Межличностные отношения в коллективе младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 17:03, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в психологической науке работы, посвященные проблемами изучения групповых феноменов и развития личности в группе, вытесняются исследованиями психического и личностного развития человека. Но для изучения психологического и личностного развития человека нужно изучить и малую группу, в которой он взаимодействует.
Ребенок – это личность, которая также вступает в систему межличностных взаимоотношений. С поступлением ребенка в школу начинается активное приобретение навыков общения. И от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка или от его статуса в группе зависит становление его личности в системе личных взаимоотношений. Этот этап становления коммуникативных навыков общения попадает на период младшего школьного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Особенности межличностных отношений в коллективе
младших школьников.
1.1 Понятие межличностных отношений и их развитие……………………....5
1.2 Возрастные особенности младших школьников, влияющие на формирование межличностных отношений…………………………………..11
1.3 Особенности взаимоотношений в младшем школьном
возрасте………………………………………………………………………….14
1.4 Методы исследования межличностных отношений……………………...18
Выводы по I главе………………………………………………………………20
Глава II. Исследование Межличностных отношений младших
школьников.
2.1 Организация и методы исследования……………………………………..21
2.2 Результаты исследования особенностей межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста…………………………24
Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

Яна.Курсовая_-межличностные отношения в коллективе.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Особенности межличностных отношений в коллективе

младших школьников.

1.1 Понятие межличностных  отношений и их развитие……………………....5

1.2 Возрастные особенности  младших школьников, влияющие на  формирование межличностных отношений…………………………………..11

1.3 Особенности взаимоотношений  в младшем школьном 

возрасте………………………………………………………………………….14

1.4 Методы исследования  межличностных отношений……………………...18

Выводы по I главе………………………………………………………………20

Глава II. Исследование Межличностных отношений младших

 школьников.

2.1 Организация и методы  исследования……………………………………..21

2.2 Результаты исследования  особенностей межличностных отношений  в группе сверстников младшего  школьного возраста…………………………24

Заключение……………………………………………………………………...28

Список литературы……………………………………………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Тема курсовой работы: Межличностные отношения в коллективе младших школьников.

     В настоящее время в психологической науке работы, посвященные проблемами изучения групповых феноменов и развития личности в группе, вытесняются исследованиями психического и личностного развития человека. Но для изучения психологического и личностного развития человека нужно изучить и малую группу, в которой он взаимодействует.

Ребенок – это личность, которая также вступает в систему межличностных взаимоотношений. С поступлением ребенка в школу начинается активное приобретение навыков общения. И от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка или от его статуса в группе зависит становление его личности в системе личных взаимоотношений. Этот этап становления коммуникативных навыков общения попадает на период младшего школьного возраста.

       Актуальность: В данный момент наблюдается значительный рост исследований, посвященных межличностным отношениям и развитию младшего школьника в семье. Возникает необходимость определения той роли, которую играют отношения между сверстниками в формировании личности школьника на различных этапах его жизни, и в частности в младшем школьном возрасте наиболее ответственном периоде перехода ребенка в новую социально значимую систему отношений. Актуальность его заключается в выявлении скрытых механизмов, которые лежат в основе межличностных отношений в коллективе младших школьников.

     Объектом исследования являются межличностные отношения в младшем школьном возрасте. 
     Предмет исследования: социометрический статус и основные тенденции поведения в реальной группе и представлений о себе в коллективе младших школьников.

     Цель работы: изучение основных особенностей межличностных взаимодействий в коллективе младшего школьного возраста.

     Задачи работы:  
1. провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ межличностного взаимодействия в коллективе младших школьников; 
2. определить закономерности межличностных отношений в младшем школьном возрасте; 
3. провести диагностику младших школьников по варианту социометрического эксперимента; 
4. провести диагностику младших школьников с целью выявления их основных тенденций поведения и представления о себе; 
5. сделать сравнительный анализ полученных результатов по данным диагностического исследования.

Практическая значимость: работа может быть использована педагогами и психологами при взаимодействии с коллективом младшего школьного возраста.

Научная новизна: выявлена зависимость структуры межличностных отношений в коллективе от социометрического статуса каждого ребенка входящего в данную группу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I.

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Понятие межличностных  отношений и их развитие

    Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения тесно связаны с различными видами общественных отношений. «Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия» [2; с. 3].

    Проблемы межличностных отношений достаточно обстоятельно изложены в психологической, социально психологической литературе, в работах таких ученых, как Петровский А.В., Бодалев А.А, Мясищев В.Н., Леонтьев А.А, Коломинский Я.Л., Ананьев Б.Г. и др.[14; С.3]

    Анализ литературы по проблеме межличностных отношений показывает, что ученые часто в качестве омонимов к понятию «межличностные отношения» используют понятия «взаимоотношения», «отношения», «общение». Во всех этих понятиях много сходного, но есть и различия. Во всех этих словах основным содержанием являются отношения между людьми.

    Взаимоотношения  людей, как личностно значимое отражение людьми друг друга, включают в себя межличностные отношения, а внутреннюю основу межличностных отношений, как справедливо отмечает психолог Б.Г. Ананьев, составляет общение, как важнейшая социальная потребность человека. Межличностные отношения вплетаются в процесс общения; общение, в свою очередь, не может развиваться без сложившихся межличностных отношений.  Определим понятие «межличностные отношения».

     «Межличностные отношения,- по определению А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, - это субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т.е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения» Межличностные отношения выступают как система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга в совместно выполняемой деятельности и в общении.[14; С.5]

Проблемой межличностных отношений младших школьников занималась Шкуричева Н.А., которая выявила, что «Роль учителя в руководстве процессом формирования межличностных отношений меняется от этапа к этапу и может выражаться в следующей последовательности: руководитель - помощник-контролер; организатор - соучастник - помощник; организатор - помощник; организатор - наблюдатель; наблюдатель».

Также она пишет: «Характер межличностных отношений влияет на благополучие ребенка в школе, а их формирование может рассматриваться как фактор личностно-ориентированного обучения».

А.А.Реан и Я.Л.Коломенский пишут, что в системе межличностных отношений с другими людьми - с взрослыми и сверстниками - у ребенка возникает и развивается сложная гамма чувств, которые характеризуют его как уже социализированного человека. Это, прежде всего самолюбие, выражающее стремление ребенка не только к самоутверждению, но и к соперничеству с другими людьми.

     Межличностные отношения включают три элемента: когнитивный (гностический, информационный), аффективный и поведенческий (практический, регулятивный).

     Когнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях.

     Аффективный элемент находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоциональный элемент является ведущим из них. «Это, прежде всего положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний (внутриличностная, межличностная), эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером, работой» [4; с. 5].

     Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется и конкретных действиях. В случае если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм интеракции, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся.

     Межличностные отношения строятся по «вертикали» (между руководителем и подчиненным и наоборот) и «горизонтали» (между лицами, занимающими одинаковый статус). Эмоциональные проявления межличностных связей обусловливаются социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся, и индивидуальными различиями, варьирующимися в пределах названных норм.

     Интерперсональные отношения зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут ослабляться. Они развиваются в континууме, имеют определенную динамику.

     Динамика развития межличностных отношений в континууме проходит несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Процесс ослабления межличностных отношений в «обратную» сторону имеет такую же динамику (переход от дружеских к товарищеским, приятельским отношениям и затем их прекращение).

     Процесс знакомства осуществляется в зависимости от социокультурных и профессиональных норм общества, к которому принадлежат будущие партнеры по общению.

     Приятельские отношения формируют готовность-неготовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. Если позитивная установка у партнеров сформирована, то это является благоприятной предпосылкой к дальнейшему общению.

     Товарищеские отношения позволяют закрепить межличностный контакт. Здесь происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (на этом этапе используются такие понятия, как «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию» и пр.).

     Межличностные отношения формируются в определенных условиях, которые влияют на ее динамику, широту и глубину. В городских условиях, по сравнению с сельской местностью, достаточно высокий темп жизни, частая сменяемость мест работы и жительства, высокий уровень общественного контроля. В результате - большое количество межличностных контактов, их кратковременность и проявление функционально-ролевого общения.

     Это приводит к тому, что межличностные отношения в городе предъявляют более высокие психологические требования к партнеру. Чтобы поддерживать тесные связи, общающимся нередко приходится расплачиваться потерей личного времени, психическими перегрузками, материальными ресурсами и т. д. Пространственная близость особенно влияет на межличностные отношения у детей. В случае переезда родителей или перехода детей из одной школы в другую контакты у них, как правило, прекращаются.

     Важное значение в формировании межличностных отношений имеют конкретные условия, в которых люди общаются. Прежде всего это связано с видами совместной деятельности, в ходе которой устанавливаются межперсональные контакты (учеба, работа, отдых), с ситуацией (обычная или экстремальная), этнической средой (моно - или полиэтническая), материальными ресурсами и т. д. К сожалению, сравнительных исследований по межличностным отношениям в названных условиях у нас проводится не очень много.

     Значение временного фактора в межличностных отношениях зависит от того, в какой конкретной социокультурной среде они развиваются.

     По-разному влияет временной фактор в этнической среде. В восточных культурах развитие межличностных отношений как бы растянуто

во времени, а в западных - «спрессовано», динамично. Работ, представляющих исследования о влиянии временного фактора на межличностные отношения, в нашей литературе почти не встречается.

     Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологической науке в определенной степени исследована. В настоящее время в печати появляется много работ, в которых рассматриваются проблемы межличностных и деловых контактов и даются практические рекомендации по их оптимизации [12]. Часть таких публикаций представляет собой популярное изложение результатов психологических исследований, порой без ссылок и списка использованной литературы.

     Научных исследований по межличностным отношениям в настоящее время проводится весьма мало. Перспективными проблемами являются: совместимость деловых и межличностных отношений, социальная дистанция в них, доверительность в разных типах интерперсональных отношений и ее критерии, а также особенность межперсональных связей в различных видах профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.

     Межличностная привлекательность - это сложное психологическое свойство личности, которое как бы «притягивает к себе» партнера по общению и непроизвольно вызывает у него чувство симпатии. Обаяние личности позволяет ей располагать к себе людей. Привлекательность человека зависит от его физического и социального облика, способности к сопереживанию и т.д.

     Межличностная привлекательность способствует развитию интерперсональных связей, вызывает у партнера когнитивный, эмоциональный и поведенческий отклик. Феномен межличностной привлекательности в дружеских парах обстоятельно раскрыт в исследованиях Н.Н. Обозова.

     Понятие «аттракция» тесно связано с межличностной привлекательностью. Одни исследователи рассматривают аттракцию как процесс и одновременно результат привлекательности одного человека для другого; выделяют в ней уровни (симпатия, дружба, любовь) и связывают ее с перцептивной стороной общения [2]. Другие полагают, что аттракция - это своеобразная социальная установка, в которой преобладает позитивный эмоциональный компонент [3]. Третьи под аттракцией понимают привлекательность одного человека для другого, в силу чего к нему проявляется позитивное эмоциональное отношение. Как видно из изложенного, многозначность понятия аттракция и перекрываемость его другими феноменами затрудняет использование этого термина и объясняет недостаточную исследованность в отечественной психологии. Данное понятие заимствовано из англо-американской психологии и перекрывается отечественным термином «межличностная привлекательность». В связи с этим представляется целесообразным использовать их как равнозначные.

Информация о работе Межличностные отношения в коллективе младших школьников