мышц у детей 7-8 лет до и после эксперимента.
4.1 Динамика показателей развития силы мышц у детей в ходе педагогического эксперимента.
4.2 Обсуждение результатов педагогического эксперимента.
Выводы.
Список литературы.
Приложение 1.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая долгожданный результат.doc

— 437.50 Кб (Скачать файл)

Во время проведения занятий дети с удовольствием занимались, нравились им упражнения с предметами (гантели, ленты, шнурки), старались внимательно относиться к выполнению упражнений на восстановление дыхания: старались сосредоточиться, успокоиться, снять эмоциональное возбуждение.

 

 

Выводы.

 

Данная курсовая работа посвящена разработке и обоснованию комплекса, основанного на дифференцировании структурно-избирательных упражнений для развития силы мышц у детей младшего школьного возраста с ДЦП.

1. Изучены формы ДЦП на основе научной литературы и дана подробная характеристика средствам физической реабилитации при ДЦП.

2. Оценен исходный уровень развития различных групп мышц у младших школьников контрольной и экспериментальной групп.

3. Составлен комплекс  структурно-избирательных силовых  упражнений для коррекции двигательных  нарушений у младших школьников  на основании методики Ефименко  Н. Н. и Сермеева Б.В.

3. Проверена и оценена эффективность комплекса структурно-избирательных силовых упражнений в ходе педагогического воздействия по развитию силы мышц у детей 7-8 лет с ДЦП, проанализированы изменения двигательной способности детей под влиянием комплекса упражнений.

На основании анализа экспериментального обучения детей 7-8 лет с ДЦП можно заключить, что гипотеза, сформулированная вначале эксперимента, подтвердилась. Разработанные комплексы физических упражнений, прошедшие апробацию, можно рекомендовать для дальнейшего использования в учебно-коррекционном процессе для коррекции двигательных нарушений для детей 7-8 лет с ДЦП.

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Агаджанян, Н.А. Нормальная физиология. Учеб. для вузов. // Н.А. Агаджанян, В.М. Смирнов - Изд. Мед. информ. агентство. - 2007. - 512 с.
  2. Астрахан, Д.Х. Трудности развития детей: виды, характеристика,. Коррекционные подходы: учебное пос. - Иркутск, 2001. - 135 с.
  3. Бадалян, Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. - Киев, 1988. - 328 с.
  4. Беляева, Т.С. Коррекционные упражнения, используемые во время физкультурной паузы на занятиях со школьниками, больными ДЦП // Дефектология № 2, 1990. - С. 24-35
  5. Бизюк, А.П. Основы нейропсихологии / А.П. Бизюк - СПб.: Речь, 2005 - 292 с.
  6. Бортфельд, С.А., Рогачева Е.И. ЛФК и массаж при ДЦП. - Л., 1986. - 176 с.
  7. Велитченко, В. К. Физкультура для ослабленных детей: методическое пособие для дошкольных, общеобразовательных и дополнительных образовательных учреждений / В. К. Велитченко. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 165 с.
  8. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2005. - 368 с.
  9. Восстановление и лечение детей с поражениями ЦНС и опорно-двигательного аппарата. Под / ред. И.В. Добряков, Т.Г. Щедрина. Санкт-П.: Издат. Дом СПбМАПО, 2004. - 317с.
  10. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология. // М.В. Гамезо. Е.А. Петрова. Л.М. Орлова М.: Педагогическое общество России. - 2003. - 528 c.
  11. Гончарова, М.Н., Гринина, А.В., Мирзоева, И.И. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата. Л. «Медицина», 1974. - 245 с.
  12. Грец, И.А. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного, школьного возраста и студенческой молодежи: Учебное пособие. / И.А. Грец - Смоленск, 2003. - 65 с.
  13. Гросс, Н.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. - М., 2000. - 224 с.
  14. Гусейнова, А.А. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями. / А.А. Гусейнова. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - № 1. -2004. - С.51-54
  15. Евсеев, С.П. Кафедра адаптивной физической культуры / С. П. Евсеев // Сто лет Санкт-Петербургской государственной Ордена Ленина и Ордена Красного Знамени Академии физической культуры имени П. Ф. Лесгафта. - М., 1996. - С. 154-155
  16. Ефименко, Н.Н., Сермеев, Б.В. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. М.: «Советский спорт», 1991. - 137 с.
  17. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом (методические рекомендации). - СПб.: Питер, 2005. - 285 с.
  18. Кулеш, Н. С. Современный подход к восстановительному лечению детского церебрального паралича // Коррекционная педагогика. - 2004. - № 1. - С. 6-11.
  19. Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. // И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько М., 2001. - 121 с.
  20. Лечебная физическая культура: справочник / В.А. Епифанов, Д.М. Аронов, Н.А. Белая. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Медицина, 2004. - 587 с.
  21. Литош, Н.Л. Адаптивная физическая культура: психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии. / Н.Л. Литош - М., 2002. - 140 с.
  22. Макович, З.Х., Дементьева, Р.К. Основные принципы лечебной физкультуры при детском церебральном параличе. - В кн.: Детские церебральные параличи (Тр. конф., посвящ. дальнейшему улучшению помощи детям, страдающим церебр. параличами). М., 1971. - 100 с.
  23. Макович, З.Х., Жуховицкий, М.С., Дементьева, Р.К. Двигательные расстройства при церебральных параличах у детей и методика лечебной гимнастики. М., «Советская Россия», 1969. - 238 с.
  24. Мастюкова, Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом - М.: Медицина, 1991. - 132 с.
  25. Организация и содержание воспитательной работы в школах - интернатах для детей с последствиями полиомиелита и церебрального паралича. / сб. прг. Власов, Имполитова - М.: 1981. - 239 с.
  26. Пануш, В.Г. Адаптивная физическая культура как коррекционно-педагогическое направление в системе психолого-педагогической работы при ДЦП / Пануш В.Г. // Открытый мир : Науч.-практ. семинар по адапт. двигат. активности. - М., б. г. - С. 73-77.
  27. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии / Под ред. Л. В. Шапковой. - СПб.: Детство-пресс, 2001. - 158 с.
  28. Реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата средствами физической культуры. // Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / Под ред. Н.А.Гросс. -- М.: Советский спорт, 2000. - 224 с.
  29. Самсонова, Л.Н. Особенности комплексной коррекции нарушенной функции рук у учащихся с ДЦП // Дефектология № 4, 1984. - С. 32-56
  30. Семенова, К.А. Клиника и реабилитационная терапия детей с церебральным параличом. / К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин. - М.: Просвещение, 2005. - 320 с..
  31. Семенова, К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных ДЦП - Ташкент, Медицина, 1979. - 175 с.
  32. Тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата // Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. - Минск, 2007. - С. 15-21.
  33. Физическая реабилитация: Учебник / Под ред. С. Н. Попова. Ростов - на - Дону: Феникс, 2005. - 603с.
  34. Физическое воспитание детей и подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Методические рекомендации. Мн.,2005. - 39 с.
  35. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. Шапковой Л.В. - М.: Советский спорт. 2007. - с. 92-159
  36. Шамарин, Т.Г., Белова, Г.И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. - Калуга, 2006. - 312 с.
  37. Шапкова, Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Л.В. Шапова, под ред. С.П. Евсеева. - М.: Сов. спорт., 2001. - 152 с.
  38. Шипицина, Л.М. Детский церебральный паралич. / Л.М. Шипицина, И.И. Мамайчук. - СПб., 2001. - 237 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Частные задачи

Упражнения

1. Коррекция порочных  установок опорно-двигательного  аппарата.

Движения головой: наклоны, повороты, кружения в исходных положениях, стоя руки на поясе, за спину, за голову. И.п. - сидя, наклоны головы вперед - назад с отягощением в виде подвешенного на специальной петле груза. Темп выполнения упражнения - медленный. Сгибание и разгибание рук из положения руки вперед, в стороны, вверх (голова прямо). Наклоны, повороты туловища в сочетании с движениями рук вперед, вверх, в стороны, вниз.

Стоя лицом к гимнастической стенке, ноги на ширине ступни, ноги в шаге, в глубоком приседании, и, удерживаясь руками за рейку на уровне груди, ходить по нижней, выполнять перекаты с носка на пятку (сидя, стоя).

2. Преодоление слабости (гипотрофии, атрофии) отдельных мышечных групп.

Упражнения для формирования свода стоп, их подвижности.

Сгибание и разгибание пальцев ног, тыльное и подошвенное сгибание стоп, круговое движение, смыкание и размыкания носков с опорой о пятку. Сидя на полу с опорой руками сзади, на гимнастической скамейке, захватывать веревку пальцами ног, поднимать ее над полом, подтягивать к себе; катать мяч стопами, захватывать мяч, захватывать мяч и подбрасывать вверх, вперед, передавать соседу по ряду, перекатывание мяча подошвами стоп.

3. Улучшение подвижности в суставах (профилактика и разработка контрактур).

Принимать различные исходные положения, удерживая мяч в руках. Прокатывание мяча на дальность разгибанием руки (кисть сверху). Катание мяча толчком одной руки (двумя), лежа на животе. Стоя на коленях, перекатывать мяч вокруг себя, друг другу. Сидя на полу, ноги скрестно (ноги выпрямлены) - прокатывание мяча вокруг себя. Передача мяча друг другу (в парах, по кругу, по ряду двумя руками сверху на уровне груди, сверху, сбоку, с шага вперед). Прокатывание мяча перед собой с продвижением по залу. Броски мяча через веревку, лежа на животе. Броски мяча вперед, в сторону снизу, от груди, из-за головы. Подбрасывание мяча перед собой и ловля.

4. Нормализация тонуса  мышц.

Сгибание, разгибание, вращение кисти, предплечья и всей руки; с удержанием мяча. Перекладывание мяча из руки в руку перед собой, над головой, за спиной в основной стойке и изменяя исходное положение. Подбрасывание мяча, перед собой и ловля.

5. Улучшение мышечно-суставного  чувства (кинестезии) и тактильных (кожных) ощущений.

Удержание палки различными хватами (сверху, снизу, сбоку) с индивидуальной коррекцией дефектов хвата. Перекладывание палки из руки в руку, меняя способы хвата. По подражанию принимать различные исходные положения с палкой в руках: палка внизу перед собой, палка за головой. Выполнение поворотов и наклонов туловища, удерживая палку перед собой, вверху. Стоя на коленях, палка над головой, повороты и наклоны туловища.

6. Формирование компенсаторной  гипертрофии определенных мышечных  групп (усиление развития той  группы мышц, которая вынуждена  взять на себя функции ослабленной, парализованной).

- Положение «сидя». Туловище фиксировано в разгибательной позиции, голова выпрямлена. Левой рукой ребенок держится за перекладину, правой - активно или активно-пассивно дотягивается до нагрузки, находящейся спереди, сбоку или сверху от ребенка, берет и подносит к лицу.

- Положение «сидя». Голова  и туловище выпрямлены. Левой  рукой ребенок держится за  канат, правой активно или активно-пассивно  дотягивается до игрушки, находящейся  спереди, сбоку, вверху от ребенка, берет ее и подносит к лицу.

7. Развитие предметно- манипулятивной деятельности рук (пальцев рук).

Ребенок лежит на мяче. Голова и туловище выдвигаются вперед за счет перекатывания мяча. Руками активно или активно-пассивно разогнутыми в локтевых суставах ребенок должен ладонями опереться о пол.

вращение кистей с гантелями.

- сгибание разгибание  кистей со штангой и гантелями

- вис на перекладине.

- упражнения с кистевыми  эспандерами.

- сгибание рук в запястьях, держа штангу за спиной.

- сжимание пальцами теннисного  мяча.

8. Формирование вестибулярных  и антигравитационных реакций статодинамической устойчивости (равновесия) и ориентировки в пространстве.

Движение головой в разных исходных положениях и при движениях рук; повороты, наклоны, вращение. Изменение исходных положений без опоры руками; Ходьба по начерченной линии, по доске, лежащей на полу, по наклонной доске (вверх и вниз) по гимнастической скамейке, по качающейся плоскости. Перешагивание через бруски, гимнастические палки, обручи, лежащие на полу на расстоянии 50 см.

9. Формирование различных опорных реакций рук и ног.

Лазанье вверх и вниз по гимнастической стенке, не касаясь реек. Лазанье на четвереньках по ковровой дорожке, по гимнастической скамейке, наклонной доске, наклонной лестнице. Перелазание через препятствие высотой 50-60 см (гимнастическая скамейка). Подлезание под препятствие высотой 40-50 см (под натянутую веревку). Пролезание через обруч, удерживаемый учителем (другим учеником) ребром к полу вертикально.

Захватывание стопами мяча, булавы, мешочков с песком. Сидя на гимнастической скамейке, отталкивание мяча друг другу наружными краями стоп. Приседания из и.п. стоя у опоры на носках, на пятках.

10. Общая релаксация (расслабление) организма и отдельных его  конечностей.

На вдохе приподнять надплечья, на выдохе надавливать ладонями на боковые поверхности грудной клетки. Изменение темпа вдоха и выдоха. Вдох при поднимании рук, отведении их в сторону, выпрямление туловища, разгибание ног: при опускании вниз головы, при наклонах туловища и приседаниях.


 

 

Размещено на Allbest.ru

 

 

 


 



Информация о работе Коррекция двигательных нарушений у детей младшего школьного возраста с ДЦП