Личностно - деятельностный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 17:14, реферат

Краткое описание

. Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. «Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный». Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Курбанова И.Д. - Личностно-деятельностный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Воспитательный процесс в аспекте деятельностного подхода исходит из необходимости проектирования, конструирования и создания ситуации воспитательной деятельности. Они оставляя часть учебно - воспитательного процесса и реализации бытия воспитанника, общественной жизни в целом, характеризуется единством деятельности воспитателей и воспитанников. Ситуации создаются в целях объединения средств обучения и воспитания в единые воспитательные комплексы, стимулирующие разностороннюю деятельность современного человека. Подобные ситуации позволяют регулировать жизнедеятельность ребенка во всей ее целостности, разносторонности и грамотности и тем самым создавать условия становления личности школьника как субъекта различных видов деятельности и своей жизнедеятельности в целом.

Ситуация воспитывающей деятельности должна содержать в себе: 1)социальные факторы, инициирующие возникновение разнообразных духовных потребностей и формирования мотивов общественно полезной и лично значимой созидательной деятельности, требующей непрерывного рефлексии;

2) Возможность и необходимость осуществления различных видов подобной деятельности, требующих творчества, непрерывного поиска новых задач, средств, действий, волевых актов, субъектов деятельности, общения, активной жизненной позиции, принципиальности, познавательности в отстаивании своих взглядов.

3) Бескорыстного риска, сверхнормативной активности, готовности не только следовать к намеченной цели, но и конструировать новые, более интересные и продуктивные цели и смыслы уже в процессе деятельности.

 Организация ситуации  воспитывающей деятельности была  устоявшейся практикой советской  школы. Наиболее полно такие ситуации  представляли тимуровские движения.

Деятельностный подход ориентируется на сенезитивные периоды развития школьников как на периоды, в которые они наиболее «чувствительны» к усвоению языка, освоению способов общения и деятельности, предметных и умственных действий. Эта ориентация обуславливает необходимость непрерывного поиска соответствующего содержания обучения и воспитания, как предметного, так и одинакового, символического характера, а также соответствующих методов обучения и воспитания.

Деятельностный подход в воспитании и обучении учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребенка как основания периодизации детского развития. Подход в своих теоретических и практических основаниях учитывает научно обоснованные положения о том, что все психологические новообразования определяемой осуществляемой ребенком ведущей деятельностью и потребностью смены этой деятельности.

Деятельностный подход в воспитании реализуется в русле ключевой идеи современной педагогики о необходимости преобразования воспитанника из преимущественно объекта учебно - воспитательного процесса преимущественно в субъект. Воспитание при этом понимается как « восхождение к субъектности». В возрастании субъектных свойств ребенка видит суть современной педагогической деятельности Е.В. Бондаревская. Она же рассматривает субъективные свойства как ядро человеческой культуры.

По словам В.В. Серикова, становления ребенка субъектом - это не момент воспитания, а его суть. Подобный взгляд на воспитание и место в нем феномена становления субъективности позволяет заключить: деятельностный подход в воспитании - это по своей сущности субъективно - деятельностный подход.

Принципы как составная часть деятельностного подхода.

Специфическими принципами деятельностного подхода являются следующие:

принцип субъективности обучения и воспитания;

принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;

 принцип учета сензитивных  периодов развития;

 принцип со - трансформации;

 принцип преодоления  зоны приближающегося развития  и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых;

 принцип обогащения, усиления, углубления детского развития;

 принцип проектирования, конструирования и создания ситуации  воспитывающей деятельности;

принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;

принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;

 принцип обязательной  рефлективности всякой деятельности;

 принцип нравственного  обогащения используемых в качестве  средства видов деятельности;

 принцип сотрудничества  при организации и управлении  различными видами деятельности.

 IV) .Деятельностный аспект процесса обучения.

С деятельностью связано выполнение социального заказа образованию, направленного на удовлетворение потребности общества в подготовке подрастающего поколения к труду и социокультурной жизни, в передаче ему накопленного социального опыта.

Содержание профессионального образования составляет: обучение видам деятельности в отраслях производства и культуры. Активная деятельность учащегося - залог успешного воспитания и обучения на всех уровнях. В деятельности развивается психика человека, формулируются его способности и личностные качества специалиста и гражданина. В деятельности же формируются субъектные функции образования: 

- развиваются способности человека, позволяющие ему выбирать оптимальные стратегии жизненного пути

- проявляются инициатива и ответственность. 

- усиливаются возможности для личностно-профессионального роста, самоопределения, самореализации, саморазвития растущего человека.

Деятельностный подход к организации учебной работы выступает в качестве общей концептуальной основы совершенствования обучения. 

С философской точки зрения, деятельность - форма диалектического отражения окружающего мира человеком; мера его активности в любом отражательном процессе и в обучении в частности.

В настоящее время в современной педагогике активно развивается субъектно-деятельностный подход. «Человек не рождается, а становится субъектом в процессе деятельности и общения». Обучение на основе выполнения и усвоения различных видов деятельности превращается, и освоения различных видов деятельности превращается в учебно-познавательный процесс, при котором ученик самоовладевает знаниями и умениями в процессе учения.

Деятельностный аспект обучения предусматривает анализ следующих видов деятельности:

1.Предметной (характерна для той или иной научной дисциплины);

2.Индивидуальной (учение);

3.Преподавательской.

Предметная деятельность - это 

- инструмент управления учебным познанием через свое содержание;

- способ достижения конкретного результата, предопределенного научной задачей на основе научной теории и вытекающих из нее предметных действий и операций.

Индивидуальная деятельность учения - это

- психическое явление, относящееся к педагогическому процессу;

- продукт мыслительной деятельности субъекта, связанно с решением учебно-познавательных задач.

Дидактические принципы индивидуальной деятельности.

1.Восхождение к новому знанию (превращает в процессе развития и углубления учеником своего личностного опыта). 

2.Рефлексия (это размышление о знаниях при наличии сомнений, неясности, неопределенности, когда необходимо проанализировать и уточнить исходные позиции).

  1. Интеллектуальная активность обучающегося  проявляется в умениях решать одну и ту же задачу разными способами, находить аналогии, устанавливать связи и ассоциации. Видеть в хорошо известном нечто новое. Проявлять независимость мышления.

Учащийся должен проектировать свою деятельность: понимать условия задачи и содержащейся в ней проблемы, искать пути решения (поиск различности, нестандартности, непохожести) и выдвигать на этой основе предположения, догадки, теории.

Преподавательская деятельность: преподавание обеспечивает реализацию образовательного процесса. Его назначение состоит в том, чтобы раскрыть методическую систему обучения конкретному предмету.

Деятельность преподавателя включает в себя:

  1. педагогическое проектирование учебного процесса; цели обучения, учебный план, педагогическое моделирование, учебные организационные формы;
  2. реализацию педагогического замысла (управление Познавательной деятельностью учения субъектов, мониторинг, развитие способностей и т.д.)
  3. развитие личности и формирование субъектной позиции студента;
  4. совершенствование собственной профессиональной подготовки.

Знания не существуют сами по себе, они производятся и востребуются в процессе обучения.

Деятельностный подход означает интегрированную педагогическую технологию, объединившую в себе компоненты учебного процесса: предметную деятельность по учебной дисциплине, учение и преподавание.

Предметная деятельность на уровне теоретического содержания обучения имеет в себе функцию источника этого содержания.

 На уровне  предмета - это систематизирующий  фактор.

 На уровне  учебного материала воплощает  принцип структурирования учебного  материала. Центральной категорией является субъективная индивидуальная деятельность обучающегося, которая представляет софой процесс самопроектирования своего учения и познания.

Еще в 50-е годы профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова П.Я. Гальперин

поставил в исследовании вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться что-либо делать, а для этого – узнать, как это надо делать. То есть цель обучения – дать  умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям.

 Подход к процессу  учения как к деятельности потребовал пересмотра взглядов на знания и умения, их роль и

соотношение.

 Две традиционные  задачи педагогики, заключающиеся  в передаче знаний и в формировании  умений по их применению и, решающиеся последовательно, заменяются одной задачей. Знания и умения, или действия обучаемого, в которых эти умения реализуются, рассматриваются теперь не в противопоставлении друг другу, а в единстве. Это обусловлено тем, что усвоение знаний происходит одновременно с освоением способов действия с ними. Всякое обучение основам наук в то же время является и обучением соответствующим умственным действиям, а формирование умственного действия невозможно без усвоения определенных знаний. При этом первичными с точки зрения целей обучения являются действия, и это потребовало пересмотра содержания обучения. Его должны составлять не заданная система знаний: идеи, теории, другая научная информация и затем усвоение этих знаний, как до сих пор считает педагогика, а заданная система действий и знания, обеспечивающие освоение этой системы. Знать — значит не просто помнить определенные знания.  Вдумайтесь, как часто

отождествляются эти глаголы — знать и помнить, а осуществлять определенную деятельность, связанную с этими знаниями. Таким образом, знания становятся не целью обучения, а его средством. Они усваиваются для того, чтобы с их помощью выполнять действия, действовать, осуществлять деятельность, а не для того, чтобы они просто запоминались и служили только лишь повышению эрудиции. Изложенные соображения являются основополагающими при проектировании обучения,

«Деятельностные» параметры педагогической технологии

Анализируя результативные исследования в области образовательных технологий доктор педагогических наук В.Гузеев, выделяет четыре основные идеи, вокруг которых они концентрируются [:

1) укрупнение дидактических  единиц;

2)планирование результатов  обучения и дифференциация образования;

3) психологизация образовательного  процесса;

4)компьютеризация.

Выводы. Подведем итоги, сформулировав основные положения деятельностного подхода к обучению.

1. Конечной целью обучения  является формирование способа  действий.

2. Всякое обучение знаниям  в то же время является и  обучением соответствующим умственным  действиям, а формирование умственного действия невозможно без усвоения определенных знаний.

3. Первичными с точки  зрения целей обучения являются  деятельность и действия, составляющие  эту деятельность, а не знания.

4. Содержание обучения  составляют не заданная система  знаний и затем усвоение этих  знаний, а заданная система

действий и те знания, которые обеспечивают освоение этой системы.

5. Знать — значит не  просто помнить определенные  знания, а выполнять определенную деятельность, связанную с этими знаниями.

 

V) Принцип деятельностного подхода в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Принцип деятельностного подхода требует прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся) основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. Учебные действия, умственные и практические операции и действия, сознательная и целенаправленная регуляция собственного поведения и учения, формирование индивидуального стиля учебной деятельности являются главными продуктами учебно-воспитательного процесса. Система "учитель-ученик" достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в деятельности.    Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи  с  миром,  а   ограничении   мобильности,   бедности   контактов   со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения  с  природой,  доступа  к культурным ценностям,  а  иногда  –  и  к  элементарному  образованию.   Эта проблема  является  не  только  субъективного  фактора,   каковым   является социальное, физическое и психическое здоровье, но и  результатом  социальной политики  и  сложившегося  общественного  сознания, 

Информация о работе Личностно - деятельностный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья