Методика изучения темы курса технологии восьмого класса средней школы: «Художественная обработка текстильных материалов»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявить методы обучения в процессе преподавания темы курса технологии 8 класса средней общеобразовательной школы: «Художественная обработка текстильных материалов»
Задачи:
-Определить методы обучения и их реализацию в учебном процессе
- Рассмотреть конкретные методы изучения темы курса технологии
восьмого класса средней школы: «Художественная обработка конструкционных материалов»
-Самостоятельно разработать план урока с применением изученных методов обучения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

Глава 1.Характеристика методов обучения
1.1 Определение методов обучения, методологические приемы и их классификация…………………………………………………………………….3
1.2 Определение методов обучения, методологические приемы и их классификация…………………………………………………………………….6
1.3 Специфика и разнообразие методов преподавания технологии…………...7
Глава2.Текстильное материаловедение
2.1«Текстильное материаловедение», классификация текстильных материалов, основные термины и понятия…………………………………….12
2.2 Основные виды художественной обработки текстильных материалов…13
Глава 3. Методика изучения темы курса технологии восьмого класса средней школы: «Художественная обработка текстильных материалов»………….14
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 470.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом вышивают крупные мотивы узора, а также стебли, веточки, усики. Стежки глади располагают по форме детали: в цветках от края к центру, в листьях с наклоном от края к середине. Стежки могут иметь разную длину. Контур мотива при этом становится зубчатым, пере­ход от узора к фону мягче, спокойнее.

Выполняя стежки глади, их располагают не очень близко друг к другу. Так, в верхней части лепестка цветка расстояние между гладьевыми стежками может быть от 1,5 до 2 мм. Для того чтобы расположить стежки по кругу, необходимо некоторые из них делать короче, например первый стежок уложить от края лепестка до сердцевины цветка, второй — на 2 мм выше, а третий - такой же, как первый и т. д. В этом случае стеж­ки в центре цветка не будут находить один на другой, а изнаночные стеж­ки будут необходимой длины. Стежки верхошва будут равными и пуши­стыми, если следить за тем, чтобы во время работы нитка не перекручивалась.

Сердцевины крупных цветов и детали мотивов украшают наклад­ными декоративными сетками.

Сетки декоративные дополняют и украшают узоры «верхошва». Накладные сетки выполняются нитками, натянутыми от контура одной стороны к контуру другой в горизонтальном, вертикальном и наклонном направлениях. Пересечения ниток прикрепляют к ткани небольшими стежками разных узоров. Декоративными накладными сетками можно вышить серединки цветов,отдельные детали узора и весь узор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Серединки цветов «верхошва» заполняются также гладьевыми швами.

рис.2

 

Стежки, образующие сетку, сначала прокладывают все в одном на­правлении, например вертикальном, затем начинают протягивать в гори­зонтальном направлении, последовательно закрепляя каждый новый сте­жок в местах пересечения его с вертикальными стежками.

Середины крупных листьев и мелкие листочки вышивают швом козлик.

Узоры, выполненные владимирскими швами, по краю часто окайм­ляют цветной тесьмой, узкими орнаментальными полосками, вышитыми козликом, гладью, кисточками.

Вышитые изделия гладят только с изнаночной стороны на очень мягкой подстилке.

Актуализация знаний.

1. Подготовка к вышиванию.

Подготовку к вышиванию начинают с выбора узора, ткани необходимой структуры, качества и цвета, а также нитки и иголки. Но прежде чем приступить к работе, следует выровнять ткань, раз­метить расположение узора на ней, нанести его.

Края ткани выравнивают, выдергивая крайнюю нить, а по ее следу отрезают лишнюю ткань. Чтобы во время работы не осыпались нити ткани, края изделия обметывают. Выдергивая нити или используя наметку, прокладывают линии, определяю­щие размер изделия, вспомогательные линии для обозначения ширины подгибания срезов ткани, отдельных швов. После этого ткань хорошо разглаживают и, если нужно, запяливают.

вышить серединки цветов, отдельные детали узора и весь узор. Серединки цветов «верхошва» заполняют также гладьевыми швами.

2. Закрепление рабочей нитки.

В отличие от шитья в вышивании не принято делать узелков, оставлять на изнанке длинные петли и концы ниток. Народной вы­шивке присуща чистая изнаночная сторона, аккуратно выполнен­ная работа.

При вышивании одинарной ниткой закрепляют ее концы не­сколькими мелкими стежками в том месте, которое по ходу шитья закроется вышивкой, или после первого прокола оставляют на из­нанке конец нитки длиной 10 см и закрепляют его, пропуская игол­ку с ниткой под вышитыми стежками, после того как рабочая нить закончилась.

Можно закрепить конец нитки стежком «за иголку». Делают прокол иголкой с изнанки на лицевую сторону, протягивают игол­ку и оставляют на изнанке конец нитки длиной 10-15 мм, крепко его придерживая. Очень близко от первого прокола слева направо делают второй прокол на изнанку и выводят иглу с ниткой на ли­цевую сторону, закрепляя ею конец нитки.

Если вышивают в две нити, то нитку, сложенную вдвое, про­дергивают концами в отверстие иглы. Затем делают маленький стежок в месте начала работы и тянут нитку до тех пор, пока не останется кончик в виде маленькой петли, которая образовалась при складывании нитки вдвое. В эту петлю продевают иглу с рабо­чей ниткой и затягивают ее.

Заканчивая работу, нитку закрепляют под вышивкой с из­нанки несколькими мелкими стежками швом «вперед» или «на­зад иголку», а концы обрезают ножницами.

Если выполнить вышивку с соблюдением вышеперечислен­ных рекомендаций, то работа будет выглядеть аккуратной.

Инструктаж по охране труда.

Учитель. Народная пословица гласит: «Что в порядке ле­жит, само в руки бежит». Это относится и к рукоделию.

Для хранения необходимых материалов, инструментов и приспособлений нужно иметь специальную коробку или шкатулку, корзинку или сделать навесной «уголок рукоделия».

Чтобы заниматься вышиванием было удобно, работа не вы­зывала утомления, надо правильно организовать свое рабочее ме­сто и соблюдать определенные правила труда.

Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Надо следить за положением корпуса, не сутулиться, не наклонять низко голову. Корпус во время работы должен быть наклонен вперед. Расстояние между глазами и работой не должно превышать 25-30 см. Иногда с этой целью пяльцы устанавливают повыше, подкладывая под них доску, книгу и т. д. Стул придвигают к столу так, чтобы можно бы­ло опираться о его спинку.

Большое значение имеет правильная постановка рук во время работы: левая рука должна находиться внизу, правая - сверху пялец.

Демонстрация приемов выполнения вышивки.

Учитель показывает приемы выполнения односторонней гла­ди в технике владимирского шитья: заполнение цветка, заполнение листика, гладь «вприкреп».

Практическая работа.

Задание 1. Изучить по учебнику (с. 40-41) план выпол­нения практической работы № 11 «Вышивка в технике владимир­ского шитья».

Задание 2. Подготовить ткань для вышивания и выпол­нить вышивку в технике владимирского шитья.

В процессе выполнения практической работы учитель делает целевые обходы:

Контроль правильности выполнения приемов работы.

Контроль соблюдения правил безопасности работы.

Помощь учащимся, испытывающим затруднения.

Контроль объема и качества выполненной работы.

Подведение итогов урока.

Выставка              работ учащихся.

Анализ урока.

Учитель. Техника вышивания, которую вы осваивали сего­дня на уроке, достаточно сложна и требует аккуратности и терпения при работе. Но большинство из вас справились с этой задачей. Под­тверждением моих слов могут служить изделия, представленные на нашей выставке. В лучших работах очень умело подобрана цветовая гамма, стежки выполнены аккуратно. Молодцы!

Выставление оценок.

Домашнее задание: § 13, с. 39-41.

На основе учебного пособия Павловой О.В. и учебника Симоненко В.Д. ,я самостоятельно разработала   план урока,  с применением изученных методов обучения.

       Тема: БЕЛАЯ ГЛАДЬ

      (Презентацию см.Приложение)

Цели:

-Ознакомление учащихся с видом художественной обработки текстильных материалов - белая гладь.

-Совершенствование у учащихся умений вышивки

-Формирование у учащихся познавательного интереса и мотивации к трудовой деятельности.

-Развитие у учащихся творческих способностей, художественного и эстетического вкуса.

-Воспитание уважения к народным обычаям и традициям

-Воспитание у учащихся таких положительных качеств личности, как настойчивость, стремление к познанию, трудолюбие, патриотизм, взаимовыручка и др.

Оборудование: образцы изделий, выполненных в технике белой глади, нитки мулине, иглы, пяльцы, ткань, копировальная бумага, калька, карандаш, наперсток.

Ход урока

Организация урока.

Приветствие преподавателя.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Сообщение темы урока.

Учитель. Белая гладь... Ну, казалось бы, что может быть интересного и эффектного в одноцветной вышивке? Но, познако­мившись сегодня на уроке с этим видом вышивки, вы убедитесь, как красиво и выразительно выглядят изделия, вышитые белой гла­дью. Вы узнаете, что Белая гладь - вышивка белым по белому, особую красоту которой придают контрастные текстуры и цветочные узоры. Узоры белой глади состоят из мелких цветочков и листочков, травки и ягод, образующих букеты, гирлянды, полоски, углы.

Повторение пройденного материала.

Опрос учащихся:

Вопросы:

-Перечислите элементы вышивки, характерные для влади­мирского шитья?

-Какие цвета являются основными во владимирском шитье?

Какими нитками и на какой ткани выполняют вышивку в технике владимирского шитья?

Какие мотивы характерны для владимирского шитья?

Изучение нового материала.

Объяснение учителя(Презентацию см.Приложение)

Белая гладь с настилом (бельевая). Этот вид глади применяют для вышивки на тонких тканях — батисте, крепдешине, тонком льне. Нитки берут мягкие и желательно блестящие — мулине, шелк. При выполнении гладьевых вышивок часто используют дополнительные виды шитья: мережки, «узелки», подкладной шов, «россыпь» и т. д. 
     Рассмотрим наиболее распространенные приемы бельевой глади. В любом из этих приемов вначале на ткань переводится рисунок.

«Пышечка» 

Рисунок по контуру обшивается швом «вперед иголку», затем выполняется настил и вышивается гладь. 

 

«Дырочки» 

Штопальной иглой прокалывается центр кружочка. Край обметывается катушечной  ниткой.

«Цветочек» 

Сначала делается «дырочка», затем цветок по контуру обшивается швом «вперед иголку». Делается настил, и каждый лепесток обшивается поперечными стежками, плотно прилегающими друг к другу. 



«Узелки» 

Рисунок обшивается ровным гладьевым или стебельчатым швом и заполняется следующим образом: рабочая нитка, находясь на поверхности, накручивается на иголку один или два раза, затем возвращается к тому месту, откуда вышла. Вкалывая иголку, узелок следует придерживать пальцем, пока рабочая нитка не закрепит его

на ткани.

 

 

 

 


 


«Россыпь» 

Как и в предыдущем способе, вначале обшивается контур рисунка. Затем вся форма заполняется мелкими стежками шва «назад иголку». Начинают заполнять от краев, параллельно очертаниям.





«Листик» 

Рисунок по контуру обшивается швом «вперед иголку», затем выполняется настил. Настил кладется вдоль листика, а сверху делают ровные, очень плотно прилегающие друг к другу стежки в направлении, противоположном настилу.


 

«Листик в раскол» 

Название «раскол» обозначает, что листик делится на две части. Начинают выполнять листик как обычно: сначала наметывают край, затем делают настил. На месте раскола листика выполняют два параллельных стежка. Сперва заполняют целую часть листика. Далее, дойдя до места раскола, заполняют сначала одну сторону, делая проколы между параллельными стежками, а когда одна сторона будет вышита, переходят ко второй.


 

Подкладной шов, или «восьмерки» 

Мелкими стежками «назад иголку» выполняется рисунок по контуру. Но, сделав один стежок, рабочую нить перекидывают на изнанке к другому краю, чтобы, получив там такой же стежок, вернуться назад для выполнения второго стежка рядом с первым. 

На изнаночной стороне получается частый переплет в виде «восьмерок».

 

Гладьевой валик 

Представляет собой ряд плотно прилегающих друг к другу параллельных стежков. Бывает прямой и с наклоном. Для выполнения прямого валика с вертикальными стежками на лицевой стороне и слегка скошенными на изнаночной, выдергивают на ткани две горизонтальные нити на расстоянии 0,5 см одна от другой. Вдоль будущего ряда прошивают несколько стежков, чтобы закрепить нитку. Первый стежок по лицевой стороне выполняют строго вертикально. Чтобы шов получился ровным, стежки нужно укладывать равномерно, не слишком свободно и не очень туго затягивая нитку.

Демонстрация приемов выполнения вышивки в тех­нике белой глади.

Учитель показывает технику выполнения отдельных элемен­тов белой глади.

Практическая работа.

Задание 1: изучить по учебнику порядок выполнения практической работы № 12 (с. 44).

Задание 2: выполнить образцы элементов белой глади .

VI. Подведение итогов урока.

      Выставка работ учащихся.

Анализ урока.

Выставление оценок, их аргументация.

Домашнее задание: § 14, с. 41-45

-выполнение небольшой творческой работы в технике « Белая гладь ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Методика изучения темы курса технологии восьмого класса средней школы: «Художественная обработка текстильных материалов»