Как видим,
сам человек создает общественную
среду и богатство социальных
и духовных отношений, которые
и служат определяющим источником
его личностного развития.
Указывая на
определяющую роль внешних, средовых
влияний на развитие и формирование
личности, ученые, однако, не абстрагируются
от биологической природы человека.
Человек является Непосредственно
природным существом. В качестве
природного существа он наделен
природными силами, задатками и
способностями, которые не могут
не оказывать влияния на социальное
развитие человека, на его формирование
как личности. В чем же, однако,
проявляется это влияние? Укажем
на несколько положений.
Первое. Для формирования
человека как общественного существа
важнейшее значение имеет его
природная способность к развитию.
Проведенные в нашей стране
и за рубежом опыты по одновременному
воспитанию детенышей человека
и обезьяны показали.
Второе. Биологическое
сказывается в формировании человека
также в том, что у людей
имеется определенная природная
предрасположенность к той или
иной деятельности. Например, многие
люди от природы имеют тонкий
музыкальный слух, хорошие голосовые
данные, способность к поэтическому
творчеству, феноменальную память,
математические задатки, особые
физические свойства, выражающиеся
в росте, мышечной силе и
т.д. Именно эти задатки позволяют
людям интенсивно развиваться
в соответствующих видах искусства,
науки и труда и влияют на
их личностное формирование.
Третье. Не меньшее
значение для педагогики имеет также то,
что биологически человек имеет весьма
большие возможности к развитию, что свой
потенциал в этом отношении он использует
лишь на 10-12%. Вот почему в своей работе
педагогу всегда необходимо исходить,
говоря словами А.С. Макаренко, из оптимистической
гипотезы, верить в творческие силы учащихся,
искать пути к их развитию и совершенствованию.
Как видим,
наука не отрицает влияния
биологического на развитие личности.
Однако это влияние ни в
коем случае нельзя переоценивать.
Биологическое и социальное тесно переплетаются
и выступают в единстве. Но это единство
не означает тождества, равнозначности.
В развитии личности преобладающее значение
имеют социальные факторы. Но этому поводу
профессор К.К. Платонов замечал, что биологически
обусловленная подструктура личности
подчинена ее социально обусловленной
подструктуре, т.е. в конечном счете развитие
личности определяется теми возможностями,
которые заключают в себе внешние, средовые
условия.
Есть, однако, еще
один фактор, оказывающий влияние
на личностное развитие человека.
Речь идет, естественно, о воспитании.
Как показано в первой главе,
с развитием технического базиса
производства и усложнением общественных
отношений его роль постоянно
возрастает. В современных условиях
уже трудно представить себе
приобщение человека к жизни
без продолжительного и специальным
образом организованного обучения
и воспитания. Именно воспитание
выступает в качестве важнейшего
средства, с помощью которого
реализуется социальная программа
развития личности, ее задатков
и способностей. Таким образом,
наряду со средой и биологическими
задатками воспитание выступает
как третий существенный фактор
развития и формирования личности.
Однако, признавая
роль этих трех факторов - среды,
биологических задатков (наследственности)
и воспитания - в развитии человека
существенно важно правильно уяснить
то соотношение, в котором находятся между
собой эти факторы. Если, например, сопоставить
формирующее влияние среды и воспитания
на личность, то оказывается, что среда
воздействует на ее развитие в известной
Мере стихийно и пассивно. В этом плане
она выступает как возможность, как потенциальная
предпосылка развития личности. Больше
того, внешние средовые влияния в современных
условиях сами по себе не в состоянии обеспечить
решение тех сложнейших задач, вторые
связаны с формированием личности и подготовкой
ее к жизни. Чтобы человек овладел наукой,
способами профессиональной деятельности
и сформировал в себе необходимые моральные
и эстетические качества, требуется специальное
и продолжительное воспитание.
То же самое
относится и к творческим задаткам
человека. Для того чтобы эти
задатки проявились, нужны не
только соответствующие социальные
условия и определенный уровень
научного, технического и художественного
развития общества, но и соответствующее
воспитание, специальная выучка
в той или иной сфере общественной
деятельности. Подчеркивая это положение,
выдающийся русский физиолог
и психолог И.М. Сеченов писал:
"В неизмеримом большинстве
случаев характер психологического
содержания 999/1000 дается воспитанием
в обширном смысле этого слова
и только 1/1000 зависит от индивидуальности"'.
Все это позволяет сделать
важнейший для педагогики вывод:
определяющую роль в развитии
и формировании личности играет
воспитание. Только с помощью
воспитания реализуется социальная
программа развития человека и формируются
его личностные качества.
5. Роль активности
самой личности в собственном
развитии. Внешние и внутренние
факторы развития личности. Понятие
о саморазвитии личности и
персонификации воспитания.
Понятие о саморазвитии
личности и персонификации воспитания.
Раскрывая важнейшие факторы развития
личности и подчеркивая определяющую
роль воспитания в этом процессе, нельзя
рассматривать человека как пассивный
объект средовых влияний и воспитательных
воздействий. Когда иной раз говорят о
"бездетности" педагогики, то имеют
в виду именно то, что в отдельных работах
о воспитании речь идет главным образом
о различных формах и методах внешнего
педагогического воздействия на ребенка
без учета тех его внутренних переживаний,
которые вызываются этими воздействиями.
Между тем педагогическая наука рассматривает
развитие личности не как пассивный продукт
влияния среды и воспитательных воздействий.
Огромное значение в этом процессе она
придает активности самой личности, ее
творческо-преобразующей деятельности.
В зависимости от этой активности и внутренней
позиции личности по отношению к средовым
и воспитательным (внешним) воздействиям
она может формироваться в самых различных
направлениях. Если учащийся негативно
относится к этим воздействиям, он будет
развиваться в направлении, прямо противоположном
тому, на которое его ориентирует воспитатель.
Например, педагог при проверке знаний
незаслуженно занизил оценку школьнику,
и последний обиделся. В таком случае все
призывы учителя к улучшению успеваемости
будут вызывать у учащегося скрытое, а
иногда и открытое противодействие. И
так бывает во всех случаях, когда воспитатель,
его педагогическое воздействие не находит
положительного отклика во внутренней
сфере, т.е. в сознании и чувствах воспитанника.
Понимание этого
явления привело к тому, что
все воздействия и влияния,
которые сказываются на развитии
и формировании личности, стали
делить на две группы - внешние
и внутренние. Средовые влияния
и воспитание относятся к внешним
факторам развития личности. Природные
же склонности и влечения, а
также вся совокупность чувств
и переживаний человека, которые
возникают под влиянием внешних
воздействий (среды и воспитания),
относятся к факторам внутренним.
Развитие и формирование личности
является результатом взаимодействия
этих двух факторов. Вполне понятно,
что воспитание играет определяющую
роль в развитии личности только
при условии, если оно оказывает
положительное влияние на внутреннее
стимулирование ее активности
в работе над собой. Именно
эта активность и собственное
стремление растущего человека
к своему личностному совершенствованию
в конечном итоге и определяют
его развитие.
Чтобы данные
положения сделать более понятными,
обратимся к примерам. Всем известно,
как трудно бывает заядлому
курильщику бросить эту дурную
привычку. Внешние стимулы: разъяснение
вредности курения, увещевания, различные
запреты и другие подобного
рода воспитательные методы иногда помогают,
иногда нет. А дело в том, что в конечном
итоге сам курильщик должен проявить волевые
усилия и значительное эмоционально-внутреннее
переживание, чтобы преодолеть укоренившуюся
тягу к никотину. Воспитание же в этом
случае выступает лишь как внешний стимул.
Если этот стимул глубоко затрагивает
сознание и эмоционально-чувственную
сферу курильщика, то у него возникает
потребность, т.е. внутренний стимул к
тому, чтобы освободиться от дурного влечения,
и он начинает проявлять в этом направлении
необходимую активность. Само собой понятно,
каким Мастерством и эмоционально-чувственным
воздействием должно отличаться здесь
воспитание. Иначе оно не окажет эффективного
Педагогического влияния на личность.
В равной мере
это относится и к другим
сторонам деятельности в формирования
личности. Чтобы, скажем, студент
хорошо учился, различные советы,
поучения и замечания преподавателей
будут действенными только тогда,
когда они находят положительный
отклик в его сознании и
чувствах и превращаются во
внутренние императивы его активности
в овладении знаниями и личностном
формировании в целом.
Получается - и
это необходимо подчеркнуть, - что
процесс этот по существу приобретает
характер саморазвития. Так оно
и есть на самом деле. Вот
почему Л.Н. Толстой сравнивал
развитие человека с тем, как
растет плодовое дерево. Ведь
в буквальном смысле не человек
его выращивает - оно само растет.
Оп только рыхлит почву, вносит
удобрения, обрезает ветви, иначе
говоря, создает необходимые .внешние
условия, которые способствуют его саморазвитию
и стимулируют его. Само же развитие происходит
по своим внутренним законам.
В известном
смысле нечто подобное имеет
место и в саморазвитии личности.
Хотя оно и происходит под
влиянием социальных и воспитательных
факторов, но эти факторы развивают
и формируют личность лишь
в той мере, в какой они вызывают
у нее положительное внутреннее
психологическое переживание и
стимулируют ее собственную активность
в работе над собой. Этот
сложнейший процесс получил название
персонификации воспитания (от лат.
persona - личность, facere - делать).
Под персонификацией
воспитания понимается "сложный
и противоречивый процесс взаимодействия
информационного содержания социализирующих
и регулирующих поведение личности
факторов с различными типами
сознательно-психических и идеологических
процессов, свойств и отношений,
образующих целостный личностный
модус человека (потребности, интересы,
убеждения, оценочные критерии, стремления)...
Персонификация не противоречит
социализации как ее антипод,
а является внутренним механизмом
ее осуществления".
Если перевести данную
дефиницию (от лат. dcfmicio - краткое определение
какого-нибудь понятия) на более популярный
язык, то следует сказать, что все внешние
социализирующие личность факторы (средовые
и воспитательные воздействия) способствуют
ее развитию и формированию только тогда,
когда они взаимодействуют с внутренними
механизмами ее собственной активности
в работе над собой, а именно, с ее потребностями,
мотивами, интересами, убеждениями и т.д.,
и оказывают на них положительное влияние.
Понять роль и функционирование этого
взаимодействия в саморазвитии личности
- значит уяснить глубинную сущность процесса
воспитания.
Существенным прежде
всего является то, что, поскольку источники
развития личности находятся вне личности
и поскольку это развитие осуществляется
по социальной программе, появляется возможность
путем совершенствования общественных
условий и воспитания оказывать действенное
влияние на личностное формирование человека.
Большое значение
имеет положение о том, что
развитие личности, будучи многофакторным
процессом, требует постоянного
изучения и умелого учета педагогических
воздействий всех факторов, которые
сказываются на этом развитии.
Только опираясь на положительные
средовые влияния, природные задатки
и способности учащихся и нейтрализуя
влияния негативные, воспитание
в состоянии играть действительно
определяющую роль в формировании
личности.
Не менее важным
является и третье положение.
Выступая в качестве внешнего
фактора развития личности, воспитание
может быть эффективным только
при условии, если оно будет
опираться на внутренние механизмы
личностного формирования учащихся
и, развивая их потребностно-мотивационную
сферу, стимулировать их к активной работе
над собой, к саморазвитию и самосовершенствованию.
Наконец, обеспечивая
высокий уровень развития учащихся,
воспитание ни в коем случае
не может допускать нивелировки
и "уравнительности" в их
личностном формировании. Его важнейшей
задачей является выявление и
всемерное развитие положительного
потенциала каждой личности, ее
природных задатков, способностей
и склонностей, которые в своей
совокупности определяют формирование
ее своеобразия и индивидуальности.