Личностно-социальное развитие детей с нарушением речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Речь - бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передать интересную информацию, прочитать стихотворение.… Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения, общения

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 146.51 Кб (Скачать файл)

Дошкольник проявляет стремление заглянуть в свое будущее, у него появляются первые мечты и фантазирование на тему «Когда я вырасту».

Выводы об особенностях развития самосознания в старшем дошкольном возрасте:

- в самосознании выделяется самопознание, самооценка и самоотношение;

- образ «Я» включает достаточно сложную систему свойств (внешних, личностных, половых, с отражением их временной динамики);

- возникает «личностное сознание», проявлениями которого является осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний;

- самоотношение ребенка отмечается стабильной положительной модальностью, которая компенсирует травмирующий эффект осознания ребенком своих недостатков;

- развитие самоотношения заключается в развитии умений согласовывать противоречия между «Я» реальным и «Я» идеальным.

Знание индивидуальных особенностей самооценки старших дошкольников является одной из важнейших предпосылок эффективности педагогического управления их социально значимой активностью в процессе обучения и воспитания. Развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к себе, результатом которого является определенная самооценка, происходит из-за отражения ею реальных связей с окружающим миром, которые существуют только благодаря активности личности. При этом важно учесть, что самооценка как структурный компонент Я-образа ребенка, определяющий степень его эмоционально-ценностного отношения к себе является постоянно действующим мотивационным фактором в процессе жизнедеятельности личности. Поэтому, направляя активность ребенка, придавая ей социальную значимость, можно влиять не только на сферу его сознания, а достичь гармонизации развития подрастающей личности в целом.[25]

В процессе формирования у старших дошкольников правильного самосознания важно учитывать, что лучше всего дети узнают себя в деятельности, которую выполняют. А для правильного понимания себя, постижения источников своего успеха в учебе им необходимо научиться видеть себя со стороны.

На формирование правильного самосознания влияет также совместная деятельность, что позволяет ребенку почувствовать себя участником общественно полезного труда, сравнивать результаты своих стараний с успехами других, осознать свой вклад в общее дело. Работая в коллективе, дошкольник видит и понимает, на что он способен, осмысливает не только последствия своего труда, но и себя в нем. Совместная деятельность формирует у ребенка представление о себе среди других.

Правильная самооценка стимулирует учебную активность старших дошкольников, их стремление улучшать достигнутые результаты, быть на уровне требований педагога. Вследствие создания благоприятной нравственной атмосферы в саду, чуткого и одновременно требовательного отношения к ребенку педагогов и родителей, положительного опыта дошкольника в учебной деятельности, в структуре его Я-образа закрепляются общественно значимые свойства, возрастает роль мотивации, направленной на повышение уровня уважения к себе как субъекта обучения, устанавливается согласованность между его притязаниями и возможностями. Благодаря этому он сам начинает изменять внешние обстоятельства своего развития. Положительная направленность детской активности это та психологическая основа становления личности, которая способствует формированию потребности в постоянном самосовершенствовании.[14]

Личность старшего дошкольника характеризуется специфическими особенностями побудительной сферы. В этом возрасте потребности личности развиваются на основе тех, которые сформировались ранее.

Игровая деятельность имеет большое значение для развития побудительной сферы ребенка, в том числе и для развития сознательного желания учиться. Именно в игре происходит переход от мотивов как неосознанных, аффективно окрашенных, непосредственных желаний к побуждениям как обобщенным, т.е. наиболее осознанным, намерениям. Ни одной деятельности не свойственно такое эмоционально окрашенное вхождение ребенка в жизнь взрослых, как игре, в которой он добровольно подчиняется различным требованиям.

Потребность старших дошкольников в движении остается такой сильной, как и у дошкольников. Часто она мешает им сосредоточиться на занятии. Сдерживая себя на занятии, дети нередко проявляют особую подвижность на перемене, что утомляет их и снижает работоспособность на следующем занятии. Поэтому педагог должен уметь организовать отдых детей, включая их в подвижные игры на переменах, давая им двигаться на занятиях (физкультминутки).

Особенно значимой для дальнейшего развития личности старшего дошкольника, как и дошкольника, есть потребность во внешних впечатлениях. В начале обучения она является главной движущей силой развития [5].

 

    1. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

Речь дошкольника развивается  очень быстро. Словарный запас растет не только за счет существительных, но и глаголов, местоимений, прилагательных, числительных. К 6-ти годам словарный запас в среднем охватывает 14 тыс. слов. Параллельно дети овладевают умением сочетать слова в предложения по законам грамматики, в 4-5-летнем возрасте без специального обучения усваивают элементарные правила грамматики и синтаксиса родного языка[21].

Развитие речи происходит в процессе совершенствования практического использования языка в общении с другими людьми. В то же время речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Усвоение языка сопровождается большой активностью ребенка. В дошкольном возрасте ребенок является наиболее чувствительным к языковым явлениям. Одновременно с ориентацией на содержание слов он проявляет завидный интерес к звуковой форме слова, часто специально меняет слова, создает новые[31].

На 5-м году жизни дошкольники пытаются осознать значение слов и объяснить их строение. Дети старшего дошкольного возраста уже отличают слова для обозначения существующих предметов от слов, состоящих из произвольного набора букв (например, «яблоко» и «якобы»). Однако они еще не осознают, что слова взяты для обозначения объектов не в связи с определенной необходимостью, а произвольно. Как утверждает Л. Выготский, ребенок думает, что название объекта принадлежит ему «от природы».

Полное понимание значений слов приходит к детям лишь через несколько лет, когда эти слова они начинают активно использовать в своем лексиконе. Это означает, что у детей использование слова опережает его понимания. На это обстоятельство первым обратил внимание Ж. Пиаже, по наблюдениям которого, дети 4-6 лет правильно употребляют слова «больше» и «меньше». Однако во время выяснения, понимают ли они, что количество воды не изменится, если ее перелить из одного стакана в другой, более высокий и узкий, было обнаружено, что на этом этапе развития языковое обучение не помогло им усвоить количественные понятия. На основе этого и подобных экспериментов был сделан вывод, что язык не является основным фактором умственного развития [17].

Большинство психологов соглашается с тем, что когнитивное развитие является основой речевого. Для общения на соответствующем уровне дошкольникам нужно иметь определенные знания об окружающем мире, элементарное понимание чужих и личных возможностей. В свою очередь речь способствует усвоению новой информации, запоминанию, решению познавательных, мыслительных задач. Знание ее помогает детям уяснить суть понятий, не связанных с физическими свойствами объекта [15].

Психолингвисты утверждают, что речь имеет первоочередное значение в усвоении детьми социальных понятий, связанных со статусом и ролью (например, приятель, друг, учитель, тетя, дядя, врач). Дошкольники овладевают ими, наблюдая за социальным взаимодействием, стилем речи взрослых, воспринимая содержание их разговора. Частично овладев речью, ребенок уже способен словесно сформулировать правила, которые управляют его действиями в различных ситуациях [18].

Важное значение для психического развития школьника имеет коммуникативная функция языка, которая заключается в использовании языка как средства общения. Как известно, дети начинают общаться еще до того, как научатся говорить. С развитием речи их общение становится более совершенным. Его эффективность зависит не только от знания грамматических правил и значений, но и от навыков высказывания определенного мнения в соответствующей ситуации. Умение разговаривать основывается на таких социальных навыках, как последовательность говорения; опыта, умений, интересов и потребностей собеседника; избегания доминирования в разговоре и перебивания собеседников; проявления внимания и готовности продолжить общение невербальными средствами (взглядом, жестом и т.п.)[2].

По мнению Ж. Пиаже, ранние формы речи еще не являются коммуникацией, они должны иметь эгоцентричный характер. Малыши, утверждал он, не понимают, что точка зрения собеседника может отличаться от их. Вещание их напоминает размышления вслух, благодаря которым они описывают свои действия, участвуют в «групповом монологе», в котором придерживаются своей линии разговора и почти не реагируют на замечания собеседников. И только в 6-7 лет эгоцентрическая речь изменяется социальной, которая уже учитывает точку зрения собеседника и делает возможным настоящий диалог. Более поздние исследования показали, что Ж. Пиаже в определенной степени недооценил умение маленьких детей общаться, ведь многие из них в 4-летнем возрасте уже проявляют умение регулировать разговор соответствии с потребностями собеседников[16].

С развитием когнитивных навыков, расширением знаний об окружающем мире у детей совершенствуется и общения. Они учатся слушать, часто улавливают в сообщениях многозначность и обходятся без ее толкования другими[25].

Коммуникативно-речевое развитие на четвертом году жизни заключается в продолжении усвоения ребенком экспрессивно-мимических, паралингвистических (невербальных средств: жесты, мимика, движение и т.д.; парамовни: интонация, ритмика, мелодика и др.). языковых средств. Они понимают язык без наглядности, внимательно слушают сказки, осознают их содержание, с помощью взрослого охотно перечисляют их. В общении младшие дошкольники пользуются простыми и сложными (сложноподчиненными) предложениями, проявляют инициативу и активность.

На пятом году жизни ребенок начинает овладевать различными модификациями темпа и силы голоса, дикции и выразительностью речи. Объем бытовой лексики приближается к ее объему у взрослого человека. Словарный запас составляет почти 5 тыс. слов. Дошкольник учится правильно согласовывать слова, использует распространенные предложения, его высказывания адекватны ситуации речи. Он отвечает на вопрос, ставит встречные, самостоятельно делает простые объяснения, приводит доказательства, пересказывает сказки и рассказы, с незначительной помощью взрослого составляет описательные и повествовательные высказывания.

В 6-7 лет адекватными ситуации общения является темп и сила голоса, правильно поставленная дикция, разнообразнее средства выразительности речи, обогащается объем бытовой лексики, происходит активное овладение видовыми, родовыми и образными понятиями. Словарный запас достигает 5-б тыс. слов. В этом возрасте дошкольник умеет согласовывать слова по всем грамматическими категориями, использует все типы предложений (простые, распространенные, сложносочиненные и сложноподчиненные). Его высказывания адекватные конкретным коммуникативным ситуациям и внеситуативному общению [3].

Дети старшего дошкольного возраста самостоятельно придумывают сказки, рассказы, используют разнообразные выразительные средства, заинтересованно воспринимают чужие аргументы, доказательства и сами ими пользуются. Они проявляют инициативу в общении: делятся впечатлениями со сверстниками, задают вопросы, привлекают сверстников и старших к общению. Старшие дошкольники даже отмечают речевые ошибки сверстников, исправляют их, пользуются простыми понятиями. Их речь чистая, грамматически правильная, отчетливая.

Всего коммуникативно-речевое развитие дошкольника происходит на следующих уровнях:

а) поведенческий уровень (овладение речевой поведением), особенностями которого являются:

- направление внимания на партнера по общению, установка на реакцию-ответ;

- владение разнообразными экспрессивно-мимическими средствами общения;

- умение налаживать межличностные контакты;

б) когнитивно-лингвистический уровень (развитие понятийной сознания), который характеризуется следующим:

- понимание пространственно-временных признаков ситуации общения (слов, характеризующих место, время, содержание взаимодействия);

- осознание эмоционального содержания ситуации общения (слов, характеризующих эмоциональное состояние человека);

- понимание действующих лиц в игре, труде (слов, характеризующих человека);

- обогащение словарного запаса (разнообразное и точное использование лексики, соответствует ситуации и содержания общения);

- грамматическая правильность речи;

- фонетическое развитие (произношение звуков, дикция, сила голоса, паузы, ударение);

в) личностный уровень (регулирование речевого взаимодействия), свидетельством которого являются:

- стремление к развернутости, логичности и связности высказывания, рассказы;

- управление речью, его изменение в соответствии с развитием ситуации;

- совершенствование характера производимого текста (учитывая ситуацию, опыт, творческий подход);

- самооценка в действии, определяющий тип коммуникативной позиции в общении;

- ценностные ориентации, связанные с человеком (оценка собеседника, безоценочное восприятия другого человека);

- потребность в межличностном общении, широта и действенность его мотивов [17].

Речь формируется в деятельности. Наряду с игровой деятельностью большое значение в развитии речи имеет изодеятельность. Рисование развивает мышление, восприятие, воображение, мелкую моторику, что теснейшим образом связано с развитием активной речи ребенка [20].

Важную роль речи играет в процессе развития способности ребенка к созданию замысла. Сначала речь носит констатирующий описательный характер, служит средством осмысления рисунка, появление которого происходит стихийно. Действует схема: нарисовал-объяснил.

На втором этапе речь включается в пошаговое создание замысла.

Таким образом, речь имеет первостепенное значение в основных видах деятельности дошкольника: игре, сюжетно-ролевой игре со сверстниками, детском творчестве.

 

    1. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Информация о работе Личностно-социальное развитие детей с нарушением речи