Ленинский период в истории развития педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение ленинских идей и учений, в которых он призывал трудящуюся молодежь советского времени к повышению своего умственного, культурного, политехнического развития.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Теоретические основы учения В.И. Ленина о коммунистическом воспитании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1 В.И. Ленин о коммунистическом воспитании и образовании . . . . . . . . .6
1.2 В.И. Ленин о культурной революции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.3 В.И. Ленин о целях коммунистического воспитания и задачах советской школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
Глава II. Основные направления педагогических идей В.И. Ленина . . . . . . . . .13
2.1 В.И. Ленин об умственном образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.2 В.И. Ленин о воспитании подрастающего поколения в духе коммунистической морали . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
2.3 В.И. Ленин о политехническом образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.4 В.И. Ленин о советском учительстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2.5 Значение учителя В.И. Ленина о коммунистическом воспитании для развития педагогики и школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Работа 3 КУРС.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

В своей речи на III Всероссийском  совещании заведующих внешкольными подотделами губоно (февраль 1920 года) В. И. Ленин указывал: «Одним из коренных недостатков постановки образования и просвещения в капиталистическом обществе было то, что оно было оторвано от основной задачи организации труда постольку, поскольку капиталисту нужно было натаскать и надрессировать покорных и дрессированных рабочих. Связи между действительными задачами организации народного труда и между преподаванием в капиталистическом обществе не было». Школа в социалистическом государстве призвана, по мысли Ленина, изжить этот коренной недостаток и так поставить воспитание и учение детей, чтобы оно было тесно связано с жизнью, с борьбой против эксплуататорского строя, с трудом рабочих и крестьян.

Этой идеей пронизана  речь В. И. Ленина на III Всероссийском  съезде Российского Коммунистического  Союза Молодежи в октябре 1920 года. В этой исторической речи он выдвинул перед молодым поколением, которое будет создавать коммунистическое общество, в качестве основной задачи задачу «учиться коммунизму».(24)

Сознательно усвоенные  и глубоко продуманные знания молодежь должна уметь применять на практике. Лишь при этом условии она сможет активно участвовать в хозяйственном возрождении страны, в реорганизации земледелия и промышленности на основе современной науки и техники.

Придавая большое значение электрификации страны и подчеркивая необходимость связать образование с задачами социалистического строительства, В. И. Ленин указывал: «Вы прекрасно понимаете, что к электрификации неграмотные люди не подойдут, и мало тут одной простой грамотности. Здесь недостаточно понимать, что такое электричество: надо знать, как технически приложить его и к промышленности, и к земледелию, и к отдельным отраслям промышленности и земледелия. Надо научиться этому самим, надо научить этому все подрастающее трудящееся поколение».

В. И. Ленин большое  место в политехническом образовании отводил ознакомлению молодежи с электрификацией, умениям приложить ее к промышленности и земледелию. Мысль о широкой постановке пропаганды электричества, в которой активную роль должна сыграть и школа, высказана В. И. Лениным в 1920 году, когда шла работа над составлением Государственного плана электрификации всей Советской страны. Очень интересны в этом отношении письма В. И. Ленина (конец 1920 года) к Г. М. Кржижановскому, руководившему разработкой плана ГОЭЛРО.(14)

По словам Н. К. Крупской, «1920—1921 годы — это были годы, когда внимание Владимира Ильича было больше чем когда-либо направлено на производственную пропаганду и на политехническую школу». Это было вызвано тем, что их осуществление он тесно связывал с вопросом электрификации страны как технической базы для создания индустриальной России, с переходом на плановое ведение всего народного хозяйства. Решение всех этих задач требовало поднятия уровня сознательности масс, высокой культуры труда. Помочь в разрешении этих больших хозяйственно-политических задач должно было приобщение подрастающих поколений к техническим знаниям в политехнической школе.(4)

Составляя в середине декабря 1920 года план своего доклада  на VIII Всероссийском съезде Советов, В. И. Ленин в заключение пишет:

«Электрификация + Советская  власть = коммунизм...

Во всех школах: наша программа: политехническое образование + всесторонний приступ к работе»

В проекте резолюции VIII Всероссийского съезда Советов по докладу  об электрификации, который был составлен  В. И. Лениным, мы читаем: «Изучение этого плана должно быть введено во всех без изъятия учебных заведениях республики; каждая электрическая станция и каждый сколько-нибудь сносно поставленный завод и совхоз должны стать центрами ознакомления с электричеством, с современной промышленностью и центрами пропаганды плана электрификации и систематического преподавания его».

Вооружение подрастающего  поколения основными понятиями  об электричестве, о его применении в промышленности В. И. Ленин ставит на первое место и в той системе политехнического образования, которое он наметил в это же время (декабрь 1920 года) в своих заметках «О политехническом образовании» на тезисы Н. К. Крупской, составленные для доклада о политехнической школе на партийном совещании по вопросам народного образования. В них В. И. Ленин высказывает ряд принципиально важных положений о содержании политехнического образования и о путях его осуществления в условиях того времени. В. И. Ленин указывал, что учащийся старших классов II ступени, получая практическую подготовку к участию в общественном производстве в 12—17 лет, не должен становиться узким ремесленником.

Необходимо, чтобы он обладал широким общим образованием, имел политехнический кругозор и  основы, начатки политехнического образования. А именно:

«(аа) основные понятия  об электричестве (точно определить, какие),

(бб) о применении электричества  к механической промышленности,

(вв) —»—тоже к химической,

(тт) тоже о плане  электрификации РСФСР,

(дд) посетил не менее  1—3 раз электрическую станцию, завод, совхоз,

(ее) знал такие-то основы  агрономии и т.д. Разработать  детально минимум знаний».(22)

В. И. Ленин считал, что  политехническое образование должно быть тесно связано с получением подрастающим поколением общеобразовательных  знаний и воспитанием коммунистической нравственности. Творчески развивая учение основоположников марксизма о политехнизме, Владимир Ильич конкретизировал его содержание.

Слушая на III сессии ВЦИК (26 сентября 1920 года) доклад наркома  просвещения А. В. Луначарского о  деятельности Наркомпроса, В. И. Ленин делал для себя конспективные записи некоторых положений, выдвинутых как самим докладчиком, так и лицами, выступавшими в прениях. В частности, он отметил мысль докладчика о том, что политехнический принцип не требует обучения всему, но требует обучения основам современной индустрии вообще.

В заметках на тезисы Надежды  Константиновны «О политехническом  образовании», написанных три месяца спустя, он указал, каковы те главные  отрасли социалистического производства, с основами которых надо ознакомить учащихся, осуществляя политехническое образование. К этим главным отраслям В. И. Ленин, как видно из предшествующего изложения, относил наряду с энергетикой, механической и химической промышленностью также и агрономию. В «Тезисах о производственной пропаганде» (ноябрь 1920 года) он писал, что «задача социализма сближать и объединять промышленность и земледелие».(24)

В перестройке отсталого  в России сельского хозяйства  на базе электрификации и передовой  техники Ленин видел важный фактор на пути к уничтожению противоположности между городом и деревней, к созданию бесклассового общества. Включая сельское хозяйство в круг политехнизма, он, таким образом, расширил его содержание. Большое значение имел также перечень практических мероприятий на путь к осуществлению политехнизации, которые В. И. Ленин рекомендовал немедленно провести, несмотря на отсталость промышленности и хозяйственную разруху. Такими первоочередными мероприятиями он считал посещение учащимися ближайшей электростанции и прослушивание там курса лекций с показом опытов, проведение практических работ по электричеству и экскурсий в совхозы и на заводы, устройство маленьких музеев по политехническому образованию. Для проведения политехнического образования В. И. Ленин предлагал привлечь всех инженеров, агрономов, а также всех окончивших университеты по физико-математическому факультету.

В. И. Ленин заботился  не только о подготовке рабочей силы, рабочих рук, но и о том, чтобы  молодежь овладевала высотами современной  техники, которая сделает страну непобедимой и просвещенной. Он тесно связывал подготовку рабочей силы с воспитанием всесторонне развитых, сознательных строителей социалистического промышленного и сельскохозяйственного производства.(9)

Вопрос об осуществлении  политехнического образования В. И. Ленин тесно связывал с новым подходом к труду, к вопросам дисциплины. Сущность коммунистического труда им отчетливо раскрыта в статье «От разрушения векового уклада к творчеству нового» (апрель 1920). В ней он писал: «Коммунистический труд в более узком и строгом смысле слова есть бесплатный труд на пользу общества, труд, производимый не для отбытия определенной повинности, не для получения права на известные продукты, не по заранее установленным и узаконенным нормам, а труд добровольный, труд вне нормы, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия о вознаграждении, труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд, как потребность здорового организма».

Примером такого труда  на общую пользу стали первые коммунистические субботники. В. И. Ленин называл их «великим почином», усматривал в их возникновении и быстром распространении  в молодой Советской республике победу социалистической морали над мелкобуржуазным эгоизмом и другими привычками, доставшимися рабочему и крестьянину в наследство от капитализма.

Признавая большую роль в формировании коммунистических убеждений  и морального облика новых людей  их участие в общественно полезном труде, Владимир Ильич в речи на III съезде комсомола говорил: «Только в труде вместе с рабочими и крестьянами можно стать настоящими коммунистами». Он считал, что комсомол должен взять на себя инициативу в деле воспитания всего подрастающего поколения с молодых лет в сознательном и дисциплинированном труде. Нужно поставить дело так, чтобы «каждый день в любой деревне, в любом городе молодежь решала практически ту или иную задачу общего труда, пускай самую маленькую, пускай самую простую».(24)

Ленинские указания о  связи обучения с производительным трудом, о соотношении общего и политехнического образования служат руководством к действию в наши дни, когда с особой остротой встал вопрос о подготовке высокообразованных людей, способных к систематическому общественно полезному труду и к продолжению образования.(25)

2.4 В. И. Ленин о советском учительстве.

Грандиозные задачи, поставленные В. И. Лениным перед школой, могли  быть осуществлены только с помощью  нового учительства. Ленинские взгляды  на задачи советской школы теснейшим образом связаны с его мыслями об учителе, его роли в воспитании новых людей и в строительстве социалистического общества.

Превращение школы из орудия классового господства буржуазии  в орудие коммунистического переустройства общества могло быть осуществлено Советской властью путем привлечения на свою сторону старого учительства и подготовки новых учителей из среды рабочих и крестьян.(1)

В произведениях В. И, Ленина учительство рассматривается  как важнейшая сила в строительстве  социализма. Выступая в 1918 году на съезде учителей, ставших на сторону Советской власти и назвавших свою профессиональную организацию «Союзом учителей-интернационалистов», В. И. Ленин исключительно глубоко осветил задачи учительства в борьбе за утверждение завоеваний Октябрьской революции. Он призывал учителей не ограничиваться только профессиональной деятельностью. «Учительская армия должна поставить себе гигантские просветительные задачи и прежде всего должна стать главной армией социалистического просвещения. Надо освободить жизнь, знание от подчинения капиталу, от ига буржуазии. Нельзя ограничить себя рамками узкой учительской деятельности. Учительство должно слиться со всей борющейся массой трудящихся».(13)

В своих неоднократных  выступлениях перед учительством и  деятелями народного просвещения В. И. Ленин убедительно доказывал, что новый, свободный строй, при котором наука перестает служить целям эксплуатации, предоставляет учителям широкие возможности для многогранной педагогической работы. Он постоянно напоминал, что деятельность советского учителя должна быть примером служения своему народу и быть теснейшим образом связанной с политикой Коммунистической партии и Советского правительства, что долг советского учителя стать проводником идей коммунизма в массы населения.

В одной из последних  своих работ — «Странички из дневника»  — В. И. Ленин писал, что надо систематически работать по организации народных учителей, чтобы сделать их из опоры буржуазного  строя (какой они являются в капиталистических  странах) опорой нового, советского строя. Он считал необходимым помогать учителю связывать его преподавание в школе и культурно-просветительную работу среди населения с борьбой трудящихся за построение коммунизма. Эта задача, поставленная В. И. Лениным на заре пролетарской революции, продолжает и поныне сохранять свое актуальное значение.

В. И. Ленин высоко поднял авторитет советского учителя. Он призывал партию и весь народ бережно относиться к учителям, постоянно улучшать их материальное положение, оказывать  им всемерную помощь в их почетной деятельности по воспитанию молодого поколения в духе коммунизма.

В «Директивах ЦК. коммунистам  — работникам Наркомпроса», написанных в 1921 году, В. И. Ленин призывал органы народного образования к действенному руководству работой школ, к проведению мероприятий по учету и обобщению практического опыта работы учительства.

В статье «О работе Наркомпроса» (февраль 1921) Ленин писал: «Руководитель-коммунист  тем и только тем должен доказать свое право на руководство, что он находит себе многих, все больше и больше, помощников из педагогов-практиков, что он умеет им помочь работать, их выдвинуть, их опыт показать и учесть».

В период, когда народное хозяйство страны в результате гражданской  войны и интервенции было разрушено, В. И. Ленин в «Страничках из дневника» призывал немедленно приступить к улучшению положения народного учителя. «Народный учитель, — писал В. И. Ленин, — должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе. Это — истина, не требующая доказательств. К этому положению дел мы должны идти систематической, неуклонной, настойчивой работой и над его духовным подъемом, и над его всесторонней подготовкой к его действительно высокому званию и, главное, главное и главное — над поднятием его материального положения».

Информация о работе Ленинский период в истории развития педагогики