Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 13:04, курс лекций
1 .Общее представление о педагогике как науке
Общекультурное и смысложизненное (мировоззренческое) самоопределение личности, а для педагога и профессиональное, предполагает ее ориентацию в глубинных пластах той части культуры человечества, которую составляет педагогика. Она имеет длительную историю, неотделимую от истории человечества.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или дитяведение
Главной задачей формального образования (или дидактического формализма) является развитие умственных способностей и познавательных интересов учащихся. При этом основным средством этого развития выступало изучение математики и иностранных языков (Дж. Локк, А. Дистервег, И. Г. Песталоцци).
Критика рассмотренных выше подходов была дана в XIX в. К. Д. Ушинским. Он утвердил в российской педагогике идею обеспечения единства формального и материального подходов к отбору содержания образования.
В современной педагогике эта идея нашла отражение в принципах формирования содержания образования, разработанных В. В. Краевским.
Это принципы:
· соответствия содержания
образования требованиям
· единства содержания и организации образования;
· гуманитаризации содержания образования (нацеленность на создание условий для развития личности, приоритет дисциплин гуманитарного
цикла и пр.);
· фундаментализации образования (нацеленность на обучение способам добывания знаний, на изучение законов, освоение методологических подходов).
Данные подходы определяют современные требования к содержанию образования. В ст. 14 закона «Об образовании» подчеркивается, что оно должно быть ориентировано на:
• обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации;
• развитие общества;
• укрепление и совершенствование правового государства.
19. Форма организации пед. процесса
Формы организации обучения (организационные формы) - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.
Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям:
По количеству учащихся: массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения.
По месту учебы: школьные и внешкольные формы.
Школьные формы обучения: школьные занятия (уроки), работа в мастерских, на пришкольном опытном участке, в лаборатории.
Внешкольные формы обучения: домашняя самостоятельная работа, экскурсия, занятия на предприятиях и т.п.
В зависимости от принадлежности к направлениям воспитания выделяют формы физического, трудового, умственного и нравственного воспитания.
Все формы в педагогике подразделяются по степени сложности. Выделяют формы простые, составные и комплексные. Простые формы построены на минимальном количестве методов и средств, посвящены одной теме (беседа, экскурсия, зачет, экзамен, лекция и т.п.). Составные формы строятся на развитии простых или на их разнообразных сочетаниях: это урок, конференция и т.д. Комплексные создаются как целенаправленная подборка простых и составных форм: это дни открытых дверей, недели театра, книги.
Формы организации обучения: урок, лекция, семинар, консультация и т.д.
По длительности времени обучения различают: классный урок (45 минут); спаренное занятие (90 мин), спаренное укороченное занятие (70 мин); уроки произвольной продолжительности.
История развития школы
знает различные системы
Наибольшее распространение как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий. Ее контуры очертил немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я.А. Коменский.
Существуют также
- лекция (модификация урока передачи-усвоения новых знаний: изложение учебного материала распределяется на два учебных часа, чем обеспечивается рассмотрение крупной темы в единстве всех ее компонентов) побуждает школьников к целостному осмыслению фактов в их логической взаимосвязи;
- семинар может быть
посвящен обсуждению
- предметные кружки, предлагаемые
школой, отличаются большим
- экскурсия. Чтобы
успешно провести экскурсию,
- факультативы и курсы по выбору разрабатываются с учетом пожеланий и интересов школьников, их родителей, а также исходя из общественных потребностей и возможностей школы. Факультативные занятия должны проводиться в тесной связи с уроками по обязательным и общеобразовательным предметам;
Классно-урочная система
при всех ее недостатках имеет существенные
преимущества перед другими системами
организации педагогического процесса.
Разумное использование в ее рамках элементов
других образовательно-воспитательных
систем делает классно-урочную систему незаменимой
для общеобразовательной школы.
Классно-урочная система при массовости
охвата воспитанников позволяет обеспечивать
организационную четкость и непрерывность
учебно-воспитательной работы, она экономически
выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным
обучением и воспитанием. Знание учителем
индивидуальных особенностей учащихся
и, в свою очередь, учащимися друг друга
позволяет с большим эффектом использовать
стимулирующее влияние классного коллектива
на учебную деятельность каждого ученика.
Классно-урочная система, как ни одна другая,
предполагает тесную связь обязательной
учебной и внеучебной работы. Внеучебная
работа в структуре педагогического процесса,
организуемого школой, занимает особое
место. Она во многом способствует совершенствованию
собственно учебного процесса, хотя и
не всегда проводится в стенах школы. Внеучебная
(внеурочная) работа может рассматриваться
как внеклассная и внешкольная. Внеклассная
организуется школой и чаще всего в стенах
школы, а внешкольная - учреждениями дополнительного
образования, как правило на их базе.
Внеклассная и внешкольная работа имеют
большое образовательно-воспитательное
значение. Они способствуют развитию познавательных
интересов, удовлетворению и развитию
духовных потребностей школьников, открывают
дополнительные возможности для формирования
таких ценных социально значимых качеств,
как общественная активность, самостоятельность,
инициативность и др. Главное же их назначение
- выявление и развитие творческих способностей
и наклонностей детей и подростков в разных
отраслях науки и культуры.
Неоспоримым преимуществом классно-урочной
системы является возможность в ее рамках
органического сочетания массовых, групповых
и индивидуальных форм учебно-воспитательной
работы.
Массовые формы используются главным
образом при организации внеучебной работы.
Они предполагают участие большинства
учащихся или их представителей. Это утренники,
школьные вечера, праздники, конкурсы,
олимпиады, КВНы, конференции, субботники
и т.п. Критериями эффективности массовых
форм организации педагогического процесса
являются количественный охват школьников,
четкость и организованность в процессе
проведения, активность учащихся и, главное,
достижение воспитательно-образовательных
целей.
Групповые формы целесообразно подразделять
на учебные и внеучебные. К учебным относятся
урок, школьная лекция, семинар, экскурсия,
лабораторно-практическое занятие, которые
ниже будут рассмотрены подробно. Групповая
внеучебная работа проводится с учащимися
одного или разных возрастов, объединенными
общностью интересов. Обычно это кружки,
клубы, спортивные секции, организуемые
с целью углубления познавательных интересов
и расширения кругозора (предметные кружки,
клуб любознательных "Почемучка"
и т.п.); совершенствования трудовых умений
и навыков и развития технического творчества
("Умелые руки", конструкторский,
авиамодельный кружки и т.п.); развития
художественных способностей (танцевальный,
хоровой кружки, вокальная группа, литературный
клуб и т.п.); совершенствования спортивного
мастерства и укрепления здоровья (спортивные
секции, сборные школы по какому-либо виду
спорта и т.п.); активизации общественной
деятельности (клуб интернациональной
дружбы, клубы "Юный историк", "Прометей"
и т.п.). Кружки, клубы, секции объединяют
обычно не более 15 - 20 человек, работают
по программе, составленной на год или
полгода. Показателями эффективности
групповых форм организации внеучебной
работы являются стабильный состав кружка,
секции; заметные коллективные достижения,
признаваемые окружающими.
Основной формой индивидуальной учебной
работы являются консультации в сочетании
с дополнительными занятиями. В последние
годы широкое распространение получает
индивидуальная работа с учащимися в форме
репетиторства по всем или некоторым учебным
предметам. Индивидуальная внеурочная
воспитательная работа организуется с
целью развития способностей, склонностей
и дарований отдельных учащихся. Это могут
быть занятия художественным чтением,
сольное исполнение песен, обучение игре
на музыкальном инструменте и т.п. Критерием
эффективности индивидуальных форм организации
обучения и воспитания являются поступательные
позитивные изменения в знаниях, умениях,
поведении, отношениях воспитанника, т.е.
в личности в целом.
Дополнительное образование (внешкольная
образовательно-воспитательная работа),
организуемое также через массовые, групповые
и индивидуальные формы, строится на условиях
добровольного участия, активности и самодеятельности
детей с учетом их возраста и интересов.
Она осуществляется через дома детского
творчества, детские технические, натуралистические,
краеведческие станции, музыкальные, спортивные,
художественные школы, библиотеки, кружки,
клубы, секции при домоуправлениях и т.п.
Все многообразие форм организации педагогического
процесса можно подразделить на основную,
дополнительные и вспомогательные.
Урок как форма организации
обучения, которая обеспечивает активную
и планомерную учебно-познавательную
деятельность группы учащихся определенного
возраста, состава и уровня подготовки
(класса), направленную на решение поставленных
учебно-воспитательных задач, прочно занял
свое место в советской школе в качестве
основной организационной формы обучения.
Среди многообразия используемых в общеобразовательной
школе организационных форм обучения
урок продолжает сохранять ведущее значение.
Хороший урок — дело не простое даже для
опытного учителя. Искусство проведения
уроков во многом зависит от понимания
и выполнения учителем социальных и педагогических
требований, которым должен удовлетворять
урок. Требования эти определяются задачами
школы, закономерностями и принципами
обучения.
Особенности школьного урока:
урок предусматривает реализацию функций
обучения в комплексе (образовательной,
развивающей и воспитывающей);
Особенности урока обусловлены
его целью и местом в целостной
системе обучения. Каждый урок занимает
определенное место в системе учебного
предмета, при изучении конкретной школьной
дисциплины.
Структура урока воплощает закономерности
и логику процесса обучения.
Типы уроков определяются особенностями
главных задач, разнообразием содержательно-методической
инструментовки и вариативностью способов
организации обучения.
1. Комбинированный урок (наиболее распространенный
тип урока в массовой практике). Его структура:
организационная часть (1—2 мин), проверка
домашнего задания (10—12 мин), изучение
нового материала (15—20 мин), закрепление
и сопоставление нового с ранее изученным
материалом, выполнение практических
заданий (10—15 мин), подведение итога урока
(5 мин), домашнее задание (2—3 мин).
2. Урок изучения нового материала применим,
как правило, в практике обучения старшеклассников.
В рамках данного типа проводятся урок-лекция,
проблемный урок, урок-конференция, киноурок,
урок-исследование.
3. Урок закрепления знаний и совершенствования
умений и навыков проводится в виде семинара,
практикума, экскурсии, самостоятельных
работ и лабораторного практикума. Значительную
часть времени занимает повторение и закрепление
знаний, практическая работа по применению,
расширению и углублению знаний, по формированию
умений и закреплению навыков.
4. Урок обобщения и систематизации нацелен
на системное повторение крупных блоков
учебного материала по узловым вопросам
программы, имеющим решающее значение
для овладения предметом в целом.
5. Урок контроля и коррекции знаний, умений
и навыков предназначен для оценки результатов
учения, диагностики уровня обученности
учеников, степени готовности учащихся
применять свои знания, умения и навыки
в различных ситуациях обучения.
В школьной практике используют и другие
типы уроков, такие как урок-соревнование,
консультация, взаимообучение, лекция,
межпредметный урок, игра.
22. Дополнительные формы организации педагогического процесса
Урок как основная
форма органично дополняется
другими формами организации
учебно-воспитательного
Экскурсии
Экскурсия - это специфическое
учебно-воспитательное занятие, перенесенное
в соответствии с определенной
образовательной или