Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 14:14, курсовая работа
В связи с этим, целью данной работы является изучение основных составляющих мастерства классного руководителя.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические источники по проблеме;
- рассмотреть сущность работы классного руководителя;
- изучить практическое использование методик работы классного руководителя;
- сделать выводы о составляющих мастерства классного руководителя.
Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Модель классного руководителя XXI в…………………………… 5
1.1. Развитие классного руководства:историко-логическая характеристика. 5
1.2. Основные характеристики классного руководителя…………………... 11
Глава 2. Деятельность классного руководителя………………………….. 17
2.1. Общая характеристика…………………………………………………… 17
2.2. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя……… 23
2.3. Организаторская деятельность классного руководителя……………… 34
2.4. Гностическая деятельность классного руководителя…………………. 46
Глава 3. Планирование работы классного руководителя……………….. 51
3.1. Подготовка к разработке плана…………………………………………. 51
3.2. Структура плана………………………………………………………….. 53
3.3. Коллективная подготовка дела………………………………………….. 58
Заключение……………………………………………………………………... 59
Список используемой литературы
Приложения
- выбор методов изучения
школьников, диагностических методик
и определение (согласование с
другими специалистами)
- разработка (определение) форм анализа и фиксации результатов педагогического мониторинга.
На втором этапе педагогического мониторинга в системе работы классного руководителя осуществляются следующие действия:
- осуществление классным руководителем педагогического мониторинга на практике, координация действий других специалистов;
- организация учебы
и обмена опытом между
- проведение совещаний,
педагогических консилиумов по
анализу данных, по формулировке
конкретных выводов и задач,
по рефлексии деятельности
Направления (предмет) педагогического мониторинга
Предметом педагогического мониторинга (отслеживания хода, результатов, перспектив развития педагогического процесса) является воспитанность детей и профессионализм педагогов.
Воспитанность
школьников находится в прямой
зависимости от
Определив
предмет и содержание
В педагогическом мониторинге принимают участие психолог, учитель – предметник, социальный педагог, организатор воспитательного процесса (классный руководитель, координатор и др.) [16, 19].
Можно выделить три аспекта этого взаимодействия: мотивационно-смыслоцелевой, операционно-технологический и рефлексивно-регулятивный.
Мотивационно-смыслоцелевой аспект предполагает уяснение смысла совместной деятельности учителя, воспитателя, психолога, социального педагога; осмысление ценностных ориентаций в работе школы; выработку цели и мотивов сотрудничества.
Операционно-технологический аспект предусматривает согласованность в способах взаимодействия с детьми. С этой целью необходимо выработать общий язык обсуждения психолого-педагогических проблем; затем – общую позицию относительно ученика, воспитанника и, наконец, спланировать свои действия по сотрудничеству [19].
Планируя свои действия по сотрудничеству, все специалисты выделяют следующие зоны развития, образования, формирования личности:
- зоны актуального развития, образования, формирования личности;
- зоны ближайшего развития,
образования, формирования
- зоны ближайшего
Выводы по диагностике следует делать с упором на позитивные возможности школьника, а оценка достигнутого и прогноз должны быть очень осторожными и некатегоричными, формулироваться с позиций педагогического оптимизма, с доверием к каждой отдельной личности.
Рефлексивно-регулятивный аспект предполагает оценивание самого себя, друг друга, результатов своей совместной деятельности и т.п.
Таким образом, сотрудничество
в области педагогического
При составлении программы
педагогического мониторинга
Учитель-предметник
изучает соответствие «
Классный руководитель,
обобщая вышеуказанные данные, проводит
мониторинговое исследование
Программа
педагогического мониторинга
Диагностико – прогностическая система классного руководства
Классный руководитель отбирает и распределяет во времени методы изучения детей и диагностические методики в соответствии с Программой воспитания школьников конкретного возрастного периода.
Основным методом изучения учащихся является наблюдение. Преимущество этого метода заключается в том, что он дает информацию о поведении, поступках учеников в естественных условиях. Наблюдение сочетается с другими методами изучения учащихся. Начинается оно с изучения документов. Изучая документы, классный руководитель накапливает информацию о школьниках из бесед с учителями, директором школы, завучем, организатором, врачом, библиотекарем.
Социальный педагог
и классный руководитель
Начало учебного года - сложный период, от него во многом зависит вся дальнейшая работа, составляется характеристика класса, продумываются основные задачи воспитания. На первом родительском собрании классному руководителю рекомендуется сделать сообщение о необходимости систематического изучения детей, о единых требованиях семьи и школы, о сотрудничестве и функциях учителей-предметников, классного руководителя и школьного психолога при проведение педагогического мониторинга.
Октябрь – месяц настойчивой учебной работы. Большое внимание уделяется учебе, контактам с учителями – предметниками, организации взаимопомощи, а также взаимоконтролю в классе. С этой целью классный руководитель посещает уроки. На различных уроках ученики ведут себя по-разному. Поэтому классный руководитель должен корректировать влияние учителей-предметников, помогать им в организации учебного процесса. При посещении уроков классный руководитель может использовать такой метод изучения, как хронометраж работы: сравнение времени, затраченного на выполнение работы сильными и слабыми учениками. Это позволяет получить конкретные данные для эффективной организации индивидуальной работы, а также информацию для размышления по вопросам организации учебного труда самим школьникам. Эта информация может быть использована для проведения очередного родительского собрания на тему: «Организация учебного труда учащегося» [19].
В начале второй четверти акцент в педагогическом мониторинге переносится с учебного труда школьников на изучение их социальной активности. С этой целью классный руководитель составляет характеристику класса, проверяет кто, где и как участвует, в каких детских объединениях состоит; продолжает посещать уроки с целью изучения учеников, установления единых требований, корректировки воспитательных влияний. Цель этого метода – узнать не только того ученика, которого характеризуют, но и того, кто дает характеристику. В характеристике чаще подчеркиваются доминанты (положительные и отрицательные) в развитии, образовании, воспитанности личности. Их обсуждение в классе существенно влияет на формирование общественного мнения. Этот метод отвечает возрастным особенностям подростков. В системе изучения школьников предусмотрено составление самохарактеристик, характеристик командира класса, лучшего друга, отдельных учащихся. Проанализировав характеристики, классный руководитель и психолог сообща делают выводы , намечают педагогические задачи. Составление характеристик может проводиться в устной и письменной форме, на классном часе или дома, на собрании или в свободном общении. Характеристики не должны быть подробными. Самое главное- подчеркнуть основное, доминирующее в том или ином ученике [19, 23].
Еще одним
методом изучения учащихся
-Как я понимаю значение поручения для меня, класса, школы?
-Хорошо ли я знаю
свои обязанности по
-Все ли я смогу сделать по поручению.7
-Мое отношение к дальнейшей работе по этому поручению.
В конце первого полугодия классному руководителю целесообразно поделиться своими мыслями о работе с трудными учениками. Можно провести педагогический консилиум. Суть его заключается в том, что характеристики, составленные психологом, классным руководителем и отдельными учителями-предметниками, обсуждаются в ходе коллективной беседы. Применение данного метода на практике показало, что он требует большого количества времени, поэтому педагогический консилиум применяется лишь при работе с особо трудными школьниками.
Во втором полугодии классный руководитель продолжает посещать уроки, организовывать написание самохарактеристик учащимися, проводить индивидуальные беседы с родителями с целью выявления особенностей развития, обстоятельств семейного воспитания, условий жизни ребенка, а также наблюдать за учащимися в различных видах деятельности [19].
Взаимосвязь изучения
школьников классным руководите
В ходе
реализации диагностико-
Из множества форм
фиксации данных для классного
руководителя более приемлемы:
карта педагогического
В соответствии с планом-программой педагогического мониторинга классный руководитель сам координирует действия других специалистов, организует при необходимости учебу и обмен опытом между участниками педагогического мониторинга в классе; проводит совещания, педагогические консилиумы по анализу полученных данных, по их педагогической интерпретации, по рефлексии деятельности педагогов и др.
Педагогический
мониторинг – это деятельность,
которая лежит в основе
Информация о работе Мастерство классного руководителя: сущность, методика его работы