Коррекция деструктивного поведения у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 11:56, дипломная работа

Краткое описание

Между тем в практической деятельности образовательных учреждений коррекция деструктивного поведения осуществляется во многом стихийно. Все это позволило определить тему исследования: «Коррекция деструктивного поведения у подростков», проблема которой заключается в поиске путей и методов коррекции деструктивного поведения. Решение этой проблемы составляет цель исследования. В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были определены его задачи: Изучить состояние проблемы коррекции деструктивного поведения в психолого-педагогической литературе. Изучить причины и психологические особенности деструктивного поведения подростка. Выявить подростков с деструктивным поведением. Разработать тренинг, направленный на коррекцию деструктивного поведения у подростков.

Содержание

Введение 3
Глава I Психологические аспекты деструктивного поведения 6
1.1. Понятие «деструктивное поведение» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Причины деструктивного поведения подростков 15
1.3. Пути и методы деструктивного поведения подростков 21
Глава II Экспериментальная работа по выявлению и коррекции деструктивного поведения подростков 32
2.1. Выявление подростков с деструктивным поведением 32
2.2. Игровой тренинг, направленный на коррекцию деструктивного поведения подростков 40
2.3. Результаты экспериментальной работы 51
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложения 58

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом коррекция деструктивного поведения подростков.doc

— 425.50 Кб (Скачать файл)
  • комплексный подход к решению возникших у подростка проблем;
  • равнозначность программ помощи подростку в проблемной ситуации и программ предупреждения возникновения проблемных ситуаций;
  • гарантия непрерывного сопровождения подростка в образовательном процессе;
  • «быть на стороне подростка» в любой ситуации, защищая его интересы и права.

Кроме того, необходимо иметь в виду следующие организационные моменты:

  • своевременность оказания подростку помощи;
  • изучение причин деструктивного поведения и разработка на этой основе индивидуальных коррекционных программ;
  • снятие психологических проблем у подростка в процессе консультационной работы;
  • отслеживание изменений, происходящих в поведении подростка в связи с включением его в коррекционный процесс, на основе результатов наблюдения или мониторинговых данных.

В литературе выделяются следующие функции коррекционной работы с детьми:

  • социально-защитную – формирование у подростка защитных механизмов, обеспечивающих его адаптацию и комфортное самочувствие в социальной сфере;
  • воспитательную – воспитание силы воли у подростка , и умения контролировать свои эмоции, адекватно оценивать имеющиеся потребности;
  • компенсаторную – формирование альтернативных (принятым нормам) и стереотипов поведения в различных ситуациях;
  • стимулирующую – активизация положительной, социально-полезной, предметно-практической деятельности подростка, отвечающей его интересам, способствующей удовлетворению потребностей в общении, самореализации и самовыражению;
  • зависимость организаций коррекционного процесса от половых и индивидуально-психологических особенностей молодых людей;
  • взаимосвязь результатов коррекционной работы и адаптации подростка в социальном окружении.

Выявленные закономерности позволили выделить принципы коррекционной работы:

  • принцип обоснованного выбора – формирование установки на поиск оптимальных и адекватных социальным ожиданиям вариантов реагирования в сложных жизненных ситуациях;
  • принцип рефлексивной позиции – формирование умения адекватно оценивать свое поведение в целом, отдельные действия и поступки, поступки и поведение других людей;
  • принцип персонификации коррекционной работы – поскольку каждый подросток – это индивидуальность, проявление отклонений в его поведении также индивидуально, индивидуальны, и причины, его обусловливающие, что требует ориентации коррекционного процесса на конкретную личность подростка;
  • принцип эмоциональной разрядки – необходимость обеспечить возможность эмоциональной разрядки подростка через включение его в разнообразные виды деятельности.

К критериям эффективности организации коррекционного процесса можно отнести:

  • когнитивный, связанный со знанием особенностей девиантных проявлений в поведении подростков группы риска, факторов, вызывающих его формирование, сущности коррекционной работы, ее основных принципов и особенностей организации;
  • ситуационной обусловленности, связанный с организацией коррекционной работы на основе оптимального подбора ситуаций, снижающих вероятность детсруктивного поведения подростка и увеличивающих таковую;
  • рефлексивно-деятельностный, связанный не только с включением подростка в содержательную, отвечающую его интересам деятельность, но и с созданием условий, способствующих формированию у него рефлексивной позиции;
  • эмоциональной комфортности, связанный с созданием условий, обеспечивающих устранение психологических барьеров в процессе взаимодействия детей и взрослых на основе уважения личности подростка, принятия его таким, каков он есть, опоры на имеющиеся у него положительные стороны и качества.

Условиями, обеспечивающими эффективность коррекционного процесса в образовательном учреждении, могут выступать следующие:

  • формирование адекватных защитных механизмов личности в сложных жизненных ситуациях;
  • стимулирование альтернативных отклоняющимся способов реагирования в различных ситуациях;
  • наличие установки на адекватную самооценку и позитивность образа «Я» на основе сформированной рефлексивной позиции.

Основными формами работы, направленной на коррекцию поведения подростков являются:

  • целевая работа образовательно-психологическая, психокоррекционная и психотерапевтическая с группой риска – определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении имеющихся проблем;
  • групповые и индивидуальные занятия, направленные на развитие навыков социальной адаптации, психофизиологической саморегуляции, повышение устойчивости к стрессам, уверенности в себе, осознание положительных свойств личности, формирование жизненных целей для достижения здорового образа жизни, отказ от вредных привычек и т. д. (проводят психологи и педагоги);
  • вовлечение подростков во внешкольную, внеучебную деятельность, в которой могли бы проявиться их способности, душевные качества, где они могли бы получить одобрение, знаки внимания, уважение окружающих;
  • лекции об общественных, психологических, медицинских и юридических последствиях злоупотребления наркотиками и алкоголем (проводят медики, юристы, психологи, психотерапевты, педагоги);
  • видеоматериалы;
  • яркая полиграфическая продукция (к примеру, в виде рекламных щитов) в общественных местах (в особенности в местах сбора молодежи);
  • выступление популярных личностей (спортивных тренеров, священников, психотерапевтов и т. д.), имеющих дело с молодежью;
  • работа с семьей (следует акцентировать внимание родителей на совместное проведение досуга в семейном кругу — посещение музеев, выставок, туристические походы и т. п.);

работа с группами подростков с деструктивным поведением [25].

Мы полагаем, что система коррекционной работы должна включать в себя формирование у учащихся следующих умений и навыков:

  • управления собой в состоянии напряжения, в стрессовых ситуациях;
  • конструктивного поведения в конфликтах;
  • отстаивания и защиты своей точки зрения и позиции, снижения внушаемости;
  • ответственного принятия решения;
  • эффективного общения.

Наименьшую опасность наркотизации имеют подростки, обладающие следующими общими качествами:

  • коммуникативная и социальная компетентность;
  • способность конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях (т. е. направленность усилия на преодоление противоречий при сохранении своих интересов и интересов партнера);
  • адекватная самооценка;
  • способность контролировать эмоции;
  • способность к саморегуляции.

Система коррекционной работы должна быть направлена на решение следующих проблем:

  • навыки общения;
  • механизмы принятия решений;
  • развитие критичности;
  • навыки межличностного взаимодействия;
  • способность отстаивать свою точку зрения;
  • возможность быть « белой вороной »;
  • способность управлять собой;
  • навыки саморегуляции в стрессовых и экстремальных ситуациях;
  • развитие уверенности в себе;
  • развитие чувства юмора;
  • решение проблемы взаимоотношения с противоположным полом;
  • решение проблемы принятия своего тела;
  • решение проблемы плохого настроения и скуки;

решение проблемы смысла жизни и т. д. [13,14].

Таким образом, коррекционная работа с подростками с деструктивным поведением, имеющими те или иные проблемы личностного развития, поведенческого характера взаимоотношёний со сверстниками и взрослыми,  - это процесс оказания помощи подростку, связанный с устранением или уменьшением влияния на него факторов риска со стороны его ближайшего окружения, и исправления сложившихся установок, привычек, норм поведения и системы ценностных ориентаций негативного или асоциального плана, который имеет комплексный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению и коррекции деструктивного поведения подростков

 

    1. Выявление подростков с деструктивным поведением

 

В ходе эксперимента нами были поставлены следующие задачи:

- выявить подростков с деструктивным поведением.

- разработать  тренинг, направленный  на коррекцию деструктивного поведения.

Базой эксперимента явилась школа № 11 г. Ишима, 6-классы.

В эксперименте приняли участие двадцать семь учащихся. Эксперимент проходил в несколько этапов:

1. Констатирующий эксперимент.

2.Формирующий эксперимент.

3.Контрольный эксперимент.

Констатирующий эксперимент проводился по методике  первичной диагностики и выявления подростков с деструктивным поведением.

Методика первичной диагностики и выявления детей с деструктивным поведением.

Инструкция: «Тебе предлагается ряд вопросов, касающихся различных сторон твоей жизни. Если честно и обдуманно ответишь на каждый вопрос, то у тебя будет возможность лучше узнать самого себя. Здесь нет правильных и неправильных ответов. Отвечай на каждый вопрос следующим образом: если ты согласен, ответь «да», если не согласен - ответь «нет». Если ты не живешь вмести с родителями, то отвечай на вопросы о семье, имея в виду людей, с которыми живешь».

    Форма 1

  1. Считаешь ли ты, что людям можно доверять?
  2. Легко ли ты заводишь друзей?
  3. Бывает ли так, что твои родители возражают против друзей, с которыми ты встречаешься?
  4. Часто ли ты нервничаешь?
  5. Являешься ли ты обычно в центре внимания в компании сверстников?
  6. Ты не любишь, когда тебя критикуют?
  7. Раздражаешься ли ты иногда настолько, что начинаешь кидаться предметами?
  8. Часто ли у тебя возникает чувство, что тебя не понимают?
  9. Кажется ли тебе иногда, что за твоей спиной люди говорят о тебе плохо?
  10. Много ли у тебя близких друзей?
  11. Стесняешься ли ты обращаться к людям за помощью?
  12. Нравиться ли тебе нарушать установленные правила?
  13. Всегда ли дома ты обеспечен все жизненно необходимым?
  14. Боишься ли ты оставаться один в темноте? 
  15. Ты всегда уверен в себе?
  16. Ты обычно вздрагиваешь при необычном звуке?
  17. Бывает ли, что, когда ты остаешься один, твое настроение улучшается?
  18. Кажется ли тебе, что у твоих друзей более счастливая семья, чем у тебя? 
  19. Чувствуешь ли ты себя несчастным из-за недостатка денег в семье?
  20. Бывает ли, что ты злишься на всех?
  21. Часто ли ты чувствуешь себя беззащитным?
  22. Трудно ли тебе отвечать в школе перед всем классом?
  23. Есть ли у тебя знакомые, которых ты вообще не можешь переносить?
  24. Можешь ли ты ударить человека?
  25. Ты иногда угрожаешь людям?
  26. Часто ли родители наказывают тебя?
  27. Появлялось ли у тебя когда - нибудь сильное желание убежать из дома?
  28. Часто ли ты чувствуешь себя несчастным?
  29. Легко ли ты можешь рассердиться?
  30. Рискнул бы ты схватить за уздечку бегущую лошадь?
  31. Ты – человек робкий и застенчивый?
  32. Бывает ли у тебя чувство, что тебе недостаточно любят в семье?
  33. Ты часто совершаешь ошибки?
  34. Часто ли у тебя бывает веселое и беззаботное настроение?
  35. Любят ли тебя твои знакомые, друзья?
  36. Бывает ли, что твои родители тебя не понимают и кажутся тебе чужими?
  37. При неудачах бывает ли у тебя желание убежать куда – нибудь подальше и не возвращаться?
  38. Бывало ли, что кто - то из родителей вызывал у тебя чувство страха?
  39. Завидуешь ли ты иногда счастью других?
  40. Есть ли люди, которых ты ненавидишь по – настоящему?
  41. Часто ли ты дерешься?
  42. Легко ли тебе усидеть на месте?
  43. Ты охотно отвечаешь у доски в школе?
  44. Бывает ли, что ты так расстроен, что долго не можешь уснуть?
  45. Часто ли ты ругаешься?
  46. Мог бы ты без тренировки управлять парусной лодкой?
  47. Часто ли в вашей семье бывают ссоры?
  48. Ты всегда делаешь все по – своему?
  49. Часто ли тебе кажется, что ты чем-то хуже других?
  50. Легко ли тебе удается поднять настроение друзей?

Информация о работе Коррекция деструктивного поведения у подростков