Малые фолклерные жанра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому развитие речи детей младшего школьного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

Содержание

Раздел 1. Теоретические основы развития речи учащихся
1.1 Сущность понятий "речь", "развитие речи"
1.2 Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста
1.3 Психофизиологические основы развития речи
1.4 Влияние загадок, пословиц, поговорок на развитие речи младших школьников
Раздел 2. Установление роли загадок, пословиц, поговорок в развитии речи младших школьников
2.1 Планирование исследования
2.2 Результаты исследования
Заключение
Библиография
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

готовый.doc

— 377.00 Кб (Скачать файл)

При изучении правил правописания: жи - ши, ча - ща, чу - щу можно использовать загадки (Приложение 1).

При обучении детей начальных классов учителя часто используют загадки, т.к они представляют большую ценность. Они учат говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками - это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка, их используют на разных этапах урока. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума [3, с.27].

Загадки заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать их с другими словами, находить в них сходство и различия.

Загадка может быть использована, чтобы сосредоточить внимание учащихся на каком-то изученном понятии, предмете, слове, букве, слове и т.д. Полезным для этого может стать как содержание загадки, так и ее отгадка.

Взять хотя бы букварный период обучению чтению. Чтобы подвести учеников к выделению определенного звука или буквы, учитель может прибегнуть к загадке. Вот один из примеров. На уроке, посвященном выделению звука и буквы "же", можно использовать слово жук. Но одно дело просто его произнести. Показать рисунок с изображением жука. И совсем другое - начать с загадки. Скажем, вот с такой:

 

Не жжужу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь

Тут уж вдоволь на жжужусь.

 

Радость, вызванная самим звучанием строк и тем, что ребенок отгадал загадку, создаст положительный настрой, будет способствовать лучшему усвоению программного материала.

Загадки могут быть применены на уроках русского языка при изучении правил правописания и на занятиях при выработке навыков грамотного письма [24, с.4].

 

Тур ходит по горам,

Турица - по долам;

Тур свистнет,

Турица-то мигнет.

(Гром и молния)

 

Это очень старые образы. Туры (дикие европейские быки черного цвета с большими рогами), вымершие животные, редко упоминающие в фольклоре [3, с.139].

Многие загадки очень поэтичны, радуют необыкновенно удачными сравнениями: из-под кустика хватыш - это волк; выну изо рта ягодку, оближу и опять положу - это расписная деревянная ложка; а вот топор: кланяется, кланяется, придет домой растянется.

Некоторые загадки действительно трудно отгадать:

 

Кину не палку,

Убью не галку,

Ощиплю не перья,

Съем не мясо.

(Удочка и рыба)

Дом шумит, хозяева молчат.

Пришли гости, хозяев забрали,

А дом в окошки ушел.

(Вода, рыба, рыбаки с сетью)

 

У кого есть ответ на все случаи жизни - и когда у тебя горе, и когда радость? Если молод ты, стар, болен, здоров, двойку в школе получил, о делах своих задумался - на всякое твое переживание, на любую новость сразу отзовется, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит пословица [2, с.143].

Русские загадки записаны и дореволюционными и советскими собирателями в очень большом количестве. Эти маленькие, интересные произведения устного художественного творчества связаны со всем трудовым укладом, со всем бытом старой русской деревни. Не мало сведений об ее хозяйственном обиходе, вложено в загадку, немало дается живых богатых зарисовок.

Загадка неустанно пополняется новыми произведениями народной мысли и фантазии. Сейчас никто уже не складывает и мало кто помнит загадки о старой черной бане, об отживших глиняных рукомойниках или о тараканах в избе. Сейчас у народной загадки новые темы. Советские народные загадки говорят о новых колхозных машинах, о новой технике, о новых людях Советской страны [7, с.230].

 

Идет копач,

На нем силач,

Добывать калач.

(Трактор)

Трещит, а не кузнечик,

Летит, а не птица,

Везет, а не лошадь.

(Самолет)

 

Среди интеллектуально развивающих игр особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Вызывает интерес, как сам процесс отгадывания загадок, так и результат этого своеобразного интеллектуального состояния. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, через межпредметные связи развивают и обогащают мир. Так же они "имеют неоценимое значение в формировании интеллектуальных компонентов способности к творчеству: логического мышления (способности к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления)". Загадка, по словам К.Д. Ушинского, "доставляет уму ребенка полезное упражнение". По мнению современных педагогов, "процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к честной логике, к рассуждению и доказательству" [23, с.44].

На уроках русского языка учитель включает разные типы загадок. Отгадывание их можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу. Приведем примеры по использованию игр в загадки в практике.

1. Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечислением различных его признаков, например: Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз - словарное слово. Отгадка - ключ к его запоминанию) Ребята учатся проводить анализ, выделяя признаки предмета (цвет, вкус, форму), и синтез, объединения этих признаков в единое целое.

2. Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному - двум признакам нужно восстановить целостный образ, выделив отмеченный признак, связь его по ассоциации с другими), например: Белая скатерть всё поле покрыла. (Снег - парная согласная в конце отгадки требует проверки) Игровая ситуация помогает запомнить правило.

3. В загадку включаются противопоставления, например: По земле ползёт, а к себе не подпускает. (Земля - безударная гласная в корне слова требует проверки) Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставить разные и в то же время в чем-то сходные предметы, явления признаки, действия, выделять в них сходство и группировать по-новому.

4. Загадки, в описании которых использованы метафоры, например: Одной ручкой всех встречает, другой ручкой - провожает. (Дверь. Чтобы написать это слово надо вспомнить о мягком знаке как знаке мягкости) Такие загадки предусматривают расшифровку метафоры, для чего необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.

5. Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего. Загадки, В которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По ним и нужно разгадать целое слово, например: Первое - предлог, второе - летний дом, а целое порой решается с трудом. (За - дача - в отгадке правило "чаща", надо вспомнить, как пишутся предлоги и приставки, чтобы отличать их от тех слов, в которых все слово - корень)

6. Загадки - метаграммы, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово. Например:

 

С "ч" над морем я летаю,

С "г" в машинах я бываю.

(Чайка - гайка)

 

7. Анаграммы - слова, получающиеся в результате перестановки букв в слове, например:

 

Легко дышать в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои -

И целый лес ты мною свалишь.

(Липа - пила)

 

8. Логографы - слова - загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв, например:

 

Известное я блюдо,

Но лишь прибавишь "м",

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем.

(Уха - муха)

 

9. Загадки - шутки, связанные с омонимичностью слов, например: Какой город летает? (Орел - имя собственное, отгадка помогает сопоставить слово с название птицы - существительным с нарицательным)

Формы загадывания загадок может быть различной (фронтальной, групповой, индивидуальной). Виды упражнений, включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разнообразными. Их отгадок можно составить кроссворд, чайнворды, лотереи, соревнования. Можно усложнить задание, рассыпав слова - загадки, получится деформированный текст, над составлением которого нужно поработать. Слова - отгадки можно предложить записать в разные столбики в соответствии с изученной темой, например, записать существительные 1, 2 и 3-го склонения мужского и женского рода и т.д. Можно записать весь текст загадки и поработать над ним и проанализировать только слово - отгадку, рассмотрев его с разных сторон.

Дети любят загадки, небылицы и всякую словесную игру. Слова для них - предмет игры, а через игру ребенок узнает язык и его законы. В уроки можно включать различные игры на превращения слов. Они помогают развить у учеников орфографическую зоркость, позволяют предупредить некоторые ошибки, повторить и закрепить правила грамматики, развивают речь. Положительная эмоциональная атмосфера в классе способствует активному творческому поиску детей, возбуждает их интерес к занятиям [25, с.45].

Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевают образной системой языка. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи. Можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Все выше перечисленные формы работы указывают на это, остается разработать комплексную методику их применения.

В словаре русского языка под редакцией А.П. Евгеньевой дается определение "пословица": "Пословица - краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющая обычно назидательный смысл" [11, с.217].

Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: "Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию" [4, с.5].

Пословицы широко используются в обучении - как воспитательной целью, так и для развития речи. В речи самих учащихся пословицы сравнительно редки и имеют тенденцию убывания к старшим классам [11, с.165].

Какой бы короткой ни была пословица, это все-таки законченное художественное произведение. Оно радует нас не только метким наблюдением, но и тем, как ловко, красиво оно выражено. Его и запомнить гораздо легче [2, с.143].

 

Ту меня, работушка, не бойся, я тебя, работушка, не трону!

Пословицы можно употребить в самых разных случаях. Так, например, могли говорить крестьяне, угнетаемые господами.

Поговорка о черной корове может прозвучать в любых обстоятельствах, при которых внешность не соответствует внутреннему содержанию явления. А пословица о топоре и крепком пне будет к месту, когда происходит любое единоборство, любая борьба, любой спор.

Пословицы отличаются устойчивой художественной формой. Нередко они имеют рифму, иногда очень затейливую, многократно повторяющуюся:

 

Кот скребет на свой хребет.

 

Пословицы отличаются от повседневной разговорной речи особым складом, ритмом.

Ухо сразу улавливает этот ритм:

 

Кого впряг - и ехать так.

Нежданный гость - не мытые ложки.

 

Пословица часто имеет двучленное построение:

 

Тише едешь - дальше будешь.

Много знать - мало спать.

 

По многим пословицам можно отчетливо проследить, как выражал народ свое независимое мнение по различным житейским вопросам, свои самостоятельные взгляды на жизнь.

Люди употребляют поговорки почти также легко и непринужденно, как слова собственной речи. Но все-таки пословицы и поговорки не просто слова, не просто разумные фразы или верные жизненные наблюдения [2, с.143].

Работа с пословицей развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики [8, с.58].

Системная работа над пословицей очень много дает учащимся. Во-первых, они учатся собирать народные изречения, относить их к определенной теме, анализировать их смысл, понимать их обобщающий характер. Изучение пословиц обогащает речь учащихся, повышает их грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса. Разнообразная работа с пословицами прививает учащимся любовь к устному народному творчеству, учит внимательно относиться к метким образным выражениям интересоваться народной мудростью. Следует помнить, что пословицы воспитывают у учащихся чувство любви к стране, уважения к труду, чувства доброты, милосердия, чувство уважения к русскому народу, создавшему эти пословицы.

В словаре С.И. Ожегова дается определение "поговорка": "Поговорка - выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, цельного предложения" [15, с.683].

Информация о работе Малые фолклерные жанра