Культура поведения детей с нарушением слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности формирования культуры поведения дошкольников с нарушением слуха.
Задачи исследования :
1.Рассмотреть культуру поведения дошкольников;
2. Дать характеристику дошкольникам с нарушением слуха;
3. Провести исследование:
4. Проанализировать результаты исследования;
5. Изучить методику формирования культуры поведения дошкольников с нарушением слуха.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы изучения культуры поведения дошкольников
1.1.Понятие культуры поведения
1.2.Культура поведения детей дошкольного возраста и необходимость её воспитания
1.3.Воспитание культуры поведения детей в семье
1.4.Формирование культуры поведения в детском саду
Глава 2. Теоретические основы изучения культуры поведения дошкольников с нарушением слуха
1.1. Культура поведения детей дошкольного возраста с нарушением слуха
1.2. Воспитание культуры поведения детей с нарушением слуха в семье
1.3. Формирование культуры поведения детей с нарушением слуха в детском саду
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 77.21 Кб (Скачать файл)

Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности. Формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Среди многих классификаций методов, в дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы. Для детей дошкольного возраста большое значение имеет осознание значения культурно-гигиенических навыков, им нужно сообщать элементарные знания о рациональных правилах личной гигиены, её значение для каждого и для окружающих, воспитывать соответствующее отношение к гигиеническим процедурам. Всё это способствует прочности и гибкости навыков, а это очень важно для создания стойких привычек. С этой целью можно так же использовать вариативные задания, необычные ситуации во время игры, занятия, прогулки и т. п.  
 Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни. Формируя у детей дошкольного возраста культурно - гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом педагог должен набраться большого терпения и понимания.

Культура общения - предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей старшего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется - добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.

Задача родителей и педагогов - воспитывать у ребенка культуру общения.

Культура труда и поведения - это качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его зрелости. Основы их закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться. В дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, т. е. в процессе деятельности. Играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые поручения дома и в детском саду в обществе сверстников, ребенок усваивает положительный опыт отношений к людям, к труду, к вещам.

Необходимо прививать детям умение правильно обращаться с игрушками, книгам, пособиям, личным вещам, бережно относиться к общественному имуществу; формировать навыки умения, связанные с подготовкой предстоящей деятельности (играм, занятиям, труду) т. н. учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет играть и заниматься; четко и последовательно организовывать свою деятельность, планировать время в процессе деятельности, доводить начатое дело до конца.

По завершении деятельности привести в порядок свое рабочее место, аккуратно убрать после себя, то чем пользовался, сложить игрушки, книги, учебный материал, помыть руки после работы с глиной или трудовых поручений.

Старшим дошкольникам прививать элементарные навыки организации свободного времени в соответствии с распорядком жизни дома и в детском саду, стремление быть занятым полезной деятельностью.

Известно, сто маленький ребенок еще не может организовать свою деятельность, поэтому организаторами являются родители в семье и воспитатели в детском саду. Под их руководством деятельность ребенка обретает целенаправленность, содержательность, становится важным средством воспитания.

Важно учить детей относиться к общественному имуществу, как к своей личной вещи. Воспитатель объясняет детям: «Все, что имеется в детском саду - игрушки, посуда, мебель - твое, мое, наше, общее, принадлежит нам всем. Вот это надо беречь, иначе будет не с чем играть и заниматься, и в группе станет неуютно». Там, где эта мысль постоянно внушается, дети быстро овладевают прочными навыками правильного обращения со всеми окружающими их предметами. Формирование бережного обращения к общественному имуществу тесно связано с воспитанием коллективистских черт. Только тогда в сознании ребенка понятия «я», «мое», постепенно в результате взаимодействия со сверстниками, расширяются до понятий «мы», «наше», он начинает бережно относиться к вещам, принадлежащим другим.

Необходимо приучать правильно обращаться с учебными пособиями. Правильное обращение с материалами и пособиями, которые необходимы для различных занятий - рисованием, лепкой, аппликацией и др., важная задача в подготовке к школе. Необходимо научить его экономно расходовать бумагу, клей, пользоваться простым и цветными карандашами, кистью и красками и т. д., содержать их надлежащем порядке.

Также особое внимание следует уделять правильному обращению с книгой. С первой встречи ребенка с книгой важно вызвать уважительное отношение к ней. Книга - одно из сокровищниц духовного богатства человека. Книги делают нас умнее и взрослее. Книги нас учат, забавляют, радуют.

«Если хочешь посмотреть книгу, проверь руки, - чистые ли они у тебя», - это должно стать правилом для каждого маленького читателя. Дети должны знать, что книгой пользуются в специально отведенном для этого месте, а не на ковре или в игровом уголке. Нельзя обращаться небрежно даже с ненужной книгой.  На протяжении дошкольного детства ребенок должен твердо усвоить правила обращения с книгой:

- береги книгу: не пачкай  ее, не заминай страницы, правильно  их перелистывай, не смачивай  палец слюной. Не играй с книгой, она от этого портится;

-после того как посмотрел  и почитал книгу, не забудь  положить ее на место;

-правильно храни книгу, в специально отведенном месте - в книжном шкафу или на  полке;

- если заметил, что книга  не в порядке, почини ее сам  или с помощью взрослого.

На пятом году жизни дети приобретают навыки, помогающие им организовать свою деятельность. Готовить все необходимое для игры, труда или занятия; определять место, чтобы было удобно, не мешать другим. Если ребенок не приучен к этому, то его деятельность утрачивает целенаправленность и зависит от случайности.

Если мы вовремя не воспитываем у ребенка умение готовиться к предстоящим делам, то отсутствие этого ценного навыка скажется и в дальнейшем, когда он станет школьником. Полезно разъяснить, что любая деятельность - требует определенной подготовки: надо предвидеть, какие игрушки или пособия потребуются. Лишний раз напомнить, чтобы ребенок не начинал дело, пока не убедится, что все необходимое приготовлено.

Старших детей надо приучать предвидеть, что и как они намереваются делать, мысленно представляя план своих действий. Будущий школьник должен знать правила, помогающие организовывать предстоящую деятельность, ее ход и завершение:

- прежде чем начать  игру, любое дело, подумай, сто для  этого потребуется;

- определи заранее, где  удобнее играть или заниматься, чтобы не мешать другим, и тебя  не отвлекали;

- подготовь заранее место, расположи на нем все необходимое  так, чтобы все было под рукой;

- проверь свой внешний  вид, не приступай к делу, пока  не приведешь себя в порядок;

- твои дела не должны  вносить беспорядок в комнату;

- не оставляй дело не  законченным;

- не берись за новое  дело, не завершив старое;

- убери за собой все, чем ты играл и занимался  на свое место, оставляй в полном  порядке, пусть все игрушки, книги, пособия будут в состоянии  готовности;

- кисти промытыми, а карандаши – отточенными, рисунки, лепка, альбомы - сложенные в определенном месте;

- не забудь привести  и себя в порядок - вымыть руки, снять фартук, аккуратно сложить  его на место.

Знание указанных правил и умений руководствоваться ими помогает старшим дошкольникам приобрести навыки организации свободного времени. При целенаправленном воспитании у ребенка образуется привычка быть занятым; умение самостоятельно организовать свои дела по интересу, способность заниматься тем, чем необходимо, расходовать свою энергию на разумную деятельность - эти привычки являются основой для дошкольного развития организованности будущего школьника.

Но главное - воспитывающее значение детской деятельности, которая заключается в том, каково ее содержание, устойчивость и длительность, чему она учит, какие нравственные качества развивает в ребенке. Как он себя проявляет: умеет ли проявить имеющиеся знания и умения, моральные представления в действии? Если играет вместе с товарищем, то, как себя проявляет: обходителен или дерзок, вежлив или груб, щедр или жаден.  Взрослые должны руководить детской деятельностью: уметь создать условия для разнообразных игр, труда, занятий, учить ребенка умению организовывать свою деятельность; содействовать вовлечению его в игры, занятия, труд. При необходимости оказывать ему помощь в выборе и формированию различной деятельности, в расширении ее содержания, достижения поставленной цели.

Каждый вид детской деятельности (игры, труд, занятия) создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания, связанных с формированием культуры поведения дошкольников.

В игре формируются нравственные чувства, нравственное сознание и моральные поступки, коллективистские навыки, дружеские отношения, умения следовать игровым правилам, общему замыслу; на занятиях - культура учебной деятельности, умение вести себя в соответствии с правилами, дисциплинированность, организованность, уважение к слову воспитателя; в процессе трудовой деятельности - трудолюбие, бережливость, аккуратность, чувство ответственности, умение действовать сообща, рационально применять орудия труда и те умения и навыки, которые обеспечивают наибольшую результативность. В процессе любого вида деятельности нужно осуществлять широкий круг задач воспитания, связанных с формированием морального сознания, нравственных чувств и привычек, являющихся основой культурного поведения.

Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на ребенка, на его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него отношение к обществу, к людям, труду, к своим обязанностям.

 

 

 

 

 

Воспитание культуры поведения детей в семье

 

Умение вести себя в обществе очень важно для вхождения ребенка в это общество. Народная мудрость гласит: «Встречают по одежке». И это касается не только внешнего вида, но и поведения человека. 

Учить культуре поведения необходимо практически с пеленок. Маленький ребенок обучаем, и если родители будут настойчивы и терпеливы, то элементарные привычки достойного поведения им удастся заложить еще в детстве. Для младенца культура поведения выражается в элементарной опрятности и соблюдении гигиены.

Далее ребенок растет, и вместе с ним должна расти его культура пребывания в обществе. Конечно, главными объектами для подражания выступают родители. Если в семье за столом не принято есть из красиво сервируемой посуды, то где интересно ребенок научится красиво кушать. И совсем не обязательно ставить каждый день парадный сервиз. Достаточно и повседневной посуды, главное — это культура сервировки. Ребенок должен пользоваться всеми столовыми приборами, включая нож. Будет правильно, если он с детства будет пользоваться салфеткой — тканой или бумажной. Просто приучение к ним требует внимания родителей, а следовательно, дополнительного времени. Но это необходимо, поскольку красивое принятие пищи только одно из звеньев культурного человека.

Очень важно научить ребенка вести себя правильно в общественных местах: транспорте, театре, музеях, зоопарке. Есть несколько несложных правил, выполнение которых формирует у ребенка навыки культуры поведения.Прежде всего в общественных местах не принято громко разговаривать. Особенно это касается музеев и театров. Ребенок, которого привели в музей или театр, должен четко понимать цель прихода. Для этого дома перед поездкой надо проговорить, как себя вести в этих местах. Конечно, одного разговора мало. Необходима система воздействия. Если ребенок посещает театры с малых лет, постепенно он учится правильному поведению, поскольку родители постоянно ему подсказывают, как себя вести.

Информация о работе Культура поведения детей с нарушением слуха