Личностные сферы человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 14:48, курсовая работа

Краткое описание

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)
>    В связи с вышеизложенным перед педагогами возникает ряд проблем: как работать с детьми, имеющими ярко выраженные способности? Как работать с детьми с задержкой психического развития? В настоящее время проблема обучения детей с ярко выраженными склонностями и способностями к определенным видам деятельности решается путем их дифференциации в старших классах и организации системы факультативов. Созданы также специализированные школы и классы с углубленным изучением некоторых предметов. Кроме того, таким детям необходимо помочь в выборе внеклассных занятий и в организации самостоятельной работы над собой. Для таких детей много значат условия обучения и воспитания. Отношение педагогов и родителей к таким детям бывает не всегда благожелательным. Иногда можно встретить о них следующие высказывания: "Неизвестно, что от них можно услышать, чего ожидать, они непредсказуемы". Кроме того, нестандартность, оригинальность мышления легко спутать с оригинальничанием как средством самовыражения, а тягу к самостоятельности - с самоуверенностью и негативизмом. Поэтому творческие дети часто оказываются в положении "нежелательных" и "неодобряемых" школьников. В этом убеждает следующее наблюдения.

    Американский  психолог П. Торранс, исследующий проблему развития одаренных детей, разработал анкету для учителей: "Ниже даны личностные и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников. Предлагаю вам отметить знаком " " те качества, которые вам нравятся в ваших учениках, а знаком "-" то, что не нравится.

    1. Дисциплинированный....

    2. Неровно успевающий....

    3. Организованный....

    4. Выбивающийся из общего темпа....

    5. Эрудированный....

    6. Странный в поведении, не понятный....

    7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист)....

    8. Выскакивающий на уроке с нелепыми  замечаниями....

    9. Стабильно успевающий (всегда хорошо

    учится)......

    10. Занятый своими делами (индивидуалист)......

    11. Быстро, на лету схватывающий.....

    12. Не умеющий общаться, конфликтный.....

    13. Общающийся легко, приятный в  общении....

    14. Иногда тугодум, не может понять  очевидного....

    15. Ясно, понятно для всех выражающий  свои мысли.....

    16. Не всегда подчиняющийся большинству  или официальному руководству.

    По  Торрансу, "четные" качества чаще всего характеризуют творчески  одаренных детей. Но наши исследования показывают, что учителям чаще нравятся в их учениках "нечетные" качества. Что касается проблемы обучения детей с задержкой психического развития, то здесь еще больше трудностей. Проведенные за последние годы исследования детей с проблемами, (а в современной школе более 20% учащихся дезадаптированы, более 50% - дети группы риска, у многих астенические и невротические реакции) выявили у них пониженную обучаемость, связанную с недостаточным развитием интеллектуальной и других сфер. Особенно отмечается повышенная тревожность и слабость самоконтроля и саморегуляции в учебной и других видах деятельности. Недостаточное знание этой категории детей и непонимание их особенностей учителями обычной школы, неумение справиться с ними приводят к отрицательному отношению к ним педагогов и, как следствие, одноклассников, считающих этих детей "глупыми", "бестолковыми". Все это приводит к возникновению у детей отрицательного отношения к школе и учению и стимулирует их попытки личностной компенсации в других областях деятельности, что находит свое выражение в нарушении дисциплины, вплоть до асоциального поведения. В результате такой ребенок не только сам ничего не получает от школы, но и оказывает отрицательное влияние на своих одноклассников. Для решения проблемы предлагается разноуровневое обучение школьников или классы выравнивания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Взаимосвязь метода воспитания и сущностных сфер человека. 

    Метод воспитания (от греческого "методос" – путь) - это способ реализации целей  воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Однако такое понимание не соответствует нашему пониманию воспитательного процесса, в основе которого лежит субъектно-субъектный подход. Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

    Основная  задача педагога - помочь ребенку в  его развитии, и вся гуманистическая  педагогическая практика должна обеспечивать развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка.

    Мы  считаем, что каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.

    В дальнейшем мы используем описание сущностных сфер, предложенное в книге О.С.Гребенюка "Педагогика индивидуальности" (Калининград, 1995).

    Интеллектуальная  сфера характеризуется мышлением человека, качествами ума, познавательными процессами, мыслительными операциями, его сознанием и самопознанием, смысловой оценкой своих субъективных возможностей, выступает в качестве основания целесообразных действий и поступков.

    В процессе контакта с педагогом происходит понимание воспитанником тех  норм и правил поведения, которые  он должен сформировать у себя. Трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде ясного понимания его значения. Для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения и самоубеждения.

    Убеждение предполагает логическое доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. При этом на сознание учащихся влияют не столько понятия и суждения, сколько их доказательность. Учащиеся, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их.

    Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения. Внешние воздействия со стороны педагога превращаются во внутренний процесс, что приводит к сформированности мировоззрения.

    Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности сегодня используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Рядом ученых создаются хрестоматии, в которых собран материал для нравственного просвещения учащихся. Метод убеждения используется также при проведении разнообразных дискуссий.

    Для реализации метода убеждения педагогу важно знать мнение детей по обсуждаемому вопросу, а также факты и явления, которые их волнуют. Применяя метод  убеждения, педагог должен быть уверен, что у детей достаточно знаний для логических рассуждений о предмете убеждения.

    Самоубеждение – это метод самовоспитания учащихся, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов на эту проблему. В основе этого формирования – логические доказательства, схему которых составил сам ребенок.

    Мотивационная сфера включает всю совокупность потребностей, мотивов и целей человека, которые формируются и развиваются в течение всей его жизни.

    Стимулирование  – метод, в основе которого лежит формирование у учащихся побуждений деятельности, т.е. определенных мотиваций.

    В педагогике в качестве стимулирования распространены такие компоненты метода стимулирования, как поощрение и наказание.

    Поощрением  называют выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию.

    Поощрение должно быть естественным следствием поступка ученика, а не следствием его  стремления получить поощрение. Важно, чтобы поощрение не противопоставляло  учащегося остальным членам коллектива. Оно должно быть справедливым и, как  правило, согласованным с мнением коллектива. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.

    Наказание – это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.

    Известны  следующие виды наказания: наложение  дополнительных обязанностей; лишение  или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения. Перечисленное может реализоваться  в различных формах: по логике естественных последствий, наказания-экспромты, традиционные наказания.

    Наказание должно быть справедливым, тщательно  продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика. Это сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.

    Нельзя  дать каких-либо общих рецептов в решении вопроса о наказании, так как каждый поступок всегда индивидуален. В зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть очень различным.

    Поощрение и наказание формируют у учащихся умение правильно оценивать свое поведение. Самооценка способствует самостимулированию поступков детей. В процессе самооценки они определяют необходимость изменений своего поведения. При этом возможно использование учащимися таких средств самовоспитания, как самопоощрение, самонаказание (самоограничение).

    Эмоциональная сфера предполагает формирование у ребенка необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами (гнев, беспокойство, обида, зависть, эмпатия, стыд, гордость, страх, жалость, любовь и др.), пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих.

    Методом, оказывающим доминирующее влияние  на эмоциональную сферу ребенка, является внушение.

    Как правило, метод убеждения, применяемый  педагогом, постоянно сочетается с методом внушения.

    Внушение  – это эмоционально окрашенное воздействие  на ребенка с целью создания у  него определенного состояние или  побуждения к определенным действиям. По образному выражению В.М.Бехтерева, внушение, в отличие от убеждения, входит в сознание человека не с парадного входа, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа – критику. Внушать – это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Внушение опирается на имеющиеся у ребенка потребности, стремления. Этот метод в педагогической практике используется достаточно широко. Применение метода внушения способствует формированию чувств, эмоционального переживания требуемого поведения. Если ученики остаются безразличны к педагогическому воздействию, то, как известно, процесс медленно и редко достигает намеченной цели.

    При использовании метода внушения большое  значение имеет личность внушающего: его вера, компетентность, привлекательность, авторитетность. Учитывая, что сам  социальный статус учителя является достаточно авторитетным для учеников, во многих ситуациях каждое его высказывание ученики воспринимают как истину. Это во многом зависит от эмоциональности педагога, наличия у него способности вызвать эмоциональное переживание учеников.

Информация о работе Личностные сферы человека