Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 17:14, реферат
. Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. «Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный». Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.
Воспитательный процесс в аспекте деятельностного подхода исходит из необходимости проектирования, конструирования и создания ситуации воспитательной деятельности. Они оставляя часть учебно - воспитательного процесса и реализации бытия воспитанника, общественной жизни в целом, характеризуется единством деятельности воспитателей и воспитанников. Ситуации создаются в целях объединения средств обучения и воспитания в единые воспитательные комплексы, стимулирующие разностороннюю деятельность современного человека. Подобные ситуации позволяют регулировать жизнедеятельность ребенка во всей ее целостности, разносторонности и грамотности и тем самым создавать условия становления личности школьника как субъекта различных видов деятельности и своей жизнедеятельности в целом.
Ситуация воспитывающей деятельности должна содержать в себе: 1)социальные факторы, инициирующие возникновение разнообразных духовных потребностей и формирования мотивов общественно полезной и лично значимой созидательной деятельности, требующей непрерывного рефлексии;
2) Возможность и необходимость осуществления различных видов подобной деятельности, требующих творчества, непрерывного поиска новых задач, средств, действий, волевых актов, субъектов деятельности, общения, активной жизненной позиции, принципиальности, познавательности в отстаивании своих взглядов.
3) Бескорыстного риска, сверхнормативной активности, готовности не только следовать к намеченной цели, но и конструировать новые, более интересные и продуктивные цели и смыслы уже в процессе деятельности.
Организация ситуации
воспитывающей деятельности
Деятельностный подход ориентируется на сенезитивные периоды развития школьников как на периоды, в которые они наиболее «чувствительны» к усвоению языка, освоению способов общения и деятельности, предметных и умственных действий. Эта ориентация обуславливает необходимость непрерывного поиска соответствующего содержания обучения и воспитания, как предметного, так и одинакового, символического характера, а также соответствующих методов обучения и воспитания.
Деятельностный подход в воспитании и обучении учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребенка как основания периодизации детского развития. Подход в своих теоретических и практических основаниях учитывает научно обоснованные положения о том, что все психологические новообразования определяемой осуществляемой ребенком ведущей деятельностью и потребностью смены этой деятельности.
Деятельностный подход в воспитании реализуется в русле ключевой идеи современной педагогики о необходимости преобразования воспитанника из преимущественно объекта учебно - воспитательного процесса преимущественно в субъект. Воспитание при этом понимается как « восхождение к субъектности». В возрастании субъектных свойств ребенка видит суть современной педагогической деятельности Е.В. Бондаревская. Она же рассматривает субъективные свойства как ядро человеческой культуры.
По словам В.В. Серикова, становления ребенка субъектом - это не момент воспитания, а его суть. Подобный взгляд на воспитание и место в нем феномена становления субъективности позволяет заключить: деятельностный подход в воспитании - это по своей сущности субъективно - деятельностный подход.
Принципы как составная часть деятельностного подхода.
Специфическими принципами деятельностного подхода являются следующие:
принцип субъективности обучения и воспитания;
принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
принцип учета сензитивных периодов развития;
принцип со - трансформации;
принцип преодоления зоны приближающегося развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых;
принцип обогащения, усиления, углубления детского развития;
принцип проектирования,
конструирования и создания
принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
принцип обязательной
рефлективности всякой
принцип нравственного
обогащения используемых в
принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности.
IV) .Деятельностный аспект процесса обучения.
С деятельностью связано выполнение социального заказа образованию, направленного на удовлетворение потребности общества в подготовке подрастающего поколения к труду и социокультурной жизни, в передаче ему накопленного социального опыта.
Содержание профессионального образования составляет: обучение видам деятельности в отраслях производства и культуры. Активная деятельность учащегося - залог успешного воспитания и обучения на всех уровнях. В деятельности развивается психика человека, формулируются его способности и личностные качества специалиста и гражданина. В деятельности же формируются субъектные функции образования:
- развиваются способности человека, позволяющие ему выбирать оптимальные стратегии жизненного пути
- проявляются инициатива и ответственность.
- усиливаются возможности для личностно-профессионального роста, самоопределения, самореализации, саморазвития растущего человека.
Деятельностный подход к организации учебной работы выступает в качестве общей концептуальной основы совершенствования обучения.
С философской точки зрения, деятельность - форма диалектического отражения окружающего мира человеком; мера его активности в любом отражательном процессе и в обучении в частности.
В настоящее время в современной педагогике активно развивается субъектно-деятельностный подход. «Человек не рождается, а становится субъектом в процессе деятельности и общения». Обучение на основе выполнения и усвоения различных видов деятельности превращается, и освоения различных видов деятельности превращается в учебно-познавательный процесс, при котором ученик самоовладевает знаниями и умениями в процессе учения.
Деятельностный аспект обучения предусматривает анализ следующих видов деятельности:
1.Предметной (характерна для той или иной научной дисциплины);
2.Индивидуальной (учение);
3.Преподавательской.
Предметная деятельность - это
- инструмент управления учебным познанием через свое содержание;
- способ достижения конкретного результата, предопределенного научной задачей на основе научной теории и вытекающих из нее предметных действий и операций.
Индивидуальная деятельность учения - это
- психическое явление, относящееся к педагогическому процессу;
- продукт мыслительной деятельности субъекта, связанно с решением учебно-познавательных задач.
Дидактические принципы индивидуальной деятельности.
1.Восхождение к новому знанию (превращает в процессе развития и углубления учеником своего личностного опыта).
2.Рефлексия (это размышление о знаниях при наличии сомнений, неясности, неопределенности, когда необходимо проанализировать и уточнить исходные позиции).
Учащийся должен проектировать свою деятельность: понимать условия задачи и содержащейся в ней проблемы, искать пути решения (поиск различности, нестандартности, непохожести) и выдвигать на этой основе предположения, догадки, теории.
Преподавательская деятельность: преподавание обеспечивает реализацию образовательного процесса. Его назначение состоит в том, чтобы раскрыть методическую систему обучения конкретному предмету.
Деятельность преподавателя включает в себя:
Знания не существуют сами по себе, они производятся и востребуются в процессе обучения.
Деятельностный подход означает интегрированную педагогическую технологию, объединившую в себе компоненты учебного процесса: предметную деятельность по учебной дисциплине, учение и преподавание.
Предметная деятельность на уровне теоретического содержания обучения имеет в себе функцию источника этого содержания.
На уровне предмета - это систематизирующий фактор.
На уровне
учебного материала воплощает
принцип структурирования
Еще в 50-е годы профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова П.Я. Гальперин
поставил в исследовании вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться что-либо делать, а для этого – узнать, как это надо делать. То есть цель обучения – дать умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям.
Подход к процессу учения как к деятельности потребовал пересмотра взглядов на знания и умения, их роль и
соотношение.
Две традиционные
задачи педагогики, заключающиеся
в передаче знаний и в
отождествляются эти глаголы — знать и помнить, а осуществлять определенную деятельность, связанную с этими знаниями. Таким образом, знания становятся не целью обучения, а его средством. Они усваиваются для того, чтобы с их помощью выполнять действия, действовать, осуществлять деятельность, а не для того, чтобы они просто запоминались и служили только лишь повышению эрудиции. Изложенные соображения являются основополагающими при проектировании обучения,
«Деятельностные» параметры педагогической технологии
Анализируя результативные исследования в области образовательных технологий доктор педагогических наук В.Гузеев, выделяет четыре основные идеи, вокруг которых они концентрируются [:
1) укрупнение дидактических единиц;
2)планирование результатов
обучения и дифференциация
3) психологизация
4)компьютеризация.
Выводы. Подведем итоги, сформулировав основные положения деятельностного подхода к обучению.
1. Конечной целью обучения является формирование способа действий.
2. Всякое обучение знаниям
в то же время является и
обучением соответствующим
3. Первичными с точки
зрения целей обучения
4. Содержание обучения
составляют не заданная
действий и те знания, которые обеспечивают освоение этой системы.
5. Знать — значит не просто помнить определенные знания, а выполнять определенную деятельность, связанную с этими знаниями.
V) Принцип деятельностного подхода в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Принцип деятельностного подхода требует прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся) основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. Учебные действия, умственные и практические операции и действия, сознательная и целенаправленная регуляция собственного поведения и учения, формирование индивидуального стиля учебной деятельности являются главными продуктами учебно-воспитательного процесса. Система "учитель-ученик" достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в деятельности. Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, а ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания,