Методика использования проектной деятельности для формирования интереса учащихся к изучению физики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 06:37, курсовая работа

Краткое описание

В этих условиях одним из основных направлений обновления содержания среднего образования является ориентирование содержания образования на целенаправленное и систематическое приобщение учащихся к научным способам познания и самостоятельным исследованиям, на широкое применение учебных ситуаций, формирующих познавательную мотивацию и учитывающих дидактические возможности информационных технологий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

I. Психолого-педагогические основы реализуют метод проектов в
общеобразовательной школе

Метод проектов и его место в современной педагогике

1.2 Самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся - основа проектного урока

II.Методика использования проектной деятельности для формирования интереса учащихся к изучению физики.

2.1 Использование метода проектов на уроках физики и астрономии

2.2 Методика реализации практической деятельности при изучении физики.

Заключение ………………………………………………………………….

Литература…………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Метод проектов.docx

— 699.44 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Самостоятельная целенаправленная исследовательская

деятельность  учащихся - основа проектного урока

Такие проекты, которые укладываются в один урок или несколько занятий  наиболее востребованы в школе и  интересны с методической точки  зрения. В основу образовательного проекта положена самостоятельная  целенаправленная исследовательская  деятельность учащихся. Несмотря на то, что исследование носит учебный  характер, при его организации  используются общепринятые в науке  методы познания. К общенаучным методам  относятся аналогия, наблюдение и  опыт, анализ и синтез, индукция и  дедукция, абстрагирование, конкретизация. Применяя эти методы познания при  организации учебного исследования можно раскрывать содержание образования  в рамках одного урока или фрагмента  урока, не выходя за рамки тематического  учебного плана. Урок, реализованный  методом проектов, может быть как  уроком освоения нового материала, так  и уроком закрепления и отработки  навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который  будет использован в учебном  исследовании, зависит от конкретного  содержания урока.

Основной формой работы на уроке является групповая работа. Если каждая группа решает одну и ту же задачу (ведет исследование одного и того же объекта), то целесообразно  формирование разноуровневых групп. При дифференциации задач можно формировать группы, в которые войдут учащиеся одного образовательного уровня.

В ходе проектного урока (фрагмента  урока) присутствуют все этапы, характерные  для реализации любого исследовательского проекта:

1. В процессе беседы  или дискуссии формулируется  проблемный вопрос, актуализируются  необходимые для дальнейшего  исследования знания, ставятся цели  и задачи работы.

2. Посредством мозгового  штурма выдвигается гипотеза  исследования.

3. Выбирается метод исследования. Этот выбор может быть осуществлен  в ходе фронтальной беседы, самостоятельного  обсуждения проблемы и гипотезы  в группе или же сформулирован  учителем. Далее же проблему выбора  метода учащиеся должны научиться  решать самостоятельно.

4. Учащиеся, работая в  группе, ведут поиск решения выдвинутой  проблемы, применяя выбранный на  третьем этапе урока метод.  Затем анализируют полученный  результат и делают выводы  о своей работе.

5. Полученные в ходе  своих исследований результаты  каждая группа оформляет в  виде конспекта, плана, алгоритма  и т.д.

6. Каждая группа представляет  результаты своей работы в  виде устного сообщения.

7. Подводятся итоги работы, и дается оценка деятельности  каждой группы.

На всю работу может  быть отведено от 15 минут урока до двух академических часов (пары уроков) в зависимости от объема рассматриваемого вопроса.

В отличие от проектов, требующих  больших временных рамок, проектный  урок может иметь место при  изучении свойств объектов, определении  взаимосвязей между объектами, установлении причинно - следственных связей между событиями и явлениями, доказательстве теорем и выводе формул, отработке навыков решения различных задач и т.д. 
Существенным в проектном уроке является применение для исследования методов научного познания. Этот вопрос часто учителями не принимается во внимание, отсюда затруднения в определении тематики исследования и организации проектной деятельности. Складывается некоторый стереотип в мышлении педагогов, заключающийся в том, что исследования могут быть проведены только методами статистического анализа.  
Сейчас большинство школ работает по классно-урочной системе. Этот ритм удобен своей определённостью, чёткостью, организованностью. Но в наше время всего этого недостаточно, и, соответственно, необходимо использование принципиально иной, хотя и не новой философии образовательного процесса. Считается, что она берёт своё начало в трудах Джона Дьюи. Именно этот учёный предложил вести обучение через целесообразную деятельность для ученика, с учётом его личных интересов и целей. Ученик должен поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни.

Таким образом, в основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат. Внешний результат можно  будет увидеть, осмыслить, применить  на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием, соединяющим знания и умения, компетенции  и ценности.

 

Этапы работы над  проектом

В основной школе (5-9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе дает возможность накапливать  опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой  зависит направление дальнейшего  интеллектуального и социального  развития личности.

Особенностью проектов на старшей ступени образования (10-11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники  отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.

Работа над проектом проводится поэтапно.

Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой  алгоритмизации действий, но требует  следования логике и принципам проектной  деятельности.

Работу над проектом можно  разбить на 5 этапов. Принципы построения проектов едины, вполне «взрослые» проекты строятся точно так же, как и проекты, создаваемые учащимися основной школы.

Последовательность этапов работы над проектом соответствует  этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация – проблема, заключенная в ней и осознанная учащимся – поиск способов разрешения проблемы – решение.

Этапы работы над проектом можно представить в виде схемы.

Этапы работы над проектом

 

1. ПОИСКОВЫЙ

- моделирование идеальной                      - анализ имеющейся информации;

(желаемой) ситуации;                                - определение потребности

- анализ имеющейся информации;            в информации;

- определение и анализ  проблемы;           - сбор и изучение информации

 

2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ

- постановка цели проекта;                         - анализ ресурсов;

- определение задач проекта;                      - планирование проекта;

- определение способов  разрешения          - анализ имеющейся информации;

проблемы;

- анализ рисков;                               - определение потребности в информации;

- составление плана реализации      - сбор и изучение информации

проекта; пошаговое планирование

работ;

3. ПРАКТИЧЕСКИЙ

- выполнение плана работ;                               - текущий контроль.

4. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ

 

- предварительная оценка  продукта;              - презентация продукта

- планирование презентации  и 

подготовка презентационных  материалов;

5. КОНТРОЛЬНЫЙ

 

- анализ результатов выполнения                     - оценка продукта;

проекта;                                                              - оценка продвижения.

 

II.Методика использования проектной деятельности для формирования интереса учащихся к изучению физики.

2.1 Использование метода проектов на уроках физики и астрономии

В настоящее время существует проблема в изучения физики в школах. Это связано, прежде всего, с тем, что не хватает демонстрационного  и лабораторного оборудования по физике, которое устарело или вышло  из строя; применяются старые методики преподавания, а главное: недостаточное  количество часов для изучения предмета в старших классах.

Цель использования данной методики – научить детей использовать средства компьютерных коммуникаций и  программного обеспечения в изучении физики, повысить мотивацию в изучении одного из сложнейших предметов и  показать учителям преимущества использования  компьютерной техники на уроке.

«Умеет учить тот, кто  учит интересно» - эти слова выдающегося  физика А.Эйнштейна должен помнить каждый учитель. 
С целью «внушить охоту и воспитать вкус» к изучению физики замечательный популяризатор науки Я.И.Перельман рекомендовал следующие приемы:

1. Положения науки иллюстрируются  событиями современности.

2. Привлекаются примеры  из техники.

3. Используется художественная  литература, легенды, сказания.

4. Используются парадоксы.

5. Разбираются бытующие  предрассудки.

6. Делаются неожиданные  сопоставления.

7. Рассматриваются примеры,  взятые из повседневной жизни.

8. Анализируются математические  фокусы, подвижные настольные

игры, иллюзии зрения и  т.д.

9. Делаются экскурсы в  область истории науки и техники.

Все эти приемы не потеряли актуальности и в наши дни; во многом они теперь расширены и дополнены. Эффективно их использовать помогает мне работа методом проектов на уроке  физики и астрономии.

Проекты органично вписываются  в учебный процесс. При использовании  метода проектов на уроках физики создается  такая проблемная ситуация, в результате которой учащиеся самостоятельно формулируют  исследовательские проблемы. Учащиеся делятся своими идеями, мыслями, предлагают разработки, взаимодействуют друг с  другом в группах и с учителем, а также с родителями. В процессе работы ребята сталкиваются с необычными проблемами, преодолевают их, узнают много  нового, используют свои знания. Об этом очень важно рассказать во время  презентации: о своих идеях, их обсуждении, какие идеи были отвергнуты, какие  приняты и почему, каким был  ход работы, какие трудности преодолевались и как – это так называемая «рефлексия деятельности», поэтому  презентация имеет важное учебно-воспитательное значение, обусловленное самим методом.

1. Исследовательские  проекты. Они требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности, предмета исследования, социальной значимости, продуманных методов, в том числе и экспериментальных. Такие проекты имеют структуру, приближенную к научным исследованиям. В качестве примера можно привести рефераты, которые активно используются в учебном процессе: «Наблюдение Вселенной», «Ядерная энергетика и экология». Сначала рефераты пишутся для внутриклассного употребления, затем учащиеся, которых заинтересовывает исследование, выходят на более широкую аудиторию. Часто работа, начатая в школе, становится настолько полезной, что продолжается ребятами после поступления в вуз в виде курсовых работ.

2 Творческие  проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается в процессе работы. В каждом конкретном случае договариваемся о планируемых результатах и форме их представления (газета, альбом, видеофильм, статья, презентация и т.д.). В 11 классе очень актуальны проекты по астрономии:

  • «Солнце и его влияние на жизнь людей».
  • «Есть ли жизнь на Марсе».
  • «Происхождение Вселенной. Теория большого взрыва».
  • «Происхождение солнечной системы».

3. Игровые  проекты – их структура только намечается и остается открытой до конца проекта. Участники принимают на себя роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Степень творчества очень высокая, но доминирующим видом деятельности является ролевая, игровая. Примером могут служить уроки, проведенные в виде пресс-конференции по некоторым учебным темам, например:  «Развитие средств связи», «Способы получения электроэнергии», «Исследование космоса», где есть «представители» средств массовой информации и «руководители» предприятий, ведомств, министерств; «суд» над ядерной физикой, КВН, зачет по вертикали.

4. Информационные  проекты. Этот тип направлен на сбор информации о каком-то явлении, на ознакомление с информацией, обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории – класса. Примером могут служить актуальные темы, не вошедшие в программу физики средней школы, например: «Жидкие кристаллы», «Магнитная жидкость». Проекты, посвященные изучению истории науки, техники, биографии ученых позволяют раскрыть учащимся духовные богатства настоящей личности, нравственную чистоту лучших представителей интеллигенции, имеют большое воспитательное и познавательное значение. «Моральные качества выдающейся личности, - говорил величайший физик А.Эйнштейн, - имеют, возможно, большее значение для данного поколения и всего хода истории, чем чисто интеллектуальные достижения».

5. Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры деятельности всех участников. Здесь важны и работа, и обсуждение, и корректировка совместных усилий, организация презентации полученных результатов и способов внедрения в практику. Конструкторская деятельность проявляется в изготовлении учащимися физических приборов. Например, в 7 классе после изучения темы «Сообщающиеся сосуды» ребята конструируют всевозможные виды фонтанов с элементами автоматики, по завершению изучения механического движения изобретают приборы для определения скорости ветра, катапульту, самодвижущуюся тележку, маятник Фуко, после знакомства с силами изобретают приборы для их измерения. В 8 классе ребята изобретают термометры, паровые турбины и  различные электрические приборы: вентиляторы, фонарики, электромеханические генераторы, телеграфы, электроскоп. В 9 классе - это проектирование и создание действующей модели ракеты с реактивной тягой. При изучении оптики ребята конструируют камеру Обскура, перископ. В 10 классе после прохождения темы «Влажность воздуха» - индикаторы влажности, психрометры и гигрометры.

Информация о работе Методика использования проектной деятельности для формирования интереса учащихся к изучению физики