Личностно-социальное развитие детей с нарушением речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Речь - бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передать интересную информацию, прочитать стихотворение.… Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения, общения

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 146.51 Кб (Скачать файл)

 

 

Показатели тревожности по данным опроса родителей старших дошкольников контрольной и экспериментальной групп:

 

Выборки

Отклонения от среднего

Квадраты отклонений

В.1

В.2

В.1

В.2

В.1

В.2

1

15 

-4.2 

1.13 

17.64 

1.2769 

2

16 

16 

6.8 

2.13 

46.24 

4.5369 

3

18 

-2.2 

4.13 

4.84 

17.0569 

4

15 

17 

5.8 

3.13 

33.64 

9.7969 

5

12 

-1.2 

-1.87 

1.44 

3.4969 

6

15 

18 

5.8 

4.13 

33.64 

17.0569 

7

12 

14 

2.8 

0.13 

7.84 

0.0169 

8

15 

18 

5.8 

4.13 

33.64 

17.0569 

9

13 

-2.2 

-0.87 

4.84 

0.7569 

10

-5.2 

-7.87 

27.04 

61.9369 

11

-4.2 

-8.87 

17.64 

78.6769 

12

-3.2 

-7.87 

10.24 

61.9369 

13

18 

-1.2 

4.13 

1.44 

17.0569 

14

13 

-1.2 

-0.87 

1.44 

0.7569 

15

19 

-2.2 

5.13 

4.84 

26.3169 

Суммы:

138

208

0

-0.05

246.4

317.7335

Среднее:

9.2

13.87

       

 

 

Приложение Д

ЗАНЯТИЕ 1.

“ ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я!”

Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения подростков, эмоциональное и мышечное расслабление.

Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги , краски , макеты кочек.

  1. Упражнение –разминка "Гусеница"

"Ребята, сейчас мы с вами  будем одной большой гусеницей  и будем все вместе передвигаться  по этой комнате. Постройтесь  цепочкой, руки положите на плечи  впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту".

Игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. Все движения выполняются под музыку.

  1. Упражнение “ Доброе утро…”

Дети  вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т.д. , которые нужно пропеть .

  1. Упражнение “ Что я люблю ?”

Дети  в кругу , каждый говорит по очереди , что он любит из еды, одежды, любимое занятие

4. Упражнение “ Качели”

Дети в парах . Один из участников становится в позу эмбриона, другой его раскачивает. Далее меняются.

  1. Упражнение “ Угадай по голосу”

Один из игроков выходит за двери , остальные должны обнаружить , кто вышел из комнаты, и описать его.

  1. Упражнение “ Лягушки на болоте”

На полу выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть на все кочки по порядку.

  1. Упражнение “ Художники – натуралисты”

Дети рисуют совместный рисунок по теме “ Следы невиданных зверей”.

  1. Завершающее упражнение «Горячие ладошки».

Ритуал прощания: участники берутся за руки и мысленно посылают друг другу позитивные мысли и пожелание успеха.

          ЗАНЯТИЕ 2.

“МОЁ ИМЯ”

Цель : раскрытие своего “Я”, формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости .

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски , альбомы для рисования.

  1. Упражнение –разминка "Гусеница"

2. Упражнение “  Узнай по голосу”

Дети встают в круг , выбирают водящего. Он встаёт в центр круга и старается узнать товарища по голосу.

3. Игра “ Моё  имя”

Психолог задаёт вопросы ; дети по кругу отвечают .

  • Тебе нравится твоё имя?
  • Хотел бы ты , чтобы тебя звали по другому? Как?

Индивидуальный рисунок-ассоциация со своим именем.

4. Игра “ Разведчики”

Дети выстраиваются змейкой друг за другом . В зале расставляются стулья беспорядочно. Первый в колонне ведёт запутывая, а последний запоминает этот путь и должен будет потом его воспроизвести.

5. Рисование самого  себя.

Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах:

  • в зелёном- такими какими они представляются себе;
  • в голубом – какими они хотят быть;
  • в красном – какими их видят друзья.

6. Упражнение “  Доверяющее падение”

Дети встают друг против друга и сцепляют руки . Один из детей встаёт на стульчик и падает спиной на сцепленные руки.

  1. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 3.

“НАСТРОЕНИЕ”

Цель: осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Материалы для занятия: магнитофон , спокойная музыка, краски, альбомные листы с изображением круга-мандалы.

  1. Упражнение –разминка "Гусеница"

2. Упражнение “  Возьми и передай”

Дети встают в круг , берутся за руки , смотрят друг другу в глаза и мимикой передают настроение, добрую улыбку. Важно закончить на хорошем настроении.

3. Упражнение “Неваляшка”

Дети делятся по три человека. Один из них неваляшка , двое других раскачивают эту неваляшку.

4. Рисование мандалы на тему “ Моё настроение”

После выполнения рисунков дети рассказывают какое настроение они изобразили.

6. Упражнение “  Закончи предложение”

Подросткам предлагается закончить предложение : Взрослые обычно боятся….; дети обычно боятся….; я обычно боюсь…

7. Упражнение “  Горячие ладошки”

         ЗАНЯТИЕ 4.

“ ЭМОЦИИ”

Цель : осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.

Материал к занятию: магнитофон , спокойная музыка; краски, ватман; принесенные из дома подростками собственные фотографии  с запечатленными различными настроениями.

  1. Упражнение –разминка "Гусеница"

2. Упражнение “  Злые и добрые кошки”

Чертим ручеёк . По обе стороны ручейка находятся злые кошки . Они дразнят друг друга , злятся друг на друга. По команде встают в центр ручейка и превращаются в добрых кошек ласкают друг друга, говорят ласковые слова. Далее анализируем возникшие чувства.

3. Игра-ассоциация  “ На что похоже моё настроение?”

Дети  по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог : “ Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе”.

4. Упражнение « Портрет настроения»

Дети работают в группе с заготовленными фотографиями. Задание: рассказать группе о том какое настроение на каждой фотографии, совместная работа по группированию фотографий со сходными настроениями. Обсуждение: Сколько групп настроений вышло?Какое настроение доминирует у каждого участника? Какое считаете оптимальным для себя?

5. Рисование на  тему “ Автопортрет”

Детям предлагается нарисовать себя с тем настроением , с которым они пойдут с занятия.

7. Упражнение “  Горячие ладошки”

 

ЗАНЯТИЕ 5.

“ НАШИ СТРАХИ”

Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса подростка.

Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы.

  1. Упражнение –разминка "Гусеница"

2. "Воздушный  шарик"

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу".

3. Упражнение “  Расскажи свой страх”

Психолог рассказывает участникам о своих собственных страхах, тем самым показывая , что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети  сами рассказывают что они боялись, когда были маленькими, чего опасаются теперь.

4. Рисование на  тему “ Чего я опасаюсь..”

Дети рисуют свои страхи, не показывая никому.

5. Упражнение “  Чужие рисунки”

Участники по очереди показывают рисунки “страхов”,только что нарисованных , все вместе придумывают чего боялись и как им можно помочь. Все страхи остаются в кабинете у психолога.

7. Упражнение “  Горячие ладошки”

 

ЗАНЯТИЕ 6.

“ Я БОЛЬШЕ НЕ БОЮСЬ”

Цель : преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски , альбомные листы, подушка, задорная музыка.

1. Упражнение –разминка "Гусеница"

2. Драма сказки  «Змей –Горыныч»

Участники выбирают ведущего – он страшный дракон. Он становиться на стул и говорит грозным голосом: “ Бойтесь, меня бойтесь!” Остальные отвечают : “ Не боимся мы тебя!” Так повторяется 2-3 раза. От слов группы дракон постепенно уменьшается (ребенок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать ,летать по комнате. Обсуждение: Что олицетворяет дракон для каждого участника? Каким способом можно превратить его в воробья?

4. Упражнение-сочинение  “ Фильм ужасов по кругу”

Дети сочиняют вместе страшную историю. Они говорят по очереди, по 1-2 предложения каждый. Фильм должен нагромоздить так много страшного , чтобы это страшное превратилось в смешное. Обсуждение: Ваше эмоциональное состояние в начале истории, в середине, в конце? Стоит ли смотреть страшные фильмы и играть в ужасы за компьютером?

5. Корабль и ветер"

"Представьте себе, что наш  парусник плывет по волнам, но  вдруг он остановился. Давайте  поможем ему и пригласим на  помощь ветер. Вдохните в себя  воздух, сильно втяните щеки... А  теперь шумно выдохните через  рот воздух, и пусть вырвавшийся  на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я  хочу услышать как шумит ветер!"

Упражнение можно повторить 3 раза.

6. Упражнение “  Я тебя не боюсь”

Один ребенок стоит перед психологом , остальные начинают его пугать по очереди. Участник громким уверенным голосом говорит : “Я тебя не боюсь!”

Информация о работе Личностно-социальное развитие детей с нарушением речи