Методика использования проектной деятельности для формирования интереса учащихся к изучению физики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 06:37, курсовая работа

Краткое описание

В этих условиях одним из основных направлений обновления содержания среднего образования является ориентирование содержания образования на целенаправленное и систематическое приобщение учащихся к научным способам познания и самостоятельным исследованиям, на широкое применение учебных ситуаций, формирующих познавательную мотивацию и учитывающих дидактические возможности информационных технологий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

I. Психолого-педагогические основы реализуют метод проектов в
общеобразовательной школе

Метод проектов и его место в современной педагогике

1.2 Самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся - основа проектного урока

II.Методика использования проектной деятельности для формирования интереса учащихся к изучению физики.

2.1 Использование метода проектов на уроках физики и астрономии

2.2 Методика реализации практической деятельности при изучении физики.

Заключение ………………………………………………………………….

Литература…………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Метод проектов.docx

— 699.44 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………..3

 

I. Психолого-педагогические основы реализуют метод проектов в

общеобразовательной школе

 

    1. Метод проектов и его место в современной педагогике

 

1.2       Самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность                       учащихся - основа проектного урока

 

II.Методика использования проектной деятельности для формирования интереса учащихся к изучению физики.

 

2.1 Использование метода  проектов на уроках физики  и астрономии

 

2.2 Методика реализации  практической деятельности при  изучении физики.

 

Заключение ………………………………………………………………….

 

Литература…………………………………………………………………..

 

 

 

 

Введение 

                                                                         «Где учеба не клеится – а это 

                                                                   бывает со всеми предметами, - там 

                                                             главная вина падает на учителя. 

                                                               Успехи учащихся – лучшее мерило 

                                                           для достоинств учителя…» 
                                                                                                   А.Эйнштейн

 

Социальные перемены,  глобализация социально-экономических и политических сторон жизни общества  диктуют школе как социальному институту требование обновления содержания среднего общего образования с целью предоставления подрастающему поколению возможности получения качественного общего образования.

В этих условиях одним из основных направлений обновления содержания среднего образования является ориентирование содержания образования на целенаправленное и систематическое приобщение учащихся к научным способам познания и самостоятельным исследованиям,  на широкое применение учебных ситуаций, формирующих познавательную мотивацию и учитывающих дидактические возможности информационных технологий.

Проект – это самостоятельная  работа учащихся, осуществляемый с  помощью педагога-руководителя.

Проектная деятельность является интегрированным  видом деятельности, синтезирующим  в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное  творческой деятельности. Проектная  деятельность школьников тесно связана  с проблемой творчества, является творческой, по сути. Основная проблема – каким должно быть педагогическое сопровождение учебного проекта, чтобы он стал самостоятельной обучающей и творческой единицей, чтобы сформировалась образовательная среда, позволяющая добиваться столь высоких целей? 

Проектная работа, как правило, имеет личностно значимую для  учащегося цель,

сформулированную в виде проблемы. Решая проблему, автор проекта определяет

свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает необходимые

ресурсы.

 

 

I. Психолого-педагогические основы реализуют метод проектов в общеобразовательной школе 

 

1.1 Метод проектов и его место в современной педагогике

В настоящее время метод  проектов вновь приобрел довольно широкую  популярность. Это обусловливается, прежде всего, наличием кризисных явлений  во всех областях общественной жизни, включая сферу образования, нашей  неспособностью целенаправленно и  оперативно решать острые социальные вопросы. Разрушение прежней системы  образования, централизованной, ориентированной  на выполнение исключительно государственного социального заказа, привело в  условиях разгосударствления общественной жизни к состоянию растерянности  многих и многих педагогов, образовательных  учреждений, органов управления образованием. Ведь теперь, освобождаясь от необоснованных иллюзий или же потребительского отношения, надо многое учиться делать самим: понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить  профессиональные цели и задачи, продумывать  способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. А ведь этому специально не учили. Вот и возникает насущная потребность обучения проектированию практически на всех уровнях образования: федеральном, региональном, муниципальном, школьном. Не случайно в Базисный учебный  план внесена новая строчка о  проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования  -способность проектировать.

Анализ мирового опыта  позволяет констатировать широкое  распространение метода проектов в  системах образования разных стран. Причина в том, что в условиях информационного общества, в котором  стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько  научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения  новых познавательных и практических задач.

Каждые 5~6 лет возникают  и становятся востребованными новые  области профессиональной деятельности, отходят на задний план и постепенно отмирают устаревшие. Это требует  от людей высокой мобильности. Не случайно известный лозунг «Образование на всю жизнь» перестал быть актуальным. В настоящее время его можно  заменить лозунгом «Образование через  всю жизнь». Каждый выпускник школы  должен быть готов к тому, что  ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую  технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование.

В основе метода проектов лежит  развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться  в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов - это из области  дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного  предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически  или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить  применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей  или взрослых самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая  для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и  возможные последствия разных вариантов  решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую  учащиеся выполняют в течение  определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение  проблемы предусматривает, с одной  стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств  о6учения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных  областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», то есть, если это теоретическая  проблема, то конкретное се решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей  сути.

Метод проектов позволяет  наименее ресурсозатратным способом создать условия деятельности, максимально приближенные к реальным, для формирования компетентностей учащихся. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем (поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта). Появляется возможность освоения способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.

По своей сути проектирование - самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности. Этот вил деятельности существует в  культуре как принципиальный способ планирования и осуществления изменения  реальности.

Проектная деятельность включает следующие этапы:

- разработка проектного  замысла (анализ ситуации, анализ  проблемы, целеполагание, планирование);

- реализация проектного  замысла (выполнение запланированных  действий);

- оценка результатов проекта  (нового измененного состояния  реальности).

Преимущества  метода проектов

Метод проектов - это набор  техник и приемов, позволяющих создавать  образовательные ситуации, в которых  учащийся ставит и решает собственные  проблемы, и технология сопровождения  самостоятельной деятельности учащегося. Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый  детьми комплекс действий по решению  субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Метод проектов имеет ряд преимуществ: 

- он дает возможность  организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между  теорией и практикой;

- успешно интегрируется  в образовательный процесс;

- легко вписывается в  учебный процесс. Эта технология  позволяет достигать поставленных  любой программой, стандартом образования  целей по любому учебному предмету, сохраняя при этом достижения  отечественной дидактики, педагогической  психологии, частных методик;

- этот метод гуманистический,  обеспечивает не только успешное  усвоение учебного материала,  но и интеллектуальное и нравственное  развитие детей, их самостоятельность,  доброжелательность по отношению  к учителю и друг к другу;

- проекты сплачивают детей,  развивают коммуникабельность, желание  помочь другим, умение работать  в команде и ответственность  за совместную работу;

- позволяет сместить акцент  с процесса пассивного накопления  учеником суммы знаний на овладение  им различными способами деятельности  в условиях доступности информационных  ресурсов.

Проектное обучение стимулирует  истинное учение самих учащихся, потому что оно:

- личностно ориентировано;

- использует множество  дидактических подходов;

- самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

- позволяет учиться на  собственном опыте и опыте  других в конкретном деле;

- приносит удовлетворение  учащимся, использующим продукт  своего труда.

Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовать основные направления модернизации общего образования:

- интеграцию учебного  содержания;

- развитие пользовательских  навыков в информационных

технологиях;

- формирование информационных, коммуникативных и социальных  компетенций;

- формирование у учащихся  особого отношения к себе как  к субъекту знаний, практических  умений и способностей.

Умения, нарабатываемые школьником в процессе проектирования, в отличие  от «накопительно-знаниевого» обучения формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий. Иначе говоря, формируются составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной и других компетенций. К таковым, например, относятся:

  • умение выявлять потребности в усовершенствовании предметного мира, в улучшении потребительских качеств вещей;
  • умение понимать поставленную задачу, суть учебного задания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требования к представлению выполненной работы или ее частей;
  • умение планировать конечный результат работы и представлять его в вербальной форме;
  • умение планировать действия, то есть распоряжаться бюджетом времени, сил, средств;
  • составлять последовательность действий с ориентировочными оценками затрат времени на этапы;
  • умение выполнять обобщенный алгоритм проектирования;
  • умение вносить коррективы в ранее принятые решения;
  • умение конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа проектирования;
  • формулировать конструктивные вопросы и запросы о помощи (советы, дополнительная информация, оснащение и т, п.);
  • умение выражать замыслы, конструктивные решения с помощью технических рисунков, схем, эскизов чертежей, макетов;
  • умение поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно;
  • умение составлять схемы необходимых расчетов (конструктивных, технологических, экономических), представлять их в вербальной форме;
  • умение оценивать результаты по достижению планируемого результата, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;
  • умение оценивать проекты, выполненные другими;
  • умение понимать критерии оценивания проектов;
  • умение защищать свой проект во время процедуры публичной защиты проектов;
  • умение конструировать представления о профессиональной проектной деятельности, об индивидуальности проектировщика, проявляющейся в результате.

Информация о работе Методика использования проектной деятельности для формирования интереса учащихся к изучению физики