Ленинский период в истории развития педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение ленинских идей и учений, в которых он призывал трудящуюся молодежь советского времени к повышению своего умственного, культурного, политехнического развития.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Теоретические основы учения В.И. Ленина о коммунистическом воспитании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1 В.И. Ленин о коммунистическом воспитании и образовании . . . . . . . . .6
1.2 В.И. Ленин о культурной революции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.3 В.И. Ленин о целях коммунистического воспитания и задачах советской школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
Глава II. Основные направления педагогических идей В.И. Ленина . . . . . . . . .13
2.1 В.И. Ленин об умственном образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.2 В.И. Ленин о воспитании подрастающего поколения в духе коммунистической морали . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
2.3 В.И. Ленин о политехническом образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.4 В.И. Ленин о советском учительстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2.5 Значение учителя В.И. Ленина о коммунистическом воспитании для развития педагогики и школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Работа 3 КУРС.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования 

«Стерлитамакская государственная  педагогическая академия

им. Зайнаб Биишевой»

Кафедра педагогики и психологии

Курсовая работа

Ленинский период в истории развития педагогики

Выполнил:

студент 3 курса ИПИП

Дьяконова ЕА.

Научный руководитель                                   к.п.н., доцент

Касимова З.Ш.

Стерлитамак 2011

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава I. Теоретические основы учения В.И. Ленина о коммунистическом воспитании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

1.1 В.И. Ленин о коммунистическом воспитании и образовании . . . . . . . . .6

1.2 В.И. Ленин о культурной революции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

1.3 В.И. Ленин  о целях коммунистического воспитания  и задачах советской школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

Глава II. Основные направления педагогических идей В.И. Ленина  . . . . . . . . .13

2.1 В.И. Ленин  об умственном образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

2.2 В.И. Ленин  о воспитании подрастающего поколения  в духе коммунистической морали . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

2.3 В.И. Ленин  о политехническом образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

2.4 В.И. Ленин о советском  учительстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

2.5 Значение  учителя В.И. Ленина о коммунистическом  воспитании для развития педагогики  и школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28

Введение

Ленин — жил.

Ленин — жив.

Ленин будет жить

/В.Маяковский/

Зарождение новой, социалистической педагогики в России на рубеже двух веков было связано с именем Владимира Ильича Ленина.

Ленин Владимир Ильич (1870-1924), революционер, политический деятель советской России, лидер большевистской революции, глава советского правительства (1917-1924). Настоящая фамилия - Ульянов. Родился 10 (22) апреля 1870 в Симбирске (ныне Ульяновск). Отец, Илья Николаевич, проделал путь от учителя средней школы до директора народных училищ Самарской губернии, получил дворянское звание (умер в 1886). Мать, Мария Александровна Бланк, дочь врача, получила лишь домашнее образование, но могла говорить на нескольких иностранных языках, играла на рояле, много читала. Владимир был третьим из шести детей. В семье царила дружелюбная атмосфера; родители поощряли любознательность детей и относились к ним с уважением.

В. И. Ленин обогатил все области учения К. Маркса и Ф. Энгельса важнейшими положениями применительно к эпохе империализма, пролетарских революций и построения социализма. В своих печатных трудах и устных выступлениях он рассматривал актуальнейшие и сложнейшие проблемы народного образования и педагогики в период подготовки и свершения Великой Октябрьской социалистической революции, а затем строительства новой школы и создания условий для осуществления коммунистического воспитания.

Вопросы воспитания и образования В. И. Ленин всегда рассматривал во взаимосвязи с экономикой и политикой. В ряде своих статей он подверг острой критике политику царизма в области просвещения, показал стремление господствующих классов использовать воспитание и образование в своих интересах, превращение школы в орудие классового господства буржуазии. Царизм боится дать знания трудящимся, утверждал Ленин, министр внутренних дел «смотрит на рабочих, как на порох, а на знание и образование, как на искру... если искра попадет на порох, то взрыв направится прежде всего на правительство».

Программа РСДРП, разработанная В. И. Лениным и принятая II съездом партии (1903 г.), в области народного образования предусматривала широкие демократические преобразования: обучение в школе на родном языке, отделение церкви от государства и школы от церкви, бесплатное общее и профессиональное образование для всех детей обоего пола до 16 лет, снабжение бедных детей пищей, одеждой и учебными пособиями за счет государства. Воспрещалось использовать труд подростков до 16 лет, а рабочее время молодежи 16-18 лет ограничивалось шестью часами.

Так же В. И. Ленин считал политехническую трудовую подготовку важнейшей составной частью коммунистического воспитания подрастающего поколения, рассматривая ее вместе с тем как необходимую предпосылку вовлечения детей и подростков в производительный труд, с тем, чтобы использовать этот фактор для воспитания всесторонне развитой личности.

В результате проведенных мероприятий по упорядочению содержания и методов обучения в школах значительно повысился уровень общеобразовательной подготовки учащихся, усилилась воспитательная работа, деятельность школьного комсомола и пионерской организации.

Целью данной курсовой работы является изучение ленинских идей и учений, в которых он призывал трудящуюся молодежь советского времени к повышению своего умственного, культурного, политехнического развития.

Актуальность. Как говорится: «Без истории – нет будущего». Именно история складывает наше представление о окружающем мире современного человека. Всё что мы видим, слышим, чувствуем уже давным-давно открыто человеком, но то что открыто, не означает что это изучено до конца. Ленинский период в развитии педагогики очень важный этап становления обучения и воспитания человека, его изучили вдоль и поперек, но несмотря на имеющиеся исследования данного вопроса, научные знания в отрасли недостаточны.

Объектом исследования является ленинский период в истории развития педагогики.

Предметом данной курсовой работы можно считать идеи и работы В.И. Ленина, которыми он пытался организовать учебный процесс и вовлечь трудящуюся молодежь в него.

Как и в любой курсовой работе, мы должны выявить задачи:

-  изучить  всю имеющуюся литературу по  выбранной теме;

- проанализировать  ту информацию, которую получили  в результате изучения литературы;

- выявить  разницу между советской педагогикой  ленинского периода и педагогикой на современном этапе развития;

В данной курсовой работе использовались методы сбора информации способом изучения литературы по выбранной теме, сравнение ленинского периода в истории педагогики и педагогики в настоящее время.

Логика исследования обусловила структуру курсовой работы, состоящей из введения, двух глав, заключения и библиографии. Глава I посвящена теоретическим основам учения В.И. Ленина о коммунистическом воспитании, Глава II рассматривает основные направления педагогических идей В.И. Ленина 

Глава I. Теоретические основы учения В.И. Ленина о коммунистическом воспитании

1.1 Учение В.И.Ленина  о коммунистическом воспитании  и образовании

В. И. Ленин в своей  теоретической и практической деятельности постоянно и неизменно уделял огромное внимание делу воспитания и образования трудящихся.

Творчески развивая учение К. Маркса и Ф. Энгельса о воспитании, В. И. Ленин  указывал, что вопросы, воспитания и  образования в Советском государстве  необходимо решать в неразрывной  связи с задачами организации народного хозяйства и социалистического строительства, развития науки и культуры.

Он неустанно разоблачал лживые утверждения апологетов капитализма  о том, будто в условиях буржуазного  строя достигнуто равенство в  области образования и школа может быть вне политики. Он говорил, что «буржуазия, выдвигающая такое положение, сама во главу угла школьного дела ставила свою буржуазную политику и старалась школьное дело свести к тому, чтобы натаскать для буржуазии покорных и расторопных прислужников, старалась снизу доверху даже всеобщее обучение свести к тому, чтобы натаскать для буржуазии покорных и расторопных слуг, исполнителей воли и рабов капитала, никогда не заботясь о том, чтобы школу сделать орудием воспитания человеческой личности».(17)

В. И. Ленин убедительно  вскрыл антинародный характер буржуазной школы и вместе с тем считал неправильным нигилистическое отношение  к ней. Признавая, что старая школа  была школой муштры и зубрежки, он говорил, что надо уметь отличать в старой школе плохое от хорошего, уметь выбрать из нее то, что необходимо для коммунизма.

Высказывания В. И. Ленина о старой школе неразрывно связаны  с его учением о двух культурах  в каждой национальной культуре и  о том, что пролетариату, строящему новое общество, необходимо творчески использовать культурное наследие прошлого. (8)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 В. И. Ленин о культурной революции.

После Великой Октябрьской  социалистической революции рабочий  класс, взяв в свои руки государственную  власть, стал вместе с трудящимся крестьянством законным наследником и преемником всех достижений предшествующей культуры. Впервые в истории эти достижения стали достоянием всего народа. «Раньше весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, — говорил В. И. Ленин,— чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации».(1)

Пролетарская революция  создала все условия для подъема  культурного уровня народных масс, открыла широкие пути для культурного  развития всем народам России, которые  царская власть сознательно держала  в темноте и невежестве.

В. И. Ленин убедительно  доказал, что завоевание политической власти рабочим классом является необходимой предпосылкой культурной революции. Он опроверг взгляды оппортунистов  о том, будто сначала следует  подготовить в условиях старого  общества культурных людей, а затем уже пролетариату брать политическую власть в свои руки, будто сначала следует достигнуть определенного уровня культуры, а потом строить социализм.

«Если для создания социализма, — писал В. И. Ленин, — требуется  определенный уровень культуры (хотя никто не может сказать, каков именно этот определенный «уровень культуры», ибо он различен в каждом из западноевропейских государств), то почему нам нельзя начать сначала с завоевания революционным путем предпосылок для этого определенного уровня, а потом уже, на основе рабоче-крестьянской власти и советского строя, двинуться догонять другие народы».(4)

В статье «О кооперации»  В. И. Ленин, отводя нападки на Коммунистическую партию со стороны ее противников, писал: «Нам наши противники не раз говорили, что мы предпринимаем безрассудное дело насаждения социализма в недостаточно культурной стране. Но они ошиблись в том, что мы начали не с того конца, как полагалось по теории (всяких педантов), и что у нас политический и социальный переворот оказался предшественником тому культурному перевороту, той культурной революции, перед лицом которой мы все-таки теперь стоим.

Для нас достаточно теперь этой культурной революции для того, чтобы оказаться вполне социалистической страной...».(13)

В. И. Ленин считал культурную революцию составной частью социалистической революции. Указывая, что Октябрьская революция создала необходимые условия для быстрого и всестороннего подъема культуры, В. И. Ленин постоянно призывал советских людей повышать культурный уровень, развивать новую, социалистическую культуру. Основной задачей культурной революции он считал всестороннее приобщение трудящихся ко всем культурным достижениям прошлого и формирование в СССР новой, социалистической культуры. Он постоянно указывал советскому народу на те решающие задачи в области культурного строительства, которые диктовались требованиями развивающегося народного хозяйства.(5)

Еще в 1920 году, когда только начиналась мирная созидательная деятельность советских людей по восстановлению народного хозяйства, В. И. Ленин разъяснял трудящейся молодежи, что усвоение ею культуры, науки, всех знаний, выработанных человечеством, имеет огромное историческое значение.

Информация о работе Ленинский период в истории развития педагогики