Межличностные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 13:02, курсовая работа

Краткое описание

Несмотря на большое количество работ по конфликтологии, особенно в последние десятилетия, в основном они касаются трудовых и подростковых конфликтов. Вопрос конфликтности в старшем дошкольном возрасте освещен недостаточно. В связи с этим, цель данной работы – изучить сущность и особенности межличностных конфликтов старших дошкольников. В связи с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие «конфликт» и изучить его психологическую сущность.
2. Рассмотреть психологическое состояние личности дошкольника.
3. Проанализировать причины и факторы конфликтов в старшем дошкольном возрасте.
4. Выработать рекомендации по профилактике межличностных конфликтов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ 5
1.1. Определение понятия «конфликт» и его проявления в детстве 5
1.2. Характеристика старшего дошкольного возраста 9
ГЛАВА 2. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 14
2.1. Анализ причин межличностных конфликтов старших дошкольников 14
2.2. Диагностика конфликтности старших дошкольников 23
2.3. Рекомендации по преодолению конфликтов среди дошкольников 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Вложенные файлы: 1 файл

Межличностные конфликты старших дошкольников. Курсовая..doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ            3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ           5

1.1. Определение понятия «конфликт»  и его проявления в детстве   5

1.2. Характеристика старшего  дошкольного возраста     9

ГЛАВА 2. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ                     14

2.1. Анализ причин межличностных  конфликтов старших дошкольников           14

2.2. Диагностика конфликтности старших  дошкольников             23

2.3.  Рекомендации по преодолению  конфликтов среди дошкольников            26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                    30

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема психического развития как проблема конфликтных механизмов отмечалась давно. Актуальность данной темы выражается в том, что в конце XX – начале XXI века участились случаи агрессивного и конфликтного поведения уже в дошкольном возрасте. При освоении теоретических и прикладных знаний в области педагогической конфликтологии важны исследования в различных областях человеческого знания. Следует отметить, что интерес к конфликтам растет с каждым днем в самых разных аспектах нашей жизни.

Теория и практика обществознания отвергают возможность развития социальных структур как бесконфликтных. Психологическая наука и практика не могут оставлять в стороне внутренний эмоциональный мир участников учебно-воспитательного процесса. Нервное напряжение детей, их психические переживания, часто ведущие к созданию конфликтных ситуаций, не могут быть сугубо личным делом каждого. В теории и практике должны найти свое место научно обоснованные толкования конфликтов и негативных психических состояний, возникающие при взаимодействии участников воспитательного процесса.

В связи с вышесказанным, каждому человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении. Поскольку каждый конфликт всегда связан с эмоциями, то человек начинает испытывать дискомфорт, напряжение которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью. Способность воспринимать конфликт как нераскрытую возможность и следить за появлением его сигналов – первый шаг в разрешении конфликта.

В последние годы появились научные труды, Т.В. Драгуновой, В.А. Романенко, Г.Н. Чернышевой, А.В. Семенова, Б.И. Хасана, П.А. Сергоманова и других, рассматривающие конфликты в учебно-воспитательном процессе.

Конфликты дошкольников с ровесниками постоянно привлекали внимание педагогов и психологов. Но рассматривались они в основном в связи с проблемами трудновоспитуемости и агрессивности (Л.С.Выготский, Н.М. Платонова, А.С. Белкин и другие). Причины конфликтов между детьми исследователи связывали с особенностями организации деятельности (Т.А. Павленко, А. Рузская и другие), операциональной или мотивационной несформированностью игры у детей (А.А.Рояк, В.Я. Зедгинидзе и другие).

Однако, несмотря на большое количество работ по конфликтологии, особенно в последние десятилетия, в основном они касаются трудовых и подростковых конфликтов. Вопрос конфликтности в старшем дошкольном возрасте освещен недостаточно.

В связи с этим, цель данной работы – изучить сущность и особенности межличностных конфликтов старших дошкольников.

В связи с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:

1. Определить понятие  «конфликт» и изучить его психологическую сущность.

2. Рассмотреть психологическое  состояние личности дошкольника.

3. Проанализировать причины  и факторы конфликтов в старшем  дошкольном возрасте.

4. Выработать рекомендации  по профилактике межличностных  конфликтов.

Практическая значимость работы заключается в то, что при правильном разрешении конфликта он помогает определить разнообразие точек зрения, даёт дополнительную информацию, помогает выявить большое число альтернатив или проблем. Это делает процесс принятия решений более эффективным, а также даёт детям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

1.1. Определение понятия «конфликт» и его проявления в детстве

 

В психологии пока нет общепризнанного определения понятия конфликта. Так, исследователи, например Гришина Н.В. определяют конфликт как осознанное противоречие между общающимися личностями при наличии попыток разрешения противоречия на фоне эмоциональных состояний. Или интерпретируют как действие противоположных, несовместимых в данной ситуации тенденций, мотивов, интересов, типов поведения1.

Другие исследователи (Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г.) рассматривают конфликты как реакцию людей на препятствие к достижению разного рода целей совместной деятельности на поведение других, не соответствующих ожиданиям, а также как реакцию на почве несовместимости характерологических шаблонов поведения, несходства культурных основ и потребностей2.

Как видно, конфликты определяются либо через понятие «противоречие», «столкновение», либо через представления о реакциях людей на какие-то несоответствия, встречающиеся в их жизнедеятельности.

Конфликт  (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т п. Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъект возможного конфликта и его объект. Однако чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, при котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны3.

Функциональная роль конфликта обусловлена необходимостью и целесообразностью изменений в межличностных отношениях, в их иерархической структуре, статусе личности, социально-психологическом климате группы, ценностных ориентаций членов группы и т.п.

С точки зрения сущности этих отношений, конфликт есть проявление противоборства, то есть активного столкновения принципов, мотивов, установок, эталонов поведения. С точки зрения целей, конфликт отражает желание людей утвердить свою позицию, их поступки, то есть самоутвердиться. С точки зрения состояния межличностных отношений, конфликт представляет собой деструкцию этих отношений на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровне. Деструкция будет носить временный (в случае разрешения конфликта) или длительный (в случае неразрешимости конфликта) характер4.

Если рассматривать субъекты конфликта, то их можно определить как своеобразную форму коммуникации в системах: человек-человек, человек-группа, человек часть группы, часть группы-часть группы, группа-группа.

Если рассматривать конфликт с позиции эмоционально-мотивационных состояний конфликтующих личностей, то его можно определить как эмоционально насыщенную реакцию, одновременно защитную и ответную на неблагоприятные травмирующие личность ситуации, на препятствия в достижении каких либо целей, на стресс и т.п.5

Развитие конфликта можно рассматривать как интеллектуальный процесс решения мыслительной задачи, так как он связан с возникновением проблемы, созданием проблемной ситуации, принятием решений, решением возникшей проблемы алгоритмизированным (по правилам) способом или в большей мере интуитивным.

Конфликты могут иметь и положительное значение, когда направлены на преодоление отрицательных тенденций в поведении, отношениях отдельных личностей или групп, против отсталых взглядов и стиля деятельности, направлены на борьбу с эгоизмом.

Конфликты бывают закономерными (неизбежными), необходимыми, вынужденными и функционально неоправданными. Различают также конфликты открытые и скрытые; конфликты, преследующие личные, групповые или общественные цели6.

В зависимости от эмоционального состояния людей конфликты бывают с высоким, умеренным эмоциональным накалом и без эмоционального накала.

Конфликты, несмотря на свою специфику и многообразие имеют в целом общие стадии протекания:

- стадию потенциального  формирования противоречивых интересов, ценностей, норм;

- стадию перехода  потенциального конфликта в реальный или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;

- стадию конфликтных  действий;

- стадию снятия  или разрешения конфликта7.

Таким образом, конфликт – это сложное, многостороннее явление в системе человеческих отношений, поэтому видов конфликта может быть столько, сколько разных сторон участвует в данном рассматриваемом объекте.

Межличностные конфликты среди детей, как правило, связаны с личностными особенностями самих субъектов конфликта.

В многочисленных исследованиях конфликтности как черты личности, установлены ряд общих для исследуемых детей особенностей, среди которых можно выделить следующие:

1) неуверенность в себе, заниженная  самооценка; неумение вступить в  контакт как со взрослыми, так  и со сверстниками в силу стеснительности и пассивности;

2) недоверие к миру, скептическое  отношение ко всему;

3) отсутствие смысла жизни;

4) высокий или средний интеллект;

5) высокий уровень тревожности.

У отдельных детей постоянно возникают различные страхи (есть и фобии). Следствием последних зачастую являются беспокойный сон и ночные кошмары;

6) повышенная раздражительность, вспыльчивость, утомляемость; жалобы на частые  головные боли;

7) конфликты с родителями;

8) резко негативное отношение  к учению; враждебное отношение к воспитателям8.

Другие психологи высказывают мнение, что неконфликтным может быть ребенок, если он имеет:

- интерес к  внешнему миру;

- наличие смысла  жизни, жизненной философии;

- существование  иерархии ценностей;

- способность  с юмором принимать и оценивать действительность;

- целостность  личности, способность ее адекватно  реагировать на внешние и внутренние  изменения;

- способность  к установлению душевных контактов;

- соответствие  поведения номам общества;

- подчинение  общественным целям9.

Для девочек в большей степени характерна неустойчивая самооценка со снижением по отдельным показателям, связанным с межличностными отношениями; их эмоциональное неблагополучие (тревожность) в большей степени обусловлено проблемами общения и трудностями в детском саду и школе, а поведение в конфликтной ситуации ориентировано преимущественно на сотрудничество.

Для мальчиков в большей степени характерна высокая самооценка с дисгармонично завышенным уровнем притязаний; их эмоциональное неблагополучие в большей степени обусловлено учебными трудностями, а в ситуации конфликта они склонны к соперничеству и готовы на компромисс10.

Таким образом, анализируя научную литературу можно определить следующие общие факторы, влияющие на межличностные конфликты детей: семейное воспитание, особенности личности, коммуникативные навыки, самооценку ребенка, социальную среду и окружение, взаимодействие с авторитетными взрослыми. Только учитывая все эти факторы возможно конструктивное разрешение межличностного  конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Характеристика старшего дошкольного возраста

 

Дошкольный возраст занимает место между ранним и младшим школьным возрастом (от 3 до 6-7 лет) и имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Его еще называют "возрастом игры", поскольку именно игра является ведущей деятельностью этого возраста.

Внутри дошкольного возраста выделяют 3 периода: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-6/7 лет) 11.

В данной работе более пристальное внимание будет уделено именно страшим дошкольникам. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

Детей 5-6 лет интересуют и увлекают разнообразные игры-экспериментирования со специально предназначенными для этого игрушками, несложные сюжетные самодеятельные игры. Взрослый предлагает разнообразные обучающие (автодидактические предметные, сюжетно-дидактические, подвижные, музыкальные) и досуговые игры (игры-забавы, развлечения, отдельные празднично-карнавальные игры). С его помощью дети осваивают некоторые народные игры обрядового, тренингового и досугового характера.

Информация о работе Межличностные конфликты