Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 11:06, курсовая работа
Народная педагогика – это опыт и его описание, это средства и идеи народного воспитания, это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх, игрушках. Объектом и предметом народной педагогики является процесс воспитания и процесс обучения, а главным элементом народной педагогики является совокупность эмпирических знаний, сведений, накопленных народом о человеке и его воспитании, и практическая деятельность трудящихся по воспитанию молодого поколения.
Педагоги, чьи имена известны всему миру, указывали на огромную роль матери в воспитании в раннем детстве. К.Д. Ушинский писал, что «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в характер в эти годы, − ложится прочно, становится второй натурой человека. Всё что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы» [16; 19].
Народ в течение веков эмпирическим путём накопил определённые знания и психологических и возрастных особенностей детей. Особое внимание обращалось на воспитание в раннем детстве. Об этом свидетельствуют такие выражения: «Ребёнку, у которого прорезались зубы, разжёванная пища не потребуется», «Ребёнка надо воспитывать в колыбели, а телёнка на привязи» (русская пословица) [6; 58].
Современные мамы после рождения ребенка стремятся, как можно раньше вырваться «в свет». А ведь народная культура была другого мнения: мать и дитя – единое целое, и искусственно разрывать это единство означало наносить вред обоим. Главное предназначение женщины − вынашивание, рождение и воспитание детей. И не зря говорили, что «отец держит один угол хаты, а мать – три»: она полностью отвечала за домашний очаг, детей, внутрисемейные отношения. «Муж в доме – голова, а жена – душа», − гласит народная мудрость [16; 24].
По мнению социологов, житейский опыт воспитания детей в семье, естественно не обходится без ошибок с педагогической точки зрения. Здесь часто опрометчивые поступки и педагогические ошибки родителей имеют общий корень. Очень интересны в этом отношении приводимые в учебно-методических разработках примеры о характере педагогических ошибок родителей. При опросе родителей (отца и матери) отмечено более 50 видов ошибок, встречающихся в практике семейного воспитания. В частности, мало внимания уделяли воспитанию в первые годы жизни ребенка; не было единых требований и воспитательного воздействия на ребенка в семье; много недоразумений вызывала слепая, неразумная любовь к детям вообще, к единственному ребенку в частности.
Родители признавались, что создали из ребенка кумира в семье, избаловали лаской, вниманием, старались меньше загружать трудом, нередко больше заботились о материальном обеспечении детей, меньше думали о воспитании детей. Подчас чрезмерная строгость чередовалась с нетребовательностью, наконец, не имели должного контакта с учителями, часто защищали детей, разделяли их недовольство требованиями учителя и школы. Около 60% родителей признаются, что в практике семейного воспитания допускали именно такие ошибки. К этим ошибкам следует добавить еще и то обстоятельство, что во многих семьях нет распределения обязанностей по воспитанию детей. В одном исследование на вопрос: «На ком лежит основная забота по воспитанию детей в вашей семье?» − группа родителей ответила: на матери – 50%, на отце –7%, на матери и отце в равной степени – 42%, на других членах семьи −1%.
Следовательно, в половине из числа опрошенных семей основную нагрузку по воспитанию детей несут матери, что накладыает особую роль ее воспитательному потенциалу.
Глава 2. Практические аспекты формирования культа матери в народной педагогике
2.1. Средства народной
педагогики в формировании
«Культ матери» – это, прежде всего, защищенность. Настоящая защищенность матери и ребенка, а так же любой женщины, которая является не потенциальной, но воплощенной Космической Матерью.
В процессе становления и развития любого общества народная педагогика нашла весьма эффективные формы воспитания детей. В каждом народе всегда отмечалась общая ответственность родителей, отца и матери, в воспитании детей и не менее значимо в народной педагогике отношение человека к матери [16; 14].
Средства– это идеальные или чаще всего материальные предметы: учебники, сказки, пестушки, загадки, иллюстрации, записи и т.д. Наиболее распространенное и эффективное средство воспитания в народной педагогике – устное народное творчество, которое несет воспитательный потенциал, проявляемое через утвердившийся в обществе «культ матери».
После рождения ребёнок нуждается во внимании и заботе матери. Ощущение счастья рождается из самых обыденных дел - из кормления, ухода за ребенком, прикосновений к нему. Чем быстрее она научится понимать своего ребенка, его желание утолить голод и жажду, его потребность в отдыхе, сне, прикосновениях, играх, покое, тем вернее, что он будет развиваться гармонично, у него будут хороший аппетит и хорошее настроение. В начале жизни ребенку необходимо постоянно убеждаться в том, что он любим и желанен – только так он сможет вырасти оптимистичным и успешным человеком.
Для ребенка особенно важен физический и эмоциональный контакт с матерью. Нарушение такой важной потребности может стать причиной разных форм психического неблагополучия. Ребенок - плод материнского тела, и даже отделившись от него, становясь физически все более автономным, он долго еще будет нуждаться в тепле этого тела, в прикосновениях матери, в ее ласке. И всю свою жизнь, уже став взрослым, будет нуждаться в ее любви. Он - прежде всего прямое физическое ее продолжение, и уже поэтому его психологическая зависимость от нее – органическая.
Поэтому для более
полноценного воспитания и
Особенностью традиционного народного воспитания является его авторитарный характер. Исторически культ старшего в народной педагогике сложился в глубокой древности в условиях патриархального уклада жизни. Созданный в народе «культ матери» обязывал детей быть послушными, воспринимать ее слова беспрекословно.
Роль матери настолько велика, что уже есть много подтвержденных экспериментов, где доказано, что то, что происходит с матерью во время беременности не только с физическим здоровьем, но с ее чувствами, переживаниями, запоминается ребенком как собственный опыт и в последующем воспроизводиться в своей жизни. Надо быть очень внимательными , кто ждет ребенка или планирует, все нерешенные семейные и другие жизненные вопросы желательно решить до беременности. Сделать все, чтобы вынашивание ребенка приносило только позитивные эмоции.
Когда мать вынашивает ребёнка она уже влияет на его самочувствие и состояние по средствам слова, мелодики, ритмики.
Малыш уже чувствует заботу со стороны матери, увидит, что окружающий мир не так уж и страшен, в других людях будет видеть друзей, а не врагов, ему станет легче взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. И это только благодаря тому, что мама показала ему перед сном, удивительный мир, успокаивающей колыбельной песни. Они благоприятно действуют на слух ребёнка, он начинает не только слышать, но и слушать, приходит осознание.
Песни поют младенцу в колыбели, ненаучившемуся еще понимать, старцу в гробу, переставшему уже чувствовать и понимать. Ученые доказали благотворную роль нежной песни в психическом развитии ребенка в утробе матери. Колыбельные песни не только усыпляют младенца, но и ласкают его, успокаивают, доставляют радость. У итальянцев есть пробудительные песни - чтобы младенец проснулся в хорошем настроении и встретил наступающий день в радости.
Основное содержание колыбельных песен - любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем. Они изобилуют поэтическими образами птиц, диких зверей, домашних животных, смешных и страшных, ласковых и сердитых, приходящих к колыбели, окружающих ребенка.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок
Под ракитовый кусток.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Баю-бай-бай!
Баю-бай-бай!
По мере взросления ребёнка, перед мамой встаёт сложная задача: как, не разрывая эту «психологическую пуповину», тем не менее, помочь ребёнку всё больше и больше приобретать самостоятельность, независимость от неё. Как уберечь родное чадо от напастей и бед этого мира, и, тем не менее, помочь ему вырасти сильным и уверенным в себе человеком. И каждой матери приходится находить решение этой непростой педагогической задачи.
Народ отобрал в своей многовековой истории все ценное в педагогическом отношении в практике семейного воспитания многих поколений и выразил его в форме поучительных афоризмов.
То, что и как мать говорит, желает, реагирует на события, выражает эмоции, записывается в память ребенка и в дальнейшем влияет на всю его жизнь
На поговорках, пословицах, воспитывалось не одно поколение людей. Народ высоко ценит пословицы и поговорки потому что «в полой воде нет рыбы, в пословице нет лжи». Культ матери также использует многовековой опыт народа, как пример для подражания, как добрый советник и первый наставник, как поучительное наследие прежних поколений и как пример образного мышления [6; 45].
«Народные афоризмы не просто выражают ту или иную воспитательную идею, они созданы, отшлифованы, имеют как бы определенную воспитательную задачу, дидактические цели, диктуемые педагогической интуицией народа, принципом целесообразности» [14; 108].
«Культ матери» отраженит идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, средств и методов воспитания, поощрения и наказания, содержания обучения, трудового и нравственного воспитания, наследственности и наследования детьми черт поведения родителей, влияния окружающей среды и общественного мнения и т.д. и т.п. Выражение в пословицах общественного мнения о воспитании для народной педагогики имеет принципиальное значение, ибо, как считал К.Д.Ушинский « Где нет общественного мнения о воспитании, там нет и общественного воспитания» [18; 57 ].
В пословицах отразились условия воспитания - благоприятные и неблагоприятные. «Культ матери» внушает подрастающему поколению мысль о необходимости уважать воспитателей. В пословицах родительский авторитет поддерживается особенно настойчиво: «Птичьего молока хоть в сказке найдешь, а другого отца-матери и в сказке не найдешь», «Будущее нации - в руках матерей», «Рука, качающая колыбель, управляет миром». Детям предсказывается судьба по их отношению к родителям: «Яблоко от яблони недалеко падает» [19; 37].
Краткость, лаконичность пословиц особенно важны для запоминания более младшего поколению, всех нравственных норм и правил. Кратко и образно выражают афоризмы народные мысли о воспитании, формировании личности человека о роли матери. Педагогический гений народа продуманно, сознательно создал не только однострочные, но и двух строчные, в ряде случаев многострочные, даже многоступенчатые афоризмы, наделенные поэтическими рифмами. Большинство миниатюр народ слагал однострочными. В двух строчных афоризмах вторая половина обычно путём сопоставления усиливает главную смысловую нагрузку и общую воспитательную идею пословицы. Например: «Ворона называет своих птенцов беленькими, еж называет своих детей нежненькими». Здесь народ излагает уже более подробно свои мысли, где-то осуждает, где-то советует, а где-то предостерегает. Ступенчатые многострочные афоризмы путём повторения сосредоточивает внимание слушателя на главной идее пословицы. В этих пословицах мать путём повторения и сопоставления стремился укрепить в сознании слушателей чувство меры, справедливости, умение верно оценить роль матери.
Всё это свидетельствует о том, что народ свои педагогические рекомендации сложил и выразил, руководствуясь потребностями жизни, реагируя на разнообразные проявления условий материальной жизни общества. Эту мысль очень хорошо выразил П. Лафарг: «Обиходные выражения и пословицы показывают, быть может, ещё яснее, чем отдельные слова, те нити, которые связывают язык с явлениями окружающей жизни» [14; 216].
Таким образом, в самом композиционном построении афоризмов видна их материнская- воспитательная целесообразность, рассчитанная не просто на усвоении истин, но и на то, чтобы они стали не писаными законами жизни, оказывали прямое воздействие на воспитание и формирование личности.
С самого рождения мы учимся от матери близости, общению, устанавливать личные границы и дистанцию в отношениях. Мать показывает нам, как справляться с неудачами и тревогами, несбывшимися ожиданиями, утратами и горем. Мать – это человек, который определяет качество эмоциональной составляющей личности или, другими словами, той части нашей души, которая отвечает за успех в любви и работе. Так же «культ матери» развивает у ребёнка и умственный аспект его жизни, посредством загадки, которые заставляют думать единственный правильный ответ.
Загадки призваны развивать мышление детей. Мать приучает их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету. Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.
Он — пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
Прекрасна поэтическая форма загадки, глубока мысль, заключенная в отгадке.
«Чего дороже на свете нет?» - спрашивает русская загадка-вопрос, ответ должен явиться убеждением ребенка: «Друга искреннего». Полный ответ уже является пословицей. «Что у человека ложно и что правдиво?» Разгадкой этой загадки является тоже пословица - «Уши - ложь, глаза - правда», у чувашей эта пословица распространена в виде совета: «Не верь ушам, а верь глазам» [19; 154 ].
В целях усиления воспитательного воздействия педагогических миниатюр мать проявила заботу также о том, чтобы художественно оформить своё творение, используя для этого разнообразные средства поэтической образности, словесной ритмики, добиваясь таким образом яркого интонационного − смыслового звучания афоризмов.