Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 06:55, курсовая работа
Цель исследования – предложить и апробировать логические задачи, способствующие формированию логического мышления младших школьников.
Задачи:
• проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме;
• раскрыть сущность и понятие мышления;
Введение…………………………………………………………………………..
Глава I. Психолого – педагогические основы формирования логического мышления младших школьников……………………………
1.1. Мышление: сущность, виды………………………………………
1.2. Приемы логического мышления младших школьников………
1.3. Особенности логического мышления младших школьников…
Выводы по 1главе………………………………………………………………..
Глава II. Использование логических задач при формировании логического мышления младших школьников на уроках математики...
2.1. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся …………………………………………………………………………
2.2. Использование приемов логического мышления на уроках математики в начальной школе………………..………………………………
Выводы по 2 главе………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………...
Список литературы.………………………………………………………………
Оглавление
Введение………………………………………………………… |
С.3 |
Глава I. Психолого – педагогические основы формирования логического мышления младших школьников…………………………… |
с.8 |
1.1. Мышление: сущность, виды……………………………………… 1.2. Приемы логического мышления младших школьников……… 1.3. Особенности логического мышления младших школьников…
Выводы по 1главе……………………………………………………………… Глава II. Использование логических задач при формировании логического мышления младших школьников на уроках математики... 2.1. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся …………………………………………………………………………
2.2. Использование приемов Выводы по 2 главе………………………………………………………………. Заключение…………………………………………………… Список литературы.……………………………… Приложения…………………………………………………… |
С.8
С. 16
С.22
С.27
С.28
С.28
С.35
С.50
С.51
С.53
С.56 |
Актуальность исследования: вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, непонятного, непредвиденного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств, взаимоотношений людей и вещей. Мышление потому и необходимо, что в ходе жизни и деятельности каждый человек наталкивается на какие-то новые, неизвестные свойства предмета. Прежних знаний оказывается недостаточно. Вселенная бесконечна, и бесконечен процесс её познания. Мышление всегда устремлено в эти бескрайние глубины неизведанного, нового. Каждый человек, когда мыслит, самостоятельно делает открытие чего-то нового, неизвестного (пусть это открытие небольшое, только для себя). Например, всякий школьник, решая учебную задачу, обязательно открывает для себя нечто новое.
Мышление имеет
В психологии распространена следующая простейшая и несколько условная классификация видов мышления:
1) наглядно-действенное;
2) наглядно-образное;
3) абстрактное.
В ходе исторического развития люди решали встающие перед ними задачи сначала в плане практической деятельности; лишь затем из неё
выделилась деятельность теоретическая. Например, сначала наш далекий предок научился практически (шагами и т.д.) измерять земельные участки, и только потом на основе знаний, складывающихся в ходе этой практической деятельности, постепенно возникала и развивалась геометрия, как особая теоретическая наука. Практическая и теоретическая деятельности неразрывно взаимосвязаны. «Производство идей, представлений, сознания первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность …». Это и означает, что первичной является не чисто теоретическая, а именно практическая деятельность. Лишь по мере развития последней из неё выделяется как относительно самостоятельная теоретическая мыслительная деятельность.
Не только в историческом развитии человека, но и в процессе психического развития каждого ребенка исходной будет не чисто теоретическая, а практическая деятельность. Внутри этой последней и развивается вначале детское мышление. В преддошкольном возрасте (до трех лет включительно) мышление в основном наглядно-действенное. Ребенок анализирует и синтезирует познаваемые объекты по мере того, как он руками, практически разъединяет, расчленяет и вновь объединяет, соотносит, связывает друг с другом те или иные предметы, воспринимаемые в данный момент. Любознательные дети часто ломают свои игрушки именно с целью выяснить, «что там внутри».
В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т.е. в возрасте четырех — семи лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется систематического практического манипулирования (действовали) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образцами и еще не владеют понятиями.
На основе практического и наглядно-
Индивидуальные особенности мышления у различных детей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и отвлеченного мышления). К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности:
- самостоятельность
- гибкость
-быстрота мысли.
Самостоятельность мышления проявляется прежде всего в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.
Гибкость мышления заключается в умении изменять намеченный путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе её решения и которые не удалось учесть с самого начала.
Быстрота мысли особенно нужна
в тех случаях, когда от человека
требуется принимать
Эти индивидуальные особенности некоторых учеников необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить их умственные способности и знания.
Исходя из актуальности
данной проблемы для проектирования
начальной школы можно
Объект исследования – процесс формирования логического мышления младших школьников.
Предмет исследования – логические задачи как средства развития мышления младших школьников.
Цель исследования – предложить и апробировать логические задачи, способствующие формированию логического мышления младших школьников.
Задачи:
Гипотеза исследования – в основу дипломной работы положено предположение о том, что условием эффективности учения младших школьников является формирование логического мышления.
Методы исследования – теоретический анализ психолого- педагогической литературы, экспериментальная работа, тестирование, наблюдение, анализ результатов эксперимента.
Этапы исследования:
- теоретический: октябрь 2006 – декабрь 2006 гг. (анализ литературы, составление литературы);
- экспериментальный: январь 2007 – март 2007 гг. (накопление, обобщение, классификация, интерпретация имперического и теоретического материала, коррекция уточнения логики и результатов исследования);
- обобщающий (обработка
и анализ полученных
Обоснованность, достоверность положений и выводов исследования обеспечивается результатами опытной работы, адекватность методики исследования его предмету и задачам.
Апробация и
внедрение результатов
Практическая значимость – рекомендована учителям для повышения уровня образованности, материал был предоставлен вниманию на методическом объединении.
База исследования – МОУ СОШ №2 города Карасука.
Содержание дипломного исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложения.
Жизнь человека ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, непонятного, непредвиденного, скрытого, требующего все более глубокого познания мира, открытия в нем новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Вселенная бесконечна, и бесконечен процесс её познания. Мышление всегда устремлено в эти бескрайние глубины неизведанного, нового. Каждый человек делает множество открытий в своей жизни (неважно, что эти открытия небольшие, только для себя, а не для человечества).
Например, всякий школьник, решая учебную задачу, обязательно открывает для себя что-то новое.
Мышление - это социально-обусловленный, неразрывно-связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе её анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.
«У здорового смысла прекрасный нюх, но зато старчески тупые зубы» -так охарактеризовал значение мышления один из наиболее интересных исследователей К. Дункер, очевидным образом противопоставляя его здоровому смыслу [11стр. 57]. С этим трудно согласиться, имея в виду, что мышление в его высших творческих человеческих формах не сводится ни к интуиции, ни к жизненному опыту, составляющим основу так называемого «здорового смысла». Что же такое мышление? Каковы его отличия от других
способов познания человеком действительности?
Прежде всего, мышление является высшим, познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности,
ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.
Отличие мышления от других
психологических процессов
На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.
Технологически исследовать мышление как процесс значит изучить внутренние, скрытые причины, приводящие к образованию тех или иных познавательных результатов. Таковыми результатами, продуктами мышления являются, например, следующие факты: решил или не решил задачу данный ученик; возник или нет у него замысел, план решения, догадка; усвоил он или нет определенные знания, способы действия; сформировалось ли у него новое понятие и т.д. За всеми этими внешне выступающими фактами психология стремления внутренний мыслительный процесс, к ним приводящий. Тем самым она исследует внутренние, специфические причины, которые позволяют объяснить, а не