Культура поведения детей с нарушением слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности формирования культуры поведения дошкольников с нарушением слуха.
Задачи исследования :
1.Рассмотреть культуру поведения дошкольников;
2. Дать характеристику дошкольникам с нарушением слуха;
3. Провести исследование:
4. Проанализировать результаты исследования;
5. Изучить методику формирования культуры поведения дошкольников с нарушением слуха.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы изучения культуры поведения дошкольников
1.1.Понятие культуры поведения
1.2.Культура поведения детей дошкольного возраста и необходимость её воспитания
1.3.Воспитание культуры поведения детей в семье
1.4.Формирование культуры поведения в детском саду
Глава 2. Теоретические основы изучения культуры поведения дошкольников с нарушением слуха
1.1. Культура поведения детей дошкольного возраста с нарушением слуха
1.2. Воспитание культуры поведения детей с нарушением слуха в семье
1.3. Формирование культуры поведения детей с нарушением слуха в детском саду
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 77.21 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура поведения детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Культурно-гигиенические навыки формируются в течение всего дошкольного периода. Их сформированность является в дальнейшем одним из условий готовности ребенка к школе. Эти навыки развиваются в семье и в детском саду. Приучение детей раннего и дошкольного возраста к самообслуживанию — длительный процесс, требующий со стороны взрослых систематического воспитания навыков, учета особенностей моторного и познавательного развития детей с нарушениями слуха. Большое значение имеет предъявление одинаковых требований со стороны всех взрослых к умению ребенка следить за собой, обслуживать себя. Особенно важно предъявление одинаковых требований к труду по самообслуживанию как со стороны педагогов, так и в семье, поскольку нередко родители, испытывая затруднения в общении с ребенком или жалея его, выполняют трудовые действия за ребенка сами.

В процессе формирования навыков самообслуживания на каждом этапе обучения дети овладевают приемами самообслуживания в одевании и раздевании, умении следить за чистотой тела и опрятностью одежды, приеме пищи и поведении во время еды. Помимо трудовых умений у детей развиваются такие качества, как аккуратность, самостоятельность, желание и умение помогать друг другу. Складываются и некоторые коммуникативные умения: обратиться за помощью к взрослым или другому ребенку, поблагодарить, рассказать или отчитаться о сделанном.

Хозяйственно-бытовой труд предполагает умение поддерживать порядок в группе и классе, дома, участвовать в организации бытовых процессов (накрыть на стол, провести уборку в группе, подготовить класс к занятиям и др.). Особенностью этого вида труда является его общественная направленность, так как он направлен на удовлетворение потребностей коллектива. Обучение хозяйственно-бытовому труду начинается со средней группы и осуществляется как посильная помощь воспитателям, няне, сурдопедагогу. Дети помогают собирать игрушки, подметать пол, накрывать на стол и убирать посуду, раздавать дидактический материал перед занятиями и др. Приучают детей к хозяйственно-бытовому труду также дежурства в столовой и по подготовке к занятиям.

Развитие общения ребенка со сверстниками

Общение ребенка со сверстниками является одним из условий его социально-личностного развития, так как путь овладения социальными нормами поведения прежде всего связан с жизнью ребенка в коллективе. Психологами подчеркивается, что «практика взаимоотношений детей внутри коллектива имеет решающее значение в формировании их личности» (Д. И. Фельдштейн, 1989). В условиях воспитания в дошкольном учреждении ведущая роль в организации межличностного общения детей, имеющих нарушения слуха, принадлежит взрослым.Глухие и слабослышащие дети в возрасте двух-трех лет, поступающие в дошкольные учреждения, недостаточно вступают в контакт с другими детьми. Большинство из них предпочитает игры в одиночку или с воспитателем. Одна из задач взрослых на этом этапе — воспитывать интерес и доброжелательное отношение к сверстникам. С этой целью в процессе различных видов деятельности и занятий взрослые фиксируют внимание ребенка на других детях, знакомят их, называя имена (в устной и письменной форме), учат соотносить внешность ребенка с его фотографией. Педагоги побуждают детей рассматривать друг друга, обращают внимание детей на внешний вид девочек и мальчиков, их одежду. Внимание детей привлекается к эмоциональному состоянию детей («Катя плачет: мама ушла»). Педагоги показывают, как можно помочь, утешить, пожалеть другого ребенка, привлекают к этому детей. На этом этапе общение детей организуется с учетом их индивидуальных интересов и особенностей. Организуются простые игры парами, когда мальчики по очереди катают мяч, девочки кормят куклу. Важно подчеркивать совместные игры детей. На характер взаимоотношений детей влияют оценки педагогом их действий, поэтому отрицательные оценки следует делать очень осторожно, так как для детей с нарушениями слуха авторитет взрослого очень значим и они формируют свое отношение к сверстнику, ориентируясь на мнение педагога. Поэтому отрицательной может быть оценка плохих поступков (ударил другого ребенка, разбрасывал игрушки).

Дети среднего дошкольного возраста испытывают к общению со сверстниками больший интерес. Особенно резко возрастает потребность в контактах с другими детьми у старших дошкольников.

В процессе общения дети обмениваются информацией, организуют совместную деятельность, распределяют обязанности и действия. Выделяются дети-лидеры, которым подражают другие ребята. Однако нередко в группах бывают дети, с которыми не дружат другие ребята, демонстрируя равнодушие или даже негативное отношение к ним, не принимая их в общие игры. Задача взрослых — помочь этим детям найти друзей, во время игр так распределить роли, чтобы безынициативные дошкольники могли выступить в главных ролях, вступая в различные отношения с другими детьми. Взрослые поддерживают сотрудничество детей в совместных играх, рисовании, конструировании, в некоторых случаях предлагая детям для выполнения коллективной работы организоваться небольшими группами, парами, учитывая при этом межличностные отношения детей и их индивидуальные особенности. На занятиях по труду, строительных играх и других коллективных видах деятельности важно оценивать общий результат труда и вклад каждого участника. Необходимо также подчеркнуть, что без совместной работы такой результат невозможен. Между детьми возникают дружба и привязанность. Некоторые дошкольники могут объяснить выбор своих друзей. Надо учить детей определять значимые мотивы взаимоотношений («Алеша добрый, он помог Тане расставить посуду»), потому что ребята часто называют незначительные ситуативные причины (угостил конфетой) или же ориентируются на оценку педагога (хорошо говорит, хорошо занимается).

Большое значение для формирования отношений между детьми занимает анализ образцов социального поведения: положительного отношения к проявленному кем-то из сверстников сочувствию и отзывчивости, помощи товарищу; отрицательного отношения к грубости, обману. Педагог организует анализ поведения детей, привлекая мнение детей, помогая им выразить его, включая в свою речь необходимые слова, значения которых понятны детям в реальной ситуации (сказал неправду, обманул детей — обманщик; толкнул и ударил девочку — грубиян). Анализ социального опыта детей способствует формированию нравственных представлений, пониманию того, как нужно себя вести в отношениях с другими детьми и взрослыми. Анализ реальных ситуаций подкрепляется игровыми, в которых дети демонстрируют взаимоотношения между персонажами. Важнейшим фактором формирования нравственных представлений в старшем дошкольном возрасте становится чтение рассказов, сказок, анализ взаимоотношений героев, мотивов их поступков, оценка их качеств. Однако работа эта будет эффективна в том случае, если усвоенные представления будут переноситься и реализоваться в жизни детей. С этой целью не только анализируются стихийно складывающиеся ситуации, но и специально создаются проблемные ситуации, в которых дети должны помочь малышам, новому ребенку и др.

Оценка взрослыми взаимоотношений детей, их поведения и поступков в значительной степени влияет на отношение ребенка к другим детям и определяет его эмоциональное благополучие в группе. В особой поддержке нуждаются дети, с которыми не дружат другие: это могут быть дети с трудностями в поведении, нередко расторможенные, агрессивные, или наоборот, застенчивые, робкие. Необходимо учить их обращаться к другим детям, выражать свое желание играть, конструировать вместе.

Последовательная работа по сплочению детского коллектива, умению детей дружить, поддерживать и защищать друг друга способствует их более естественному вхождению в школьный коллектив и определению своего места в нем. В процессе этой работы у детей формируется ряд личностных качеств: чувство коллективизма, умение участвовать в общем деле, ответственность за порученное дело, умение находить взаимопонимание с другими детьми

 

 

Формирование элементарной трудовой деятельности

В дошкольном возрасте важное значение имеет формирование элементарной трудовой деятельности, так как в ней развиваются потребность трудиться, трудолюбие, ответственность и другие важные качества личности.

Глухие и слабослышащие дети, поступающие в дошкольные учреждения, как правило, не владеют элементарными навыками самообслуживания, оказываются беспомощными в различных бытовых ситуациях. В некоторой степени это связано с физической ослаб-ленностью, моторной неловкостью детей, но часто бывает обусловлено повышенной опекой их со стороны родителей: стремлением заменить (вследствие трудностей общения) доступные ребенку действия по самообслуживанию собственными. При правильной организации трудовой деятельности дошкольников она может иметь достаточно развитые формы, быть средством всестороннего развития детей с нарушениями слуха.

Среди главных задач трудового воспитания детей с нарушениями слуха следует отметить, во-первых, воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду. В связи с этим важно формировать мотивацию трудовой деятельности детей, развивать интерес к разным формам труда, помощи старшим.

Во-вторых, очень важны развитие трудовых умений детей, овладение элементарной культурой труда. В зависимости от возраста у детей формируются культурно-гигиенические умения, связанные с трудом по самообслуживанию, хозяйственно-бытовым трудом, трудом в природе, у старших детей складываются некоторые умения по ручному труду. Именно развитие трудовых умений предполагает овладение элементарной культурой труда, в которую входят: понимание цели действий, правильный отбор материалов и инструментов с умением ими пользоваться, осуществление действий в определенной последовательности, оценка результатов труда.

В-третьих, большое значение имеют ознакомление детей с трудом взрослых, воспитание интереса и уважения к их труду. Все эти задачи способствуют становлению компонентов трудовой деятельности: формированию мотивов и целей труда, определению объектов и характера труда, правильному отбору инструментов и материалов, становлению трудовой деятельности, умению оценить ее. результаты.

Общественно-социальное значение труда детей с нарушениями слуха связано с его воспитательным воздействием на личность. В труде формируются умение сотрудничать с детьми и взрослыми, привычка к трудовым усилиям и доведению дела до конца, настойчивость, самостоятельность, стремление помогать взрослым и детям.

Для детей с нарушениями слуха условия осуществления трудовой деятельности создают возможности для речевого развития, так как практические действия способствуют усвоению значений слов, необходимых для обозначения инструментов, материалов (картон, ткань, игла); объектов труда (коробочка, закладка); определения последовательности действий (сначала наметим, а потом пришьем пуговицы). В коллективной трудовой деятельности создаются условия для общения детей, усвоения основных типов коммуникативных высказываний в связи с выполнением различных практических действий. Дети учатся понимать и выполнять трудовые поручения («Вытри пыль», «Вымой листья», «Собери игрушки»). Начиная со средней группы, они учатся сообщать о выполненных действиях («Я полил цветы», «Я собрала игрушки»). В зависимости от этапа обучения используются разные формы речи: в ясельной и младшей группах — устная и письменная. Начиная со средней группы в детском саду для глухих речевой материал предъявляется устно-дактильно. Для слабослышащих детей речь предъявляется в устной форме. При необходимости отработки и уточнения значения и структуры слов и фраз она подкрепляется письменно.

Развитие трудовой деятельности в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха происходит при организации различных режимных моментов, на прогулках, в связи с другими видами детской деятельности, и прежде всего игрой, на специальных занятиях, которые предусмотрены учебным планом с младшей группы, а также в семье.

Первым по времени ребенок овладевает самообслуживающим трудом, основной особенностью которого является направленность на себя, а результатом — умение обслужить себя. Начиная с преддошкольного возраста детей учат соблюдать правила' гигиены, самостоятельно есть, одеваться, пользоваться туалетными принадлежностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста с нарушением слуха в семье

 

        В воспитании ребёнка со сниженным  слухом особая роль принадлежит     взрослым. В семье поведение матери  и отца является для ребёнка  эталоном. Спокойная обстановка  в семье, доброе отношение родителей  к окружающим их людям –  положительный пример. Ребёнок обязательно  будет всему подражать. Умело, терпеливо, разумно в раннем возрасте  воспитывайте культуру поведения  ребёнка. Необходимым условием правильного  воспитания является выработка  определённых, установленных вами, правил поведения в процессе  выполнения всего режима дня. Чем раньше ведутся эти правила, тем легче они усваиваются  ребёнком.

        Дети 3-х и 4-х лет подготовлены  к усвоению основных правил  поведения. Если эту работу вы  отложите до 5-ти – 6-ти лет, у  ребёнка сложатся дурные привычки, которые затем придётся переделывать. Для того,  чтобы выполнение правил превратилось у ребёнка в привычку, изо дня в день повторяйте свои требования, следите за их выполнением.

          Нельзя забывать и о том, что  путём повторения формируются  и плохие привычки. Например, отнимать  игрушки, грубо обращаться со взрослыми, вмешиваться в разговор старших и др. В этом случае порицание и упрёк указывают ребёнку на то, что он плохо сделал.

          Многие дети, несмотря на требования  родителей, не подчиняются им, отвечают  «нет» совершенно независимо  от того, о чём идёт речь. Такой  «негативизм» очень характерен  для избалованных и капризных  детей. В такой ситуации важны спокойная выдержка и такт со стороны взрослых. Не всегда можно «ломать» упорство ребёнка «в лоб», резким запретом, тем более наказаниями. Если ребёнок поступает неправильно, бесполезно сердиться на него. Добивайтесь  повторений и правильного выполнения нужного действия, должного поведения. Вы можете отвлечь ребёнка интересной игрушкой, делом, возбудить новые желания и увлечь игрой.

          Несколько примеров; Оля отнимает  у брата заводную машину, пуская  в ход все свои силы и  своё упорство. Уговоры матери  не действуют. Конфликт удаётся  предотвратить другим способом. Мама предлагает помочь ей  на кухне в подготовке обеда; «Оля, помоги мне. Будем готовить  обед. Витя поиграет машиной». Оля  соглашается.

          Мама просит сына убрать карандаши  и одеваться на прогулку. Коля  упорно не желает выполнять  просьбу. Как же поступить в  таком случае? Можно предложить  ребёнку собрать карандаши и  взять их с собой на прогулку  для того, чтобы нарисовать, а  потом раскрасить осенние листья, выбрав для этого карандаши  соответствующего цвета.

Информация о работе Культура поведения детей с нарушением слуха